Дополнительная образовательная программа «Учимся играя».

Автор: Аслаева Елена Владимировна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ Детский сад № 26

Населенный пункт: г. Уфа, Республика Башкортостан

Тема: Дополнительная образовательная программа «Учимся играя».

Опубликовано: 11.09.2017 11:01

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26» Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Утверждена
Приказом № __ от «__» _____ 2017г.
Заведующая МБДОУ «Детский сад №26»
____________Г.Р.Галиаскарова
Принято на педагогическом совете
№ __ от «__»_____ 2017г.

Дополнительная образовательная программа познавательно-речевой направленности по обучению грамоте
«Учимся играя»

Автор-составитель
Е.В. Аслаева

г.Уфа

Содержание

Паспорт программы
3
1.
Целевой раздел
6
1.1.
Пояснительная записка
6
1.2.
Цели и задачи реализации программы
6
1.3.
Принципы и подходы к формированию Программы
7
1.4.
Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста
7
1.5.
Планируемые результаты освоения программы
8
2.
Содержательный раздел
11
2.1.
Описание образовательной деятельности
11
2.2.
Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы
14
3.
Организационный раздел

17
3.1.
Материально-техническое обеспечение занятий
17
3.2.
Методическое обеспечение
17
3.3.
Расписание занятий
18
Список используемой литературы
25

Паспорт программы
Наименование программы
Программа по дополнительной платной образовательной услуге познавательно-речевой направленности для детей от 5 до 7 лет «Обучение грамоте».
Основание для разработки программы
• Конституция РФ (ст. 43,72).
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
• Приказ Минобрнауки «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013г. №1014.
• Постановление Правительства РФ от 05.07.01 г. № 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (с изм. от 01.04.03).
• «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 3049 -13 от 15.05.2013 №26.
• Правила оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования (нормативные документы и инструктивно-методические материалы Правительства РФ Минобразования РФ).
• Приказ Минобразования РФ от 21.07.95 г. № 52-М «Об организации платных дополнительных образовательных услуг».
• Письмо Минобразования от 02.06.98 г. № 89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий».
• Письмо Минобразования РФ от 24.04.95 г. № 46/19-15 «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений».
• Письмо Минобразования РФ от 14.03.00 г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
• Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, утвержденные приказом Минобразованием РФ №448 от 22.08.96 г.
Заказчик программы
Родители (законные представители)
Организация исполнитель программы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26» Орджоникидзевского района городского округа город Уфа республики Башкортостан
Разработчик программы
Воспитатель Аслаева Елена Владимировна
Исполнители программы
Педагогический коллектив, заведующий МБДОУ «Детский сад № 26»
Цель программы
подготовка дошкольников к обучению грамоте, обучение чтению
Задачи программы

Обучающие:
— формирование фонематического восприятия (способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы))
-правильное произношение всех звуков родного языка
— Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка.
Обучение чтению.
Развивающие:
развитие  элементарных навыков звукового анализа (определение порядка слогов и звуков в слове; выделение основных качественных характеристик звука)
Развитие звукобуквенного анализа слова.
Формирование первоначальных навыков письма.
Воспитательные:
формирование культуры речи и совершенствование трудовых навыков.
Ожидаемые результаты

В результате усвоения данной программы воспитанники: 
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями,
выполненными в технике оригами;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– познакомятся с искусством оригами;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Срок реализации программы
2 года

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка.
Стать высокообразованным человеком – это значит овладеть всеми богатствами родного языка. Главная задача взрослых – это создание условий для формирования правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступить в речевое общение.
Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к обучению. Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. Ребёнка отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Именно поэтому программа строится на расширении представлений о предметном мире и ознакомлении их с окружающим. Важное место занимает и развитие мышления, ведь развитие речи тесно связано с познавательной основой личности.
Практический  опыт  работы с детьми дошкольного возраста показывает, что именно у детей в возрасте 5-6 лет   развито в определенной степени самосознание, сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные навыки в художественных видах деятельности, а также  появляется  интерес к буквам и желание научиться читать, а “Программа обучения и воспитания” в детском саду не предусматривает  подготовку детей к  обучению грамоте
В последние годы многие учителя начальных классов отмечают большой рост детей с нарушением письма и чтения. На наш взгляд, это связано с несформированностью фонетики – фонематического восприятия и слуха у детей дошкольного возраста. В связи с этим, мы считаем, что большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элемента подготовки обучения грамоте у старших дошкольников.
Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен.

1.2. Цели и задачи реализации Программы

Цель программы – подготовка дошкольников к обучению грамоте. Освоение языка, грамматического строя даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Организация усвоения учебного материала подразумевает научить детей осмысленному говорению, правильному построению предложений; овладения навыками точного произношения звуков; накопление словарного запаса; подготовку к обучению грамоте, а главное – даёт первоначальное понятие о языке, литературе, позволяет проявлять интерес к родному языку и прививает любовь к чтению и книге
Задачи.
Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
Развитие звукобуквенного анализа слова.
Формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа разработана с учетом основных принципов: 
1. Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей; 
2. Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала); 
3. Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий) 
4. Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников) 
5. Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения); 
6. Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.) 
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий 25 минут.

 Особенности методики обучения.  Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач,  на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты.

1.4.Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста

Возрастные особенности детей 5-7 лет
Особенности возрастной группы детей 5 – 7 лет В 4-5 летнем возрасте заметно увеличивается словарный запас детей за счёт слов, обозначающих свойства и качества предметов. К 5 годам словарный запас составляет около 2000слов. Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения, когда ребёнок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в другом — неправильно. Вместе с тем дошкольники 5 лет отличаются особой чувствительностью, восприимчивостью к звукам речи. У дошкольников 5 лет формируется осознание своих произносительных умений, поэтому работа по развитию фонематического слуха строится с учётом психических и физических особенностей детей и подготавливает ребёнка к следующему этапу — развития звуко — буквенного анализа. В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения: дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентироваться в окончаниях слов, начинают активно использовать предлоги. Речь становится связной и последовательной. Происходит переход от ситуативной речи к контекстной. Развивается как диалогическая речь, так и монологическая. Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять рассказы по картинкам или используя игрушки. Словарь ребёнка 5-6 лет растёт не только количественно, но и качественно и достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами, антонимами. В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства (светло- красный, тёмно-зелёный, легче, тяжелее и т.д.), слова, называющие материалы и их признаки (дерево -деревянный, стекло — стеклянный) Совершенствуется грамматическая система языка. Дети используют в речи простые распространённые предложения, сложноподчинённые, сложносочинённые конструкции, разные слова для названия одних и тех же предметов. Дети умеют уже грамматически правильно изменять слова, входящие в активный словарь; стремятся правильно произносить слова в родительном падеже множественного числа; образуют новые слова (хлеб – хлебница, сахар — сахарница). Совершенствуют умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без помощи вопросов педагога. Могут передавать диалог действующих лиц. Дети активно участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаются сложности при составлении рассказов из личного опыта, при описании предметов. В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух — трёх слов, определяют порядок слов в предложении.

1.5.Планируемые результаты освоения программы.
первый год обучения:
Ребёнок к концу первого года обучения знает
— содержание народных сказок (4-5)
— авторов и содержание произведений для детей А.Барто, К. Чуковского, Е. Чарушина, В. Берестова, К. Ушинского, С.Маршака, Б. Заходера
— наизусть потешки, песенки, загадки, небольшие стихотворения для детей А.Барто, Г. Сапгира, О. Высоцкой
Ребёнок к концу года умеет правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
— различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и тихие;
— делить слова на слоги;
— дифференцировать твёрдые и мягкие согласные, называть их изолированно;
— определять и называть первый звук в слове;
— произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
— рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы;
— выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;
— составлять 2-3 предложения по картине;
— пересказывать простые сказки;
— отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассказа с помощью простых предложений заучивать небольшие стихотворения
Второй год обучения:
Ребёнок к концу второго года обучения знает
— содержание народных сказок (7-9) авторов и содержание произведений для детей А.Барто, К. Чуковского, Е Чарушина, В. Берестова, С.Маршака, Е. Благининой, Г. Виеру
— наизусть потешки, песенки, загадки,
— стихотворения для детей А. Барто, К. Чуковского, Г. Сапгира, О. Высоцкой.
— буквы русского алфавита понимает и использует в речи термины «звук», «буква»
Ребёнок к концу второго года обучения умеет правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
— определять место звука в слове: в начале, середине, в конце;
— различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
— делить слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную пользоваться графическим обозначением звуков;
— произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
— записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами составлять 4-5 предложений по картине;
— по серии картинок, из личного опыта пересказывать простые сказки;
— отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассказа с помощью простых предложений заучивать стихотворения
За время обучения формируются умения понимать и выполнять учебную задачу, а также формируются такие качества, как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность.
Дети овладевают и умеют:
• Развитие связной речи.
— понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знают порядок букв и их название «алфавит»;
— умением различать гласные, твердые и мягкие согласные;
— умением правильно ставить ударение в знакомых словах; плавно читать целыми словами, отвечать на вопросы по тексту; составлять из букв разрезной азбуки слова и предложения.
— к концу 2 –ого года  обучения дети умеют ориентироваться на листе бумаги, печатать слова, предложения, небольшие тексты; у дошкольников значительно обогащается словарный запас;
-умением   правильно строить предложения и согласовывают в нем слова.
2. Развитие словаря
— активно владеть бытовым словарём, точно и правильно использовать слова, обозначающие названия предметов быта и природы, их свойства и качества, строение и материал
— умеют сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять их на этой основе в группы (посуда, мебель, одежда, овощи и т.д.)
— понимать и использовать средства языковой выразительности (образные сравнения, эпитеты, метафоры и др.)
— использовать в речи слова, обозначающие абстрактные понятия (темнота, заботливость, верность, победа и др.)
3. Звуковая культура речи
-умеют чисто и правильно произносить все звуки родного языка
— упражняться в правильном звукопроизношении в процессе повседневного общения
— читая стихи, пересказывая литературные произведения, пользоваться средствами интонационной выразительности (темп, ритм, логическое ударение)
4.Подготовка к обучению грамоте и письма
-умеют делить слова на слоги и производить звуковой анализ слова
— осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове)
— выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове
— определять место звука в слове
— давать характеристику звуку (гласный — согласный, твёрдый мягкий, звонкий — глухой), доказывая свой ответ грамотным научным языком
-понимать и использовать в речи термин, предложение, составлять предложение из 3-4 слов, делить предложении на слова, называя их по порядку, определять интонационно предложение и завершать его . ! ? знаками
— различать понятия «звук», и «буква»
— знают все буквы русского алфавита, уметь передавать их графически на доске и тетради
— правильно и плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами
— работать в тетради в клетку, соблюдая все требования печатного письма
5. Грамматический строй речи
— правильно использовать грамматические формы для точного выражения мыслей
— замечать грамматические ошибки в речи сверстников и исправлять их
— образовывать слова, пользуясь суффиксами, приставками, соединением слов
— придумывать предложения с заданным количеством слов, вычленять количество и последовательность слов в предложении
— правильно согласовывать слова в предложении употреблять предлоги, пользоваться несклоняемыми существительными
Многолетний опыт подготовки детей к грамоте свидетельствует: дошкольники способны успешно овладеть начальными навыками звукобуквенного анализа и синтеза, что является основой для формирования чтения и письма.

• Содержательный раздел

2.1.Описание образовательной деятельности
Учебно-тематический план первый год обучения

№ п/п
Перечень разделов тем
Количество часов

теория
практика
1.
«Осенние деньки». Составление предложений и деление их на части.
1

2.
Составление рассказа из небольших предложений.

1
3.
Составление предложений по «Живой модели» Многозначность слов.

1
4.
Деление слов на слоги. Составление рассказа с использованием опорных слов.

1
5.
Введение термина «Слоги». Знакомство с односложными словами.
1

6.
Деление слов на слоги и составление слов из слогов.

1
7.
Ознакомление со звучащим словом. Введение термина «Звук».
1

8.
Определение количества слогов в словах. Нахождение в словах стихотворного текста и выделение голосом определенного звука

1
9.
Нахождение местоположения звука в слове. Составление узора из вертикальных и горизонтальных линий.
1

10.
Деление слов на слоги. Составление предложений из словосочетаний. Выделение голосом определенного звука в слове.
1

11.
Деление на слоги двух- и трехсложных слов. Определение местоположения звука в словах.

1
12.
Определение заданного звука в любой части слова. Составление предложений по заданию.

1
13.
Знакомство со схемой звукового состава слова. Звуковой анализ слова «АУ».
1

14.
Звуковой анализ слова «Мак».
1

15.
Звуковой анализ слова «Дым». Составление предложений с соединительным союзом «И».
1

16.
Звуковой анализ слова «Сыр». Введение понятия «Гласный звук».
1

17.
Беседа о зиме. Звуковой анализ слова «Шар».
1

18.
Звуковой анализ слов «Жук» и «Лук». Словоизменение.
1

19.
Подбор определений к существительным. Пересказ текста по графической схеме. Составление графической схемы предложений с предлогами.

1
20.
Развитие пространственной ориентировки. Введение понятия «Согласный звук».
1

21.
Введение понятия «Мягкий согласный звук». Звуковой анализ слов «Кот» и «Кит».
1

22.
Закрепление понятия «Мягкий согласный звук». Деление на слоги двух- и трехсложных слов.

1
23.
Звуковой анализ слова «Осы».
1

24.
Звуковой анализ слова «Роза». Знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков.
1

25.
«Весенние деньки». Звуковой анализ слова «Луна».
1

26.
Звуковой анализ слова «Лиса». Сравнительный анализ звуковой схемы слов «Луна» и «Лиса».

1
27.
Звуковой анализ слова «Муха». Поисковая деятельность в области грамматики.

1
27 часов

Учебно-тематический план
второй год обучения

№ п/п
Перечень разделов тем
Количество часов

теория
практика
1.
Вводное занятие
1

2.
Знакомство со схемой предложения

1
3.
Составление предложений по картинкам.

1
4.
Знакомство с предлогами.

1
5.
Звук и буква «Э»
1

6.
Звуки «Ы-И»

1
7.
Звук и буква «М».

1
8.
Повторение пройденного материала.
1

9.
Звук и буква «П».
1
1
10.
Характеристика звука «Б»

1
11.
Чтение слогов, звуковой анализ слов

1
12.
Чтение слогов, звуковой анализ слов
1

13.
Дифференциация «Д-Т» 

1
14.
Печатание под диктовку
1

15.
Дифференциация «Г-К»

1
16.
Звук и буква «В»

1
17.
Звук и буква «Н»

1
18.
 Буква «Х»

1
19.
Звуко-слоговой анализ слов
1

20.
Предложение, подсчет слов в предложении

1
21.
Звук и буква  «Ш»

1
22.
Звук и буква  «Ж»

1
23.
Дифференциация «С-Ш»

1
24.
Звук и буква  «Ф»

1
25.
Дифференциация «В-Ф»

1
26.
Работа со  звуковыми линейками и перфокартами.

1
27.
Чтение и анализ предложений

1
28.
Звуко-слоговой анализ слов

1
29.
Звук и буква  «Ч»

1
30.
Звук и буква  «Е-Ё»

1
31.
Звук и буква  «Щ»

1
32.
Звук и буква  «Й»     
1

33.
Звук и буква  «Я»

1
34.
«Викторина «Веселая азбука»

1
35.
Закрепление пройденного

1
36 час.

2.2. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы

Формы организации занятий 
1. Фронтальная (работа со всей группой). 
2. Работа по подгруппам (объединение по два человека и более). 
3. Индивидуальная.

 Методами успешной реализации программы является: 
• Словесный (заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ беседа). 
• Наглядный (наблюдение, рассматривание). 
• Практический (словесные игры; дидактические игры: «Найти свой домик», «Кто внимательный», «Назови слова по заданной модели», «Цепочка слов», «Поезд»).Сформировать правильный захват орудия письма (щепоть). Использовать пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев рук), упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя пальцами, тремя пальцами») и шариками, игровые упражнения типа «Посолим суп» и пр. Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.
Обучение грамоте — включает несколько этапов:
— подготовительный этап (старшая группа)
— основной этап (подготовительная группа)
Подготовительный этап обучения
Цель этапа:  подготовка детей к овладению звуковым анализом слова; формирование основы для дальнейшего овладения детьми грамотой (чтением и письмом)
Задачи этапа:
— формирование фонематического восприятия (способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы))
-правильное произношение всех звуков родного языка
-развитие  элементарных навыков звукового анализа (определение порядка слогов и звуков в слове; выделение основных качественных характеристик звука)
 Основной этап  обучения
Цель этапа: формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
Задачи этапа:
— знакомство со всеми звуками и буквами русского языка.
— развитие звукобуквенного анализа слова.
— обучение чтению.
— формирование первоначальных навыков письма.
В основу данной программы  положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего и подготовительного к школе  возраста.
Занятия  на подготовительном этапе  проходят в форме игры и игровых упражнений с использованием  специальных символов, наглядного материала, игрушек, сказочных персонажей.
Для определения позиции звука в слове используются схемы слов и фишки (красного, зеленого и синего цветов), карточки с условным обозначением: слово — предмет, слово- признак, слово- действие; схемы предложений; широко используются пальчиковые игры, логоритмические упражнения.
На основном  этапе  включаются игры с буквами (кроссворды, ребусы), работа с кассой букв, «звуковыми линейками», карточками – схемами; задания на развитие моторики, ориентировку на рабочем листе бумаги, графические диктанты, печатание слов и предложений Таким образом, во время занятий у детей, кроме развития элементарных навыков чтения и письма, происходит  всестороннее развитие (умственное развитие, развитие творческих, психофизических процессов), а также развитие  устойчивого интереса к новым знаниям, желание учиться в школе.  

Способы и формы работы с детьми
1.Дидактические игры
2. Фонематические упражнения
3. Работа с текстами
4. Театрализация
5.Рисование.
В программе есть серия занятий, где ведущая роль принадлежит не педагогу, а ребёнку. В этом случае используются методы самостоятельной работы, практические работы (эксперименты), методы проверки и оценки знаний. Оценивая характер познавательной деятельности ребёнка на знании, предлагается объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный, проблемный, частично – поисковый и исследовательский.
Использование различных методов обучения на занятиях позволяет максимально приблизить решение поставленных программой задач и развить возможности ребёнка, обогатить взаимоотношения учителя и ученика, сформировать новые пути взаимодействия.
В зависимости от дидактических целей занятия строятся как:
• Изучение нового материала
• Занятия по закреплению и систематизации знаний, умений навыков детей
• Проверочные занятия (в конце полугодия)
• Комплексные
Структура занятий:
• организационный момент (использование приёмов активизации интереса детей)
• постановка цели занятия
• организация самостоятельной практической и познавательной деятельности детей на занятии
• анализ деятельности детей
• подведение итогов занятия

Уровни усвоения программы
Низкий – ребёнок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает ошибки в пересказах и самостоятельных рассказах. Пользуется помощью взрослого. Словарный запас беден. Допускает грамматические ошибки в звукопроизношении. Речь невыразительна. Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении на слоги. Затрудняется в определении ударения. Путается в понятиях: слог, звук, буква. Не знает точного названия букв. Не владеет навыком чтения. Быстро утомляется, поэтому работа в тетради недостаточна.
Средний – в рассказе ребёнок допускает пропуски, логические ошибки, но исправляет их сам при помощи взрослых или сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нём. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная; ребёнок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков.
Высокий – ребёнок владеет речевыми умениями, инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяя рассказы других, пользуется разнообразными средствами выразительности. В общении инициативен – задаёт вопросы, делится впечатлениями, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки детей, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Владеет всеми средствами звукового а нализа слов, определяет характеристики звуков слове (гласный – согласный, твёрдый – мягкий, ударный – безударный, место звука в слове)

Диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи.
Детям предлагается задание: 
1. Скажи одно слово. 
2. Скажи один звук; 
 a) скажи, сколько звуков в слове «дом»; 
 b) назови звуки в этом слове;
3. Скажи одно предложение. 
 a) скажи, сколько слов в предложении «Дети любят…» 
 b) назови первое, второе, третье слово. 
4. Прочитай предложение «Дети играют» или «Дети идут в школу».
 

Оценка результатов
Высшая общая оценка составляет 10 баллов. 
Первые 3 задания: 
верный ответ – 1балл; 
неверный – 0 баллов. 
Четвертое задание: 
Ребенок не смог прочитать предложение – 0 баллов; 
Читает по буквам (побуквенное чтение) – 1 балл; 
По слогам (послоговое чтение) – 2 балла; 
Слитное (целыми словами) – 3 балла.

• Организационный раздел

3.1.Материально-техническое обеспечение занятий:
1.глобус,
2.карандаши, ручки,
3.кубики с буквами,
4.магнитная азбука,
5.магнитная доска,
6.прописи.

3.2.Методическое обеспечение

Список литературы (для педагогов):
1. Радуга   :   программа   воспитания,   образования   и развития  детей  от  2  до   7  лет  в условиях  дет.   сада /   [Т. И. Гризик,   Т. Н. Доронова,   Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. — М. : Просвещение,  2010. — 111 с. — 
2.Ткаченко Т.А.  «Специальные символы в подготовке детей  4 лет к обучению грамоте» Москва, 2000г.
3. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи», Москва, 1991г
Морозова И.А., Пушкарева М.А, «Занятия по развитию речи в специализированном детском саду»; Москва, Владос, 2006
Доронова В.И., Дриняева О.А. «Предшкольное обучение грамоте в ДОУ», Москва, Аркти, 2007

Список литературы ( для родителей) :
1. Гербова В. В. «Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 5-6 лет» Мозаика-Синтез.
2. Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. «Чтение без принуждения». М., 1993.

3.3.Расписание занятий
Первый год обучения:
Месяц
№ занятия
Краткое содержание занятия
Ноябрь
1
«Осенние деньки». Составление предложений и деление их на части. Правила штриховки. Игра «Наоборот», Игровое упражнение «Отгадай, что у меня».

2
Составление рассказа из небольших предложений. Штриховка геометрических фигур. Игровое упражнение «Назови ласково». Работа с текстом «Осень». Игровое упражнение с флажком «Продолжай и передай».

3
Составление предложений по «Живой модели» Многозначность слов. Настольный театр «Курочка ряба».Беседа о словах и об их значениях.

4
Деление слов на слоги. Составление рассказа с использованием опорных слов. Гимнастика ума: упражнение на быстроту реакции «Точно и быстро. Кто…?». Игровое упражнение «Сколько частей (слогов) в слове-отгадке?». Игровое упражнение «Красные листочки».
Декабрь
5
Введение термина «Слоги». Знакомство с односложными словами. Игровое упражнение «Послушай и скажи» на проговаривание чистоговорки. Игровое упражнение «Подели слова на части». Знакомство с односложными словами и проверка усвоенного материала.

6
Деление слов на слоги и составление слов из слогов. Игровое упражнение «Какое слово спряталось в этом домике?». Игровое упражнение с использованием серии картин «Животные»

7
Ознакомление со звучащим словом. Введение термина «Звук». Игровое упражнение «Послушай и доскажи». Словесная игра «Подбор прилагательных». Игровое упражнение «Назвать только слоги».Игровая ситуация «Копилка слов». Игра с воспроизведением движений «Такие разные слова». Игровое упражнение «Измерение слов». Штриховка геометрических фигур.

8
Определение количества слогов в словах. Нахождение в словах стихотворного текста и выделение голосом определенного звука. Дидактическая игра «Пирамида». Игра с мячом «Кто что делает?».
Игровая обучающая ситуация «Ищем звуки». . Упражнение «Новые слова». Игровое упражнение «Теплая меховая шуба».
Январь

Каникулы

9
Нахождение местоположения звука в слове. Составление узора из вертикальных и горизонтальных линий. Упражнение «Составление рифмованных строк на тему». Игра «Живые слова». Игровая обучающая ситуация «Звучащие слова».

10
Деление слов на слоги. Составление предложений из словосочетаний. Выделение голосом определенного звука в слове. Дидактическая игра «Посадим цветы в клумбу». Дидактическое упражнение «Придумай предложение». Дидактическая игра «Чье слово длиннее». Игровая обучающая ситуация «Шуршащий звук». Игровое упражнение «Сборка грузовика». Работа в тетрадях.

11
Деление на слоги двух- и трехсложных слов. Определение местоположения звука в словах. Выделение из текста предложений. Игра «Загадки — складки». Игровое упражнение «Накорми животное». Игра «Цепочка слов». Работа с текстом «Зима». Игровое упражнение «В лесу родилась елочка».
Февраль
12
Определение заданного звука в любой части слова. Составление предложений по заданию. Игра «Разные слова». . Игра «Доскажи словечко!». Игровое упражнение «Подумай, не торопись».

13
Знакомство со схемой звукового состава слова. Звуковой анализ слова «АУ». Дидактическая игра «Звуки улицы». Игровое упражнение «Измерение слов». Игра «Эхо». Игровое упражнение «Чей рассказ лучше?»

14
Звуковой анализ слова «Мак». Игра «Веселые картинки». Работа с раздаточным материалом. Игра «Кто больше придумает слов с определенным звуком?». Игровое упражнение «Строители».

15
Звуковой анализ слова «Дым». Составление предложений с соединительным союзом «И». Дидактическая игра «Как их зовут?» Игра со словом «дым».
Март
16
Звуковой анализ слова «Сыр». Введение понятия «Гласный звук». Игра «Построим дом». Игра со словом «сыр». Дидактическая игра «Кто внимательный?».

17
Беседа о зиме. Звуковой анализ слова «Шар». Составление предложений из 2,3,4 слов. Игра «Кто внимательный?».

18
Звуковой анализ слов «Жук» и «Лук». Словоизменение. Игра «Скажи как я». Игра со словом «жук». Работа в тет

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector