Интеграция и адаптация детей с проблемами в развитии в социальном окружении.

Автор: Могильникова Вера Львовна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МДОУ детский сад № 35

Населенный пункт: г. Подольск, Московская область

Тема: Интеграция и адаптация детей с проблемами в развитии в социальном окружении.

Опубликовано: 11.09.2017 23:06

Получить свидетельство      Скачать материал


Оглавление

1.1. Проблемы адаптации
и интеграции при современных
подходах воспитания и обучения дошкольников………………………………3

1. 1.2 Показатели социальной адаптации детей с ОВЗ…………………………….6
2. 1.3.Условия социальной интергации
3. детей с особыми возможностями здоровья………………………………………..7
4. 2.1. Особенности организации предмет но-развивающей среда для успешной интеграции детей с ОВЗ…………………………………………………………………….11
5. Список литературы…………………………………………………………………………….16

1.1. Проблемы адаптации и интеграции при современных подходах воспитания и обучения дошкольников

В настоящее время в развитых странах мира одним из главных средств социальной интеграции считается социализация личности, то есть «развитие личности человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды, обусловленное конкретными социальными факторами».
Основная цель системы образования для детей с нарушением интеллекта — максимально возможная социализация. При этом под социализацией подразумевается совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая социальные роли и культурные нормы.
Имеет большую ценность заключение Л.С. Выготского о том, что педагоги и психологи рассматривают слепоту, глухоту, интеллектуальную недостаточность только как дефекты физические и психические и не видят главного – их социальной сущности. В этой связи, он справедливо подчеркивает: «Всякий телесный недостаток – будь то слепота, глухота или врожденное слабоумие – не только изменяет отношение человека к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект или порок реализуется как социальное ненормальное поведение. Он выдвигает социальную компенсацию дефекта как первоочередную задачу педагогики в воспитании детей с нарушениями в развитии, утверждая, что в каждом ненормальном ребенке имеется колоссальный резерв здоровых потенциалов. Далее Л.С. Выготский видит задачу специальной педагогики в том, «чтобы связать педагогику дефективного детства с общими принципами и методами социального воспитания, найти такую систему, в которой удалось бы органически увязать педагогику дефективного детства с педагогикой детства нормального». В процессе работы с аномальными детьми Л.С. Выготский считает необходимым ориентировать ее «на пуды здоровья, а не на золотинки болезней» ( 4, 126), которые имеются у каждого ребенка, те есть социализацию и интеграцию детей с ОВЗ в здоровое общество сверстников.
Социализация включает: раннюю социализацию (от рождения до поступления в школу); обучение (школьное и профессиональное), социальную зрелость (трудовую активность), завершение жизненного цикла (с момента прекращения постоянной трудовой деятельности).Следовательно, процесс социализации осуществляется на протяжении всей жизни человека и проходит в трех сферах:
1) в деятельности — у человека развиваются задатки и способности, и происходит их реализация;
2) в общении, которое возникает во всех сферах жизнедеятельности, развиваются коммуникативные способности, способности взаимодействия с
окружающими;
3) в самосознании, сознании и понимании самого себя, в развитии правильной самооценки, что означает «адекватное мнение и суждение человека о самом себе, о своих качествах, достоинстве и недостатках, деятельных способностях, потенциальных возможностях, а также о своем месте и роли среди других людей».
По определению А. В. Мудрика, человек становится полноценным членом общества, если усваивает социальные нормы и культурные ценности одновременно с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией и обществе (1, 76)
Самореализация личности предполагает удовлетворяющее человека осуществление своей деятельности в значимых для него сферах: в работе, быту и взаимоотношениях с окружающими. При этом необходимо, чтобы успешность этой реализации признавалась и одобрялась значимыми для человека людьми.
Ни у кого не вызывает сомнения, что конечная цель специального образования детей с физическими и психическими отклонениями — полная интеграция их в общество, использование ими социальных привилегий и благ, доступных остальным гражданам, то есть принцип нормализации.
Полная интеграция детей с особенными возможностями здоровья (ОВЗ) невозможна без единого адаптационного процесса, который включает в себя биологическую, сенсорную и психологическую адаптацию.
Биологическая адаптация— это приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды: температуре, влажности, освещенности и др.; а также к изменениям в организме (внутренней среде): заболеванию, потери какого-либо органа или ограничению его функции.
Человек, в отличие от животных, обладает способностью к произвольной психологической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности. Используются средства физической тренировки, закаливания организма.
 Сенсорная адаптация- приспособление органов чувств к действующим на них раздражителям. Она достигается за счет увеличения или уменьшения абсолютной чувствительности как рецепторов, так и нервных центров анализаторов. Играет важную роль в компенсации дефектов зрения, слуха,
 Психологическая адаптация- приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с социальными требованиями; внутреннее психологическое равновесие в соответствии с собственными потребностями, мотивами, интересами. Основные проявления психологической адаптации — адекватное взаимодействие человека с окружающими и его активная продуктивная деятельность. Средствами ее достижения являются образование, воспитание, профессиональная подготовка.
Главным условием успешной социализации и социальной адаптации детей с отклоняющимся развитием является совершенствование системы их интеграции в общество. Такая система должна включать несколько подсистем , а каждая подсистема имеет пути совершенствования и требует специальных исследований: дефектологии, управления и программно-методического обеспечения, воспитания и формирования социально мобильной личности, коррекционно-развивающего обучения, профориентации , взаимосвязи школы, семьи.
Процесс социальной адаптации может выступать не только как объективный механизм приспособления, приноровления к социальной среде (пассивное приспособление кого-либо к чему-либо), но и как механизм субъективной деятельности, направленный на приспосабливание индивида к тем или иным нормам, стандартам, меркам (активное приспосабливание кем-либо кого-либо)». На активную природу механизма социальной адаптации указывает и А.А. Реан, анализируя типы адаптационного процесса. Подчеркивая активность так называемого «пассивного» типа, он пишет: «…здесь речь идет об активном приспособлении личности, об активном самоизменении, самокоррекции в соответствии с требованиями среды. Просто пассивного принятия ценностных ориентации среды без активного само изменения быть не может, если речь действительно идет о процессе адаптации» ( 1. 47). И далее резюмирует: «В связи со сказанным, критерием различения типов адаптационного процесса мы предлагаем считать не «активность — пассивность», а вектор активности, его направленность. Направленности вектора «наружу» соответствует один тип адаптации. Он характеризуется активным влиянием личности на среду, ее освоение и приспособление к себе. Направленности вектора активности «внутрь» соответствует другой тип адаптационного процесса. Он связан с активным изменением личности себя, с коррекцией собственных социальных установок и привычных инструментальных поведенческих стереотипов. Это тип активного само изменения и активного само приспособления к среде. Социально-психологическая адаптация заключается во взаимном приспособлении личностей, групп путем усвоения ролей, норм, способов, форм взаимодействия в определенных условиях. Так, человек сначала «входит» в группу, приспосабливается к ней, разделяя убеждения и представления его членов, а затем воздействует на них, изменяя их взгляды. В процессе адаптации ребенка в ДОУ также используют различные формы и способы адаптации детей, такие как сказкотерапия, групповые и индивидуальные игры, упражнения по релаксации, элементы телесной терапии и так далее.
На социальную адаптированность ребенка раннего возраста с особенными потребностями физического развития и характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов: возраст ребенка, состояние здоровья, сформированность опыта общения, а также степень родительской опеки.
У детей с ОПФР существуют бесспорные сложности в адаптации, которые зависят от небольшого объема знаний, неточности, диффузности, недифференцированности, бессистемности самых разнообразных представлений и неумения опереться на имеющиеся знания.
На сегодняшний день , в рамках ФГСО предлагаются две 
формы интеграции:
-обучение в коррекционном учреждении и последу­
ющий перевод учеников в общеобразовательную
школу (при обучении детей с нарушениями слуха,
но сформированной устной речью);
-полную или частичную интеграцию лиц с отклонениями в развитии в ходе профессионального обучения (для детей с нарушением слуха, зрения, реже
интеллекта).
В ходе становления и развития сети специальных дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) учеными и практиками были разработаны принципы, методы и приемы выявления, коррекции и профилактики отклонений в развитии детей. Заложены многие традиции коррекционного обучения и воспитания дошкольников, на которых в целом строится система специального дошкольного образования.
1.2. Показатели социальной адаптации детей с ОВЗ
  Современные изменения в системе дошкольного образования отразились и в содержании коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Ключевой позицией обновления дошкольного специального образования является создание условий для системного развития возможностей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в целях обогащения его социального опыта. Как известно, психическое развитие ребёнка происходит в процессе усвоения им общественно-исторического опыта. с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не включается (или с трудом включается) в освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого развития. Он затрудняется использовать традиционную «взрослую» культуру как источник развития высших психических функций, специфических человеческих способностей и способов деятельности. По отношению к ребёнку с ограниченными возможностями перестают действовать традиционные для каждого возрастного этапа способы решения воспитательно-образовательных задач. Из-за такого «выпадения» ребёнка с ОВЗ из традиционного образовательного пространства нарушаются условия для его «врастания в культуру», не реализуется его право на наследование социального и культурного опыта человечества. Возникает объективная потребность в «обходных путях», других способах педагогического воздействия, т. е. ином, специально организованном образовательном пространстве.  Критериями эффективности образовательного процесса в ДОУ для детей с ОВЗ являются новые качества, возникающие в процессе обучения и воспитания. Социально-личностное развитие ребёнка с ОВЗ отражают следующие группы показателей: коммуникативные (овладение ребёнком средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками); к самоуправлению (способность ребёнка управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения); социально-бытовые (усвоение основных культурно-гигиенических навыков, сформированность начальных представлений о здоровом образе жизни, развитие навыков различных видов детской деятельности). Опыт работы и анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить критерии для оценки эффективности процесса социальной адаптации каждой группы воспитанников: для детей с задержкой психического развития, с умственной отсталостью лёгкой степени, с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе с ДЦП), с нарушением зрения (слабовидящие, с амблиопией и косоглазием) и дошкольников со сложными дефектами развития (в том числе с ОПЦНС). При этом следует особенно подчеркнуть, что уровень развития детей с ОВЗ очень разный, и те критерии, которые подобраны для дошкольников с ЗПР, будут не актуальны для оценки эффективности процесса социальной адаптации детей со сложными дефектами развития. 

1. Условия социальной интергации детей с особыми возможностями здоровья.
2. На сегодняшний день существуют принципы инклюзивного образования, которые основаны на условиях социальной интеграции:
1. -Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. -Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. -Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. -Все люди нуждаются друг в друге.
5. -Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. -Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. -Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. -Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
• К  внешним условиям интеграции относятся:
• 1.Раннее выявление нарушений и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни (требует создания и законодательного оформления системы ранней помощи, функционирующей в рамках междисциплинарного командного подхода к работе специалистов. Данная система обязательно должна включать комплекс специалистов медицинского, социального, психолого-педагогического и дефектологического профиля);
• 2.Желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми, их стремление и готовность помогать ребенку в процессе его обучения (Второе условие связано с недостаточной информированностью, а также готовностью мотивационного, когнитивного и практического планов родителей детей с ОВЗ, для которых не всегда открыт доступ к информации о возможностях интегрированного образования, условиях и формах его реализации);
• 3.Наличие возможности оказывать интегрированному ребенку квалифицированную помощь (Третье условие связано как с нехваткой специалистов, так и с неготовностью и нежеланием педагогов массовых образовательных учреждений работать с особыми детьми);
• 4.Создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения.

• К внутренним условиям эффективной интеграции отнесены:
• 1.Уровень психофизического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;
• 2.Возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для типично развивающихся детей сроки;
• 3.Психологическая готовность к интегрированному обучению.

 В настоящее время в общеобразовательной организации в потоке с нормально развивающимися сверстниками оказывается все больше детей с ОВЗ. Инклюзивное (включенное) образование имеет нормативно-правовую базу. Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями. Необходимо помнить, что в Проекте специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (2013), указывается на то, что они могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания. Еще одним условием является удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Образовательное пространство формируется культурными традициями обучения детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждений. Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий обучения. Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса.
Концепция интеграции предусматривает:
Подбор адекватных форм совместного воспитания и обучения для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом уровня его психофизического и речевого развития.
Та или иная модель интеграции должна быть доступна и полезна ребенку, при этом она не должна препятствовать получению качественного образования нормально развивающимся детям. Например, так представлены Модели интегрированного обучения детей с ЗПР (проект СФГОС):
Постоянная полная интеграция (инклюзия), т. е. обучение в массовых классах общеобразовательной школы.
Постоянная неполная интеграция, т. е. обучение в гибких классах общеобразовательной школы.
Постоянная частичная интеграция, т. е. обучение в классе компенсирующего обучения общеобразовательной школы при сохранении возможности объединяться на некоторых уроках с нормально развивающимися сверстниками.
Временная частичная интеграция, т. е. обучение в специальных (коррекционных) классах VII вида общеобразовательных школ.
Эпизодическая интеграция ориентирована на специальные (коррекционные) школы VII вида.
Система интеграции детей с ОВЗ в образовательный процесс включает в себя несколько этапов.
На первом этапе ребенок получает цензовое образование — сопоставимое по уровню с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. При этом среда и рабочее место ребенка должны быть организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья Полноценное освоение первого варианта ФГОС ребенком с ОВЗ в обычном образовательном учреждении возможно при создании условий для реализации особых образовательных потребностей, включая специальную помощь в формировании жизненной компетенции.
На втором этапе ребенок получает цензовое образование, но в иные — пролонгированные — сроки, находясь в среде сверстников со сходными проблемами здоровья. Допускается введение 1-2 учащихся с иными проблемами здоровья, но сходными возможностями в получении цензового образования в данных условиях. Среда и рабочее место организуются в соответствии с составом учащихся класса Полноценное освоение второго варианта стандарта возможно при создании специальных условий для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей всех обучающихся детей. Второй вариант стандарта отличается от первого усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в повседневной жизни. Предусматривается специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду. Обязательной является организованная интеграция, выбор ее формы должен отвечать индивидуальным потребностям каждого воспитанника/ учащегося. 
1. На третьем этапе предусматривается для детей с ОВЗ, не способных к освоению цензового уровня начального школьного образования даже в пролонгированные сроки и при наличии специальных условий обучения. Этот вариант ФГОС ориентирован на детей с умеренной умственной отсталостью или детей с множественными нарушениями развития, чьи возможности в получении образования сопоставимы с ними. Ребенок получает начальное школьное образование, по уровню соответствующее возможностям ребенка с умеренной умственной отсталостью в группе детей со сходными образовательными потребностями. Обязательной является организация специального обучения и воспитания. В структуре основной образовательной программы при неизбежном значительном редуцировании «академического» компонента кардинально расширяется область развития жизненной компетенции применительно к каждой области образования.
2. На каждом этапе интеграции необходимо предусмотреть специальную работу по введению ребенка в более сложную социальную среду с целью расширения опыта контактов и максимально возможной для него социальной интеграции.
3. К сожалению, не все дети с ОВЗ получают образовательную услугу. Дети с тяжелыми нарушениями развития не могут освоить программу воспитания и обучения и на этом основании признаются не обучаемыми, система образования их отторгает Дети с минимальными нарушениями развития, как правило, поступают в массовые образовательные учреждения ( как дошкольные так и школьные), но в большинстве случаев не получают там необходимой им коррекционной помощи. Недопустимо нарушение прав детей с ОВЗ на адекватное их возможностям и потребностям образование. В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29 декабря 2012 дается определение инклюзивного образования. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, п.27 определяет, что «инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
2.1. Особенности организации предмет но-развивающей среда для успешной интеграции детей с ОВЗ
Большинство детей с различными особенностями развития раньше переводились из массовых садов в сады компенсирующего вида, где с ними работали специалисты по коррекционному обучению.
На сегодняшний день на основании ряда документов: Закона об образовании» РФ, СанПиНа, Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), программы (которая реализуется в дошкольном отделении) и других, в любое образовательное учреждение может прийти ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). И тогда образовательное учреждение должно создать специальные образовательные условия, связанные с необходимостью и возможностью образования этих детей.
Поэтому большинство воспитателей должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле.
С точки зрения Л.С. Выготского, дефект находится не на стороне ребенка, а на стороне социальных условий, которые не позволяют ему преодолеть препятствия и использовать те ресурсы, которые у него имеются для реализации возможностей.
Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС), является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ (РППС) на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В положении о ФГОС выделен раздел III пункт 3.2.2. и п. 3.4.4. по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметная среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей. Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться.
Внимательно наблюдая за воспитанниками, за каждым ребенком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство своей группы. Также важно при формировании предметно-развивающей среды учитывать следующие принципы её построения, рекомендованные Федеральными государственными образовательными стандартами. Организация развивающей среды в ОУ с учетом ФГОС должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему — сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы, иметь возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, наличие в группе различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала, Игры, пособия находятся в свободном доступе для детей. Форма и дизайн предметов соответствуют нормам безопасности, а также возрасту детей группы.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
1 Принцип развития — Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
2. принцип природособразности воспитания — Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3. Принцип психологической комфортности — Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».
4. Принцип взаимодействия — Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); — воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5. Принцип доверительного сотрудничества — Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве;
6. Принцип обучения деятельности — обучение умению ставить цели и реализовывать их в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
7. Принцип здоровьесберегающий — Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка
В чем же заключается особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении для детей с ОВЗ?
Особенности предметно-развивающей среды группы для всех категорий детей с ОВЗ.
• Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями речи:
Помимо речевой среды в целом в образовательном учреждении и в группе должна быть создана предметно-развивающая среда для развития речи такого ребенка. Это речевой уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков.
• Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями зрения
Если в ДОУ приходит ребенок с особенностями зрительного восприятия (с нарушением зрения, слабовидящий), следует уделять большое внимание развитию зрительно-двигательной ориентировке в пространстве, что помогает закреплять и развивать представления об окружающем мире, накапливать жизненный опыт.
Для эффективного развития ребенка с нарушением зрения необходима предметно-пространственная среда, насыщенная различными сенсорными раздражителями и условия для двигательной активности: сенсорные уголки, заводные, звучащие, сделанные из разного материала игрушки, дощечки с разными тактильными поверхностями
Специальная наглядность: — демонстрационный материал по размеру должен быть не менее 20см, материал раздаточный от 3 до 5см;
— преобладание пособий красного, оранжевого, зеленого цветов (младшая, средняя группа), постепенное ознакомление с другими цветами в старших группах;
— особое внимание обратить на логическую последовательность заданий; это могут быть дидактические игры по изучаемым темам, кроссворды, ребусы, логические цепочки, алгоритмы;
— материал для заданий должен быть правильно подобран по размеру (помидор не должен быть больше капусты, машина больше дома):
— предметные и сюжетные картинки необходимо окантовывать;
— наличие подставок, что позволяет рассматривать объект в вертикальном положении;
-посадка ребёнка на занятии осуществляется с учетом рекомендации врача-офтальмолога.
• Предметно-развивающая среда для детей с ЗПР
— Различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации)
— Схемы и алгоритмы действий
— Модели последовательности рассказывания, описания
— Модели сказок
• Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями интеллекта
— Предметы для развития перцептивных действий
— Предметы для развития сенсорной сферы
— Реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины
— Подборки простого иллюстративного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей
• Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями слуха
У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируется активный словарь и связная речь.
— Игрушки, картинки, таблички для изучения пространственных понятий
— Схемы составления описательных рассказов, предложений
— Схемы последовательности действий
• Предметно-развивающая среда для детей с НОДА
Если в ДОУ поступает ребенок с заболеванием или повреждениями опорно-двигательного аппарата, то педагогам при взаимодействии с ним нужно учитывать такие психологические особенности: низкий темп и недостаточную продуктивность деятельности; недостаточную критичность, адекватность, в том числе в поведении; трудности понимания длинных, быстрых, сложных инструкций, необходимость их повторения; трудности переноса способов действий; явную неравномерность развития компонентов познавательной деятельности; потребность в большом объеме помощи взрослого при обучении.
Если в ДО поступает ребенок с заболеванием или повреждениями опорно-двигательного аппарата, то педагогам нужно создать необходимые условия:
— Свободное малоизрезанное пространство
— Минифланелеграфы для каждого ребенка с подборкой карточек, моделей по темам
— Разнообразные шнуровки по темам
— Рамки Монтессори
— Мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки
— Сухие бассейны, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.
Для оценки эффективности и качества развивающей среды могут быть использованы специальные критерии:
1. Соответствие среды возрасту и клинико- психологическим особенностям детей с ОВЗ
2. Отражение в среде особенностей реализуемой образовательной программы.
3. Отражение тематики и содержания НОД и коррекционной работы.
4. Наличие уголков уединения (или приспособленных мест для этого).
5. Наличие уголков, отражающих инновационные проекты (по гражданскому, экологическому образованию, здоровьесбережению).
6. Наличие в группе современных сюжетно-ролевых игр.
7. Учёт гендерных различий детей в построении среды.
8. Наличие в среде развивающих пособий. Соответствие развивающих пособий возрасту детей и особенностям отклонений в развитии детей.
9. Наличие в группе индивидуального авторского пространства ребенка с ОВЗ (уголки с личными игрушками, альбомами детей, творческими работами ребенка, подборка грамот с конкурсов и соревнований, организация персональных выставок ребенка с ОВЗ).
10. Привлечение детей к оформлению группового помещения.
11. Эстетическое состояние всех предметов и пособий в среде.
12. Целесообразное соседство уголков.
13. Учёт безопасности жизнедеятельности детей с ОВЗ.
Для повышения уровня социальной адаптации и дальнейшего развития воспитатель должен поддерживать у всех детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. Любому дошкольнику важно ощущать себя любимым и неповторимым, в том числе ребенку с ОВЗ. Созданная предметно-развивающая среда позволит облегчить процесс адаптации с учётом интеграции образовательных областей и соблюдение принципов ФГОС.

Таким образом, социальная адаптация и интеграция детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования как инновационная образовательная деятельность в конструктивном сочетании с традиционной позволяет не только обеспечивать стабильность воспитательно- образовательного процесса, но и оказывает влияние на интенсивность и эффективность производственной деятельности. Решение социальной адаптации и интеграции влияет на оценку эффективности воспитательно- образовательного процесса, ведет к снижению уровня тревожности, повышения уровня мотивации к обучению и познанию окружающего мира, общественным нормам, отношению к себе- это проявляется у всех членов коллектива. Инновационная деятельность в данном направлении влияет на обновление содержания образования, обновление методов и форм работы. Социальная и образовательная инклюзия нужна не только, а,

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector