Сказкотерапия — как средство развития связной речи в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Автор: Камышева Ирина Иннокентьевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ д/с № 9 комбинированного вида

Населенный пункт: г. Новый Оскол, Белгородская область

Тема: Сказкотерапия — как средство развития связной речи в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Опубликовано: 22.09.2017 01:04

Получить свидетельство      Скачать материал


«Сказкотерапия — как средство развития
связной речи в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»

В настоящее время модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с ФГОС.
Изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания воспитательно — образовательного процесса.
В настоящее время актуальной является проблема развития речи детей. Это связано с тем, что с каждым годом увеличивается число детей имеющих речевые нарушения. В связи с тем, что характер нарушений речи становится сложнее у детей дошкольного возраста, возникла потребность в поиске новых способов и методов работы, применение инновационных технологий в процессе коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
Одним из методов активно разрабатываемым в последнее время и применяемым в коррекционной работе с дошкольниками является сказка. Этот метод является наиболее универсальным методом воздействия. Как известно, сказка для любого ребенка является маленькой жизнью полной ярких красок и приключений. В процессе восприятия сказки ребенок осваивает реальность через переживания героев.
Одним из эффективных средств в работе с детьми, имеющими речевые нарушения является использование сказки, которая оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.
Сказка не даёт прямых наставлений, но в содержании всегда заложен урок: быть дружными, трудолюбивыми, мужественными, смелыми, честными.
Сказки, несут в себе активизирующее воздействие — как на эмоциональную сферу ребенка, так и на речевую деятельность, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.
Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражая своё отношение к добру и злу. Дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки.
При организации сказочно-игровых ситуаций идёт постепенный переход от невербальных форм взаимодействия к вербальным. При этом активизируется словарь ребёнка.
Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными (Э. Фромм, Э. Берн, Э.Гарднер, А.Менегетти) и российскими (Е.Лисина, Е.Петрова, Р.Азовцева, М.Осорина, Т.Зинкевич-Евстигнеева) учёными.
Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: А. В. Гнездилов, Т. М.Грабенко, Н.А.Погосова, М.А.Поваляева, Д.Ю.Соколов, О.В.Защиринская, С.А.Черняева, Шорохова О.А,и многие другие.
Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью.
Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе.
Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции:
— лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности;
активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка.
— при слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально-знаковых форм сказок;
— при пересказе, драматизации — становление речевой культуры;
— развиваются основные языковые функции — экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу)
— развивающе-терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса).
Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, проживаем и сочиняем сказку.
Перед прочтением сказок проводится пропедевтическая работа, цель которой — организовать внимание детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок. Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений.
Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.
В качестве вспомогательного средства, при обучении детей дошкольного возраста навыкам связной речи, можно использовать метод моделирования плана высказывания.
Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Дети придумывают и завершают сказку, составляют сказку на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал и коллективно сочиняют сказку.
По мнению Шороховой Ольги Алеексеевны сказкотерапия —интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний
Шороховой О.А. были выделены этапы применения сказкотерапии:

1 этап. Познавательно эффективная ориентировка.
Данный этап направлен на понимание сюжета сказки, восприятие музыкальных композиций, выразительное исполнение сказочного образа, где ведущим методом является словесная режиссерская игра
Цели данного этапа:
*догадаться по настроению музыки о действиях и эмоциональном состоянии героев,а такжеприродных явлений;
*выразительно интонировать голоса героев;
* для формирования артикуляционного аппарата использовать звукоподражательные слова и голоса животных;
*знакомить детей с образными выражениями и сказочными повторами, активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов, смысловых оттенков слова так же обращать внимание детей на содержательную сторону слова.

2 этап. Словесное комментирование эмоциональноаффективных ситуаций.
На данном этапе ребенок учится управлять своим поведениемс помощью словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического рисунка.
Цели данного этапа:
*раскрытие замысла сказки, побуждение ребенкак высказываниюпо содержанию;
*воспроизведениеосновныхэпизодов и фактов, выразить словом свое отношение;
*совместно составлять словесные описания, активизировать в речи ребенка образные выражения, а также сказочные повторы.
В процессе игр на разгадывание эмоциональных состояний героев сказки ребенок учатся отбирать слова, которые выразительно описывают мимику, позы, движения персонажа в проблемной ситуации, комментировать выполненные сверстником действия, составлять самостоятельные взгляды, анализировать и замечать неточности, ошибки.

3 этап. Выражение замещающей потребности.
На данном этапе ведущим методом считается совместная импровизация, где предлагается разыграть отдельные фрагменты сказки, при этом главными героями становятся сами дети. Они стремятся привнести новые элементы в сказку, при этом сохранив сюжет. Существенная роль отводится в занятиях на этом этапе специальным играм и упражнениям, которые направлены на развитие воображения, формирование дыхания, четкой дикции, интонации, а также артикуляции. Эти игры группируются в соответствии с тематическим планом работы и применяются в процессе проведения физкультминуток и организационных моментов.
Дидактическим сказкам на занятиях отводится особое внимание, в форме которых подаются учебные задания, при этом абстрактные символы, такие как: цифры, буквы, звуки и арифметические действия одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут. Обобщая вышесказанное, можно сказать, что возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития. Ведь сказка для ребёнка —это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько само поддержание игровой, необходимой для ребёнка, по настоящему сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и перед вами счастливый и здоровый ребенок. Хотелось бы отметить, что применение сказкотерапии в работе способствует тому, что у ребенка устраняются болезненные переживания, связанные с дефектами речи, улучшается его психическое состояние, что, в свою очередь, положительного влияет на его социальную адаптацию. Использование комплексной системы коррекционно-воспитательной работы приводит к положительной динамике в речевом развитии и эмоционально волевой сфере; улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, языковой анализ, грамматический строй, словарный запас, лексико- грамматические отношения а также связная речь.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

Список литературы.

Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки — СПб.: КАРО, 2001. — 128 с, ил.
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. — М. 2004.
Зинкевич-Евстигнеева. Т.Д. “Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии” Спб.-1998 г.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. — СПб.: Речь, 2008. – 240 с.
Колодяжная Т.П. Колунова Л.А. “Речевое развитие ребёнка в детском саду: новые подходы”. Ростов-н/Д: ТЦ “Учитель”,2002 г.
Короткова Л.Д. “Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста” Москва: “ЦГЛ”, 2004 г.
МакунинаЕ.Ж. Придумываем истории и сказки. Ребенок в детском саду 6-2005г. с.35.
Нищева Н.В. Разноцветные сказки. — СПб., “Детство-пресс”, 1999.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. — СПб., “Детство-пресс, 2001.
Шорохова О.А. “Играем в сказку” ТЦ “Сфера” Москва 2006г.
Черепкова Н.В., Гурина А. А. Инклюзивное образование детей в дошкольном образовательном учреждении // Science Time. 2015.№11(23). С. 182-187.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector