Взаимодействие учителя — логопеда и инструктора физкультуры в работе с детьми с ОНР.

Автор: Ромашко Елена Владимировна

Должность: Учитель — логопед

Учреждение: МБДОУ № 47 «Гусельки»

Населенный пункт: г. Сургут, ХМАО-Югра, Тюменская область

Тема: Взаимодействие учителя — логопеда и инструктора физкультуры в работе с детьми с ОНР.

Опубликовано: 23.08.2017 07:12

Получить свидетельство      Скачать материал


Одним из основных направлений модернизации системы образования является обеспечение получения полноценного образования, в том числе и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ — это определенная группа детей, требующая особого внимания и комплексного подхода к воспитанию и обучению. Согласно основной классификации группа детей с ОВЗ представлена различными категориями, в том числе, и детьми с ТНР (ОНР I, ОНР II, ОНР III, НВОНР, ФФНР) Не секрет, что нарушение речи в последнее время стало всё более распространенным явлением среди детей дошкольного возраста. А правильная речь – это залог успешной социализации ребёнка и один из показателей его готовности к обучению в школе. Большое количество детей с ОВЗ получают образование и логопедическую помощь в садах общеразвивающего типа. Исходя из этого, не утратил своей актуальности поиск эффективных приемов и методов развития детей данной категории.
Дети с ОВЗ часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются, у них наблюдается торможение эмоционально — волевой сферы, психических процессов, недоразвитие тонкой и общей моторики, нарушение координации и регуляции движений, нарушение пространственного гнозиса и дыхательного праксиса. Двигательные нарушения у них разнообразны как по своим проявлениям, так и по механизму их возникновения. У большинства таких детей снижена работоспособность. Они с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, забывают сложные инструкции.
С целью повышения эффективности и объединения усилий в коррекционно-развивающей работе в условиях общеразвивающего ДОУ, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. Нами разработана структура взаимодействия специалистов, направленная на
развитие слухо-речевой и зрительно-двигательной координации в разных видах деятельности. Такой подход подтверждает исходное положение специальной педагогики о возможности предупреждения вторичных и третичных нарушений при условии своевременной разносторонней коррекционно-развивающей помощи ребенку.
Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре представлена на схеме 1. Схема 1

В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с заключениями ТПМПК, заключениями специалистов ПМПк (речевой, психологической и педагогической характеристиками.) Выявив уровень психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются индивидуальные программы развития, включающие в себя следующие задачи:
-    развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
-    координации движений;
-    общей и мелкой моторики;
— закрепление лексико-грамматического материала по обобщающим темам;
-    автоматизация поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
-    формирование речевого и физиологического  дыхания;
-    совершенствование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
-    развитие мимической выразительности.
Затем, в течение всего года, совместно с инструктором по физической культуре, подбираются задания разной сложности, объеденные одной тематикой. Сложность материала, предлагаемого на занятии, зависит от уровня развития детей и степени компенсации нарушений.
Перспективно- тематическое планирование совместной деятельности
учителя- логопеда и инструктора по физической культуре


Тема недели
Тема интегрированного занятия
Цель
Массаж;
Артикуляционная гимнастика
Дыхательная гимнастика
Игры
1
«Знакомство»
«Здравствуй, друг!»
Знакомство детей друг с другом
«Сказка
про язычок»

Дыхательное упражнение «Здравствуй, солнышко»
Пальчиковая игра «Здравствуй!»
Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!»
2
«Игрушки»
«Парад игрушек»

Расширять и активизировать словарь детей по лексической теме: «Игрушки»
Массаж биологически активных точек лица «Городок игрушек».
Упражнение на дыхание «Дышим носом с куклой Татой»

Пальчиковые игры по теме: «Народная игрушка, Фольклор»
3
«Осень»
«Путешествие по осеннему лесу»

Расширять и активизировать словарь детей по лексической теме: «Осень»
Логопедическая гимнастика
Массаж биологически активных точек лица «Осенью»
Массаж лица «Ежик»,
Массаж спины под песню «Дождик»
Дыхательное упражнение «Ветер и листья»
Упражнение на развитие слухового внимания «Прогулка в лес»
Ритмическая игра «Эхо»
Упражнение на развитие слухового внимания «Прогулка в лес»
Пальчиковая игра «Осенний букет» 
4
«Овощи»
«Был у зайки огород»

Расширять и активизировать словарь детей по лексической теме «Овощи»
Самомассаж
фаланг пальцев зубными щётками
Массаж носа «Морковь» 
Самомассаж «Овощи»
Массаж биологически активных точек лица «Горох»

Дыхательное упражнение «Синьор-помидор» 
Игра «Где растут овощи?
Игра  «Подбери признак» Дидактическая игра “Повар и овощи”
Игра
«Подскажи словечко».
Пальчиковая игра «Капуста» Пальчиковая гимнастика
«Наша грядка»
Игра «Собираем урожай» 
Пальчиковые игры по теме: «Овощи»
Скороговорка «Горошина»
Пальчиковая гимнастика «Был у зайки огород»
5
«Фрукты»
«Поможем бабушке хозяюшке»

Расширять и активизировать словарь детей по лексической теме «Фрукты» «Ягоды»

Массаж пальцев «Малина»
Артикуляционная гимнастика:
«Вкусное варенье»
 «Почистим зубки»
Артикуляция «Фрукты-толстячки и фрукты-худышки»
Дыхательное упражнение «Ветер» 
Развитие физиологического дыхания
Игровое упражнение «Арбуз».

Развитие речевого дыхания и голоса «Сбор урожая»

Дидактическая игра «Какой по вкусу этот фрукт?» Динамическое упражнение «Садовник»
Пальчиковая гимнастика: Фрукты
Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
Пальчиковые игры по теме: «Варим компот»
Пальчиковая игра «Фруктовая ладошка»
Динамическое упражнение «Яблоки»
6
«Деревья и кустарники»

«Леса всей земли краса»

Расширять и активизировать словарь детей по лексической теме: «Деревья»
Артикуляционная гимнастика
Массаж ладошек шишками
Дыхательное упражнение
«Ветер»
Игра «Чей лист?» Игра «Чего не стало?» Игра «Три листа»
Пальчиковая игры к теме «Деревья».
Упражнения Расскажи стихи руками «Станем мы деревьями»

7
«Домашние животные»
«Кто живет в деревне»

Актуализация словаря по теме “Домашние животные”
Массаж ладошек
Дыхательное упражнение «Лошадка фыркает»

Д/игра «Найди свою маму»
Д/игра «Кто чем питается»
Д/игра «Кто какую принесет пользу»
Пальчиковая гимнастика «кошка»
Пальчиковая гимнастика: «Собака»
Развитие мелкой моторики «Домашние животные»
8
«Животные разных стран»
«Африканское сафари»

Расширять лексический запас
Учить называть животных, отвечать на поставленные вопросы
Психогимнастика
Артикуляционная гимнастика
Мимические упражнения:
Обезьянки-кривляки. 
Артикуляционная гимнастика «Сказка про белочку».

Дыхательное упражнение «Слоник»
«Ёжик»
Развитие речевого дыхания и голоса «Животные жарких стран»
Дыхательные упражнения:
«Бегемот в воде» 

Игра «Кто где живет»
Игра «Составь предложение»
Пальчиковая игра «Где обедал воробей
Игра «Скажи наоборот»
Пальчиковая гимнастика «Жаркая страна»
Чистоговорки
Игра «Подбери парное слово»
Игра «Кто лишний»
Пальчиковая игра «Сидит белка» Подвижная игра «Волчок» 
Игра «Чей хвост, чьи уши?»
Игра «Собери семью»
Игра «Лови мяч»
Игра «Что белое на Севере»
Пальчиковая гимнастика «Жители Антарктиды»
Развитие мелкой моторики «Дикие животные жарких стран»
9
«Птицы»
«Знакомство с птицами»

Расширять и активизировать словарь детей по лексической теме: Птицы
Мимические упражнения
Логопедическая гимнастика
Развитие речевого дыхания и голоса «Птицы поют»
Дыхательное упражнение «Снегирек»

Упражнение для коррекции глаз
Пальчиковая гимнастика «Совушка-сова»
Упражнения для развития внимания и ориентировки в пространстве
Упражнение для координации речи и движения «Синичка»
Чистоговорка
Считалка «Пой-ка, подпевай-ка»
Пальчиковая гимнастика «Птицы»
Пальчиковые игры по теме: «Зимующие птицы»
Упражнение на координацию движений, творческого воображения, фантазии «Ласточки»
10
«Времена года»
«Времена года»

Уточнить и расширить представление о временах года
Артикуляционная гимнастика

Чистоговорки
Попевка «на лыжах»

11
«Зима»
«Идёт волшебница зима»

Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.

Артикуляционная гимнастика
Массаж рук «Зимняя разогревалочка
Дыхательное упражнение «Снежинка»
Развитие речевого дыхания и голоса Зима
Развитие речевого дыхания и голоса Вьюга.
Упражнение на координацию движений «Отлет птиц»
Скороговорка «Орешки»
Ритмическая игра «Мосток»
Попевка«На лыжах»
Пальчиковые игры по теме: «Зима»

12
«Зимние забавы»
«Зимние развлечения»

Активизировать и расширить словарный запас по теме
«Зимние забавы»
Артикуляционная гимнастика
Дыхательное упражнение
«Подуй на снежинку» «Замерзли ручки» «Сугроб»

Разминка «Веселый хоровод»
Пальчиковая гимнастика «Снеговик»
Игра «Третий лишний»
Релаксация
Игра «Что надела зима?»
Игра «Назови ласково»
Игра «Что забыл нарисовать художник»
Пальчиковые игры по теме: «Зимние забавы»
Упражнение Расскажи стихи руками «Снежная баба»
13
«Новый год»
«Новогодняя ёлка»

Обобщить занятия детей по лексической теме «Новый Год».


Мимические упражнения:
«Сердитый Мороз»
Упражнения для язычка «Зимняя сказка»

Дыхательное упражнение
«Снежинка»
Игра «А что вчера»
Игра «Где снеговик?»
Упражнение «Подбери действие»
Игра с мячом «Что нам нужно к празднику»
Скороговорка «Орешки»
Пальчиковые игры по теме: «Новый год»

14

Зимние виды спорта
«Новогоднее спортивно-оздоровительное шоу»

Активизировать и расширить словарный запас по теме
«Зимние виды спорта»
Массаж рук с использованием
Су-Джок массажеров

Игра «Подбери и назови»
Игра «Кому что нужно?»
Игра «Соедини точки»
Игра «Четвертый лишний»
Игра «Один –много»
Игра «Назови спортсменов»

15
«Человек. Части тела»
«Как живёт мой «теремок»

Обобщить занятия детей по лексической теме «Тело человека».
Артикуляционная гимнастика

Игра с мячом «Один-много»
Игра «Подумай и ответь»
Игра «Скажи наоборот»
Упражнение «Ориентация в схеме собственного тела»
Игра тема «Части тела». 
16
«Профессии»
«Все работы хороши»

Расширять и активизировать словарь детей по лексической теме «Профессии»
Массаж рук мячиком-ёжиком

Упражнение, на развитие темпа и ритма «Мы шагаем»
Пальчиковая гимнастика
Игра на внимание «Свари суп или компот»
Дидактическая игра «Назови ласково»
Упражнение на коррекцию речи и движения «Башмачок»
Гимнастика для глаз
Игровое упражнение «Исправь ошибку»
Пальчиковая гимнастика «Много у людей работы»
Игровое упражнение «Кто что делает?»
Пальчиковые игры по теме: «Мир профессий»
Пальчиковые игры по теме: «Профессии сотрудников детского сада»
17
«Посуда»
В гости к тетушке Федоре

Обобщить занятия детей по лексической теме «Посуда».
Двигательно-речевая миниатюра «Посуда»

Артикуляционная гимнастика
Мимическая гимнастика
Упражнение на ориентировку в пространстве «Скачет сито по полям»
Игра «Найди посуду»
Пальчиковая гимнастика
Игра «Поможем Федоре, наведем порядок»
Упражнение «Разложи продукты на место»
Упражнение для творческого воображения «Чайник»
Пальчиковая гимнастика: «Посуда»
18
«Путешествие по сказкам

«Что за прелесть эти сказки»

Развивать способности восприятия сказочных образов.
Логопедическая гимнастика для укрепления жевательно-артикуляторных мышц
Массаж спины
Артикуляционная гимнастика
Самомассаж рук

Показ мультфильма.
Упражнение на координацию речи и движения «Умелые ручки»
Коммуникативная игра «Здравствуй дружок»
Двигательное упражнение «Ты шагай»
Чистоговорка
Фонопедическое упражнение «В лесу»
Пальчиковая гимнастика «Вышла чашка погулять»
Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки».
19
«Защитники отечества»

«Наша армия сильна»

Расширять и активизировать словарь детей по лексической теме «Защитники отечества»
Артикуляционная гимнастика
Массаж ушей «На границе»
Массаж биологически активных точек  «Я боец отважный».
Гимнастика глаз
Артикуляционно-дыха-тельные и мимические упражнения
«Автомат»,
«Мотор», «Самолёт»
Дыхательное упражнение
«Ветер»
Развитие речевого дыхания и голоса «Ветер дует на парашюты».
Ритмическая игра «на лошадке»
Динамическое упражнение «Пограничники»
Пальчиковая игра «Бойцы – молодцы»
Динамическое упражнение «Сигнальщики»
Пальчиковые игры по теме: «День Победы»

20
«Весна идёт»
«Весны улыбки теплые»

Расширять и активизировать словарь детей по лексической теме «Весна»

Упражнение на дыхание 
«Капель стучит по крыше»
Упражнение на дыхание 
«Кораблики плывут по волнам»
Пальчиковая гимнастика
Игра «Раздели слово на слоги»
Игра с мячом
« Назови ласково»
Игра «Скажи наоборот»
Ритмическая игра «Шаловливые сосульки»
Упражнение-релаксация «Весна»
21
Женский день
8 Марта
«У мамы руки золотые»

Расширять и активизировать словарь детей по лексической теме «Женский день»
Упражнения для язычка:
Мама испекла блинчики. 
Мама испекла пирожки с разной начинкой. 
Развитие речевого дыхания и голоса

Чистоговорка
Игра «Определи на слух самое короткое слово»
Пальчиковая гимнастика
Игра «Назови лишнее слово»
Игра «Назови ласково»
Дидактическая игра
«Чей, чья, чьи?»
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Пальчиковые игры по теме: «Мамин день»
Пальчиковые игры по теме: «Мамин день»
22
Цветы
«Цветы планеты»

Расширять и активизировать словарь детей по лексической теме
«Цветы»
Массаж биологически активных точек лица  
«Цветы»

Упражнения на дыхание:
«Роза распускается
«Тюльпан раскрывается».
Упражнение на координацию движений «Цветок»

23
«Транспорт»
«Машины разные нужны»

Обобщить занятия детей по лексической теме «Транспорт»
Упражнения для щек и губ « Шторм на море»
Развитие речевого дыхания и голоса
«Прокололась шина у машины»
«Насос». 
«Машины едут по мокрой мостовой» «Гудит поезд» «Сигналит машина»
Игра «Угадай, что это?»
Пальчиковые игры по теме: «Транспорт»

24
«Домашние электроприборы»
«Помогатор»
Обобщить занятия детей по лексической теме «Домашние электроприборы».
Артикуляционная гимнастика
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц «Бытовая техника»
Развитие речевого дыхания и голоса «Бытовая техника»

Игра «Разрезные картинки»
Игра «Скажи дальше»
Развитие мелкой моторики Бытовая техника и инструменты»
Игра с мячом «Помощники»
Игра «Один — много»
Игра «Чудесный сон мастера Винтикова»
Чистоговорка
25
«Звёзды»
«Звездный бал»

Расширять и активизировать словарь детей по лексической теме «Звезды»
Мимические упражнения:
«Космонавты» 
Упражнение на дыхание «Вертушки»
Голосовое упражнение «Радиоволны»
Пальчиковая гимнастика «Наперсток»
Чистоговорки
Динамическое упражнение «Строим звездолет»
26
«Космос»
«Космонавтом быть хочу»

Расширять и активизировать словарь детей по лексической теме «Космос»
Мимические упражнения:
«Космонавты» 
Упражнения на дыхание:
«Покорители космоса».
«Полёт на Луну»  «Полёт на Солнце» 
«Полёт к инопланетянам» 
Презентация «Космос»
Пальчиковые игры по теме: «Космос»
Ритмическое упражнение «Космонавты» 
27
«Насекомые»
«На пасеке»

Обобщить занятия детей по лексической теме «Насекомые».
Массаж биологически активных точек лица «Оса».

Дыхательная гимнастика «Пчелка»
Упражнения на дыхание:
«Лови комара» «Муха в паутине»
Пальчиковые игры по теме: 
«Насекомые»
Пальчиковые игры по теме: 
«Жук» «Осы»

28
Земноводные
«Лягушка-путешественница»
Обобщить занятия детей по лексической теме
«Земновидные»
Логопедическая гимнастика на укрепление мышц языка
Релаксация, развитие диафрагмального типа дыхания
Логоритмическое упражнение «Четверо лягушат»
Фонематическое упражнение
Ритмичная игра «Лягушки»
Подвижная речевая игра «Лягушки»
29
«Подводный мир»
«Подводное царство»

Обобщить занятия детей по лексической теме «Подводный мир»
Упражнение для жевательно-артикуляционных мышц 
«Рыба без воды»
Упражнения на развитие дыхания и голоса: «Буря в море».
Подвижная речевая игра «Рыбаки и рыбки»

30
«Наш город»
«Наш город весной»

Обобщить занятия детей по лексической теме «Наш город».
Артикуляционные упражнение:  Сказка о Веселом Язычке «Путешествие по городу». 
Упражнения на развитие дыхания и голоса: «Птицы в городе».
Загадки
Презентация
Подвижная игра «Теремок» «Золотые ворота»

31
«Школа»
«Смурфики идут в школу»

Обобщить занятия детей по лексической теме «Школа».

Игра «Растеряшка»
Подвижная игра «В школу»
Пальчиковая игра «Переменка»
Дидактическая игра «Буква поломалась»

Интегрированные физкультурно- речевые занятия включают в себя элементы логоритмики, психогимнастики, игрового тренинга, круговой тренировке позволяющие задействовать в работу максимальное количество анализаторов – слуховой, зрительный, кинестетический и речедвигательный. Групповая форма проведения таких занятий выбрана нами не случайно. Телесные движения как язык коммуникации наиболее полно раскрывают представления детей с ОВЗ о себе и о других. Все виды общеразвивающих упражнений в группе дают уникальную возможность безопасной эффективной обратной связи, что способствует самопринятию а так же принятию другими детьми.
На занятиях с элементами психогимнастики, центральным звеном является создание образа, находясь в котором ребенок через движение показывает его характер, настроение в такие занятия включены тренинги общения, и поведения; они помогают: -формировать способность управлять своими эмоциями и действиями;
— развивать умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства и мысли, желания и возможности;
— поддерживать гармонию душевного и физического состояния;
Интегрированное физкультурное занятия включает себя задания на закрепления совершенствование знаний и умений, полученных на занятиях по другим разделам программы (развитие речи, изо, математическое и познавательное развитие).
Игровое физкультурное занятие- построено на подвижных играх, связанных одной лексической темой. При этом следует учитывать, что у детей с ОВЗ часто отмечается психологическая и эмоционально-волевая незрелость.
Тренировочное физкультурное занятие. Введение этого типа занятий обусловлено замедленным процессом формирования у детей с ОВЗ двигательных навыков. Они проводятся с применением полосы препятствий, которая позволяет выполнять до 10 движений, и выполняют контрольно — учетную функцию.
В специальной коррекционной работе в процессе физического воспитания, решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения. На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, формируется слоговая структура слова, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.
Речевой материал подбирает учитель-логопед в соответствии с речевыми возможностями дошкольников, а комплексы упражнений и степень двигательной нагрузки определяет инструктор по физической культуре с учётом возрастных возможностей и индивидуальных планов развития детей.
Перед каждым занятием учитель – логопед и инструктор по физической культуре обмениваются рекомендациями более уточненного характера: коррекция моторной неловкости, слабое развитие мелкой и общей моторики, гипер- и гипоактивность, различные виды тремора, слабое развитие артикуляционного и дыхательного аппарата у того или иного ребенка.
Преемственность и взаимосвязь в работе учителя — логопеда и инструктора по физической культуре способствует прочному закреплению результатов логопедической работы, и являются важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков, а так же повышает результативность коррекции психических процессов у детей с ОВЗ. Это связанно не только с постоянным повторением и усложнением уже известных заданий, но и положительным эмоциональным сопровождением.
Таким образом, взаимосвязь учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе с детьми с ОВЗ имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.
Только на основе комплексного взаимодействия всех педагогов и специалистов ДОУ возможна качественная реализация поставленных задач в работе с детьми с ОВЗ.

Список использованной и рекомендуемой литературы
1.   Вареник Е.Н., Корлыханова З.А., Китова Е.В. Физическое и речевое Развитие дошкольников: Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 144 с.
2.Волосовец  Т.В., Сазонова С.Н.  Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: Практическое пособие для педагогов и воспитателей. — М.: Гуманит, 2004г.
3.Воронова А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет Москва 2010
4. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Тетрадь взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логогруппе. Комплект из трех альбомов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009 г.
5. Запорощенко О. Б. Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 54-56.
6.Зуева Т.Л. Коррекционно -речевое направление в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками. Москва 2008г
7. Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников
Волгоград 2012
8. Кириллова Ю.А, Лебедева М.Е, Жидкова Н.Ю. Интегрированные физкультурно- речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет СПб 2005
9.Необычные физкультурные занятия для дошкольников Волгоград 2011
10.Совместная интегрированная деятельность. Развитие познавательных способностей и речь дошкольников СПб 2014г
11.  Ушакова О. С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. — М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996г.
12. Филичева  Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. М.: Просвещение, 2009г.
13. Финогенова   Н.В.   Физическое   воспитание   дошкольников   на   основе использования подвижных игр// Начальная школа до и после плюс.-2005г.-№10.- 14-17
14.Юматова Д.Б. Культура здоровья дошкольника //Цыкл игр путешествий// СПб 2017

«Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей работы с воспитанниками с ОВЗ»

Из опыта работы

Учитель-логопед МБДОУ № 47 «Гусельки» 
 Астаева И.Н.
 Учитель-логопед МБДОУ № 47 «Гусельки» 
 Ромашко Е.В.

Сургут 2017г

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector