Социально – ориентированные игры для дошкольников.

Автор: Аксенова Юлия Витальевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МАДОУ № 78

Населенный пункт: г. Белгород, Белгородская область

Тема: Социально – ориентированные игры для дошкольников.

Опубликовано: 04.10.2017 15:01

Получить свидетельство      Скачать материал


Аксенова Юлия Витальевна
Воспитатель
МАДОУ№78
г. Белгород

Социально – ориентированные игры для дошкольников
В настоящее время возникла серьёзная проблема: у детей падает интерес к различным видам игр. Их место занимает телевидение, компьютерные игры и другие технические изобретения. По мнению психологов, есть только один выход из этого критического положения: взрослым следует установить с детьми тёплые, душевные отношения, проявить интерес к их проблемам. Такую возможность предоставляет игра, которая способствует личностному развитию ребёнка.
Игра – это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей. Научить детей играть – значит научить жить. Надо всегда помнить, что игра – ведущая деятельность в детском возрасте.
Итак, социально–ориентированная игра — это большой импровизированный спектакль, в котором участвуют все. В этих играх создаются ситуации выбора, в которых ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели. То ли он идет к цели один, то ли со своим другом, то ли с большой группой детей.
Социально-ориентированные игры имеют ряд особенностей:
— коллективный характер деятельности (включение в игру как непосредственных исполнителей, так и зрителей), что способствует усилению роли социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей;
— актуальность содержания (игра должна носить острый, наступательный характер), что позволяет создать мотивационную основу для общеинтеллектуального, общекультурного и социально-нравственного развития ребенка дошкольного возраста;
— педагогический подход к распределению ролей (например, с использованием приема «статусной терапии», когда ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии ставят в пару с одаренным ребенком, помогающим ему быстрее, чем обычно, решить задачу и благодаря этому помочь всему детскому коллективу);
— уникальность (такая игра – не спектакль, хотя в ней и распределяются роли, поэтому репетировать социально-ориентированную игру нельзя, по природе она «одноразовая», поэтому зависит от творчества и импровизации участников, направлена на формирование индивидуального когнитивного стиля (стиля обучения) решения проблемных социальных ситуаций у каждого участника);
Алгоритм проведения социально-ориентированных игр включает в себя:
1. Подготовительный (предварительный) этап – подготовка участников к восприятию игры: вводная беседа, рассматривание иллюстраций и картин, чтение и обсуждение, сбор-старт.
2. Основной этап – участие детей в организуемой педагогом игре: обыгрывание ситуаций, игра в воображаемых обстоятельствах, обсуждение и объяснение ситуаций детьми, изображенных на картинках, движение по маршрутам.
3. Этап рефлексии – подведение итогов: ответы детей на вопросы педагога, обращение детей на себя, на свои поступки, сбор-финиш.
Таким образом, главный педагогический смысл этих игр — создание условий для социальных проб детей в имитируемой социальной деятельности, то есть создании ситуаций выбора, в которых ребенок должен выбрать способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и своего социального опыта.
Особое значение при использовании социально ориентирующих игр и технологий уделяется налаживанию сотрудничества педагогов с семьями воспитанников. Например, что должен советовать воспитатель родителям детей трехлетнего возраста и четвертого года жизни в связи с решением проблемы социализации ребенка? Воспитатель рекомендует родителям, рассказывать детям, что окружающие их люди бывают разные (добрые и не совсем добрые; некоторые из них могут причинять зло животным; не умеют пожалеть ребенка или оказать помощь больному и т.п.); поддерживать отношения своих детей с друзьями семьи и родственниками, которые являются для ребенка источником самой интересной для ребенка информацией; после просмотра передач по телевидению с помощью бесед объяснять детям смысл положительных поступков и воспитывать интерес детей к взаимоотношениям людей, к профессии родителей, результатам их труда.
П.П. Блонский называет игру «великой учительницей ребенка», естественной формой труда и формой активной деятельности, в которой ребенок, «упражняет силы, расширяет ориентировку, устанавливает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни».
Поэтому игра выступает в качестве основного средства, социализирующего мышление ребенка и имеющего огромное значение для формирования основных категорий мировосприятия.
Это делает игру приоритетным средством интеллектуального воспитания дошкольников. Она, как никакой другой метод и форма умственного воспитания, подчеркивает роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. К сожалению, об этом часто забывают в ДОУ приоритетом интеллектуального развития детей.
Список литературных источников
1.Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
2. Ершова А.П., Букатов В.М. Возвращение к таланту: Педагогам о социо-игровом стиле работы. -Красноярск, 1999.
3. Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития. Методическое пособие для педагогов. -Калуга: издательство «Адель», 1997.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
5. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. – № 6.
6. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975.
7. Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. Иллюстрированный словарик игровых приемов / Под общей ред. В.М. Букатова. СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009.
8. Кукушкина Е.Ю., Самсонова Л.В. Играем и учимся дружить. Социализация в детском саду. Методические рекомендации. М.: Сфера, 2012.
9. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. «Взрослые» игры для детей. Методическое пособие. М.: Владос, 2000.
10. Усова А. Б. Роль игры в воспитании детей. – М., 1976.
11. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector