Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием средств и методов народной педагогики.

Автор: Полякова Ольга Валентиновна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12»

Населенный пункт: г. Сергиев Посад, Московская область

Тема: Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием средств и методов народной педагогики.

Опубликовано: 26.09.2017 12:42

Получить свидетельство      Скачать материал


Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием средств и методов народной педагогики

Воспитатель:
Полякова О.В.

г. Сергиев Посад
Программные задачи:
Продолжать работу по воспитанию любви к родному краю и приобщать детей к истокам народной культуры.
Воспитывать чувство гордости и патриотизма.
Совершенствовать художественно – выразительные средства с помощью слов – символов, эпитетов, сравнений, выражений, народных игр и обрядов.
Вызвать у детей радость от общения от встречи с прекрасным.
Закреплять навыки изготовления куклы из ниток, проявляя творческую инициативу.
Материал: Сергиево – Посадские матрешки, поделки мастеров богородского промысла, изделия хохломской росписи, ножницы, нитки, поделки из бисера, изготовленные детьми.
Предварительная работа: Беседы о родном крае, городе, коллективная экскурсия в Музей игрушки, рассматривание иллюстраций разных видов росписи, чтение и рассказывание сказок, былин, потешек, закличек, изготовление поделок из ниток и бисера, рассказывание и чтение литературы о назначении предметов, используемых людьми в старину и в нынешнее время, проведение утренников и вечеров досуга, беседы с родителями, изодеятельность.
Ход деятельности:
Вед: Ребята, в наш детский сад пришли гости. Нарядные, симпатичные. Мы с детьми Вас рады видеть!
Дети: Здравствуйте!
Вед: Я хочу предложить Вам поделиться с гостями нашими знаниями и умениями, и передать им наше хорошее настроение.
Реб: Собирайтесь люди, нынче праздник будет,
С играми и сказками, песнями и плясками.
Вед: Дети, как называется наш город и чем он знаменит?
Дети: Наш город называется Сергиев Посад и знаменит он Троице – Сергиевой Лаврой, Музеем игрушки. А символом нашего города является матрешка, которую мастера изготавливают из дерева.
Реб: Удивительное чудо – говорят о нем повсюду.
Погляди, как хороша матрешка – русская душа!
Щечки алые горят, замечательный наряд.
Вед: Действительно замечательная игрушка матрешка. А ведь ее делают не только в нашем городе, но и в других городах России. Есть и Филимоновские матрешки и Семеновские, и Туринские, и Полхов – Майданские. Я знаю, что у вас дома тоже наверняка есть матрешки, с которыми вы любите играть. Даже туристы, приезжающие в нашу страну часто приобретают на память, как сувенир красавицу матрешку.
Реб: А эту игрушку делают из дерева с помощью стамески, а потом ножа. А чтобы игрушки были более выразительными и живыми, их часто делают выразительными. Производят такие игрушки в знаменитом селе… А вы знаете, как называется это село?
— Правильно, это село Богородское, которое находится недалеко от нашего города.
Вед: А ведь эти игрушки изготавливают специальные мастера – резчики по дереву. Они в своей работе используют специальные ножи и стамески для того, чтобы придать заготовке нужную форму. Ребята, а как называется специальное грузило для подвижности игрушек.
Дети: Баланс.
Вед: Молодцы! Я думаю, что мы и дома и в детском саду еще много раз будем играть с богородскими игрушками.
Реб: Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась,
Рядом с листиком трехпалым, земляника цветом алым.
Реб: Засияла, поднялась, сладким соком налилась,
А трава, как бахрома, золотая хохлома!
Два ребенка демонстрируют хохломские изделия. Один из детей берет большую хохломскую ложку и произносит:
Реб: Все расскажем и покажем,
И споем и даже спляшем!
Пляска «Дробилка» (с ложками). После танца дети садятся на стулья.
Вед: Я прошу вас, дети, обратить внимание на мои украшения. Они Вам нравятся? (ответы детей)
Вед: Эти вещи выполняют не только роль украшений, но и оберегов. Вы уже знаете, что обереги – это вещи, которые помогают нам уберечься от плохих поступков, мыслей, злых людей. Одним из моих оберегов являются волосы – это скопление или средоточение жизненных сил человека. Через волосы в организм человека поступает солнечная энергия.
Реб: А в нашем зале находится еще один из фольклорных символов. Это веник. В старину считалось, что под веником обитает домовой и при переезде в новый дом, обязательно брали с собой старый веник.
Реб: Веночки, которые мы плетем из цветов и травы, тоже являются оберегами, и часто сплетая венок из колосков, его хранили до посева, чтобы будущий урожай был богатым.
Вед: Посмотрите, у меня в руках нитки, а нить связывает нас со всем хорошим, что есть в мире. Нитки – это часть стеблей растений льна, конопли после того, как их спрячут, и они тоже являются оберегами.
Вед: Посмотрите внимательно на себя и друг на друга, и скажите, какие обереги есть у вас.
Дети: На мальчиках пояса, на девочках пояса и браслеты, которые мы сделали сами и они тоже являются оберегами.
Реб: А нитки изо льна или конопли раньше называли «костра» или «кострика». И от этих слов произошло слово «Кострома».
Вед: Символ Костромы являет собой обязанность объединения и накопления природных сил.
Реб: Собирайся народ в хоровод.
Кто работы не боится, тот и пляшет и поет.
А вот и Кострома сама к нам в гости пожаловала.
Появляется Кострома и проводит с детьми русскую народную игру «Кострома». Кострома здоровается со всеми и по окончании игры приглашает отдохнуть и послушать ее рассказ.
Кострома: Все мы должны жить в согласии с окружающим миром, природой, людьми и тогда нам будет радостно. Наши праздники помогают нам встряхнуться. Ваш сегодняшний праздник – это тот же народный фольклорный обряд. Надо уметь не предаваться грусти, а веселиться. А когда светит солнце, то становится все радостнее. Солнце – это символ жизни, тепла, света. Когда взрослые говорят вам, что вы похожи на солнышко – это значит, что они любят вас больше жизни.
Кострома подходит к ребенку и говорит:
Ой, ты мое солнышко, пшеничное зернышко,
Милая, родная, рыбка золотая.
Кострома: А вы, ребята, знаете заклички? Поделитесь, пожалуйста, со мной и гостями.
Реб (обращается к другому ребенку):
Ой, мой миленький, ненаглядненький,
Мой хорошенький, мой пригоженький.
Реб (говорит, а дети повторяют движения согласно тексту):
Быстро, быстро побежали, ножками затопали.
Быстро, быстро побежали, ручками захлопали.
Реб (обращается к Костроме):
Ножками ходушечки, ручками хвостушечки,
Рожок болтунок, глазками хлоп – хлоп.
Реб (подходит и обращается к одному из гостей):
Ах, ты моя девочка, сладкая конфеточка,
Золотая белочка, сиреневая веточка.
Вед: А я тоже знаю заклички, вот например:
Ах, ты мой сыночек – сизый голубочек,
Маленький, родной, самый дорогой.

Ах, ты моя доченька – синенькие оченьки,
Розовые щечки, жемчужные зубочеи.
Вед: Уважаемая Кострома, а ты знаешь, что означает символ кольца?
Кострома: К сожалению нет!
Реб: Кольцо подобно кругу, является символом цельности.
Кострома: Я так поняла, что вы, как кольцо, целая дружная группа. Да?
Дети: Да, правильно.
Кострома: Я предлагаю поиграть вам в игру «Колечко».
Игра «Колечко».
Кострома: Я знаю хорошую пословицу о труде:
«Кто ленится, тот не ценится». А кто из вас тоже знает пословицы о труде?
Дети произносят пословицы:
Без труда не выловишь рыбку из пруда.
Глаза боятся, а руки делают.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Делу время, потехе – час.
Всякое дело мастера боится.
Ведущий: А мы тебя, Кострома, хотим развеселить,
Тебе, да гостям обереги подарить.
Они разные у нас, выбирай, все высший класс.
Ведущий: Дети, я прошу вас подойти к своим рабочим местам и , прежде чем вы начнете делать свои поделки, давайте произнесем закличку.
Дети: Тяни холсты на покроечку,
Тяни холсты на рубашечку,
Тяни – потягивай,
Поперек накладывай.
В конце работы Кострома говорит:
Ваша работа подошла к концу
Всех вас за работу благодарю.
Ведущий: И я, дети, тоже вас благодарю за ваше умение и хорошее настроение. И предлагаю подарить гостям куклы – обереги, которые вы сейчас сами сделали.
Дети раздают подарки и уходят в группу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector