Опытно-экспериментальная деятельность в ДОО.

Автор: Капсулова Оксана Федоровна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МДОУ детский сад «Жемчужинка»

Населенный пункт: с. Подкуровка, Ульяновская область

Тема: Опытно-экспериментальная деятельность в ДОО.

Опубликовано: 18.08.2017 12:38

Получить свидетельство      Скачать материал


Опытно-экспериментальная деятельность в ДОО

ООД с детьми
Автор: Капсулова Оксана Федоровна   
17.08.2017

Актуальность
Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.
 
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.
Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.
Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования.
Цели:
• Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
• Развитие словаря
• Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира;
• Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.
Задачи:
• Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
• Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.).
• Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений
• Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью
• Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия
Образовательные задачи:
• Познакомить детей со свойствами предмета исследования;
• Формировать умение делать открытия и выводы;
• Обучать плавному направленному выходу на предмет.
Развивающие задачи:
• Развивать экспериментальную деятельность;
• Развивать речь детей;
• Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;
• Развивать внимание, мышление, память
Воспитательные задачи:
• Воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия;
• Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.
• Воспитывать аккуратность в работе.
Методы:
• Проблемно-поисковый метод: активные действия ребенка по обследованию объектов.
• Наблюдения за объектом
• Просмотр иллюстраций
• Беседа с элементами дискуссии
• Познавательный рассказ воспитателя
• Чтение художественной литературы.
• Проведение опыта, эксперимента.
Предметная среда:
• Лупы, зеркала, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, фонарики, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, шарики из разного материала, дерево, металл, мел, пластмасса
• Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины; мерки, воронки, сита, лопатки, формочки
• Природный материал: желуди, шишки, семена, спилы деревьев, камни разной величины, ракушки и т.д.
• Бросовый материал: пробки, палочки, трубочки, шланги резиновые и т.д.
• Неструктурный материал: песок, глина, краски, опилки, пенопласт, мел и т.д.
Формирование представлений у детей:
• О предметном мире.
• О материалах: песок, глина, вода, материал, камни и т.д.
• О мире растений: выращивание из семян, луковиц, листа.
• О природных явлениях: ветер, мороз, дождь, снег, туман, роса и т.д
Перспективное планирование
Познавательно – исследовательской деятельности
Вторая младшая группа
Сентябрь
Тема: Свойства песка
Задачи: Познакомить со свойствами песка: состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого.
Материал: Ведерки, совки, вода, песок.
Октябрь
Тема: Игры с веерами и султанчиками
Задачи: Познакомить детей с одним из свойств воздуха: движением; движение воздуха — это ветер.
Материал: Султанчики, вертушки
Ноябрь
Тема: Звуки
Задачи: Учить определять и различать издаваемые шумовые звуки. Развивать слуховое внимание и память.
Материал: Бумага, деревянный молоток, погремушка, звуковая игрушка ит. д.
Декабрь:
Тема: Ткань
Задачи: Учить детей определять и называть качество ткани: мягкость, прочность, мягкость; свойства ткани: мнется, рвется, намокает.
Материал: Ткань: шелк, хлопок, синтетика, мех.
Январь
Тема: Древесина
Задачи: Учить детей узнавать предметы, изготовленные из древесины. Познакомить с качествами древесины: твердость, прочность, структура поверхности. Познакомить со свойствами древесины: режется, не бьется, не тонет в воде, горит.
Материал: Кусочки дерева, деревянные предметы.
Февраль
Тема: Бумага
Задачи: Учить детей узнавать предметы, сделанные из бумаги. Познакомить со свойствами бумаги: мнется, рвется, режется, горит, намокает. А также с её качествами: цвет, гладкость, толщина, способность намокать.
Материал: Предметы из бумаги.
Март:
Тема: Посадка лука
Задачи: Формировать представления детей о росте лука из луковицы. Показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.
Материал: Луковицы, сосуды с водой и без, бумажный пакет.
Апрель
Тема: Веточка
Задачи: Наблюдение за появлением листьев на веточках: тополя, вербы — поставленных в воду.
Материал: Веточки вербы и тополя, сосуды с водой.
Май
Тема: Из чего сделаны предметы
Задачи: Учить детей определять на ощупь материал, из которого сделан предмет. Активизировать в речи прилагательные, обозначающие материал: пластмассовый, деревянный, бумажный, резиновый.
Материал: Игрушки, изготовленные из различных материалов.
Июнь
Тема: Солнечный зайчик
Задачи: Формировать представление детей о том, что «солнечный зайчик» — это луч солнечного света, отраженный от зеркальной поверхности.
Материал: Зеркальце.
Июль
Тема: Узнай по вкусу
Задачи: Продолжать знакомить детей с органами чувств и их назначением. Учить детей узнавать вкусовые свойства продуктов: кислый, сладкий, горький.
Материал: Продукты с разным вкусом: конфета, лимон, хлеб ит. д.
Август
Тема: Запахи
Задачи: Формировать представление детей о способности определять запахи и их качества: кислый, сладкий, неприятный.
Материал: Предметы с различным запахом: духи, трава мята, чай, табак.

Литература
• Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками. / Центр педагогического образования, 2012
• Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
• Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Издательство «Речь» 2006Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, N 4, 2004, 4. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс 2013
• Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002 6. Материалы Интернет-сайтов.
• Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред. Л. Н. Прохоровой

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector