Квест-игра: современные игровые технологии в ДОУ.

Автор: Разинкова Юлия Васильевна

Должность: Воспитатель

Соавтор: Швырёва Лилия Михайловна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 105»

Населенный пункт: г. Воронеж, Воронежская область

Тема: Квест-игра: современные игровые технологии в ДОУ.

Опубликовано: 23.08.2017 14:48

Получить свидетельство      Скачать материал


Статья «Квест- игра: современные игровые технологии в ДОУ».
Авторы: воспитатели МБДОУ «Детский сад о. в. № 105» г. Воронеж
Разинкова Юлия Васильевна, Швырёва Лилия Михайловна

В связи с реализацией федерального стандарта в дошкольном образовании
произошли существенные изменения. Главным образом изменился подход
к образовательной деятельности дошкольников. Одним из ведущих методов
при проведении образовательных ситуаций является игра, которая является
для ребёнка наиболее привлекательной, естественной формой и средством
познания мира, своих возможностей, самовоспитания и саморазвития как
личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной
позицией.
Для педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно
организованная игра — эффективное средство, позволяющее комплексно
решать разнообразные образовательные и развивающие задачи.
Общество создало детские игры для всесторонней подготовки ребёнка
к жизни, его своевременной социализации и развития. Поэтому игры
генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают
как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и
искусства, и спорта.
Среди широко используемых в практике игровых технологий следует
выделить квест-технологию. Федеральный государственный образователь-
ный стандарт ДО требует использования в образовательном процессе техно-
логий деятельностного типа. Главное преимущество квеста в том, что такая
форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом,
занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслитель-
ных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образова-
тельных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познако-
мить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на
практике умения детей,сформировать у детей ощущение личной заинтере-
сованности при выполнении задания, развивать все компоненты устной
речи, реализовать принцип сотрудничества.
«Квест»- (quest — «поиск», «приключение») — командная игра, в которой
команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания, находит
решение поставленной задачи, проходя промежуточные станции, на
каждой из которых требовалось выполнить какое-то действие или найти
ключ для выхода на следующий уровень. Выполнив одно задание, дети
получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным
средством повышения двигательной активности и мотивационной
готовности к познанию и исследованию.
Таким образом квесты реализовывают следующие задачи:
— образовательные ( участники усваивают новые знания и закрепляют
имеющиеся);
— развивающие ( в процессе игры происходит повышение образовательной
мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положи-
тельных психологических качеств, формирование исследовательских
навыков, самореализация детей);
— воспитательные ( формируются навыки взаимодействия со сверстниками,
доброжелательность, взаимопомощь).
Виды квестов:
1. По режиму проведения: в реальном режиме, в виртуальном режиме,
в комбинированном режиме.
2. По сроку реализации: краткосрочные ( цель: углубление знаний и их
интеграция, рассчитаны на одно- три занятия), долгосрочные( цель:
углубление и преобразование знаний, рассчитаны на длительный срок).
3. По форме работы: групповые и индивидуальные.
4. По предметному содержанию: моно- квест, межпредметный квест.
5. По структуре сюжетов: линейные ( решение одной задачи даёт возмож-
ность решать следующую), штурмовые (с помощью контрольных подсказок
участник сам выбирает способ решения задачи), кольцевые ( линейный квест
для нескольких команд. стартующих из разных точек).
6. По информационной образовательной среде: традиционная образователь-
ная среда, виртуальная образовательная среда.
7. По доминирующей деятельности воспитанников: исследовательский
квест, информационный квест, творческий квест, поисковый квест, игровой
квест. ролевой квест.
Структура квеста:
1).Постановка задачи ( введение) — ясное вступление, где чётко описаны
главные роли участников и сценарий квеста. предварительный план работы,
обзор всего квеста.
2). Список заданий ( этапы прохождения, список вопросов), порядок выпол-
нения поставленной задачи ( штрафы. бонусы). Задания должны быть понят-
ны, интересны, выполняться детьми самостоятельно или с помощью взрос-
лых, чётко определён игровой результат ( серия вопросов, на которые
нужно найти ответы, проблема, которую нужно решить, позиция, которая
должна быть защищена, деятельность, которая направлена на переработку
и представление результатов, исходя из собранной информации).
Ресурсы ( список информационных ресурсов в электронном виде, в
бумажном виде, необходимых для выполнения заданий).
3). Процесс работы (этапы).
4). Оценка ( описание критериев и параметров оценки выполнения
заданий квеста, которые зависят от типа образовательных задач).
5). Заключение( конечная цель, приз). Раздел, где суммируется опыт,
который получен участниками при выполнении работы.
Алгоритм организации и проведения квест — игры:
1. Определить цели и задачи.
2. Выбрать место проведения игры.
3. Составить паспорт прохождения этапов или карту маршрута.
4. Сформировать состав участников ( педагоги, дети, родители), рассчитать
количество организаторов и помощников.
5. Разработать легенду игры, её формат и правила, написать сценарий
(конспект).
6. Подготовить задания, реквизит для игры.
7. Назначить дату и замотивировать участников.
8. Проведение игры.
9. Обобщение и презентация результатов игры( рассказ, коллаж, газета,
информационный листок и т. д.)
10. Провести анализ полученных результатов ( слабые, сильные стороны,
возможности и угрозы).
Принципы построения квестов для детей дошкольного возраста:
1). Принцип безопасности (недопустимо ставить к выполнению задачи,
которые связаны с риском для здоровья).
2). Принцип навигации (педагог выступает как координатор процесса
образования, направляет детей, наталкивает на правильное решение,
но окончательные выводы дети делают самостоятельно. Задача
педагога- мотивировать на самостоятельный поиск информации).
3).Принцип доступности заданий (соответствие заданий возрасту и
индивидуальным особенностям дошкольников).
4). Принцип системности (задания логически связаны друг с другом
и с заданиями ранее пройденных квестов).
5). Принцип эмоциональной окрашенности заданий ( методические и
образовательные задачи спрятаны за игровыми приёмами).
6). Принцип интеграции (использование разных видов деятельности
и интеграция образовательных областей).
7). Принцип разумности по времени с учётом возрастных особенностей
дошкольников.
8). Принцип добровольности образовательных действий ребёнка
(без принуждения и авторитаризма со стороны педагога. Задания
должны быть интересны, не унижать достоинство ребёнка).
9). Принцип присутствия выбора ( выбор средств для реализации
и нескольких вариантов задания).
10). Принцип импровизации, экспромта. (непредсказуемость ситуаций
при проведении игры).
11). Принцип «Шахерезады» ( непрерывность проведения квеста по времени,
отсутствие необходимости в завершении квеста. Квест- игра медленно
переходит в сюжетно- ролевую игру. Тематика квеста может быть использо-
вана в течение дня, недели, как сказка Шахерезады, тогда чувство ожидания
продолжения будет держать ребёнка в эмоциональном позитиве в течение
определённого времени, а желание узнать ответы на интересующие вопросы
приведёт к самостоятельному поиску информации).
Целенаправленная работа по внедрению в образовательный процесс
квест- технологии позволяет создать условия для саморазвития, самообуче-
ния, самовоспитания детей, раскрытия индивидуальных возможностей и
резервов организма. Квест- игра способствует формированию людей
нового поколения: неординарно мыслящих. творчески активных, способных
принимать нестандартные мышления. Что и является основным требованием
ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы ДО
(г. 4, п. 6).

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector