Воспитание звуковой культуры речи в ДОУ.

Автор: Бурсина Людмила Вениаминовна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МКДОУ д/с № 38 «Тополёк»

Населенный пункт: п. Бреды, Челябинская область

Тема: Воспитание звуковой культуры речи в ДОУ.

Опубликовано: 22.08.2017 17:08

Получить свидетельство      Скачать материал


Воспитание звуковой культуры речи в ДОУ.
 
     Речь — это важнейшее достижение человека которая позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.
      Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).
       Звуковая культура речи является частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.
      О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи, отмечает, что «перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции), воспитание выразительности детской речи».
      Часто воспитатели работу по формированию правильной речи у детей и предупреждение недостатков речи отождествляется с работой логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Но воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи.
    Воспитание звуковой культуры речи в детском саду решает задачи:
• формирования у детей правильного звукопроизношения,
• четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами,
• развития голосового аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз),
• выработки умеренного темпа речи,
• обучение правильного речевого дыхания,
• выработка навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д.).
• развитие слухового внимания и речевого слуха.
     Логопед, кроме исправления речи, занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи, так же и воспитатель может использовать логопедические приемы. Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.
Работа по воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:
• развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);
•  развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).
Работа по звуковой культуре речи проводится в различных формах:
• на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятий по родному языку;
• различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание занятий по родному языку;
• отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);
• дополнительная работа по звуковой культуре речи вне занятий (различные игры, упражнения в игровой форме и др.).
Для воспитания звуковой культуры речи используются следующие методы:
• дидактические игры («Чей домик?»),
• подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»),
• дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.),
• метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.),
  Применяеются разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей:
• образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;
• краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;
• утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова);
• образное называние звука или звукосочетания (з-з-з — песенка комара, ш-ш-ш – песенка змейки);
• хоровые и индивидуальные повторения;
• обоснование необходимости выполнить задание педагога;
• индивидуальная мотивировка задания;
• совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь(незамедлительное повторение ребенком речи-образца);
• оценка ответа или действия и исправления;
• образная физкультурная пауза;
• показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.
 
Учитывая физиологических и психологических возможностей детей задачи воспитания звуковой культуры речи в разных возрастных группах усложняются, распределяясь неравномерно.
 Так в младшем дошкольном возрасте работа больше направлена на формирование навыков правильного произношения звуков, развитие речевого слуха; в старшем возрасте больше внимание обращается на выработке четкой дикции, развитию интонационных средств выразительности, совершенствованию фонематического восприятия.
 
При переходе на ФГТ работа по воспитанию звуковой культуры речи организуется в процессе свободного речевого общения детей с воспитателем в детском саду и другими взрослыми дома, и в учебной деятельности по речевому развитию детей.  Взрослые исправляют ошибки детей в артикуляции звуков или в модуляции голоса при интонировании.
Речь ребенка развивается в общении со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности. Так игра, организованная определенным образом, оказывает положительное влияние на взаимодействие и взаимообщение между детьми. Игры снимают психологический барьер, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми. Среди задач ведущими являются формирование навыков правильного произношения и выработка хорошей дикции.
         Первоначально восприятие речевых звуков формируется в процессе активного артикуляторного опыта, когда ребенок пытается подражать речевым и неречевым движениям взрослого. Поэтому одновременно с артикуляцией (то есть с движением и позициями речевых органов, нужными для произнесения звуков) ребенок усваивает и систему дифференциальных признаков, необходимых для различения звуков родного языка.
        
   Воспитание звуковой культуры речи, одна из важных задач детского сада, так как  именно  дошкольный  возраст наиболее сензитивный. Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку стать успешным в школе. Нарушение устной речи отрицательно влияет на становление письменной. Как показывают исследования Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой и других, готовность к звуковому анализу у дошкольников с нарушениями устной речи почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Что позволяют утверждать, что речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива, а главное – нарушения речи преодолеваются легче и быстрее.
Литература:
• Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений . — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.
• Интернет — семинар «Модернизация и обновление содержания дошкольного образования в контексте ФГТ» (01.04.2011 г., АОИППК РО).
• Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд
. —— М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 64 с.
• Соловьева О. И. Методика развития речи в детском саду. 3 изд. М. : 1996 г.
• Статья Н.В. Фединой «ФГТ: найди 10 отличий», журнал «Обруч» № 2/2010г.
• Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (утверждены приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 г. № 655).
• Фимичева Т. Б. , Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием М. : 2000 г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector