Нетрадиционные формы сотрудничества учителя-логопеда с родителями.

Автор: Шароха Татьяна Васильевна

Должность: Учитель-логопед

Учреждение: МКДОУ д/с «Рябинка

Населенный пункт: г. Сосенский, Калужская область

Тема: Нетрадиционные формы сотрудничества учителя-логопеда с родителями.

Опубликовано: 26.09.2017 10:51

Получить свидетельство      Скачать материал


Нетрадиционные формы сотрудничества
учителя-логопеда с родителями

Шароха Т.В.,
учитель-логопед высшей категории,
муниципальное казеноое дошкольное
образовательное учреждение «Рябинка»
г. Сосенский

Текстовое сопровождение к презентации

Слайд №1

Одно из важнейших направлений в коррекционно-педагогической деятельности логопеда – это тема сотрудничества с родителями воспитанников.
Слайд №2
Данная тема становится всё более актуальной в дошкольной педагогике. К взаимодействию с родителями по вопросам образования ребенка, к непосредственному вовлечению их в образовательный процесс, к повышению компетентности родителей в вопросах развития и образования – призывает нас и Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с 1 января 2014 года.
Слайд №3
Использование в своей работе таких традиционных, являющихся необходимыми, в нашей работе форм взаимодействия с родителями, как:
— родительские собрания;
— индивидуальные беседы и консультации;
— семинары-практикумы;
— открытые занятия (индивидуальные и фронтальные);
— наглядная информация;
— ведение домашних индивидуальных тетрадей,
считаю уже недостаточным.
Отсутствие у родителей необходимых педагогических знаний и
умений значительно осложняет коррекционно-педагогический процесс, особенности современной семьи (финансовое и социальное расслоение), обилие новейших информационных технологий, заставляет искать новые формы взаимодействия.
Слайд №4
С целью:
привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевых дефектов у детей;
создать условия для сознательного включения родителей в коррекционно-педагогический процесс;
повысить эффективность коррекционного процесса,
я использую такие нетрадиционные формы сотрудничества, как:
Слайд №5
совместная продуктивная деятельность родителей с детьми;
выставки творческих работ, выполненных совместно с родителями («Буквы-самоделки», «Книжки-малышки»);
открытые мероприятия с участием родителей (занятия, досуги, КВН) с использованием ИКТ;
комплексные формы: семинар-практикум, консультация с показом открытого занятия, тематические гостиные с выступлением воспитанников коррекционных групп;
видеотренинг, показ занятий на видеозаписи;
Слайд №6
анкетирование «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»;
«Мамина школа» — для родителей детей младшего школьного возраста;
дни открытых дверей;
ведение персональной страницы на сайте детского сада.
Сразу хочу обратиться к понятию традиционности. Традиционный – это значит, ставший обычным, привычным. Не исключено, что какая-либо из вышеуказанных форм в вашей работе является уже традиционной.
Слайд №7,8
Такая нетрадиционная форма взаимодействия с родителями, как «День открытых дверей», уже скоро перейдет в нашем детском саду, и, непосредственно, в моей работе в разряд традиционных, поскольку проводим мы эти мероприятия систематически два раза в год вот уже на протяжении нескольких лет.
В Дни открытых дверей родители могут посетить индивидуальные и фронтальные занятия, понаблюдать за проживанием ребенком различных режимных моментов в детском саду, ознакомиться с образовательной средой, получить дополнительную консультацию и т.д.
В этом году я работаю с детьми старшего возраста. Вы знаете, что одним из главных направлений в работе с детьми с ОНР, особенно в первый год обучения, является развитие мелкой моторики. Это важнейший фактор, стимулирующий речевое развитие ребенка, способствующий улучшению артикуляционной моторики, подготовки руки к письму и, что не менее важно, мощное средство, повышающее работоспособность головного мозга. Поэтому и я, и воспитатели на своих занятиях уделяем большое внимание развитию мелкой моторики, как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях. О значении развития мелкой моторики, о способах её развития, должны знать и родители.
С этой целью я организовала и провела мероприятие, основой которого являлась совместная продуктивная деятельность родителей с детьми.
Слайд №9
Тема:
«Путешествие Капитошки и Гномика».
Цель:
развитие мелкой моторики рук через занимательные игры и упражнения.
Интеграция:
социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое развитие.
Любое мероприятие, тем более проводимое с родителями, требует предварительной работы. В данном случае она заключалась в следующем: Слайд №10
Рубрики в логопедическом уголке:
«Тренируем пальчики и развиваем речь»;
«Домашняя игротека»;
«Сделайте вместе».
Семинар — практикум:
«Самомассаж кистей и пальцев рук».
Слайд №11
Результат совместной деятельности можно наблюдать на этом снимке.
Самое главное — родители были очень благодарны за такую совместную деятельность и проявили желание еще раз поучаствовать в подобном мероприятии
Слайд №12,13
Когда дети познакомились с первыми буквами — У, А, я предложила родителям вместе с детьми поучаствовать в выставке «Буква – самоделка», что являлось продолжением работы по развитию мелкой моторики. Буквы, представленные на выставке, были сделаны из разного материала: пластилина, бисера, крупы, мишуры, семечек, бумаги, цветного песка.

Примером нетрадиционной формы сотрудничества с родителями может служить занятие в виде соревнования с участием родителей.
Слайд №14
Тема:
«Умники и умницы».
Цель:
закрепление знаний о гласных звуках и буквах У, А.
(Участие родителей в занятии: капитаны команд, члены жюри, активные зрители)
Интеграция:
социально-коммуникативное; речевое; познавательное развитие.
Слайд №15
Предварительная работа.
Рубрики в логопедическом уголке:
«Фонематический слух – основа правильной речи».
«Обучение чтению звуковым методом».
«В помощь родителям».
Слайд №16 «В помощь родителям»

С начала учебного года прошло два запланированных родительских собрания.
Слайд №17
Первое собрание: «Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы» было проведено с использованием презентации и игр — тренингов. С приобретением мультимедийной системы, у нас появилась возможность делать презентации к различным мероприятиям. Пока мы только осваиваем умение делать презентации, но уже почувствовали прелесть её использования – это визуализация, опорный конспект. Проведение игр-тренингов «Глухой или звонкий?», «Твёрдый или мягкий?» помогло напомнить родителям, а некоторых и научить, как определять звуки по глухости-звонкости, твердости-мягкости. Проведение собрания в такой нетрадиционной форме вызывает больший интерес у родителей, а полученная информация дольше остается в памяти.
Второе собрание: «Динамика речевого продвижения». За первое полугодие мы добились определенных успехов. Чтобы показать и закрепить эти успехи, я предложила некоторым родителям разучить со своими детьми диалоги в стихах и продемонстрировать их на собрании. Почему решила использовать именно диалоги?
 Слайд №18
Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе развития речи ребенка. Диалог персонажей в фольклорной миниатюре, в стихотворении, в инсценировке ставит ребенка  перед необходимостью четко, ясно, понятно изъясняться. Во время подготовки детей к игре-драматизации  идет активное развитие артикуляционного аппарата, закрепление поставленных звуков, обогащение активного и пассивного словаря.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей развивается интонационная выразительность речи, язык жестов и мимики. Играть роль, быть участником, даже самой маленькой игры – драматизации, детям очень нравится, а если ещё добавляется хотя бы один какой-нибудь атрибут, то интерес возрастает во много раз. И что очень важно – это диалог не просто между определенными персонажами, а диалог между мамой и ребенком.
 Слайд №19
Предварительная работа:
«Речевые игры для развития диалогической речи». (Рубрика в логопедическом уголке.)
Физкультминутки, подвижные игры с фрагментами диалога («Гуси-лебеди», «Зайки», «Аист, аист, длинноногий») — на занятиях логопеда, воспитателя, физкультурного работника.
В индивидуальных тетрадях для домашних заданий: «Выучи и расскажи с мамой». (Диалоги в стихах.)

Слайд №20
Итоговые родительские собрания были проведены с использованием театрализованной деятельности.
«В гостях у сказки» — под таким названием проходило родительское собрание в группе «Колокольчики». На собрании мы напомнили родителям о значении сказок для детей, о том, как важно их знать, помнить персонажей, последовательность событий, выразительно пересказывать, передавая характер героев, делать выводы. Дети загадывали родителям загадки о животных и предлагали угадать сказку, в которой все эти животные встречаются, а затем показывали кукольный спектакль по сказке «Теремок».
В группе «Шалунишки» мы вспомнили с родителями басни. Из предварительной работы, которую проводила воспитатель группы — Антипова В.А. дети узнали, что такое басня, как и чему она учит людей. Родителям дети представили инсценировки басен «Не стоит благодарности», «Кукушка и скворец», «Заяц и черепаха» С. В.Михалкова, «Кукушка и петух» И.А.Крылова. Дети с большим интересом вошли в образ своего персонажа и с помощью мимики, эмоций и интонации постарались передать его характер.
Родители смогли оценить не только возросшие речевые возможности своих детей, но и их умение перевоплощаться и преодолевать эмоциональную неуверенность.
Вторая часть родительских собраний, проходившая в отсутствии детей, была посвящена итогам коррекционной работы за год.

Слайд №21
Ещё одна форма сотрудничества – это проведение Досуга с участием родителей.
Тема:
«Состязание всезнаек и их родителей».
Цель:
закрепление полученных знаний, умений и навыков по подготовке детей к школе.
Интеграция:
речевое, социально-коммуникативное, познавательное развитие.
Это мероприятие я проводила с детьми подготовительной группы. Оно проходило в рамках подготовки к педагогическому совету «Вовлечение родителей в образовательный процесс как одно из условий математического развития детей». Родители были не только непосредственными участниками состязания, но и увидели, чему научились дети за двухгодичное обучение в коррекционной группе. А педагогический коллектив смог увидеть интеграцию речевого и познавательного развития детей, а также, способы и приемы вовлечения родителей в сложный образовательный процесс, который можно превратить в игру.
Слайд №22
Предварительная работа.
Рубрики в логопедическом уголке:
«Как развивать логическое мышление ребенка?»
«Ребусы – это интересно даже взрослым».
«Математика на логопедических занятиях».
Задания в индивидуальных тетрадях:
«Разгадай ребус».
«Во что можно превратить геометрическую фигуру»?
Задачки в стихах.
Слайд №23- 29
В состязании принимали участие 8 детей со своими родителями. Пройти лабиринт, дойти до сундучка с призами, было интересно не только детям, но и взрослым.

Ещё одна нетрадиционная форма работы с родителями, которая входит в практику, это создание и использование видеотренингов.
Небольшая предыстория создания моего видеотренинга.
Преемственность детского сада и школы является одной из важных задач непрерывной системы образования. В нашем детском саду ведется большая работа в данном направлении. Учителя начального звена посещают открытые занятия воспитателя, учителя-логопеда в подготовительной группе, выступают на родительских собраниях. Мы, в свою очередь, посещаем уроки, оцениваем адаптацию, успехи своих выпускников. У нас проходят совместные «Круглые столы», где мы решаем общие проблемы. Одна из проблем, которая волнует педагогов ДОУ и учителей в первом классе, неумение детей правильно держать ручку, карандаш. Как правило, к 5 годам (и даже раньше) у детей оказывается уже сформированным этот навык. Дети начинают осваивать карандаш, ручку, дома с родителями. Далеко не все родители обращают внимание на то, правильно ли дети это делают. Переучивать всегда труднее, чем научить. С целью обратить внимание родителей на эту проблему я создала видеотренинг, который учит не только, как правильно держать ручку, карандаш, но и что не менее важно, какую позу необходимо соблюдать при письме, как располагать бумагу (тетрадь).
Слайд №30
Информация по теме:
Рубрики в логопедическом уголке:
— «Формирование графомоторных навыков»;
— «О позе при письме, ручке и бумаге».

Сейчас у большинства молодых родителей общение с компьютером стоит на первом месте. С целью привлечь внимание таких родителей к своей работе, я веду страничку на сайте ДОУ, где выкладываю информацию о прошедших мероприятиях, веду просветительскую работу.

Слайд №32
Использование нетрадиционных форм способствует:
более активному участию родителей в коррекционном процессе;
повышению психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка;
созданию благоприятного микроклимата для совместной работы родителей и учителя-логопеда;
росту эффективности коррекционной работы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector