Проблема формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в условиях модернизации образования.

Автор: Утёмова Нелли Юрьевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МАДОУ «Сказка»

Населенный пункт: г. Когалым, Тюменская область

Тема: Проблема формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в условиях модернизации образования.

Опубликовано: 04.10.2017 11:44

Получить свидетельство      Скачать материал


УДК 373.2
Н.Ю. Утёмова
Проблема формирования представлений о здоровом образе жизни
у детей дошкольного возраста в условиях модернизации образования

Аннотация. В статье обосновывается актуальность проблемы эколого-валеологического образования и раскрывается авторская система работы по формированию представлений о здоровом образе у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: эколого-валеологическое образование, здоровье, система работы, методы и приемы формирования представлений о ЗОЖ.

В условиях модернизации дошкольного образования особо остро встает проблема сохранения и укрепления здоровья. Вопросы формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения в современной дидактике уже не дискутируются, а являются общепризнанными, они возведены в ранг государственных. Закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет дошкольное образование полноценным и первым уровнем системы общего образования (Гл.2, ст.10), а одной из задач детских садов является сохранение и укрепление здоровья детей (Гл. 7, ст. 64). [7]. Именно в этот период закладываются основы гармоничных взаимоотношений ребенка с природой и самим собой, формируются начала его здоровьесберегающей компетенции (ФГОС ДО) [6].
Проанализировав исследования А.И. Субетто, В.П. Казначеева, З.И. Тюмасевой, Т.Ф. Ореховой, Л.И. Пономаревой и других ученых, под эколого-валеологическим образованием мы будем понимать непрерывный процесс обучения, воспитания и развития эколого-валеологической культуры, направленный на формирование системы научных и практических знаний, умений, поведения и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения к окружающей природной среде, личному здоровью и здоровью окружающих людей [5]. Как можно заметить представления о здоровом образе жизни относятся к структурным компонентам эколого-валеологического образования.
Исходя из актуальности проблемы отметим, что для нашего исследования определение категории «здоровье» имеет первостепенное значение, так как, согласно общепризнанной точке зрения современных ученых, его сохранение и укрепление в значительной мере зависит от образа жизни человека. Учитывая, что только сущностных определений здоровья, в настоящее время, насчитывается более 100, мы опираемся на самое распространенное в России извлечение из Устава ВОЗ (приводится по книге и в переводе В.П. Казначеева) — Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. [2, C. 23].
В отечественной педагогике здоровье ребенка, в частности здоровье ребенка дошкольного возраста, рассматривается многими исследователями: М.В. Антроповой, В.Г. Алямовской, О.М. Дьяченко, Ю.Ф. Змановским, Л.А. Парамоновой, С.Б. Шармановой, А.П. Щербаком и др.
Несмотря на то, что на сегодняшний день единых представлений о структуре здорового образа жизни в научной литературе не выработано, классическими слагаемыми ЗОЖ являются:
— ритмичность в труде и отдыхе, в жизни (режим дня);
— оптимальный двигательный режим;
— рациональное питание;
— умение бороться с негативным влиянием стресса;
— тренировка иммунитета и закаливание;
— отказ от здоровьеразрушающих привычек (аддикций).
Мы придерживаемся позиции Э.Н. Вайнера, определяющего здоровый образ жизни как способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека и конкретным условиям жизни, направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций [3].
Как отмечается в исследовании Л.И. Пономаревой, «основы здорового образа жизни дошкольника — синтез основных правил поведения ребенка дошкольного возраста, базирующихся на знаниях о составляющих компонентах здорового образа жизни (оптимальном двигательном режиме, рациональном питании, закаливании, оптимальном режиме труда и отдыха, оптимизации психоэмоционального состояния, соблюдении правил личной гигиены), ценностном отношении к данным составляющим и активном использовании данных знаний в повседневной деятельности» [4].
Признавая значимость педагогического влияния на ребенка со стороны всех субъектов образовательного процесса, мы разработали комплексную систему работы по формированию представлений о здоровом образе жизни.
Взаимодействие с детьми осуществляется в групповой, фронтальной и индивидуальной формах не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в процессе режимных моментов, эколого-валеологических акций, конкурсов, проектов, на экскурсиях, во время проведения эколого-валеологических праздников и фестивалей.
В процессе непосредственно образовательной деятельности дошкольники знакомятся со взаимодействием человека и других природных объектов. При этом формируются представления о человеке как части природы, о влиянии окружающей среды на здоровье. Происходит осознание дошкольниками необходимости бережного отношения не только к своему здоровью, но и гуманного отношения к природе.
Большое внимание мы уделяем вопросам ознакомления детей с организмом человека. На наш взгляд, знания дошкольников о строении человека, о наличии внутренних органов, органов чувств, о влиянии природных факторов на их работу, способствуют не только развитию любознательности, появлению интереса к теме человека, но и формированию у детей потребности ведения здорового образа жизни.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, а именно, наглядно-образное мышление, нами широко используются наглядные пособия: таблицы с изображением человека, его внутренних органов; предметные картинки. Таблицы помещены в группах в «Уголке любознательных».
На наш взгляд, новая информация усваивается детьми успешнее, если отдавать предпочтение поисково-экспериментальным, продуктивным и проблемным методам [6]. Поэтому особое внимание при организации непосредственно образовательной деятельности мы уделяем моделированию, так как работа именно с предметно-схематическими моделями в наибольшей мере отвечает задаче формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни.
Нами также используются воспитательно-образовательные возможности элементарного детского экспериментирования и практической деятельности, которые за счет повышения эмоциогенности детей способствуют закреплению полученных представлений.
Большой интерес у детей вызывает исследовательская деятельность: дошкольники находят у себя и у других сердце, слушают, как оно стучит, сжимают кулак, чтобы измерить его величину. На собственном примере дети убеждаются в значении физкультурных движений, активной жизни для здоровья сердца.
Нельзя недооценивать эффективность применения словесных методов и приемов, способных обогатить эколого-валеологические представления дошкольников. К ним относятся индивидуальные и коллективные беседы, рассказы. Использование загадок, пословиц и поговорок позволяет систематизировать и закрепить представления дошкольников о ЗОЖ.
Обогащение представлений у дошкольников об организме человека, о здоровом образе жизни осуществляется в процессе чтения художественной литературы в вечерние часы. Книги также располагаются в группе в познавательном уголке. Дети имеют возможность повторно воспринимать заинтересовавший их материал, рассматривать наиболее понравившуюся книгу. Восприятие литературных произведений позволяет в яркой и эмоциональной форме раскрыть основные понятия ЗОЖ, познакомить детей с организмом человека.
Углублению и закреплению формируемых представлений способствуют дидактические игры («Полезно – вредно», «Четвертый лишний», «Органы чувств», «Определи по звуку» и др.).
Игровые действия, выполняемые дошкольниками, требуют сосредоточения, внимания детей на правилах игры, ее атрибутах, содержании разыгрываемого действия. Решаемые при этом познавательные задачи способствуют целенаправленному формированию мыслительных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, классификации.
Во взаимодействии с детьми условно мы выделяем три блока работы.
Первый блок включает различные методы и приемы работы по формированию представлений старших дошкольников об эволюции человека, взаимосвязи человека с природой («Природа – наш дом», «Вода – помощница», «Путешествие в лес», «Времена года», «Наши домашние друзья» и др.).
Второй блок предполагает ознакомление детей с организмом человека: работой внутренних органов, органов чувств, формирование представлений детей о влиянии, природных факторов на работу организма, здоровье. Основная цель – научить детей ухаживать, оберегать органы чувств, чтобы сохранить их здоровыми «Внешнее строение человека», «Скелет человека», «Познакомимся со своей кожей», «Для чего нужен язык?», «Сердце и сосуды», «Как устроена дыхательная система?», «Какие органы помогают друг другу?», «Автопортрет» и др.).
Третий блок посвящен непосредственно формированию представлений дошкольников о здоровом образе жизни («Что такое микробы?», «Как правильно ухаживать за зубами», «Что делать, если напала собака?», «Как правильно питаться?», «Мой любимый вид спорта»).
Таким образом, реализуя систему работы по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, мы не только закрепляем полученные знания о пользе оптимального двигательного режима, рационального питания, закаливания, сбалансированного режима труда и отдыха, соблюдения правил личной гигиены, но и создаем у дошкольников обобщенные представления о неразрывном единстве человека и природы, их взаимовлиянии и формируем в детях потребность и навыки экологически и валеологически грамотной деятельности.

Список использованных источников:
Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье / И.И. Брехман. — Изд. 2-е, доп., перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 208 с.
Казначеев, В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование [Текст] / В.П. Казначеев. — М. — Кострома: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. — 248 с.
Пономарева, Л.И. Приобщение детей младшего возраста к здоровому образу жизни в образовательных учреждениях // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы: мат-лы III междун. заочной научно-практич. конференции. – Шадринск: ШГПИ, 2013. — С. 84 — 91.
Пономарёва, Л.И. Формирование основ здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста как инновационная педагогическая деятельность [Текст] / Л.И. Пономарёва, З.И. Тюмасева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2013. — №. 11. — С. 156 – 166.
Тюмасева, З.И. Эколого-валеологические тайны модернизации современного образования : словарь-справочник / З.И. Тюмасева, В.П. Стариков. — Сургут: Сургут. тип., 2004. — 314 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155.
Федеральный закон от 29.12.2012. — № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации».

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector