Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром с использованием современных технологий.

Автор: Князева Юлия Вячеславовна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МДОУ №6 «КРИСТАЛЛИК»

Населенный пункт: г. Клин, Московская область

Тема: Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром с использованием современных технологий.

Опубликовано: 09.09.2017 19:00

Получить свидетельство      Скачать материал


Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром с использованием современных технологий.

Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное представление о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению книг. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка.
Исследования психологов и педагогов показали, что пятый год является периодом наиболее высокой языковой одаренности, особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже со средней группы детского сада.
К шести-семи годам современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, легко строя сложные и развернутые предложения, логически обосновывая свои высказывания, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события, правильно произносить все звуки и многосложные слова.
Основные задачи развития речи, которые ставят перед собой педагоги дошкольного образования:
— обогащение словаря детей и активизация словарного запаса. Необходимо добиваться, чтобы дети не только знали и понимали смысл употребляемых в речи слов, но и активно использовали их в повседневной речи. Необходимо создавать условия для развития интереса и внимания к слову: «Как правильно сказать?», «Как сказать по-другому?»;
— работа над грамматическим строем речи. Слова — это «кирпичики» , из которых складывается речь. Грамматика — нормы измерения слов и соединение их в предложения. Это изменение слов по числам, падежам и родам, построение простых и сложных предложений. В среде общения и в процессе системной речевой практики ребенок познает модель родного языка;
— формирование звуковой культуры речи — умение слышать и воспроизводить все звуки родного языка. Эта работа над системой ударений в словах, интонационным строем родного языка, четким произношением всех звуков и слов, выразительностью, темпом речи и силой голоса;
— формирование и развитие связанной речи (диалогической и монологической). Диалог — разговорный жанр языка. Ребенок учится спрашивать, отвечать, объяснять, рассуждать, слушать и понимать. Постепенно включается в речь ребенка монолог — это более сложная форма речи: составление ребенком небольших рассказов, сказок, умение пересказать историю, события — увиденное или произошедшее, составление рассказов о предмете, объекте, картине или серии картинок, связанных одним сюжетом.
В нашей группе большое внимание мы уделяем во время непосредственной образовательной деятельности ознакомлению детей с предметным миром. « Предметный мир» — это один из разделов большой темы: « Окружающий мир». В этом разделе знакомят детей с материалами, из которых сделаны предметы. Присваивая материальное содержание вещи, ребенок активно переводит ее из плоскости «вещь для себя» в плоскость «вещь для меня»; легко осваивает материал предметов в его измерении, движении и развитии.
Важное место в ознакомлении детей с материалом предметов занимает освоение действий разного характера (экспериментального, моделирующего, алгоритмического) с использованием косвенных стимуляторов (алгоритмов, схем, моделей).
Задача воспитателя на непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению детей с предметным миром — помочь дошкольнику свободно и правильно ориентироваться среди множества окружающих его вещей, использовать их по назначению, бережно относиться к предметам материальной культуры, которые сопровождают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице.
Педагоги последовательно, дозировано знакомят малышей с особенностями рукотворных предметов и их назначением, развивая наблюдательность и постепенно формируя исследовательский подход к доступным для дошкольника объектам окружающего мира.
Все это способствует вхождению ребенка в современный социум, приобщению к его ценностям, формированию познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Накопление и обобщение знаний, полученных на непосредственно образовательной деятельности, способствуют развитию разнообразных видов деятельности и их интеграции в едином педагогическом процессе.
Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению детей с предметным окружением содействуют не только развитию их познавательной деятельности, но и направлена на совершенствование разговорной речи и организацию речевого общения детей между собой и с взрослыми.
С помощью игровых ситуаций воспитатель создает условия для возникновения диалогов с детьми, дошкольники усваивают новые слова, которыми будут пользоваться в быту и в практической деятельности. Сама обстановка, в процессе которой детям сообщается речевой материал, а также их собственная деятельность содействуют пониманию дошкольниками значений слов, называющих различные предметы и объекты, и побуждают их к развертыванию диалога.
Игровые элементы и ситуации, включенные в непосредственно образовательную деятельность, обязательно должны соответствовать ряду требований:
-вызывать интерес и эмоциональную восприимчивость детей
-строить с учетом жизненного опыта конкретного ребенка.
При этом подбираются тематика непосредственной образовательной деятельности, приемы и формы деятельности детей, близкие и понятные дошкольникам, соответствующие их психологическим и возрастным особенностям общего развития и в большей степени, способствующие овладению речевыми навыками и умениями.
Дети должны знать, чем заняты люди той или иной профессии, какие орудия труда им требуется для работы, какую пользу приносит их труд обществу.
Знакомства с электробытовой техникой предусматривает, с одной стороны, обогащение словарного запаса ребенка, с другой стороны — расширение знаний об электроприборах и электрооборудовании (пылесос, стиральная машина, утюг, телевизор). В качестве наглядных пособий используются как предметные картинки, так и натуральные образцы. Прежде всего, дети узнают их назначение, приемы использования и правила ухода за ними.
Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с электроприборами. Название того или иного предмета электробытовой техники дается в качестве словарной работы и лексических упражнений.
Дети учатся диалогической речи, упражняются в умении задавать вопросы и отвечать на вопросы в зависимости от игрового сюжета.
Близость темы, занимательный характер непосредственно образовательной деятельности, эмоциональное преподнесение материала — все это является эффективным стимулом совершенствования коммуникативной функции речи старшего дошкольника, готовящегося переступить порог школы.
В ходе непосредственно образовательной деятельности дети также знакомятся с элементарными трудовыми навыками, с различными трудовыми операциями.
Познание материалов и свойств предметов, их различия приводит к формированию у детей представлений, мыслительных операций и активному развитию речи.
В процессе непосредственно образовательной деятельности у ребенка закладываются основы таких личных качеств, как привычка к трудовому усилию, способность работать в коллективе, что является очень важным условием для дальнейшей социально-бытовой ориентировки и адаптации детей в обществе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector