Нравственно-патриотическое воспитание через музыкально-художественную деятельность.

Автор: Сайфутдинова Гульнара Зямиловна

Должность: Музыкальный руководитель

Учреждение: МБДОУ № 40 «Гуси-Лебеди»

Населенный пункт: г. Альметьевск, Республика Татарстан

Тема: Нравственно-патриотическое воспитание через музыкально-художественную деятельность.

Опубликовано: 23.08.2017 01:18

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №40 «Гуси — Лебеди» г. Альметьевска»

«Нравственно-патриотическое воспитание через музыкально-художественную деятельность»

Обобщение опыта работы: «Формирование нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре и традициям»

Подготовила:
Сайфутдинова Гульнара Зямиловна
музыкальный руководитель
первой кв. категории
МБДОУ №40 «Гуси-Лебеди»
г. Альметьевск

Альметьевск 2017 г.
Старая поговорка гласит: «Все новое – хорошо забытое старое». Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить, «с молоком матери». Вероятно, поэтому рано или поздно человек все равно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Формирование основ моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребенка. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя воспитание любви к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране. Эту работу невозможно полноценно реализовать, не привлекая в неё устное народное творчество.
Патриотизм в современных условиях — это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, — сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. На сегодняшний день можно увидеть возрождение интереса к национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к их традициям.
Значение культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства. Ребенок нуждается в умном и тактичном помощнике, который поведет его в удивительную страну прошлого, расскажет о жизни предков – тех, кто перед нами был, научит понимать и удивляться, научит детей понимать, что каждый человек, независимо от возраста — часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг, и людям, и животным, и растениям, потому что все взаимосвязано.
Педагоги ДОУ в своей работе с дошкольниками по приобщению к народной культуре и искусству ставят перед собой следующею цель: Формирование нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре и традициям.
Задачи:
•  Формировать основы духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
• Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
• Расширять диапазон детского голоса, развивать вокально-хоровые навыки, чистоту интонирования средствами народного фольклора.
• Вовлечение родителей в совместную деятельность по приобщению детей к истокам национальной культуры.

Ожидаемые результаты:                                                                   
• устойчивый интерес к культуре народов Поволжья; знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно – прикладного искусства.
• толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

В каждом разделе программы музыкального воспитания – слушание, пении, движении мы используем материал из фольклора. В младших группах наши дети поют: песенки «Ладушки», «Петушок», хороводы «Ходит Ваня», «Кто у нас хороший»; в старших группах попевки «Лиса по лесу ходила», «Патока с имбирем» и многие другие песни, хороводы, танцы. Каждая песня, потешка, прибаутка связана с интересными, важными для развития ребенка движениями, которые удовлетворяют его потребности в двигательной активности.
Фольклорный материал доступен детям, он быстро разучивается, запоминается своей яркостью. Народные песни легко инсценируются. На материале народного творчества решаются задачи развития умения чувствовать художественный образ, развивать способность улавливать звучность, музыкальность, поэтичность речи, а также способность различать красоту и богатство языка своего народа – его точность, меткость.
  Альметьевский краеведческий музей, который посещают наши воспитанники, является отражением памяти народа, хранит экспонаты, рассказывающие о том, как неприметное татарское село превратилось в современный красивый город — столицу нефтяного края в Татарстане.  
Дошкольник воспринимает окружающую действительность эмоционально, поэтому патриотизм у него проявляются в чувстве восхищения своей страной, именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей со своей малой Родиной -Татарстаном.
Татарстан – один из наиболее самобытных регионов Российской Федерации. Культура края вызывает интерес как внутри страны, так и в остальном мире. В России сложно ещё найти такой субъект, который так тщательно оберегал бы свою национальную память и передавал бы её из поколения в поколение. Татарские традиции берут своё начало в седой древности, переплетаясь с религией, они дают на выходе ту самую самобытную культуру. Патриотические чувства неразрывно связаны с чувством причастности человека к своему народу, единения с ним, привязанности к своей стране, стремлением сохранять и уважать культурные ценности и традиции народа. Поэтому при организации и проведении фольклорных праздников в нашем саду целенаправленно акцентируется внимание дошкольников на культурные особенности и фольклорные традиции татарского народа. Мы стремимся к тому, чтобы дети понимали и осознавали эти особенности.
Наряду с принятыми праздниками в нашем саду проводятся мероприятия, направленные на сохранение народных традиций как татарского, так и русского народа.
Традиционно Масленица считается, одним из самых веселых и долгожданных праздников в году. Как известно, начало празднования этого праздника, ежегодно меняется, но при этом, этот праздник, всегда длится целую неделю, на протяжении которой, принято устраивать гулянья, ходить по гостям и веселится.
Ранней весной (конкретный день указывали старики-аксакалы) дети отправлялись по домам собирать крупу, масло, яйца. Своими закличками они выражали хозяевам благопожелания и требовали угощения!
   Из собранных продуктов на улице или в помещении при помощи одной-двух пожилых женщин дети варили в большом котле кашу. Каша казалась объеденьем! Кашу раскладывали на столбы заборов, ворот, приговаривая: «Кара каргага аш булсын, ала аргага таш булсын» — пусть пищей будет грачу, а вороне – камнем.
В наши дни, пожалуй, самым главным праздником весны является Нәүрүз-бәйрәм – торжество по поводу весеннего равноденствия. По сути, в этот день по лунному мусульманскому календарю наступает самый настоящий Новый год. В Татарстане указанный день празднуется с большим размахом, принято отмечать его в кругу нескольких семей, при этом на столе обязательно должны присутствовать блюда из фасоли, гороха, риса. Для всего народа эти торжества особенные, их проводят шумно и радостно, что по поверьям принесёт удачу и радость на весь следующий год. Одним словом, этот татарский весенний праздник носит семейный характер, способствующий укреплению родственных уз.
Ни одно торжество не известно за пределами республики так, как Сабантуй – татарский праздник, посвящённый началу сельскохозяйственных работ. Основные торжества должны проходить на площадях (по-татарски – «майданы»). Проводятся различные соревнования, где все участники распределяются по возрастным группам. В наши дни Сабантуй – татарский праздник, который получил статус главного народного торжества Татарстана. Его отмечают не только в посёлках, но и на площадях больших городов.
Праздник, проводившийся в дни осенней «савии» «Сөмбелә» (сюмбеля), был похож на нәүрүз-бәйрәм. На празднике одну красивую и озорную, острую на язык девушку переодевали в Сюмбелю, выводили на площадь и там задавали ей вопросы. К её словам прислушивались даже старики и аплодировали со словами «юравың юш булсын», т. е. пусть твое гадание осуществится. Если Нәүрүзбикя могла иметь волосы любого цвета, то Сюмбеля, как считалось, должна иметь светло-желтые волосы, потому что она символизировала осень, колосья.
Каз Омәсе — («Гусиное перо») древний татарский молодежный праздник. Этот осенний календарный праздник уходит корнями в глубокую древность. С древнейших времен поздней осенью, обычно с первым ледоставом, жителями татарского села проводилась коллективная обработка гусиного мяса, пера и пуха. По традиции в этот день заготавливают впрок гусиное мясо и щиплют пух — на подушки, которые пойдут на приданое невестам. Парни и девушки собираются на посиделки, поют песни, присматриваются друг к другу для того, чтобы в дальнейшем строить отношения и создавать семьи.
У каждого народа, в каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Молодые люди собирались, чтобы себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах да забавах. На посиделки приходили после трудового дня и считали их настоящим праздником.
Самый существенный результат патриотического воспитания в детском саду — это положительный сознательный настрой детей, их общественно-нравственная направленность, живой интерес к общественным явлениям и событиям, происходящим в городе, стране, чувство радости, гордости за наши достижения.
Таким образом, если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. И в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector