Конспект НОД по развитию речи: «Весна идет».

Автор: Ушакова Светлана Владимировна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова»

Населенный пункт: г. Сургут, ХМАО, Тюменская область

Тема: Конспект НОД по развитию речи: «Весна идет».

Опубликовано: 19.08.2017 08:49

Получить свидетельство      Скачать материал


Конспект НОД в подготовительной к школе группе

Тема: «Весна идет»

Образовательная область «Познание»

Направление – «Познавательно-речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Цель: способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время.

Задачи:

1. Углубить представления о сезонных изменениях в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (снег тает, потому что солнце стало пригревать сильнее и т.д.).

2. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями о весне (загадки, пословицы); развивать логическое мышление, разговорную речь: обогащать и активизировать словарный запас, развивать коммуникативные навыки.

3. Воспитывать у детей отзывчивость, формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы; развивать творческие способности, фантазию.

Планируемые результаты: Дети имеют представления о характерных признаках весны (сильнее греет солнце, увеличивается день, тает снег, возвращаются перелетные птицы); умеют отвечать полным ответом, понимают связь между явлениями неживой природы.

Материалы:
— Картинки с изображением примет весны.
— Макет таблицы .
— Ножницы , цветные карандаши.
— Мяч.

Предварительная работа:

1. Рассматривание с детьми иллюстраций о весне, весенних изменениях в природе.
2. Беседы с детьми о бережном отношении к природе.
3. Наблюдения на прогулке, беседы с детьми о признаках весны, почему наступает весна.
4. Чтение художественной литературы.
5. Заучивание стихов о весне, о весенних месяцах, загадывание загадок, поговорок и пословиц.

Ход занятия:

Дети входят в группу под негромкую музыку.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас и ваши добрые лица! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся! Я хочу вас поприветствовать вот таким стихотворением:
Здрaвствуй, небо голубое!
Здрaвствуй, солнце золотое!
Здрaвствуй, вольный ветерок!
Здрaвствуй, солнечный денек!
Я живу в родном крaю.
Всех я вaс приветствую!
(Дети встают в круг).

Игра «Запоминай-ка» 
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Вы должны быть очень внимательными и запомнить как можно больше слов: ручеек, подснежник, проталинка, сосулька, лужи.
• Какие слова запомнил ты?( дети по очереди повторяют запомнившие слова )
• Вы запомнили все названные слова, потому что были внимательными. Молодцы!
• К какому времени года мы можем отнести перечисленные слова? (Весна).
• Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, Апрель, Май).
• Какое время года было до весны? (Зима).
• Какое время года наступит после весны? (Лето).
• Какое время года будет между зимой и летом? (Весна).
Воспитатель: ребята а вы знаете кто главный помощник весны ? Я вам сейчас загадаю загадку и вы поймете кто это:
Кто живёт на небе чистом,
Называется лучистым?
Греет, светит, глазки «слепит»,
Его очень любят дети.
(Солнышко)
Правильно это солнышко . Передавая мяч друг другу, вы будете говорить, какое оно. 

- Солнце желтое как (одуванчик, лимон …)

- Солнце круглое как (мячик, шарик …)

- Солнце ласковое как (мама, бабушка …)

-Солнце теплое как (печка, рукавичка …)

- Солнце яркое как (фонарик, лампочка …)

-Солнце жаркое как (костер, огонь….)

Воспитатель: вы ребята молодцы . А сейчас я предлагаю поиграть в игру « Скажи наоборот»
Игра «Скажи наоборот».

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам буду говорить словосочетания о зиме, а вы мне будете называть словосочетания о весне с противоположным значением :
• Зима ушла, а весна – … (пришла).
• Зима холодная, а весна – … (тёплая).
• Зимой солнце морозит (не греет), а весной – … (греет).
• Зимой сугробы высокие, а весной – … (низкие).
• Зимой лед толстый, а весной – … (тонкий).
• Зимой день короткий, а весной – … (длинный).
• Зимой воздух холодный, а весной – … (теплый).
• Зимой птицы поют тихо, а весной – … (громко).
Воспитатель: Все правильно ответили, молодцы!
(Дети садятся за столы).

Составление рассказа о весне с помощью мнемотаблицы.
Воспитатель: Ребята, мы с вами повторили признаки и явления весны, а теперь давайте побудем писателями и составим интересный рассказ о весне, а поможет нам в этом схема, которую мы с вами сейчас сделаем сами. Для этого вам нужно выбрать и раскрасить картинку а затем наклеить на нашу таблицу . ( дети выбирают картинки с изображением )
Картинки вы будете раскрашивать пока не закончится мелодия .
Выполнив задание дети наклеивают картинки на макет таблицы.
Воспитатель: Сейчас мы с помощью ваших раскрашенных картинок попробуем составить преложения.
Примеры составления предложений по мнемотаблице:
 Весной… 
• Ярко светит солнце. 
• Тает снег.
• Бегут ручьи, дети пускают кораблики.
• На деревьях набухают почки, появляется трава.
• Просыпаются медведь и ежик.
• Из теплых краев возвращаются перелетные птицы.
• Просыпаются насекомые.
• Весной появляются первые цветы – подснежники.
Воспитатель: Молодцы ребята, замечательные предложения о весне вы составили, а сейчас я приглашаю вас на физминутку «Подснежники».
Физкульминутка «Подснежники».
Вот подснежники проснулись (встают, протирают глаза),
Улыбнулись (улыбаются),
Потянулись (тянутся),
Раз – росой умылись (умываются),
Два – изящно покружились (кружатся),
Три – нагнулись и присели (наклоняются и приседают),
А четыре – полетели (бегают),
Пять – они остановились (останавливаются)
И тихонько опустились (приседают).
(Дети проходят на стульчики.).

Воспитатель: Ребята, как называется наш рассказ? (Весна). А теперь я вам предлагаю выйти и рассказать рассказ про весну . Предложения должны быть полными и можно глядя на картинку составить своё предложение отличающееся от предыдущего рассказчика.
 Дети по очереди выходят и с помощью мнемосхемы составляют рассказ ( при затруднении задаю наводящие вопросы ).
Воспитатель: Молодцы, ребята, какие интересные получились у вас рассказы! Наше занятие подошло к концу. Что вам понравилось больше всего? Что вызвало затруднение?
За вашу хорошую работу весна вам дарит вам подарки, яркие «Солнышки-медальки».

Дети: Нет, солнце — главный помощник весны.
Воспитатель : Что-то загрустило наше солнышко.
— Давайте придумаем красивые слова к солнышку и будем расправлять его лучики. Каждый кто называет слово берет в руку ленточку ( ленты прикреплены к обручу)
Дидактическая игра «Подбери слово»
— Солнце, какое? (ласковое, желтое, теплое, яркое, лучистое, золотое, красивое, доброе, светлое) .
Воспитатель : Вот какое лучистое и теплое солнышко появилось в нашей группе .Есть такая пословица: «При матушке добро, а при солнышке тепло».
Воспитатель : Для того чтобы помочь весне и выгнать холодную зиму давайте вспомним приметы весны и поможет нам в этом схема-таблица ( на экране мнемотаблица ) .
1 подсказка это солнце . Давайте еще раз вспомним какое значение оно имеет весной ( напоминаю детям что предложения должны быть полными) . Ответы детей.
2 подсказка – осадки весной.
3 подсказка – что происходит с деревьями.
4 подсказка – чем занимаются взрослые.
5 подсказка – как меняется одежда.
6 подсказка – чем занимаются животные.
7 подсказка – что происходит в жизни птиц.
8 подсказка – детские забавы.
Физминутка.

Воспитатель: Она приходит ласково
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет
В лесу подснежник расцветет.

Воспитатель: И говорить мы сегодня будем о весне.
Воспитатель: Ответьте на вопросы:
— После какого времени года наступает весна?
— А перед каким временем года?
— Все времена года идут друг за другом, а сколько их всего?
Воспитатель: Дети, давайте вспомним приметы весны, а помогут нам в этом картинки. Начинать предложение нужно со слова «Весной…». (Дети выполняют задание).
А сейчас давайте поиграем. Я называю слово, если оно о весне, то вы хлопаете в ладоши. (Пригревает, листопад, тает, вьюга, теплое, ярче, холодно, набухают, прилетают, проталина, ледоход, застыл, метель, снегопад, солнышко.) 
Хоровое проговаривание трудных слов: проталина, набухают.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему тает снег, лед, бегут ручьи?
Дети: Снег тает, потому что солнышко стало сильнее пригревать.
Воспитатель: Наступит ли весна, если солнце не будет светить и пригревать?
Дети: Нет, солнце — главный помощник весны.
Дети: Что-то загрустило наше солнышко.
— Давайте придумаем красивые слова к солнышку и будем расправлять его лучики.
Дидактическая игра «Подбери слово»
— Солнце, какое? (ласковое, желтое, теплое, яркое, лучистое, золотое, красивое, доброе, светлое)
— Есть такая пословица: «При матушке добро, а при солнышке тепло»
— Какое красивое солнышко получилось, оно улыбается нам, а мы улыбнемся ему.

Физкультминутка
Весна-красна, ты с чем пришла? (Руки в стороны, поклониться.)
С цветами, с травой, с лошадкой вороной. (Руками указать на траву, цветы, взять поводья.)
Мы на ней поскачем по траве луговой, (Подскоки на месте.)
К воде ключевой. (Наклониться, зачерпнуть воображаемую воду.)
Солнышку улыбнёмся, (Соответственно.)
Домой к мамочке вернёмся. (Сесть на свои места)

Воспитатель: Ребята, ответьте на вопросы:
— Какая погода бывает весной?
— Какие облака весной?
— Какая весной капель?
— Какое небо весной?
— В какую одежду одеваются весной люди?
— Какая весной вырастает травка?

Дидактическое упражнение.
Скажите со словом «Весенний» — день, погода, настроение, гроза, солнце, трава, месяцы.
Воспитатель: Послушайте загадки
Дует теплый южный ветер.
Солнышко все ярче светит
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (МАРТ)

Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (АПРЕЛЬ)

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Птицы первые летят.
Гром грохочет, угадай,
Что за месяц это? (МАЙ)

Дети повторяют все месяцы весны.

Воспитатель: А сейчас мы с вами проведём небольшую викторину. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.

Викторина.

Какие деревья ранней весной украшают себя первыми? (ива или верба)
А какие деревья ранней весной остаются зелёными? (ель и сосна)
Где лежит прошлогодний снег? (на земле, под новым снегом)
Где быстрее тает снег-в поле или в лесу?
Почему вокруг деревьев весной образуются воронки?
Где гнездятся скворцы, если нет скворечников (под крышами домов, в дуплах птиц)
Для чего скворцы садятся на животных весной (коров, лошадей)? (чтобы нащипать шерсти для гнезда)
Почему птицы летят за тракторами и садятся на вспаханную землю? (после пахоты ищут червячков)
Скажите, как правильно должно быть: 

— Распускаются листочки или цветочки? 
- Порхают птички или лисички? 
- Тает снежинка или слезинка? 
- Журчат ручьи или грачи? 
- Набухают почки или листочки? 
- Прилетают насекомые или птицы? 
Трещит лед или ледоход? 

Сосчитай до пяти: 

— один мохнатый медвежонок…
- один пушистый зайчонок…
- один серый волчонок… 
- один маленький подснежник…
- один звонкий ручеек… 
- одна душистая мимоза…

Игра «Исправь ошибку»
— Весенние месяцы – декабрь, январь, февраль?
-Весной идет листопад?
— Звери делают запасы весной?
— Весной на юг улетают птицы.
— Дети весной надевают весеннюю одежду

Воспитатель: Молодцы! О чем мы сегодня говорили на занятии? (о весне, о приметах весны, отгадывали загадки и т.д.)
— Что было легко, а что трудно?
Детям предлагается взять картинку с изображением солнышка и тучки . Если настроение радостное и веселое то солнышко , а если грустно то тучку.

Воспитатели:
• Формирование пассивного и активного словаря, расширение кругозора.
• Развитие связной речи.
• Автоматизация и дифференциация поставленных звуков по заданию логопеда.
• Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
• Развитие графических навыков.
• Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
Развитие познавательных способностей

Мероприятия
Понедельник
• Акция «Напутствие феи Добра»;
• НОД «Тропинка добра»;
• Игры: «Я не должен – я должен», «Секрет», «Мост дружбы»;
• Сквозная акция «Цепочка добрых дел».
Вторник
• Акция «Подари улыбку прохожему» (изготовление аппликации «Улыбка»);
• Занятие с элементами тренинга «Поделись своей добротой»;
• Беседы о добрых поступках и делах, прослушивание песен о дружбе.
Среда
• «Книжкина больница» — организация работы по ремонту старых книг;
• Операция «Кормушка» — сотвори добро, накорми птиц (совместно с родителями и детьми изготовление кормушки, вывешивание на участок);
• Выставка творческих работ «Тепло наших рук».
Четверг
• Просмотр мультфильма «Сказка про доброго носорога»;
• НОД «Случаи из жизни и копилка добрых дел»;
• Игры: «Добрые и вежливые слова», «Ласковое имя»;
• Акция «Поможем малышам» (создание книжек – малышек).
Пятница
• Акция «Посылка детям в детский дом» — сбор и отправка посылки;
• Подведение итога сквозной акции «Цепочка добрых дел»;
• Акция «цветочная поляна» — подведение итогов недели доброты.
 

Составление рассказа о весне с помощью мнемотаблицы.
Воспитатель: Ребята, мы с вами повторили признаки и явления весны, а теперь давайте побудем писателями и составим интересный рассказ о весне, а помогут нам в этом схемы-картинки.
Цель: упражнять детей в умении составлять рассказ-описание о весне с использованием мнемосхем; развивать высшие психические функции: память, внимание, образное мышление.
На экране схема первого предложения.
Воспитатель: Ребята, составьте предложение по схеме.
(Один ребенок преобразует, символы в образы и составляет предложение «Весной ярко светит солнце». И так дети по всеми схемами составляют отдельные предложения).
Примеры составления предложений по мнемоквадратам: Весной… 
• Ярко светит солнце. 
• Тает снег.
• Бегут ручьи, дети пускают кораблики.
• На деревьях набухают почки, появляется трава.
• Просыпаются медведь и ежик.
• Из теплых краев возвращаются перелетные птицы.
• Просыпаются насекомые.
• Весной появляются первые цветы – подснежники.
Воспитатель: Молодцы ребята, замечательные предложения о весне вы составили, а сейчас я приглашаю вас на физминутку «Подснежники».
5. Физкульминутка «Подснежники».
Вот подснежники проснулись (встают, протирают глаза),
Улыбнулись (улыбаются),
Потянулись (тянутся),
Раз – росой умылись (умываются),
Два – изящно покружились (кружатся),
Три – нагнулись и присели (наклоняются и приседают),
А четыре – полетели (бегают),
Пять – они остановились (останавливаются)
И тихонько опустились (приседают).
(Дети проходят на стульчики. На экране мнемотаблица для составления полного рассказа о весне).
Воспитатель: Ребята, как будет назваться наш рассказ? (Весна). 
(Один ребенок составляет рассказ по картине).
Воспитатель: Молодцы, ребята, какие интересные получились у вас рассказы! За вашу хорошую работу весна вам дарит вам подарки, яркие «Солнышки-медальки».
мнемоте́хника — совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей)

закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна идет»;
2.     совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными);
3.     упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;
4.     формировать понимание причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.
 
Развивающие задачи:
1.     развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
2.     продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.
 
Воспитательные задачи:
1.     воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей: пожалеть, помочь, утешить;
2.     воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.
 
Наглядный материал: мнемотаблицы «Весна» (разные варианты), игрушка-пингвиненок, мяч.
 
Предварительная работа:
—         экскурсии и наблюдения в природе;
—         чтение книг о Севере, Антарктике и нахождение ее на карте и на глобусе;
—         чтение потешек, стихов, рассказов, сказок о весне;
—         рассматривание альбомов, иллюстраций по теме «Весна»;
—         рисование на тему «Весна»;
—         разучивание стихов с одним из детей;
—         разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, птицах;
—         дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет весны», «В гости к весне».
Игра «У кого кто» 

- Ребята, не только у медведицы появились детеныши, но и у других лесных зверей весной появляются детеныши. Воспитатель обращает внимание детей на картинки с изображение животных и детенышей. (Дети называют животных и их детенышей — у лисицы лисята, у зайчихи зайчата, у волчицы волчата, у белки бельчата.)
«Жили

были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они
дружно и по очереди правили всем миром. Но однажды Зима решила, что о
на
самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным
покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали от холода.
Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть
чудо, которое поможет победить хол
од».
Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат карточки,
на которых нарисованы лампочка, костер и солнце. Как вы думаете, что из
этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Солнце). Действительно,
солнце

самое большое и доброе
чудо. Что можно сказать про солнышко?
Какое оно? (доброе, теплое, ласковое, улыбчивое, радостное)

Кому нужно солнышко? (детям, взрослым, зверям, птицам, растениям
,
деревьям
)
. Это первая примета весны

теплое солнце.
Давайте поспешим на помощь Весне, вспомним другие её приметы.
А
таблица нам поможет (мнемотаблиц
а с изображением примет весны

Скажите, вы любите весну? Сейчас каждый из вас
будет
говорить, за что он
любит весну, и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу. Воспитатель:
Посмотрите, что у нас получилось? (солнышко) А вы его добрые и умные
лучики, от которых всем тепло и радостно.

• Наступила долгожданная, теплая, веселая, красивая весна.
• Весной день равен ночи.
• Светит весеннее, теплое и ласковое солнышко.
• С крыш капает звонкая, дружная, поющая капель.
• Тает рыхлый, серый снег.
• Кругом появляются лужи.
• Бегут, журчат, поют веселые, быстрые ручейки, ребята пускают кораблики.
• На земле появляются первые проталины.
• На проталинах появляются первые весенние цветы – подснежники.
• Деревья пьют корнями воду из почвы, вода идет по стволу к веткам и на ветках набухают почки и появляются первые клейкие, зеленые листочки.
• Землю покрывает первая, весенняя, сочная травка.
• Появляются насекомые, они греются на ярком солнышке.
• Из теплых краев возвращаются перелетные птицы.
• Птицы начинают вить гнезда и выводить птенцов.
• Просыпаются животные: медведь, еж.
• Животным весной становиться жарко в теплых зимних шубах, и они меняют свой наряд, мех становиться редким.
• У животных появляются детеныши.
• Все рады красавице весне.

Ваш код доступа для участия в вебинаре: 
WBN-369793-067281

Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов.Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку. Создание   лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели. В будущем ребенок
научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.

способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме;
-способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме;
-способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме;
Лэпбук отличный помощник в работе педагогов и узких специалистов.

 Дидактическая игра «Найди ошибку и исправь»
— Май озорник! Разукрасил мир в разные цвета. И я с вами хочу поиграть. Послушайте внимательно предложения, все ли в них правильно?
— Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы.
— Пригрело солнце, потому что расцвели цветы.
— Оттаяла земля, потому что сажают деревья.
— Наступила весна, потому что
проснулся медведь.

Воспитатель: Кто же у нас главный весенний герой? ( Игрушка -Солнце)
А вот и наше солнышко. Передавая его друг другу, вы будете говорить, какое оно. 
- Солнце желтое как (одуванчик, лимон …)
- Солнце круглое как (мячик, шарик …)
- Солнце ласковое как (мама, бабушка …)
-Солнце теплое как (печка, рукавичка …)
- Солнце яркое как (фонарик, лампочка …)
-Солнце жаркое как (костер, огонь….)

Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Дети входят в группу под негромкую музыку.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас и ваши добрые лица! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся! Сегодня у нас необычное занятие, на нем присутствуют гости. Давайте их поприветствуем:
Здрaвствуй, небо голубое!
Здрaвствуй, солнце золотое!
Здрaвствуй, вольный ветерок!
Здрaвствуй, солнечный денек!
Я живу в родном кaю.
Всех я вaс приветствую!
(Дети встают в круг).
1. Игра «Запоминай-ка» (введение в тему)
Цель: активизировать словарь детей по теме «Весна».
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Вы должны быть очень внимательными и запомнить как можно больше слов: ручеек, подснежник, проталинка, сосулька, лужи.
• Какие слова запомнил ты?
• Вы запомнили все названные слова, потому что были внимательными. Молодцы!
• К какому времени года мы можем отнести перечисленные слова? (Весна).
• Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, Апрель, Май).
• Какое время года было до весны? (Зима).
• Какое время года наступит после весны? (Лето).
• Какое время года будет между зимой и летом? (Весна).
II. Основная часть
Воспитатель: Весна приготовила для вас сюрприз. Отгадайте, что это?
Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосулька).
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно. Вот она волшебная сосулька, и я хочу с вами поиграть.
2. Игра «Волшебная сосулька».
Цель: обогащать словарь детей прилагательными, развивать умение подбирать слова-признаки. 
(Педагог объясняет: тот, до кого дотронется волшебная сосулька, тот и отвечает. Дети садятся вокруг воспитателя на коврике).
Воспитатель: Весна (какая?): теплая, нежная, веселая, долгожданная, солнечная, дождливая, ранняя, поздняя, долгая, радостная, ветреная.
Воспитатель: Молодцы. Как много вы знаете о весне! Ребята, а вы зиму с весной не перепутаете? (Дети встают полукругом). Давайте проверим!
3. Игра «Скажи наоборот».
Цель: развивать умение подбирать антонимы.
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам буду говорить словосочетания о зиме, а вы мне будете называть словосочетания о весне с противоположным значением, а чтобы нам легче было выполнить задание, весна отправила нам свой солнечный мячик:
• Зима ушла, а весна – … (пришла).
• Зима холодная, а весна – … (тёплая).
• Зимой солнце морозит (не греет), а весной – … (греет).
• Зимой сугробы высокие, а весной – … (низкие).
• Зимой лед толстый, а весной – … (тонкий).
• Зимой день короткий, а весной – … (длинный).
• Зимой воздух холодный, а весной – … (теплый).
• Зимой птицы поют тихо, а весной – … (громко).
Воспитатель: Все правильно ответили, молодцы!
(Дети садятся на стульчики).
4. Составление рассказа о весне с помощью мнемотаблицы.
Воспитатель: Ребята, мы с вами повторили признаки и явления весны, а теперь давайте побудем писателями и составим интересный рассказ о весне, а помогут нам в этом схемы-картинки.
Цель: упражнять детей в умении составлять рассказ-описание о весне с использованием мнемосхем; развивать высшие психические функции: память, внимание, образное мышление.
На экране схема первого предложения.
Воспитатель: Ребята, составьте предложение по схеме.
(Один ребенок преобразует, символы в образы и составляет предложение «Весной ярко светит солнце». И так дети по всеми схемами составляют отдельные предложения).
Примеры составления предложений по мнемоквадратам: Весной… 
• Ярко светит солнце. 
• Тает снег.
• Бегут ручьи, дети пускают кораблики.
• На деревьях набухают почки, появляется трава.
• Просыпаются медведь и ежик.
• Из теплых краев возвращаются перелетные птицы.
• Просыпаются насекомые.
• Весной появляются первые цветы – подснежники.
Воспитатель: Молодцы ребята, замечательные предложения о весне вы составили, а сейчас я приглашаю вас на физминутку «Подснежники».
5. Физкульминутка «Подснежники».
Вот подснежники проснулись (встают, протирают глаза),
Улыбнулись (улыбаются),
Потянулись (тянутся),
Раз – росой умылись (умываются),
Два – изящно покружились (кружатся),
Три – нагнулись и присели (наклоняются и приседают),
А четыре – полетели (бегают),
Пять – они остановились (останавливаются)
И тихонько опустились (приседают).
(Дети проходят на стульчики. На экране мнемотаблица для составления полного рассказа о весне).
Воспитатель: Ребята, как будет назваться наш рассказ? (Весна). 
(Один ребенок составляет рассказ по картине).
Воспитатель: Молодцы, ребята, какие интересные получились у вас рассказы! За вашу хорошую работу весна вам дарит вам подарки, яркие «Солнышки-медальки».
III. Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.
Установка на дальнейшую деятельность.
Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? А что вам больше всего понравилось? А что вам больше всего запомнилось?
Рефлексия.
Воспитатель: Молодцы, ребята мы весну долго ждали? Значит она какая? (Долгожданная!) А мы можем чем то помочь весне, чтобы она быстрей наступила?
В/о детей: Мы можем весну нарисовать, сделать аппликацию о весне и т.д.
Воспитатель: Конечно, вы сейчас самостоятельно составите весеннюю картинку-пейзаж, а потом по ней составите рассказ о весне для родителей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector