Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством театрализации.

Автор: Келлер Олеся Германовна

Должность: Музыкальный руководитель

Учреждение: МБДОУ «Детский сад № 14»

Населенный пункт: г. Бийск, Алтайский край

Тема: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством театрализации.

Опубликовано: 04.10.2017 07:00

Получить свидетельство      Скачать материал


Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством театрализации
Музыкальный спектакль является нетрадиционной формой развития музыкальных способностей детей, но очень эффективной по сравнению с традиционными занятиями, предлагаемыми нашими методиками, а также в разработке форм и методов работы с детьми как на занятиях по музыкальному воспитанию, так и вне занятий.
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям – прежде всего детям – осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, — невозможно. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.
Выразительная речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Театрализация является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Театрализация – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Театрализация является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании социально-коммуникативной компетентности.
Вместе с тем на практике мы наблюдаем, что развивающий потенциал театрализации используется недостаточно. Чем можно это объяснить?
• Недостаток времени, т.е. общая загруженность воспитателей.
• Недопонимание значения театрализации для развития ребенка.
• У дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Наблюдается бессистемность и поверхностное ознакомление с театром в детском саду и в семье, что формируется у детей представления о доступном восприятии сценического оформления произведений без специальных знаний.
• Театральные игры применяются в основном как «зрелище» на праздниках.
• Ребенка обучают быть «хорошим артистом», заучивать текст, интонации, движения. Однако освоенные таким образом умения не переносятся в свободную игровую деятельность.
• Невмешательство взрослого в театрализованную игру. Дети предоставлены сами себе, воспитатель готовит атрибуты для театрализации. Однотипный набор шапочек — масок, элементы костюмов героев переходят из группы в группу. Младших дошкольников это привлекает из-за возможности переодеться, а старшего дошкольника не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5 -7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней.
Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия с использованием элементов театрализации. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.
В Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 14» была реализована рабочая программа «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством театрализации».
В рамках реализации программы с детьми проводилась: организованная образовательная деятельность, совместная деятельность педагога и детей (экскурсии, беседы, рассматривание иллюстраций, игры), самостоятельная деятельность детей.
Анализируя проделанную работу, направленную на развитие музыкальных способностей дошкольников, можно отметить, что дети стали проявлять интерес к театрализации, театральным играм; у детей расширился познавательный интерес, обогатился и активизировался словарь, усовершенствовались исполнительские умения. Дети научились понимать эмоциональное состояние другого человека, ярко проявляется индивидуальность в каждом воспитаннике. Повысилась и усовершенствовалась интонационная выразительность речи.
Целостная система творческих заданий, проблемно-поисковых ситуаций, опирающаяся на взаимосвязь восприятия музыкального произведения и театрализованного действия позволила развить у детей умение активно, творчески действовать в процессе инсценирования литературных произведений и музыкальных композиций.
Проведенная мной работа подтверждает необходимость, важность и эффективность применение на практике театрализации для развития музыкальных способностей детей как одного из средств художественно-эстетического развития дошкольника.
Литература:
• Алиев, Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе) [Текст] / Ю.Б. Алиев. – Воронеж: НПО «Модэк», 1998. – 352 с.
• Басина, Н. С кисточкой и музыкой в ладошке [Текст] / Н. Басина, О. Суслова. М.: Линка – Пресс, 1997. – 144 с.
• Белобрыкина, О.А. Маленькие волшебники или на пути к творчеству [Текст] / О.А. Белобрыкина. – Новосибирск.: НГПИ, 1993. – 62 с.
• Вайнфельд, О.А. Музыка, движение, фантазия [Текст]: методическое пособие для музыкальных руководителей / О. А. Вайнфельд. – СПб.: Детство-Пресс, 2002. – 31 с.
• Гогоберидзе, А.Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст]: Учебно-методическое пособие / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. – СПб., ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010. – 320 с.
• Губанова, Н.Ф. Активизация музыкально-творческой деятельности дошкольников [Текст] / Н.Ф. Губанова. – М.: Издательский центр «Педагогическая Академия», 2010. – 210 с.
• Дормидонтова, Л.П. Музыкальные ступеньки детского творчества [Текст]: программа музыкального образования и развития дошкольников. Науч.- метод. пособие / Л.П. Дормидонтова. – Ульяновск: Ул. ГТУ, 2009. – 145 с.
• Кленов, А.С. Там, где музыка живет [Текст] / А.С. Кленов. – М.: Педагогика, 1985. – 152 с.
• Комиссарова, Л.Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников [Текст] / Л.Н. Комисарова, Э.П. Костина. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector