Методы и приемы по формированию положительных взаимоотношений у детей.

Автор: Журавых Ольга Николаевна

Должность: Старший воспитатель

Учреждение: ГБОУ Школа №1284 (дошкольное отделение)

Населенный пункт: г. Москва

Тема: Методы и приемы по формированию положительных взаимоотношений у детей.

Опубликовано: 02.10.2017 22:29

Получить свидетельство      Скачать материал


Статья: Методы и приемы по формированию положительных взаимоотношений у детей.
Педагог организует жизнь детей в ДОУ так, чтобы каждый день и час открывал им новое, развивал их ум, формировал основы личности. Успех воспитания во многом зависит от контакта педагога с детьми. От того, как общается воспитатель с детьми, как разговаривает с ними, понимает их, зависит успех воспитательного процесса. В этой связи особое значение приобретает педагогическое общение, как профессиональное общение воспитателя с воспитанниками, имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата в группе, а также на установление правильных взаимоотношений с детьми в целом и с каждым ребёнком отдельно. Важно, чтобы с первых дней в детском саду, дети почувствовали расположение к педагогу, уверенность в том, что в любой момент найдут у него поддержку и непременно будут поняты. С поступлением в дошкольное учреждение ребёнок становится членом детского общества, товарищем своих сверстников. Он овладевает нормами поведения, выраженными в правилах: живи дружно, умей вместе с другими детьми играть, трудиться; умей договориться, если надо — уступить. Будь готов помочь товарищу, позаботься о нём. Воспитатель вызывает у детей чувство радости от общения со сверстниками. Для этого важно, чтобы основой общения детей были доброжелательность и чувство симпатии друг к другу. Изо дня в день учит воспитатель детей совместной деятельности, вызывая у них радость от самого процесса, удовлетворение от полученных результатов: «Вот как красиво и чисто стало в групповой комнате! Это потому, что мы все дружно работали!» Т.А. Репина считает, что успешному формированию детского коллектива способствуют следующие условия: коллективная деятельность детей, совместные переживания, сплочённость коллектива работников детского сада. Совместная деятельность является ведущим условием и средством формирования детского коллектива. Когда детей объединяет общая цель, на достижение которой они направляют свои усилия, когда они должны согласовывать свои действия, а результаты их труда оцениваются как общая работа, для них становиться осознаваемой принадлежность к коллективу. Сближают детей и сплачивают их в коллектив совместные переживания, выражающие положительные эмоции; яркие впечатления, полученные во время праздничного утренника в детском саду, слушание интересной сказки, совместное исполнение песен — всё это вызывает глубокий эмоциональный отклик. Т.А. Репина указывает, что формирование детского коллектива успешнее осуществляется в тех садах, где есть дружный коллектив взрослых. Дети изо дня в день видят, что взрослые относятся друг к другу с уважением и вниманием, дружно работают, ответственно выполняют своё дело, то переносят эти нормы в жизнь детского коллектива, в свои отношения.
По мере накопления детьми опыта жизни в коллективе их взаимоотношения приобретают всё более осознанный характер.
Дети эмоциональны, поэтому приемы воспитания должны быть не только понятны, но и интересны им. Закрепляя какое-либо правило, целесообразно использовать картинки и художественные произведения. Ознакомление детей с юмористическими произведениями соответствующего содержания создает определенный эмоциональный настрой в группе, воспитывает у детей желание усвоить нужные правила поведения и выполнять их.
В каждом конкретном случае воспитатель ищет причину неправильного поведения ребенка, использует индивидуальные меры воздействия: напоминание, замечание, объяснение. В любом случае нужно помнить о легкой ранимости ребенка, об уважении к его личности. Даже если ребенок в чем-то провинился, не следует делать замечаний, обижающих его.
Деятельность ребенка на занятиях проходит в окружении сверстников. «Это создает возможности,— указывала А. П. Усова,— для активного влияния детей друг на друга, и если эти возможности правильно использовать, то обучающий детей взрослый приобретает серьезную поддержку своим усилиям; эффект получается гораздо больший, чем тогда, когда взрослый работает с одним ребенком. Но это может быть только при том условии, если перед детским коллективом ставятся задачи, объединяющие силы детей, вызывающие общие переживания и тем самым побуждающие детей к активности»1
Необходимо также, чтобы воспитатель работал со всей группой в целом и не превращал занятия в переговоры с отдельными детьми: «Важно, давая задачу одному ребенку, заинтересовать ею всю группу; в процессе рассказа, наблюдения надо отмечать то, что важно для всех детей, над чем им также надо потрудиться. Тогда дети будут относиться к тому, что говорит или делает каждый из них, как к своему делу»2
Это положение является общим методическим принципом руководства деятельностью детей на занятии с целью обучения их нормам работы в коллективе, формирования представлений о том, как учиться вместе со сверстниками. «Чем больше налаживается обучение в коллективе, тем больше у детей развивается внимательное отношение к словам и действиям не только воспитателя, но и друг друга» 2
Необходимо подчеркнуть, что по внешним признакам процесс обучения на занятиях выглядит так: каждый из детей выполняет свое задание,
стремится получить положительную оценку, и ситуаций, поводов для проявления коллективистских взаимоотношений как будто и нет. Более того, мотив личного успеха может порождать порой и ненужные отрицательные последствия: соперничество, чувство превосходства, завышенный уровень притязаний и пр. Поэтому важной педагогической задачей является создание условий, позволяющих придать деятельности детей коллективный характер.
Как известно, что в дошкольном возрасте игра является одной из основных форм организации детской жизни, в процессе которой дети как-то влияют друг на друга, приобретают для себя жизненные привычки. Создание самостоятельных, самоорганизующихся детских коллективов – интересный объект для педагогического наблюдения, для изучения детских взаимоотношений, а собственно игровых навыков и умений детей.
Установлению доброжелательных отношений способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Определяющее влияние на детей оказывает пример общения взрослых. Необходимо использовать естественно возникающие ситуации, связанные с приходом в группу заведующей, медсестры и их общением с воспитателем, няней. Полезно обратить внимание детей на то, как приветливо, по-доброму разговаривают взрослые друг с другом, побуждать их так же общаться между собой.
Детские взаимоотношения строятся также в процессе ролевых игр (дидактических и сюжетно – ролевых), а также их интересы связаны в значительной мере с играми подвижного характера. При проведении игры важно то, что дети без лишних споров могут распределять роли между собой, а затем играть, соблюдая все правила игры.
Так же Усова А.П. отмечает, что дети могут самоорганизовываться. Они используют такие приемы: “назначение ведущего”, “поручаем по очереди провести игру”. Воспитатель обращает внимание детей на недопустимость грубых, резких обращений и ответов, в которых выражается пренебрежительное отношение к интересам и желаниям сверстника.
Кроме разговоров с детьми, нужно обязательно показать им конкретные ситуации, замеченные воспитателем в их общении друг с другом, например, во время дежурства, одевания на прогулку, в играх, чтобы дать детям возможность увидеть себя со стороны и усвоить образцы доброжелательного общения.

1Усова А. П. Обучение в детском саду.—М., 1981.—С. 47 2Там же.— С. 105

Воспитатель может использовать для этого кукольный, теневой театр и театр игрушек. Персонажи спектаклей помогают детям усвоить необходимые при общении правила вежливости.
Кроме игр и занятий существует трудовая деятельность, пока еще чаще совместная со взрослыми, которые выступают не только в качестве лица, организующего и направляющего труд детей, но и в качестве непосредственного участника трудового процесса.
Исходя из вышеизложенного, опираясь на исследования таких авторов как А.П. Усова, Т.А. Репина, следует выделить ряд педагогических условий, требующих особого внимания при организации совместной детской деятельности, развивающей творчество детей дошкольного возраста. Первое условие связано с любым видом совместной детской деятельности: дети должны иметь представление о том, что значит выполнить какое-либо действие вместе, тем более, что способы кооперации различны. Полезны в этом отношении беседы с детьми «Что значит вместе трудиться», «Почему дети играют вместе», «Что мы делаем вместе» и т.п.
Второе. При организации совместной деятельности детей, выборе этой деятельности необходимо соблюсти некоторую последовательность. Ребёнок должен овладеть индивидуальными способами выполнения тех или иных индивидуальных умений и навыков будет различным у каждого ребёнка, но операциональные трудности, как показали результаты эксперимента, могут стать препятствием к активному и творческому сотрудничеству с ровесниками.
Третье условие связано с принципами комплектования групп участников совместных действий. При этом можно выделить два параметра: количество участников и их взаимоотношения. Как показывает практический
опыт работы с дошкольниками и экспериментальные данные, детям свойственно деловое взаимодействие в малых объединениях: в диадах и триадах.
Четвёртое условие – это разнообразие видов совместной детской деятельности. Важно это, прежде всего, потому, что ребёнок в таком случае может удовлетворить не только вообще потребность во взаимодействии со сверстниками, но и избирательную потребность в общении с тем или иным сверстником. Кроме того, в каждом виде деятельности ребёнок, также как и взрослый человек, проявляет и приобретает вполне определённые знания, умения, качества личности и в условиях совместной деятельности может реализовать себя в собственных глазах и в глазах других детей.
Пятое условие относится, прежде всего, к тем видам деятельности дошкольников, которые в наибольшей степени ориентированы на развитие творчества ребёнка. Цель такой деятельности должна быть представлена ребёнку в необычном замысле или предполагать необычную, привлекательную (игровую, соревновательную) форму осуществления.
Таким образом, можно сделать вывод, что все виды деятельности детей влияют на их взаимоотношения. Чем чаще они участвуют в совместной деятельности, тем лучше и прочнее их взаимоотношения.

Автор статьи: Журавых Ольга Николаевна
Старший воспитатель ГБОУ Школа №1284 (дошкольное отделение)

Список литературы.
• Маханева М.Д., Рещикова С.В. Мы с друзьями целый мир. Социально-эмоциональное развитие детей. М.: Сфера, 2007
• Репина Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек. //Дошкольное воспитание.- 1984, №4
• Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. М: ВЛАДОС, 2005
• Смирнова, Е., Гударева О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития. // Дошкольное воспитание, 2003, № 10
• Смирнова, Е., Гударева О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития. // Дошкольное воспитание, 2004, № 3
• Смирнова Е.О. Детская психология. М: ВЛАДОС, 2003
• Усова А. П. Обучение в детском саду.—М. Просвещение, 1981

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector