Формирование здорового образа жизни у дошкольников через интеграцию образовательных областей.

Автор: Шайхуллина Валентина Вячеславовна

Должность: Музыкальный руководитель

Учреждение: МАДОУ «Сказка»

Населенный пункт: г. Когалым, Тюменская область

Тема: Формирование здорового образа жизни у дошкольников через интеграцию образовательных областей.

Опубликовано: 04.10.2017 11:58

Получить свидетельство      Скачать материал


УДК 373.2
Шайхуллина Валентина Вячеславовна

Формирование здорового образа жизни у дошкольников через интеграцию образовательных областей

Аннотация: В статье рассматриваются возможности интеграции образовательных областей «Художественно эстетическое развитие» и «Физическое развитие», в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Здоровье, здоровый образ жизни, музыкально-валеологическая компетенция
Здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России. Ученые Т.Ф. Орехова, Л.И. Пономарева, З.И. Тюмасева и другие констатируют, что проблема сохранения и укрепления здоровья детей не теряет своей актуальности, а наоборот, становится более значимой, так как поколение наших детей рождается с ослабленным здоровьем, и эта тенденция только растет. Поэтому очень важно особое внимание уделять здоровьесбережению, укреплению здоровья и развитию физических качеств дошкольников [1].
В основном документе — регламентирующем всю работу дошкольной организации — ФГОС ДО, в пункте 1.6 первой задачей, на решение которых направлен указанный документ, значится: «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» [2].
В связи с изложенным, мы полагаем, что именно интеграция образовательных областей поможет наиболее эффективному формированию основ здорового образа жизни. В своей статье мы рассмотрим интеграцию двух областей «Художественно эстетическое развитие» и «Физическое развитие», в результате сочетания которых образуется новое интегральное качество – музыкально-валеологическая компетенция.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [2] .
Содержание физического развития (по ФГОС ДО) включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) [2] .
Музыкально-валеологическая компетенция направлена не только на укрепление здоровья и развитие физических качеств дошкольников (ловкости, гибкости, выносливости, быстроты реакции, но и на формирование психических качеств (внимания, мышления и др.).
Музыкально-валеологическое воспитание — это организованный педагогический процесс, целью которого является:
— укрепление психического и физического здоровья,
— развитие музыкальных и творческих способностей,
— формирование потребности в здоровом образе жизни.
Музыкально-валеологическая работа является одной из составляющих здоровьесберегающего пространства детского сада и осуществляется в нескольких направлениях:
1. В воспитательно-образовательном процессе ДОО (интегрированные музыкально-валеологические занятия; музыкально-физкультурные праздники и развлечения и т.д.);
2. В процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей (совместные оздоровительные мероприятия; консультации; семинары-практикумы и т.д.);
3. В процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации со школой и учреждениями дополнительного образования (совместные праздники, экскурсии и досуги и т.д.).
Музыкально-валеологические занятия – основная форма интеграции образовательных областей — носят интегрированный характер. Они в равной степени включают в себя задачи как музыкального, так и валеологического воспитания (валеология – наука о здоровом образе жизни).
Такие занятия побуждают детей активно, на самом высоком эмоциональном уровне познавать окружающий мир и свой организм, рассуждать, самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, анализировать. Но успех данных занятий полностью зависит от согласованной работы музыкального руководителя и воспитателя.
Алгоритм произведения музыкально-валеологических занятий отличается от традиционных музыкальных и имеют следующую структуру.
1. Валеологическая песенка — распевка.
2. Создание проблемной ситуации;
3. Решение проблемы посредством получения новых знаний, повторения и закрепления пройденного материала по валеологии, пение песен, слушание музыки, танцевальное творчество, игры в соответствии с содержанием занятия.
4. Закрепление полученных знаний, умений на практике (песенные и танцевальные импровизации, викторина, соревнование, рисование, аппликация, дидактическая игра, выставка и др.).
Валеологические песенки распевки — это доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок (авторы М.Л. Лазарев, М.Ю. Картушина) и приятная мелодия (мажорный лад) поднимают настроение, создают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению. Распевки сопровождаются самомассажем биологически активных зон лица и шеи, ритмичными движениями, звучащими жестами. Направлены на профилактику плоскостопия, формирование правильной осанки.
Также для формирования навыков здорового образа жизни на занятиях применяются:
— дыхательная гимнастика, которая способствует развитию дыхательной системы и певческих способностей детей;
— артикуляционная гимнастика направлена на выработку качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовку к правильному произнесению фонем;
— оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся по рекомендации и под наблюдением педиатра детского сада для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей;
— игровой массаж нормализует вегето-сосудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.
— пальчиковые игры позволяют в игровой форме разминать. массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы;
— речевые игры развивают эмоциональную выразительность речи детей, двигательную активность.
Ритмодекламация — это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки.
Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.
В результате внедрения системы музыкально-валеологического воспитания наблюдается тенденция к уменьшению количества заболеваний верхних дыхательных путей и ОРЗ, повышение показателей общего физического развития детей, развития дыхательной системы детей; улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, координация, ориентирование в пространстве, музыкальности, совершенствование вокальных навыков и умений.
Следует отметить и тот факт, что современные исследования ученых доказывают позитивное влияние музыки на развитие личности в целом:
— звучание ударных инструментов придает человеку физические силы и уверенность в себе;
— звуки духовых инструментов оказывают влияние на формирование эмоциональной сферы;
— развитию интеллектуальной сферы способствует клавишная музыка;
— струнная музыка развивает у человека чувство сострадания;
— регулярные занятия вокалом согласовывают ритмы организма с ритмами окружающей среды [3].
Музыкально-валеологические занятия (чаще всего, интегрированные) решают задачи музыкального и валеологического воспитания. Ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового образа жизни здесь является музыка. Занятия проводятся примерно 1 раз месяц во всех возрастных группах детского сада совместно с воспитателями, на них приглашаются медицинские работники, инструктор по физкультуре, учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования.
Немаловажную роль в формировании музыкально-валеологической компетенции у детей играют музыкально-физкультурные досуги, которые проводятся один раз в месяц во вторую половину дня в физкультурном зале или на спортивной площадке. Время проведения 35 – 40 минут.
Досуги включают в себя: валеологические песни, комплексы ОРУ, подвижные игры на разные виды движений (бег, прыжки, метание), здоровьесберегиющие технологии в игровой форме, песни, танцы, хороводы. Единая сюжетна линия или тема досуга вызывает у детей положительный эмоциональный отклик на спортивные упражнения, повышает интерес к валеологическим знаниям.
Эффективность музыкально-валеологической работы – это не только труд коллектива ДОО, но и отношение к музыкальному воспитанию в семье. Ведь именно у родителей есть широкие возможности духовно обогатить своих детей. В ДОО используются разноообразные формы взаимодействия: открытые показы музыкальных занятий, Дни открытых дверей, индивидуальные беседы, консультации по пропаганде ЗОЖ, обучение различным методам профилактики заболеваний, совместные праздники, организация клубов, «Музыкальные странички» в родительских уголках, привлечение родителей к изготовлению костюмов и декораций.
Таким образом, в результате интеграции указанных образовательных областей можно добиться снижения уровня заболеваемости дошкольников, развития музыкальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка, улучшения двигательных способностей: пластичности, координации, ориентирование в пространстве, повышения интереса к вопросам здоровьесбережения.
Литература:
• Пономарёва, Л.И. Формирование основ здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста как инновационная педагогическая деятельность [Текст] / Л.И. Пономарёва, З.И. Тюмасева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2013. — №. 11. — С. 156 – 166.
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155.
• Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма [Текст] / С.В. Шушарджан. – М., 1998. – 142 с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector