Праздники и развлечения как средство духовно-нравственного развития личности ребенка.

Автор: Загороднева Ольга Григорьевна

Должность: Музыкальный руководитель

Учреждение: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Дукоморье» структурное подразделение «Тополёк».

Населенный пункт: г. Михайловка, Волгоградская область

Тема: Праздники и развлечения как средство духовно-нравственного развития личности ребенка.

Опубликовано: 21.09.2017 13:14

Получить свидетельство      Скачать материал


ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

О.Г. Загороднева,
Музыкальный руководитель дополнительного образования
МБДОУ «Детский сад «Лукоморье» структурное подразделение «Тополёк»
г. Михайловка Волгоградской области

Аннотация: Наилучшим средством духовно-нравственного развития личности ребенка является погружение его в православные традиции и народную культуру через воспроизведение годового цикла православных, народных праздников и развлечений, которые являются для них яркой и глубоко содержательной игрой.
Ключевые слова: духовно-нравственное развитие, средство, православные народные календарные праздники, развлечение Пасха, театрализация.
 На объединение родителей и педагогов в обучении и воспитании в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей и общепринятых правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества ориентирует нас ФГОС дошкольного образования. Это достаточно сложная проблема и донести ее детям нужно доступными и понятными способами, а родители в наше время зачастую заняты «зарабатыванием» денег. Где же мы объединяем свои силы? Конечно на этапе подготовки к праздникам и развлечениям. Современные дети и их родители остро переживают кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.
Актуальность моей работы по данному направлению заключается в способности доступно, интересно и эмоционально воздействовать на духовную сферу ребёнка средством праздников и развлечений, особенно в его дошкольные годы. В процессе овладения музыкальной культурой у детей формируются правильные нравственные качества личности, при этом необходимо учитывать их возрастные особенности. Смена эмоциональных состояний, желание получить яркие впечатления — это естественная потребность детей. Работа по духовно-нравственному воспитанию обусловлена тем, что в русской культуре определяющую роль играет православное мировоззрение, православная вера, православный уклад жизни и конечно, православные праздники. Именно они помогают положить фундамент национального самосознания, любви к Родине, наполняют ребёнка духовными образами, помогают связать времена и поколения.
В своем планировании я выделила 3 ГОДОВЫЕ ЗАДАЧИ по духовно-нравственному воспитанию:
1. Познакомить детей с основными православными праздниками, показать их тесную связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности русского народа и традиционного уклада жизни.
2. Формировать внутренний духовно-нравственный мир ребенка на основе эмоционального и смыслового отклика, вызванного театральным  и праздничным представлением.
3. Помочь семье в формировании духовно-нравственной личности ребенка на основе приобщения к традициям Православной духовной культуры .
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать календарные народные праздники и развлечения. Именно здесь дети наблюдают за признаками времен года, погодными изменениями, поведением птиц, растений и насекомых. Народные развлечения помогают усвоению детьми правил культуры поведения, вызывают эмоциональные и эстетические переживания, которые очень важны для создания благоприятного климата, общего духовно-нравственного воспитания дошкольника.  Именно с 3-6лет формируется личность; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. В дошкольном возрасте происходит накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного и упущения  в  этом возрасте тяжело наверстать впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Главное это делать доступными для детей средствами. Самое лучшее, на мой взгляд — развлечения. Развлечения – носят компенсационный характер: возмещают рутину будничной и однообразной обстановки. Оно должно быть красочным моментом в жизни ребёнка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность. Развлечения способствуют всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства, пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. Развлечения — хорошая основа для обучения детей. Они, с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире. Без знания своих истоков, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Необходимо ознакомить детей с культурой народа, с народными обрядами и традициями. Знакомство с ними помогает воспитывать любовь к истории русского народа, помогает сохранить прошлое. Знакомство детей с народным фольклором, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
Для стимулирования интереса у детей, усиления их впечатлений и переживаний, обогащения художественно- эстетического восприятия нужно насытить праздник творческими импровизациями и сюрпризными моментами. В детском восприятии праздника известна удивительная особенность. В памяти остаётся всё: чарующее осеннее многоцветие – к Покрову, мерцание огоньков и запах хвои на Рождество, весёлые гуляния на Масленицу, стройность берёзки на Троицу, ванильный вкус куличей и крашенки – на Пасху. У каждого праздника есть «свой», цвет, даже запах, своё особенное звучание, своя музыка…Очевидно, что сегодня достаточно актуальна проблема поиска методов такого построения праздника, который бы отличался от привычных форм пересказа и концерта, взывал бы каждого к активному восприятию. Я очень часто прибегаю к методу театрализации. Это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми. Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в ней свою роль. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе.
Развлечение по духовно- нравственному воспитанию «Пасха» стала в моей практике и нашем садике традицией. Это наиболее любимое развлечение, как для детей, так и взрослых. Оно ориентировано на формирование позитивного отношения детей к окружающему миру. Каждый год «Пасха» проходит в форме какой-нибудь русской народной сказки. Все герои – дети в ярких театральных костюмах, которые помогают лучше погрузиться в свою, хоть и маленькую роль. В этом году дети с удовольствием отправлялись на поиски родителей сказочного героя – птенчика курочки Рябы, который не знал кто он. Герои сказки «Колобок» держали путь в храм и звали птенчика с ними на праздничную службу. «А пойдём с нами к храму, там тебе отыщем маму!», — говорил каждый из них, услышав о том, что птенчик потерялся. Их поход увенчался успехом, птенчик встретил на службе свою маму и приобрел новых друзей. В ходе подготовки к развлечению дети узнали много новых для них понятий, таких, как служба, храм, господь Бог, Иисус Христос, молитва, разучили небольшие детские авторские христианские песенки. Их тонкие голоса звучали, как пение ангелочков на небе. Это не могло не вызывать умиления, умиротворения и слёз на глазах у зрителей. Заканчиваем развлечение «Пасха», конечно же, ароматными куличами и крашенками, которые раздаёт детям батюшка, приглашённый из храма. В этом году нас посетил отец Вадим из храма Преподобного Агапита Киево-Печерского. Он поздравил детей с праздником, поведал, почему яйцо на Пасху красят в красный цвет, окропил святой водой и со словами «Христос воскрес» раздал детям по красному яичку. Каждый ребёнок знал и с удовольствием отвечал: « Воистину воскресе». Этот праздник ещё на неделю оставляет свои неизгладимые впечатления, как у детей, так и у взрослых. Многие родители после праздника «Пасхи» начинают постоянно посещать храм, за что благодарят нас.
Для создания оптимальных условий всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников основанного на культурных ценностях родного края в ДОУ оборудована комната русского быта, где собран теоретический и практический материал. Мы сымитировали комнату тех далёких лет, которую наполнили мебелью, посудой и куклами, которые успешно используются в образовательной деятельности. Здесь  каждый экспонат доступен ребёнку. Тут проходят интересные экскурсии, развлечения с чаепитиями и проекты по реализации регионального компонента приобщения к истокам русской народной культуры. Комната является одним из наших направлений по воспитанию духовно-нравственных чувств к своим истокам и корням.
С помощью праздников и развлечений я способствую обретению детьми нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия. Совместными усилиями педагогов и родителей мы выращиваем духовно-нравственную личность, которую нужно развивать впоследствии в школе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector