Формирование связной монологической речи у детей с ОНР.

Автор: Позднякова Наталья Петровна

Должность: Учитель-логопед

Учреждение: МБДОУ «Детский сад №7»

Населенный пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область

Тема: Формирование связной монологической речи у детей с ОНР.

Опубликовано: 06.09.2017 17:50

Получить свидетельство      Скачать материал


Формирование связной монологической речи у детей с ОНР.
Связная речь как смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей – результат общего развития речи. Связная речь показатель речевого и умственного развития ребёнка. Овладение связной формой высказывания – сложный и длительный процесс, который требует умелого педагогического воздействия.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющим ОНР, относится формирование у них правильной монологической речи. Это необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к предстоящему обучению в школе.
Логопедическая практика показывает, что у детей с речевыми проблемами отмечается значительные трудности в овладении связной речью, что обусловлено недоразвитием различных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического и грамматического). Дополнительные трудности в овладении связной речью могут быть связаны с наличием у детей с ОНР вторичных отклонений в развитии психических процессов: восприятия, внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы. Для детей характерны нарушения последовательности изложения, низкая информированность, смысловые пропуски и ошибки, незавершённость фрагментов высказывания, отсутствие причинно-следственных связей в тексте. Ребёнок затрудняется в составлении предложений. Чаще всего составляет простые, нераспространённый предложения, что обусловлено ограниченным словарным запасом.
Формирование связной речи осуществляется по системе, включающей обучение описанию предметов с помощью наводящих вопросов, или по схематическому рисунку, затем переходим к пересказу небольших рассказов, художественных произведений, составлению рассказов по картине, сюжетным картинкам и рассказыванию с элементами творчества. При этом используется разнообразные игровые формы, способствующие активизации речевых проявлений детей. Например: обыграть сказку, или жизненную ситуацию. Ребёнку предлагается роль определённого героя, при этом произнося слова данного героя.
В формировании связной речи особая роль отводится пересказу. При этом совершенствуется структура речи, её выразительность, усваивается построение отдельных предложений и текста в целом. Овладение пересказом способствует формированию навыка самостоятельного рассказывания, так как этот процесс предполагает преднамеренность и плановость речи. Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти и внимания. При этом дети усваивают посредством имитации нормативные основы устной речи, упражняются в правильном употреблении языковых средств. Использование при обучении художественных произведений детской литературы позволяет целенаправленно проводить работу по воспитанию у детей «чувства языка», а именно внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи.
Коррекционно-логопедическая работа на занятиях по пересказу начинается с подготовительной работы: составлению фраз-высказываний по отдельным картинкам с изображением действий, элементарному описанию предметов по основным признакам. С выбора произведения, лучше всего текста с композиционно-сюжетными особенностями. Примерами могут служить русские народные сказки, сказки Ушинского. При составлении пересказа используется рисунок самого ребёнка-приём детского рисунка. Приём очень эффективен, способствует лучшему осмыслению текста, формированию навыка самостоятельному рассказыванию. Например: пересказ сказки Г.М. Цыферова «Пушистый барашек». Дети рисуют чёрного барашка, который попадает под падающий снег и превращается в белого барашка. У детей такой вид работы вызывает интерес, им легче составлять пересказ, основываясь на собственный рисунок. Можно предложить детям пофантазировать и составить свой рассказ. В процессе такой работы у ребёнка формируется практическое усвоение основных форм связи слов в предложении, развитие монологической речи, активизация и обогащение словаря.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector