Родительское собрание в ДОУ: Детский сад и адаптация.

Автор: Савчишкина Ольга Алексеевна

Должность: Педагог-психолог

Учреждение: МБДОУ «Детский сад №29»

Населенный пункт: г. Елец, Липецкая область

Тема: Родительское собрание в ДОУ: Детский сад и адаптация.

Опубликовано: 14.08.2017 22:55

Получить свидетельство      Скачать материал


Савчишкина Ольга Алексеевна
Педагог-психолог
МБДОУ » Детский сад №29 города Ельца »

Родительское собрание в ДОУ:ДЕТСКИЙ САД И АДАПТАЦИЯ 

Поступления малыша в детский сад — это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям даётся легко. Детский садик — это социализация ребенка, его школа жизни, где он учится играть, творить, командовать и подчиняться, отстаивать свое мнения и соглашаться с мнением другого. Учится строить отношения с ровесниками и чужими взрослыми. 
Адаптация ребенка к детскому саду — хороший показатель его интеллектуального развития и здоровых детско-родительских отношений.
Средний срок адаптации к детскому саду, по мнению специалистов, составляет от 2-3 недель до 1 месяца.
Особенности привыкания ребёнка к новой обстановке зависят от многих факторов: от типа нервной системы и состояния здоровья, личностных черт, семейной атмосферы, условий пребывания в детском саду. Наибольшие трудности в адаптации испытывают дети с ослабленным здоровьем, быстро устающие от шума, с трудом засыпающие днём, имеющие плохой аппетит. Тяжело привыкают к детскому саду чрезмерно опекаемые дети, не имеющие навыков самообслуживания.
1. Лёгкая адаптация: Ребёнок привыкает к детскому саду за одну неделю, расставаясь с мамой, утром может плакать, но очень быстро успокаивается. Охотно идёт на контакт со взрослыми, сам ходит на горшок. Знает или узнаёт свою одежду. Имеет хороший аппетит. 
2.Средняя адаптация: Ребёнок может 2-3 недели плакать в саду и при расставании с мамой. Имеет плохой аппетит. Не умеет сам себя обслуживать. Причина такой адаптации, скорее всего, кроется в погрешностях воспитания, не умении ребёнка идти на контакт с другими детьми, а так же индивидуальными особенностями ребёнка. 
3.Тяжёлая (дезадаптация): Ребёнок может плакать в саду и при расставании с мамой бесконечно долго: от 3-х и более недель. Причина — нестабильные отношения в семье, где взрослые ссорятся друг с другом при ребёнке, отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада и пр. 
Наша задача сделать так. Чтобы период адаптации прошёл для ребёнка безболезненно. Для этого со дня поступления ребёнка в детский сад ведётся лист наблюдений за ребёнком, где отмечаются: аппетит, сон, настроение, активность, уровень развития речи. Одновременно психологом проводится оценка уровня нервно-психического развития ребёнка.
Следует принять во внимание то обстоятельство, что ребенку не всегда легко привыкнуть к атмосфере самой группы. Ему может что-то не нравится во внешнем пространстве. Не со всеми детьми всегда сразу складываются хорошие отношения.
Цель работы педагога-психолога: дети, особенно в маленьком возрасте, еще не умеют дружить, учитывать и принимать чужую точку зрения. Необходимо учить их правильно выражать свои эмоции, проявлять свои лучшие качества характера (а они есть у каждого малыша). Поэтому первостепенная задача — привлечь внимание детей к коллективным занятиям.
Задачи
— сплочение группы;
— развитие навыков общения, эмпатии;
— развитие воображения, слухового внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;
— снятие тревожности, агрессии, снижение импульсивности;
— развитие координации движений, умения контролировать свои действия, обучение ориентации на своём теле.
Дети раннего возраста — очень восприимчивы к эмоциональным состоянием окружающих и подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один ребенок начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будут рядом с ним. Форма проведения: игры и игровые упражнения с подгруппой детей.
Проявления положительных и отрицательных эмоций зависит от физического комфорта. Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это системность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.

Детки к нам пришли очень маленькими и вы конечно же очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни. С какими реальными проблемами, возможно придётся столкнуться вам и малышу и как сделать процесс адаптации более мягким. И чтобы адаптировать детей необходимо знать

КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ХОДИТЬ В САД БЕЗ СЛЁЗ?
1) Говорите правду.
Не обманывайте ребёнка, что пошли в магазин и пропали до вечера, да ещё и не купили ничего… Как только ребёнок поймает вас на обмане, пусть даже он ничего не скажет, его адаптация усугубится в разы.
Не надо вешать ребёнку лапшу на уши!
Лживая картинка рушится при столкновении с реальностью — это выбивает опору из под ног. И тогда фрустрация потребности в безопасности цветет пышным цветов: привет слезам, кошмарам, истерикам, непослушанию, болячкам и  иже с ними.
2) Объясняйте ребёнку, что его ждёт.
Ребенку, конечно, мы стараемся рассказывать все в положительном ключе.
Да, и здесь есть сказка для детей по подготовке к детскому саду и сказки про деток которые плакали и грустили в садике:
 

В таких случаях стоит проигрывать не только положительные сюжеты, но и сюжеты со слезами, расстройством ребенка.
Обсуждайте с ребенком, все плюсы и минусы в саду. Да, там нет мамы и папы. Да, без них неуютно и скучно. Но детский сад нужен вашей семье по ряду конкретных (!!!) причин, понятных вашему ребенку.
ДАВАЙТЕ РЕБЕНКУ КОНКРЕТНЫЕ ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙ!
«Ты поиграешь, погуляешь и я приду». «Ты порисуешь, сходишь на музыку, погуляешь, пообедаешь и я приду за тобой. Если я задержусь на работе, то ты успеешь поспать в саду».
3) НЕ НАДО ГОВОРИТЬ, ЧТО «ЗДЕСЬ НЕЧЕГО БОЯТЬСЯ».
Очень даже есть чего, если ребёнку уже страшно. Лучше спросите, из-за чего именно он расстроен, из-за чего переживает, что тревожит. Выводите ребенка на конкретику.
4) НЕ НАДО ЗАПУГИВАТЬ РЕБЁНКА САДОМ.
Многие люди, особенно советской закалки, любят детей пугать. Это могут быть фразы из серии: «Вот пойдешь в сад, там с тобой никто возиться не будет!», это могут быть и более мягкие, но не менее пугающие ребёнка фразы: «Как же ты такой стеснительный/несамостоятельный и т.п. в сад пойдешь?!»
5) ПОЗАБОТЬТЕСЬ О СЕБЕ.
У вас тоже может произойти такой же «сбой системы». Вы рассчитывали на одно, готовили ребенка к одному, а на выходе получили совсем другое. Перебирайте разные варианты развития событий. Поговорите со знакомыми, узнайте, кто с чем сталкивался в детском саду. 
Период адаптации не самый легкий в Вашей жизни и жизни вашего малыша. Вы наверняка будете волноваться, а он наверняка будет скучать по маме. Со временем все наладится. И в Ваших силах позаботиться о том, чтобы первая дорожка Вашего крохи не была чересчур ухабистой.
И в заключении хочется пожелать Вам удачи и педагогической грамотности. Старайтесь уделять больше внимания ребёнку дома, читайте, играйте, смотрите вместе мультики, делайте домашнюю работу. Подчеркивайте, каким большим и умелым стал ваш малыш, как пошел в детский сад, каким он стал сильным, смелым и умным, как многому он учится каждый день в детском саду. Будьте нежны, терпеливы и доброжелательны. И, скорее всего, стресса, связанного с поступлением в детский сад, удастся избежать. Удачи Вам! 

Особенности развития детей раннего возраста

Дети 1, 5 – 3 лет относятся к раннему возрасту. Раннее детство – очень короткий период в жизни человека. Но этот период имеет непреходящее значение.
Именно в первые три года жизни дети научаются тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.
Основной вид деятельности этих детей – манипулирование предметами. Т.е. ребенок вначале изучает предмет, узнает его назначение, а затем начинает употреблять эти предметы для других целей.  Поэтому, чтобы  предметна деятельность  носила развивающий характер, нужно ребенку осваивать разнообразные действия с одним и тем же предметом, а значит, предметно-развивающая среда не должна  быть перегружена игрушками, но должна быть разнообразно. Игры со сверстниками не привлекают этих детей, они предпочитают самостоятельные игры.
На этой основе развивается игровая и продуктивная деятельность ребенка, т.е. лепка, рисование, конструирование.
Происходит активное формирование речи:
— к 1,5 годам ребенок должен владеть 30-40 словами;
— к 2 годам – 300-400. Основными вопросами детей в этом возрасте должны быть вопросы «Кто?», «Что?», ребенок начинает употреблять не только существительные, но и прилагательные, наречия, глаголы, местоимения. Формируется фразовая речь;
— к 2,5 годам ребенок осваивает 1000 слов, основные вопросы, интересующие ребенка «Где?», «Когда?», «Куда?», «Откуда?».
В этом  возрасте задержка речевого развития должна насторожить – это может говорить о ЗПР или о развивающееся глухоте.
Также в этом возрасте нужно стимулировать высказывания детей. Существует одна психологическая сказка о мальчике, который заговорил в 5 лет. Родители ребенка сбились с ног, водили ребенка по врачам, экстрасенсам, но все безуспешно. Однажды, когда вся семья села за слол, ребенок отчетливо сказал: «Мне нечем есть». Когда родители опомнились от счастья и спросили ребенка, почему он все это время молчал, он ответил: «А зачем было говорить? Вы и так все за меня говорили».
Развитие познавательных процессов ребенка раннего возраста идет быстрыми темпами: стремительно развиваются внимание, память, восприятие, мышление и т. д. Главной функцией данного возраста  является восприятие, поэтому наибольших успехов ребенок достигнет не в области памяти или мышления, а в области восприятия. И именно его надо развивать в первую очередь.
Восприятие ребенка этого возраста непроизвольное. Он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Задача взрослого – правильно называть признаки и действия предмета, постоянно озвучивать их, а затем и спрашивать о них у ребенка. Детям этого возраста полезны самообучающие игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки.
В этом возрасте важно знакомить детей с цветом и формой. В возрасте 2-3 лет малыш способен различать:
— 5 форм (круг, квадрат, овал, треугольник и прямоугольник),
— 8 цветов (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый, фиолетовый, оранжевый).
Важно приучать ребенка к книгам, больше читать сказок и стихов.
Основной способ познания ребенком окружающего мира – метод проб и ошибок, поэтому дети этого возраста любят разбирать игрушки. Чаще всего, это нормальная познавательная активность ребенка, а не его капризы.
Внимание и память ребенка раннего возраста непроизвольные. Т.е.  привлекают и запоминаются только яркие предметы, издающие звуки, картинки и т.д.
Поведение ребенка также непроизвольное, дети не могут сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий.
Дети в этом возрасте искренние, открытые, честные. Они не умеют скрывать свои симпатии и антипатии. Чувства детей неустойчивы и противоречивы, настроение подвержено частой смене.

Список литературы:

• От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
• Роньжина, А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению / А.С. Роньжина. — М.: Книголюб, 2003 – 72 с.
• Широкова, Г.А. Практикум для детского психолога / Г.А.Широкова, Е.Г. Жадько. – Р-н-Д.: Феникс, 2004 г. – 320 с.
• Севостьянова, Е.О. “Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ”/ Е.О. Севостьянова. – М.: ТЦ “Сфера”, 2006 г.
• Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи / О.Г. Заводчикова. – М.: Просвещение, 2007 г. – 79 с

• материалы с сайта: http://www.tvoyrebenok.ru/adjusting_to_kindergarten.shtml

Анкета для родителей:
«Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»
Ф.И. ребенка ___________________________________________________________________

1. Какое настроение преобладает у ребенка?
а) бодрое, уравновешенное
б) раздражительное, неустойчивое
в) подавленное

2. Как ребенок засыпает?
а) быстро (до 10 мин.)
б) медленно
в) спокойно
г) не спокойно

3. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?
а) дополнительные воздействия ______________________________________________
(какие?)
б) без дополнительных воздействий

4. Какова продолжительность сна ребенка?
а) 2 часа
б) менее часа

5. Какой аппетит у Вашего ребенка?
а) хороший
б) избирательный
в) неустойчивый
г) плохой

6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
а) положительно
б) отрицательно
в) не просится, но бывает сухой
г) не просится и ходит мокрый

7. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
а) сосет пустышку, сосет палец, раскачивается, другие __________________________
(указать)
б) нет отрицательных привычек

8. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
а) да
б) нет
в) иногда

9. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
а) да
б) нет
в) иногда

10. Как играет Ваш ребенок?
а) умеет играть самостоятельно
б) не всегда
в) не играет сам

11. Взаимоотношения со взрослыми:
а) легко идет на контакт
б) избирательно
в) трудно

12. Взаимоотношения с детьми:
а) легко идет на контакт
б) избирательно
в) трудно

13. Отношение к занятиям (внимателен, усидчив, активен)?
а) да
б) нет
в) не всегда

14. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
а) да
б) нет
в) перенес разлуку легко
г) тяжело

15. Есть ли аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?
а) да
б) нет

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector