Опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Автор: Курилова Светлана Юрьевна

Должность: Старший воспитатель

Учреждение: МБДОУ детский сад № 41 «Планета детства»

Населенный пункт: г. Пятигорск, Ставропольский край

Тема: Опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Опубликовано: 21.08.2017 10:48

Получить свидетельство      Скачать материал


Опыт работы
по профилактике детского
дорожно-транспортного травматизма
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 41 «Планета детства»

Г. Пятигорск 2017год
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма — проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей — воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
В МБДОУ детском саду № 41 «Планета детства» г. Пятигорска вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города уделяется большое внимание. ДОУ работает в тесном взаимодействии с родителями, социальными организациями, инспекторами ГИБДД.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, — это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить, — взрослый человек. И единственным способом — своим примером.
Задача педагога – максимально использовать авторитет семьи (родителей) в прочном и сознательном усвоении детьми не только правил, но и навыков безопасного поведения на улице.
Главная цель работы педагогов по профилактике детского дорожного травматизма в ДОУ – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города. Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не одноразовая акция. Педагоги проводят систематически, на основе разработанных планов занятия, развлечения, тренинги. Деятельность не выноситься в самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность, а затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Для каждой возрастной группы определены цели и ориентиры, к которым должен стремиться воспитатель в своей работе с детьми.
В данном опыте работы представлены формы, методы и средства ознакомления детей с правилами безопасного поведения на улице, используемые во всех возрастных группах МБДОУ детском саду № 41 «Планета детства».
Профилактика дорожно-транспортного травматизма осуществляется в трех направлениях: с педагогами, детьми и их родителями. Работа ведется ежедневно и систематически на основе разработанной системы планирования. Для педагогов составляются: тематический план обучения правилам безопасного поведения детей на дороге (приложение 1), перспективный план по созданию развивающей среды. Для работы с детьми разрабатываются: перспективный план занятий по правилам дорожного движения, план-программа тематической недели (приложение 2), программа занятий в авто городке, перспективный план дидактических игр по правилам дорожного движения.
Эффективное взаимодействие с родителями воспитанников по данному разделу деятельности ДОУ происходит на основе перспективного плана работы с родителями (приложение 3).
По всем направлениям деятельности ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма определены формы работы:
• с педагогами: информационно-практические обучающие занятия, анкетирование, тестирование, консультации, выставки, мастер-классы, изготовление методических игр и пособий, обзор литературы, педагогические советы, семинары, конкурсы педагогического мастерства;
• детьми: целевые прогулки, свободная продуктивная деятельность, музыкально-игровые досуги, праздники, развлечения, театрализация (кукольные, драматические представления, спектакли), учебно-тренировочные комплексные занятия на территории ДОУ, беседы, выставки, тематическая неделя по правилам дорожного движения, чтение художественной литературы, участие в акциях, игры (дидактическая, сюжетно-ролевая, подвижная, интеллектуальная), изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций, конкурсы, викторины, турниры;
• родителями: родительский университет (занятия для родителей с участием сотрудников отдела ГАИ), родительские собрания с приглашением инспектора ГИБДД, сотворчество родителей и воспитателей, совместные досуги, анкетирование, консультации, беседы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, совместное составление фото и видеоматериалов, информационные стенды.
Разработанная нами система планирования работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма помогла укрепить связь дошкольного учреждения с работниками ГИБДД г Пятигорска.
Практика проведения систематических занятий с педагогами по данной проблеме показала их высокую эффективность. Регулярные семинары-практикумы для педагогов с разработкой конспектов и методических материалов по обучению детей дорожной грамоте способствовали созданию методических рекомендаций и материалов для работы с детьми и родителями.
В целях обогащения развивающей среды в методическом кабинете ДОУ подобрана и систематизирована литература для дошкольников, педагогов и родителей. В группах и фойе оформлены тематические уголки «Азбука безопасности», «Внимание!», где собраны наглядный и демонстрационный материал, настольные макеты городских улиц и дорог, модули для практических занятий. В группах изготовлены атрибуты и пособия для проведения бесед по ПДД, схемы дорожной безопасности, дидактические игры, костюмы и атрибуты к подвижным играм.
На территории ДОУ создан авто городок с дорожными знаками и разметкой, парковка для автотранспорта, вывешены баннеры «Схема дорожной безопасности МБДОУ детского сада № 41 «Планета детства»,
«Знай! Помни!Соблюдай!»

В течение года с родителями проводились следующие мероприятия:
• общие и групповые родительские собрания на тему «Безопасность детей»;
• заседание Родительского университета «Безопасность детей – забота родителей» с участием представителя ГИБДД г. Пятигорска;
• консультации, беседы на тему «Изменение правил перевозки детей в автотранспорте», «Использование световозвращающих элементов в одежде» и др.;
• пополнение информационных уголков для родителей в группах; 
• привлечение  членов родительского комитета к организации работы по предупреждению ДТТ (изготовление стендов, игрового и учебного материала);
• совместная досуговая деятельность взрослых и детей. 




Мероприятия, проведенные с воспитателями: 
• видео занятия по изучению ПДД; 
• беседы по  ПДД с учетом сезонных и дорожных условий «Зимняя дорога», «Внимание, дорога!», «Использование световозвращающих элементов в одежде» и др.; 
• тематические беседы и семинары по профилактике ДТП; 
• выставки методической и художественной литературы по дорожной азбуке; 
• составление и изготовление наглядно-дидактического материала, картотек подвижных игр, загадок; 
• участие в акциях «Сбавь скорость!», «Безопасные каникулы», «Краш-курс», «Безопасное лето 2017» и др.



Мероприятия, проведенные с детьми:
• совместная деятельность  взрослых  и детей  (сюжетные  игры, занятия, практический продуктивный труд, экскурсии, конкурсы рисунков);
• создание уголков по безопасности дорожного  движения в группах с учетом возвратных особенностей детей; 
• проведение учебных тренировок на перекрёстке, и в авто городке; 
• использование  на  занятиях и в совместной деятельности настольных перекрестков различных видов для решения обучающих задач по ПДД;
• обучающие видео-фильмы;
• участие в акциях и мероприятиях связанных с профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма;
• создание видеофильмов для детей и родителей «Азбука безопасности», агитбригада «По дороге в детский сад»;
• участие в конкурсах по дорожной безопасности.
  В ДОУ были проведены различные по форме мероприятия, направленные на предупреждение дорожного травматизма. Дошкольники участвовали в играх и викторинах на знание правил дорожного движения, сигналов светофора, правил поведения в общественном транспорте и на дороге.
В непосредственно-образовательную деятельность с детьми были включены беседы, направленные на предупреждение ДТП с участием несовершеннолетних детей
На беседы к детям были приглашены сотрудники ГИБДД, которые рассказали о причинах ДДП, правилах поведения на дороге.

В последние два года в работе с детьми проводились нетрадиционные мероприятия: детско-родительская встреча «Безопасность детей – забота родителей!»; тематическая неделя по ПДД; акции «Безопасные каникулы», «Сбрось скорость!», «Сложности перехода», «Безопасное лето 2017»; интерактивные игры; съемка видеороликов на тему безопасности «Говорят дети и взрослые», агитбригада «По дороге в детский сад».

Наши выпускники демонстрируют хорошие знания дорожных знаков, разных видов транспорта. Об этом свидетельствуют результаты проводимого мониторинга (92% выпускников имеют высокий уровень знаний по основам безопасности жизнедеятельности).
Работа на этом не заканчивается. Каждый год к нам приходят малыши, и наша задача подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах. Интерес к «дорожной проблеме» у воспитанников ДОУ и их родителей возрастает, потому что мы, педагоги, к этому неравнодушны.

Перечень учебно-методических пособий,
используемых в дошкольном образовательном учреждении
ИЗДАТЕЛЬСТВО
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ВОЗРАСТНАЯ
КАТЕГОРИЯ
ДЕТЕЙ
ТИП ЛИТЕРАТУРЫ
ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ КНИЖНОГО ИЗДАНИЯ
ПРОСВЕЩЕНИЕ
«Успех»
5-7 лет
Пособие для воспитателей
Гризик Т.И.Успех. Наши коллекции. Знаки дорожного движения. Пособие для детей 5–7 лет (вкладка с наклейками).– 16 c.: ил. – _x000C_ Обл.

Пособие для воспитателей
Акулова О. В., Гогоберидзе А. Г., Гризик Т. И. и др.
Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы. Пособие для педагогов.

«Радуга»
5-6 лет
Методические рекомендации
Гризик Т. И., Галянт И. Г., Глушкова Г. В. и др.
Планирование работы в детском саду с детьми 5—6 лет. Методические рекомендации для воспитателей. (Радуга)

5-6 лет
Пособие для детей
Гризик Т. И. Познаю мир. Развивающая книга для детей 5–6 лет.– 40с.: ил.- Обл.

Пособие для детей
Безопасность. Ребенок в городе: Рабочая тетрадь 1 — 4: Для детей старшего дошкольного возраста.. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. — М.; Просвещение. — 2006.
ДРОФА
«Азбука дорожного движения»
3-7 лет
Программно-методическое пособие
Баряева Л.Б., Жевнеров В.Л., Загребаева Е.В. Азбука дорожного движения. Программа и методические рекомендации. — М.: Дрофа, 2008.

Пособие для детей
Баряева Л.Б. Азбука дорожного движения. Рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, 2008.
ФЕНИКС

Методические рекомендации
Елжова Н.В.ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий. — Изд. 3-е. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.

Пособие для воспитателей
Безопасность малышей: улица, транспорт, дорога: пособие для детских садов и школ раннего развития / Е.В. Баринова. — ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – (серия «Сердце отдаю детям»)

Пособие для воспитателей
Безопасность малышей: дом и двор: пособие для детских садов и школ раннего развития /Е.В. Баринова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – (серия «Сердце отдаю детям»)

Пособие для воспитателей
Учим правила дорожного движения: стихи-игры для дошколятпод присмотром взрослых /Лекомцев А. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – (серия «Школа развития»)

Пособие для воспитателей
Учим правила дорожного движения: стихи-игры для дошколятпод присмотром взрослых /Лекомцев А. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – (серия «Школа развития»)
ДЕТСТВО-ПРЕСС

3-7 лет
Пособие для воспитателей
Хабибулина Е.Я.дорожная азбука в детском саду. Конспекты занятий. — спб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013

5-7 лет

Безопасность. Рабочая тетрадь №4. «ребенок в городе» / Авдеева Н.Н.- спб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013

3-7 лет
Пособие для воспитателей
Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры.- спб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011

Пособие для воспитателей
Горская А.В. Правила — наши помощники. — спб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011

Программно-методическое пособие
Данилова Т.И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. — спб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011

Пособие для воспитателей
Тимофеева Л.Л. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения.- спб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011

Пособие для воспитателей
Мы едем, едем, едем… Виды транспорта.Предметные картинки.Игры.Конспекты занятий/ Нищева Н.В.- спб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011
ИздательскийДомТретийРим

Пособие для воспитателей
Козловская Е.А., Козловский С.А. Азбука пешехода. Методическая пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и начальной школы.- М.: Издательский ДОМ ТРЕТИЙ Рим, 2007. -25с.

Методические рекомендации
КозловскаяЕ.А.Профилактикадетскогодорожно-транспортноготравматизма: Методическоепособие. —М. :ИздательскийДомТретийРим, 2005.

Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы.
Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по другому это называется – навыки безопасного поведения на дороге.
Так, в ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ детей учат различать красный и зелёный цвета. Детям при этом можно пояснить, что красный и зелёный цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зелёный разрешает (желательно показать им сначала светофоры с кружочками, а затем с человечками).
Во ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ дети продолжают знакомиться с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями). Здесь уместно отработать умение ребёнка «видеть» большое транспортное средство (стоящее или медленно движущееся) как предмет, который может скрывать за собой опасность. Используя различные иллюстрации, наглядные пособия важно научить детей самих находить такие предметы на дороге (транспортные средства, деревья, кустарники, сугробы). А затем в ходе практических занятий выработать привычку выходить из-за мешающих обзору предметов, внимательно глядя по сторонам.
Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, воспитатель знакомит детей с правилами поведения в общественном транспорте, впоследствии закрепляя полученные знания на практике. Умение правильно вести себя в общественном транспорте должно стать привычкой.
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ, закрепляя понятия «тротуар» и «проезжая часть», дети знакомятся с местами движения машин и людей, отрабатывают навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны.
Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Следует объяснить детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему
И в СРЕДНЕЙ ГРУППЕ, и далее в СТАРШЕЙ ГРУППЕ необходимо во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. Легче всего это сделать в игре. Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой.
В СТАРШЕЙ, затем в ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППАХ дети должны получить чёткие представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.

календарно-тематическое планирование занятий по возрастным категориям детей

Младшая группа (3-4 года). Психофизиологические особенности развития.
Отличительной особенностью познания у дошкольника данной возрастной категории является тесное взаимодействие восприятия и двигательных действий, то есть ребёнку нужен непосредственный контакт с изучаемым предметом. Ребенок может удерживать активное внимание в течение 7—8 минут. Внимание носит в основном непроизвольный характер, его устойчивость зависит от характера деятельности. Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. Процессы памяти остаются непроизвольными. По-прежнему преобладает узнавание. Ребенок хорошо запоминает все, что представляет для него жизненный интерес, вызывает сильный эмоциональный отклик. Прочно усваивается лишь та информация, которую он видит и слышит много раз.
Задачи образовательной деятельности:
• Ознакомить детей со строением улиц, научить различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину, понимать значение зелёного и красного сигналов светофора.
• Сформировать умение ориентироваться в пространстве, согласовывая свои движения с определёнными правилами (на красный свет – стоять, на красный – двигаться).
• Закрепить навык останавливаться на краю тротуара и самому никогда не выходить на проезжую часть дороги.
• Научить детей передавать в своих рисунках, аппликациях, лепных изделиях впечатления, полученные на улице: машина, поезд, маленькие дорожки, по которым идут люди и большие дороги, по которым едут машины, светофор.
Детей 4-го года жизни более детально знакомят с ближайшим пространственным окружением. Во время целевых прогулок они уже могут различать виды транспорта. Определять, какие грузы они перевозят, где и как двигаются пешеходы (по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны), какие бывают улицы, по которым ездит транспорт: узкие, где транспорт движется только в одну сторону, широкие, где транспорт может ехать в несколько рядов навстречу друг другу.
Наблюдая с детьми за проезжающим транспортом, на конкретных примерах необходимо раскрывать понятие быстро-медленно. Желательно, чтобы дети сами рассказывали о том, что они видят вокруг себя, устанавливали причинно-следственные связи и зависимости (транспорт остановился – и люди начали переходить дорогу, люди перешли – транспорт поехал и т.д.). Дети должны свободно пользоваться такими терминами как дорога, улица, тротуар, проезжая часть.
В младшей группе дети знакомятся с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями). Ребята рассматривают иллюстрации с изображением машин, наблюдают за транспортом во время прогулок. Здесь уместно отработать умение ребёнка «видеть» большое транспортное средство и определять его как предмет, который может скрывать за собой опасность. Используя различные иллюстрации и наглядные пособия, важно научить детей самих находить такие предметы на дороге,а затем в ходе практических занятий выработать привычку выходить из-за мешающих обзору предметов, внимательно глядя по сторонам. Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, воспитатель знакомит детей с правилами поведения в общественном транспорте, впоследствии закрепляя полученные знания на практике. Умение правильно вести себя в общественном транспорте должно перерасти в привычку. После неоднократных целенаправленных наблюдений необходимо провести беседы с детьми, организовать продуктивные виды деятельности, конструирование, моделирование на тему: «Наш детский сад», «Моя дорога в детский сад», «Моя улица» с использованием игрушек. При этом очень важно, чтобы дети вспомнили и объяснили, почему пассажирский транспорт ближе к тротуару, а специальный – к середине проезжей части улицы. Хорошо использовать дидактические игры, печатно-настольные игры с разрезными картинками.
В этом возрасте необходимо как можно чаще упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве, определять направление от себя, двигаться в этом направлении. Во время прогулки дети определяют правую часть тротуара и придерживаются её. Дети должны учиться определять положение того или иного предмета по отношению к себе (впереди меня – забор, за ним – дом, справа, отменяя – машина, слева – дорога и т.д.).
В течение года с детьми проводится несколько целевых прогулок к улицам с транспортным движением, где они наблюдают за работой светофора, взаимодействием пешеходов и транспорта, знакомятся со специальной разметкой на дороге и дорожными знаками: пешеходный переход (подземный, наземный). Определив с детьми, какая перед ними дорога(узкая, с односторонним движением, с двусторонним движением, или широкая, многорядная, воспитатель обращает внимание на пешеходный переход и одновременно на обозначающий его знак. Объясняет, что только в этом месте можно переходить проезжую часть. Если же переход регулируется светофором, дети должны наблюдать в течение определённого времени, чтобы сигналы светофора сменились несколько раз. Закрепление полученных впечатлений необходимо организовывать на занятиях в процессе игры, моделирования, литературного чтения, беседах.

Предполагаемые результаты обучения.
Освоение постулатов безопасного поведения:
-по улицам ходить одному нельзя, можно только с родителями или с другими взрослыми;
-если подошёл к краю тротуара один, остановись и ни при каких условиях один не ступай на проезжую часть дороги;
-дорогу можно переходить, только держась за руку взрослого человека;
-дорога таит в себе опасность;
-транспорт и дорога могут быть безопасными, если выполнять определённые правила и требования.

Примерное учебно-тематическое планирование

Сроки проведения/часовая нагрузка

Тематическая
неделя
Цикл еженедельных занятий
Раздел «Правила и навыки поведения на улице»
1.1
Устройство улицы

Целевая прогулка по улице: закрепить знания об улице (проезжая часть, тротуар, бордюр (бордюрный камень), дома, деревья, кусты); освоить правило: ходить по улице, придерживаясь правой стороны тротуара
30 мин

Беседа «Что для чего»: закрепить название и назначение частей улицы
10 мин

Конструирование. Тема: «Улица». Цели: учить строить из кирпичиков широкую и узкую дороги (проезжая часть и тротуар), закреплять умение плотно присоединять одну деталь к другой узкой частью; предложить для обыгрывания транспорт и матрешек

20 мин

Беседа «Можно — нельзя»: закреплять знания о правилах движения пешеходов по улице
10 мин

Игровые ситуации «Движение по улице»: проезжая часть (оградить брусочками), пешеходный переход — картон с нарисованными полосками, тротуар; побуждать обыгрывать ситуации: игрушки идут по тротуару, переходят через дорогу

20 мин

Подвижная игра«Автомобили — пешеходы»: учить двигаться по словесному сигналу
20 мин

Литературное чтение: В. Трофимов «Азбука маленького пешехода»
20 мин

Рисование. Тема: «Пешеходный переход».
Цели: учить проводить прямые горизонтальные и вертикальные линии, изображая «зебру», перекресток

20 мин
1.2
Дорожные знаки для пешеходов

Целевая прогулка к остановке автобуса: познакомить со знаком «Остановка автобуса»; уточнить правило: не выходить на проезжую часть с остановочной площадки.
Целевая прогулка к знаку «Пешеходный переход»: закрепить понятие «пешеходный переход»
30 мин

Дидактические игры «Собери знак «Пешеходный переход»: закреплять название знака, умение составлять его изображение приемом наложения частей друг на друга: треугольник — на квадрат, изображение пешехода — на треугольник

10 мин

Конструирование «Собери знак «Пункт первой медицинской помощи»: составление целого из нескольких частей.

10 мин

Литературное чтение: С. Маршак «Мяч», О. Тарутин «Пешеход»

10 мин

Сюжетно-ролевая игра «Знак «Пункт питания»: родители с детьми едут на автобусе, дети сидят на сиденье, негромко разговаривают, захотели есть, ищут знак «Пункт питания», выходят из автобуса, идут обедать.

20 мин
1.3
Правила и навыки поведения на улице

Беседа «Как надо переходить через улицу»:
уточнить правила перехода через проезжую часть улицы по «зебре», по знаку «Пешеходный переход»
10 мин

Сюжетно-ролевая игра «Мишка идет по улице»: закрепить знания о движении по правой стороне тротуара

10 мин

Двигательная активность: катание на велосипеде по кругу, друг за другом, выполняя повороты направо, налево

Дидактическая игра и упражнения «Расставь все по правилам»: закрепить знания о расположении на улице транспорта, пешеходов, знакомых дорожных знаков
15 мин

Литературное чтение Волков С.Ю. «Про Правила дорожного движения»

10 мин
1.4
Виды и сигналы светофора

Аппликация «Светофор». Цели: закреплять навыки составления и наклеивания предмета из нескольких частей, закрепить знания о цвете сигналов светофора, учить выбирать их из 5-7 предложенных цветов

20 мин

Целевая прогулка к светофору: познакомить с назначением сигналов светофора, закрепить название цвета
30 мин

Дидактическая игра и упражнения «Собери светофор»: закрепить цвета сигналов светофора и их последовательность, уточнить название цветов и их значение

15 мин

Сюжетно-ролевая игра «Улица»: машины едут по улице, пешеходы переходят через дорогу в соответствии с сигналами светофора

20 мин

Сюжетно-ролевая игра «Зайка переходит через дорогу»: закрепление действий по сигналам светофора

20 мин

Литературное чтение С. Маршак «Мяч», А.Пятикоп «Здравствуй, светофор!»

10 мин
1.5
Виды транспортных средств

Литературное чтение В. Берестов « Про машину», А. Барто «Грузовик»

10 мин

Сюжетно-ролевая игра «Транспорт»: моделирование дорожных ситуаций с использованием трехколесных велосипедов, педальных автомобилей, трафаретов разных видов транспорта
30 мин

Раздел «Правила и навыки поведения в жилой зоне»
2.1
Правила поведения на детской площадке

Раздел «Правила и навыки поведения в транспорте»
3.1
Виды общественного транспорта и правила поведения в них

Игровая ситуация «Едем на автобусе»: пассажиры входят в автобус через переднюю дверь, проходят через турникет. Водитель ведет автобус, делает остановки. Пассажиры выходят из автобуса, переходят через дорогу по пешеходному переходу
20 мин

3.2
Правила поведения на остановках

Целевая прогулка к остановке автобуса: познакомить со знаком «Остановка автобуса»; уточнить правило: не выходить на проезжую часть с остановочной площадки.
30 мин

Сюжетно-ролевые игры «Автобус»: пассажиры ждут автобуса на остановке, автобус подъезжает, пассажиры садятся в автобус, едут в магазин, поликлинику.
20 мин

Средняя группа (4-5 лет). Психофизиологические особенности развития.
У детей этого возраста заметно повышается произвольность психических процессов — восприятия, мышления и речи, внимания, памяти, воображения. Внимание становится более сосредоточенным, устойчивым (ребенок спообен им управлять), в связи с этим развивается способность запоминать; мобилизуя волю, ребенок сознательно старается запомнить правила ухода за птичкой, последовательность действий при конструировании игрушки и т. п. Поведение становится более целенаправленным, целеустремленным, в значительной мере произвольным, лишенным принуждения.
По сравнению с предыдущим периодом заметно повышается уровень наглядно-образного мышления, за счет чего становится возможным формирование не только конкретных, но и обобщенных знаний, а также простейших понятий об окружающем мире. Развивается умение следовать образцу, выполнять задания и указания взрослых, а также придерживаться существующих правил поведения, взаимоотношений.
Задачи образовательной деятельности:
• Развивать наблюдательность и любознательность детей, продолжая знакомить их с правилами дорожного движения.
• Научить детей устанавливать простейшие связи во взаимоотношениях пешеходов и водителей транспорта.
• Расширить знания об общественном транспорте, познакомить с профессией шофёра.
• Развивать навыки детей определять и называть местоположение транспорта, человека, изменения в их движении: едет, идёт, бежит, переходит, поворачивает, останавливается, далеко, близко.
• Обучить детей составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации по содержанию сюжетной картинки. Учить рассказывать о себе: на чём ездил, как это происходило, где стоял или сидел, за что держался.
• Развивать способности детей изображать в рисунке несколько предметов, располагая их на всём листе, связывая их единым содержанием (улицы нашего города, водители и пешеходы, дети вышли гулять).
• Развивается их наблюдательность и любознательность, расширяются знания о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях.
В течение года необходимо организовать несколько целевых прогулок к улицам с транспортным движением, где они наблюдают за работой светофора, взаимодействием пешеходов и транспорта, знакомятся со специальной разметкой на дороге и дорожными знаками: пешеходный переход, остановка транспорта. В течении прогулок воспитатель акцентирует внимание на вид проезжей части: узкая, с односторонним движением, с двусторонним движением или многорядная, воспитатель обращает внимание на пешеходный переход и на обозначающий его знак. Объясняет, что только в этом месте можно переходить проезжую часть.На прогулках детям демонстрируют места, специально отведенные пешеходам (пешеходные переходы, наземный «зебра», подземный и надземный мост), по которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть. Дети обучаются умению определять расстояния до предметов: близко, далеко, очень близко, очень далеко; изменения направления движения пешеходов и транспортных средств: идет медленно, быстро, поворачивает налево, направо, бежит, останавливается и т.д.
В целях закрепления полученных впечатлений от целевых прогулок и экскурсий необходимо на занятиях организовать конструктивную деятельность ребенка (соорудить макет улицы, составить план-схему дороги в детский сад, нарисовать светофор, улицу, транспорт). Целесообразно для закрепления знаний детей о видах транспорта использовать разрезные картинки, мнемотаблицы.
Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. Следует бучить детей навыкам правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему: остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа.
С дошкольниками средней группы необходимо регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части в процессе игровой деятельности используя возможности специально размеченной игровой площадке (проезжая часть, тротуары и пешеходный переход). Каждый ребёнок должен имитировать свое поведение при переходе проезжей части: подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от него, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, убедившись, что транспорта нет, выйти на пешеходный переход, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа.
На занятиях в детском саду воспитатель закрепляет понимание детьми опасных мест на улицах и дорогах, беседует с ними, выясняя, что они видели на улице по дороге в детский сад, как дети понимают отдельные понятия по дорожной лексике. Развивается боковое зрение специальными упражнениями, формируется умение видеть и наблюдать окружающие предметы, различать их в движении (стоящие и движущиеся автомобили). Формируется чувство опасности в дорожной среде: умение наблюдать за движением транспорта и различать скрытую опасность (кусты, дома, деревья, припаркованные автомобили, киоски и т.д.), воспитывается и формируется привычка — находясь на улице, крепко держать за руку взрослого.
Новой информацией для дошкольников 4-5 лет становятся сведения о правилах управления личным транспортным средством (велосипед, самокат). На данных занятиях уместно использовать сюжетно-ролевые игры. Обратить внимание опасные места: на выезды из дворов, места остановок маршрутного транспорта.Закрепить правила безопасного поведенияво дворе и игровой площадке.

Предполагаемые результаты обучения
Освоение постулатов безопасного поведения:
-ходить можно только по тротуару;
-при движении по тротуару необходимо соблюдать правила: ходить надо, придерживаясь правой стороны. Нельзя бегать по тротуарам, это мешает другим пешеходам и опасно, так как можно выбежать на проезжую часть дороги;
-движение на дороге регулирует светофор,улицу можно переходить только тогда и там, где переход разрешён
-для машин светофор имеет три цвета, для пешеходов – два;
— существуют несколько видов мест пешеходного перехода: наземный, подземный переход.

Пр

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector