Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Автор: Чирикова Олеся Геннадьевна

Должность: Старший воспитатель

Учреждение: МАДОУ «ДС КВ №8»

Населенный пункт: г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область

Тема: Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Опубликовано: 30.09.2017 07:49

Получить свидетельство      Скачать материал


Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста посредством игровых упражнений
Чирикова О.Г.
МАДОУ «ДС КВ №8»
г.Ленинск-Кузнецкий
Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние десятилетия свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы.
Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.
Исследования психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба, А. А. Пешковский, А. Н. Гвоздев, В. В. Виноградов, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Ф. А. Сохин).
Согласно ФГОС ДО «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Развивая речь детей, нужно в первую очередь научить их правильному дыханию, которое влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
У детей младшего дошкольного возраста речевое дыхание не совершенно. Малыши не умеют рационально использовать выдох, речь на вдохе, что отрицательно влияет на развитие речи детей. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом.
Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Правильное речевое дыхание – залог успеха в освоении правильного произношения звуков.
Параметры правильного ротового выдоха:
— выдоху предшествует сильный вдох через нос;
— выдох происходит плавно, а не толчками;
— во время выдоха губы складываются трубочкой;
— во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос;
— выдыхать следует, пока не закончится воздух.
Правила проведения игровых упражнений:
Необходимо помнить, что упражнения на развитие речевого дыхания быстро утомляют ребёнка, иногда (в случае неправильного выполнения задания) могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы, выполнять упражнение не более 10 секунд) и обязательно чередовать с другими упражнениями. Во время проведения игр и упражнений необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щёки, а губы вытягивал вперёд.
Для поддержания у детей младшего дошкольного возраста интереса к упражнениям на развитие речевого дыхания, необходимо уделять большое внимание предметно-развивающей среде в группе. Для её обогащения я создала копилку дидактических пособий и разработала серию дидактических упражнений. Пособия сделаны из подручного материала. Их можно использовать в зависимости от времени года в непосредственно-образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми, дети могут использовать пособия в самостоятельной игровой деятельности.


Маленькая снежинка
Села на ладошку,
Я ее поймаю,
Посиди немножко.
Раз, два, три, четыре, пять-
Отпускаю полетать.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector