Кризис 3-х лет.

Автор: Белова Любовь Лаврентьевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МАДОУ «Детский сад №25 общеразвивающего вида»

Населенный пункт: г. Печора, Республика Коми

Тема: Кризис 3-х лет.

Опубликовано: 06.10.2017 12:29

Получить свидетельство      Скачать материал


Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития детей в условиях ДОУ
Кризис 3-х лет.
Подготовила воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 25» г.
Белова Л.Л.
Воспитателем Беловой Л.Л. в ходе проведения консультации для родителей, было проработано несколько ситуаций, касающихся нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников, а именно:
• кризис 3-х лет;
• детская ложь и воровство;
• детская застенчивость.

Теоретическое обоснование проблемы возрастных кризисов.
Итак, остановимся на теоретическом обосновании проблемы — «кризис 3-х лет». В психологии рассматриваются 3 возрастных кризиса, которые переживает ребенок в дошкольном детстве: «кризис 1-го года» (новорожденности), «кризис 3-х лет» (переход от младенчества к дошкольному возрасту) и «кризис 7-ми лет» (соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом). Все они характеризуются как переходные этапы от одного возраста к другому и являются закономерными, необходимыми ступенями развития ребенка, при которых его психическое развитие осуществляется посредством смены стабильных и критических возрастов.
Симптомы кризиса всегда связаны с проблемой самоотношения — могу или нет, я или кто-то вместо меня. Главный вопрос, на который ребенок отвечает себе в критический период: «Кто я?». Второй вопрос любого кризиса: «Что могу?». Способности, умения и возможности ребенка возрастают, и с каждым днем он становится все более самостоятельным.
Возрастные кризисы от рождения до момента морально-нравственного взросления ребенка протекают по-разному. В каждом конкретном случае одни кризисы проходят более бурно, другие сглажено, почти незаметно. Зависит это от индивидуальных особенностей ребенка и поведения взрослых (родителей, педагогов). Наряду с наблюдаемыми положительными изменениями кризисы часто сопровождаются проявлениями у ребенка отрицательных черт (упрямство, конфликтность, негативизм и т. д.), которые в дальнейшем могут закрепиться.

Характеристика кризиса 3-х лет.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений чаще встречаются с проблемами «кризиса 3-х лет». В зависимости от особенностей развития ребенка возрастные рамки кризиса могут изменяться: он может начаться и в 2,5 года, и в 3,5, а закончиться около 4-х лет или в 3,5 года. «Кризис 3-х лет» — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка и взрослых. Этот период принято считать критическим, острым, но важным этапом в развитии самосознания ребенка. По Д.Б. Эльконину, «кризис 3-х лет» — это кризис выделения ребенком своего «я».
В кризисный период у детей происходит изменение типа отношения с взрослыми и сверстниками, смена одного вида деятельности другим (игра, которая является основным видом деятельности в дошкольном возрасте, сменяется стремлением учиться, узнавать новое в 7-8 лет).
В этот период в поведении малыша начинает появляться целый комплекс явных изменений, от которых взрослые, особенно родители, могут прийти в отчаяние, так как ребенок становится неуправляемым, («его как будто подменили»).
Первым заметным признаком кризиса являются трудности взаимодействия с ребенком. Нарушается отлаженная система управления, стимулирования его поведения. В ней появляются сбои в форме протеста, неподчинения, капризов, своевольных выходок.
Резкое, казалось бы, ничем не обоснованное изменение в поведении ребенка — второй признак кризиса. У него появляются такие черты и особенности, которых раньше не наблюдалось. Они возникают как бы вдруг из ниоткуда. Прежде спокойный и покладистый ребенок вдруг становится возбудимым, капризным, требовательным. Демонстрация ребенком возрастающей самостоятельности и активности требует своевременной перестройки и от его близких.
Психологи характеризуют данный период как кризис социальных отношений, который связан со становлением самосознания ребенка. Как и любой другой, он проявляется, прежде всего, в обесценивании того, что было для ребенка привычно и дорого раньше. Он может сломать любимую игрушку, отделяется от любимых взрослых и пытается установить с ними новые отношения, что происходит болезненно не только для самого ребенка, но и для родителей, которые в это время должны быть особенно терпеливы. На подходе к кризису присутствует четкая когнитивная симптоматика:
• острый интерес к своему изображению в зеркале;
• заинтересованность своей внешностью, тем, как он выглядит в глазах других.
У девочек возникает интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании, при этом остро реагируют на неудачу.
Кризисные явления выражаются также в негативизме, т. е. неприятии требований или просьб взрослых, когда ребенок не хочет что-то делать только потому, что это предложил взрослый (родители, воспитатель). Однако не следует путать его с непослушанием, у которого совсем другой мотив — желание сделать то, что ребенок хочет. Иногда негативизм вынуждает ребенка поступать даже вопреки своему собственному желанию. Если раньше у него в той или иной ситуации проявлялось желание что-то импульсивно сделать и его действия соответствовали этому желанию, то теперь его поведение определяется отношениями со взрослым: он хочет продемонстрировать взрослому свою самостоятельность. Например, взрослый утверждает, что «эта игрушка хорошая», и слышит в ответ: «Нет, плохая!». А когда тут же говорит: «Она плохая», ребенок опять возражает: «Нет, хорошая!»
Болезненным явлением этого периода считается упрямство, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что он действительно этого очень сильно хочет, а только потому, что хочет, чтобы с его мнением считались. Конечно, не с любым желанием или требованием ребенка следует соглашаться и выполнять их, но не нужно также сразу отвергать их. Лучше дать возможность ребенку успокоиться, а уже потом спокойно объяснить свое решение. Иногда бывает трудно отличить упрямство от настойчивости, потому что различия здесь в мотивах, то есть внутренних побуждениях, а не во внешних действиях. Нужно хорошо знать ребенка и понимать ситуацию, чтобы отличить одно от другого. Например, когда ребенок очень хочет получить какую-либо вещь и упорно добивается, чтобы ее ему дали, а, получив, начинает активно обследовать ее, играть и явно радуется самой возможности действовать с этим предметом, а не тому факту, что выполнено его требование — это настойчивость. В этом случае так называемый деятельностно-познавательный мотив, за которым стоит любознательность, потребность в получении новой информации. При упрямстве главным для ребенка является связанность с его первоначальным решением. Мотив здесь обусловлен с личностными потребностями, системой отношений зарождающейся личности.
При внешней похожести упрямства и негативизма между ними так же есть существенное отличие: негативизм — это отношение к другим, противостояние, а упрямство — отношение к себе, своему решению, за ним может стоять потребность в самосохранении (или, может быть, самоутверждении).
Стремление к самостоятельности может проявляться в строптивости (от нем. trotz — «вопреки», «наперекор»). Внешне оно проявляется в резком, вызывающем, а иногда и просто грубом выражении ребенком недовольства взрослыми и их действиями, всем, что ему предлагают делать. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Если негативизм всегда направлен против конкретного взрослого, который именно сейчас побуждает ребенка к какому-то конкретному действию, то строптивость — против всего привычного образа жизни, установившихся на данный момент правил и норм поведения. Строптивость ребенка направлена против сложившейся в раннем детстве системы отношений, принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях, и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие.
Во время кризиса повышенная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, что часто неадекватно возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. Своеволие проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам. Эта возрастающая самостоятельность — важное завоевание, которое пока болезненно, но после кризиса примет нормальные формы. Взрослым при этом важно помнить, что нельзя противопоставлять упрямству и своеволию ребенка свои упрямство и своеволие.
У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте.
В такой ситуации взрослым необходимо соблюдать спокойствие, не устраивать скандалов, избегать конфликтов. Но и идти на поводу немотивированных желаний ребенка нельзя, иначе он может стать деспотом по отношению к родителям.
Деспотизм может проявиться в семье с единственным ребенком, когда ребенок старается вернуть состояние, при котором раньше исполнялись почти все его желания, старается стать хозяином положения и отыскивает множество способов, чтобы проявить власть над окружающими.
Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.
Возможно проявление пренебрежения ребенка (обесценивание) к тому, что до кризиса не вызывало отрицательных эмоций и было даже привлекательным: игрушки, предметы обихода, знакомые люди.
Третий признак кризиса — неосознаваемый характер происходящих изменений для самого ребенка. Трехлетние дети не понимают и не замечают перемен в своем поведении и характере.
Четвертым признаком является временность, нестабильность изменений в характере и поведении детей в этот период. Обычно продолжительность кризиса невелика. Он сменяется периодом эмоциональной стабильности, когда исчезают негативные проявления, а развитие выходит на новый уровень. В редких случаях отдельные черты могут сохраниться, став особенностями личности и индивидуальности ребенка, а не возрастными особенностями.
Еще одним признаком и свойством кризисных изменений можно считать сочетание негативных проявлений с позитивными образованиями. Те неудобства, которые кризис несет с собой, компенсируются стремительным рывком вперед, совершаемым ребенком за этот короткий промежуток времени.
Родители не всегда знают, как себя вести в ситуации, когда ребенок становится неуправляем в период «кризиса 3-х лет», поэтому часто обращаются за консультативной помощью к педагогу-психологу, работающему в дошкольном учреждении. Его задача заключается в повышении психологической и педагогической информированности родителей.
Очевидно, что главной фигурой для маленького ребенка в большинстве случаев является мать. Именно характер общения матери с ребенком, адекватность ее воздействий возрастным и индивидуальным потребностям и возможностям ребенка определяют как эмоциональное самочувствие малыша, так и его психическое формирование. Поэтому развивающая и коррекционная работа с детьми данного возраста может быть эффективна только при участии и активной включенности родителей. Между тем не все матери умеют и считают нужным играть с ребенком, большинство из них не знают, какие игры и игрушки соответствуют его возрастным особенностям, не учитывают индивидуальные потребности и способности своего ребенка. Обучение родителей, их консультирование по поводу занятий, игр и игрушек, включение в совместную игру с малышом, раскрытие особенностей психологии маленького человека и возрастных закономерностей его развития — важная и необходимая задача педагога-психолога ДОУ.
Формулировка проблемы, запроса и постановка гипотезы.
Итак, рассмотрим и проанализируем рабочую ситуацию. К педагогу-психологу обратилась мама Вани Б., посещающего группу раннего возраста, с жалобой на поведение сына, который в последнее время стал устраивать истерики, не реагирует на просьбы, проявляет агрессию в отношении нее, делает все наоборот. В ответ на его поведение она злится на него, иногда шлепает за непослушание. Мама не сдерживается и понимает, что причиняет ребенку боль, и все это только усугубляет ситуацию.
Мама обратилась с просьбой объяснить ей, что происходит с ее сыном, посоветовать, как вести себя с ним, чтобы ребенок изменился и не провоцировал ее к применению физического наказания и, как следствие, возникновению у нее чувства вины за неправильные воспитательные действия. В процессе анализа ситуации была выдвинута гипотеза: в период обращения мамы к психологу ребенку исполнилось 2 года 11 месяцев, поэтому можно предположить, что изменения в поведении ребенка могут быть вызваны «кризисом 3-х лет».
Получив запрос и обозначив гипотезу, необходимо собрать анамнез (из медицинской карты и беседы с родителем) и провести беседу с ребенком в свободной форме. В процессе беседы педагог-психолог определяет:
• эмоциональный фон:
— нормальный;
— повышен (снижен);
— эйфоричный;
— депрессивный;
— контраститующий;
• уровень общительности (контактность) ребенка:
— легкий, быстрый контакт;
— поверхностный;
— контакт устанавливает с трудом;
— уходит от контакта;
— протестная реакция;
• реакцию на незнакомого взрослого (адекватная, неадекватная);
• особенности активности (нормальная, гипер- или гипоактивность);
• внимание:
— взгляд фиксирует (не фиксирует);
— внимание устойчивое (неустойчивое);
— с хорошей переключаемостью с одного предмета на другой или вида деятельности.
Также педагог-психолог проводит наблюдение за ребенком в группе и во время свободной игры, в ходе которого отслеживаются:
• эмоциональное состояние в течение дня (выражение положительных и отрицательных эмоций через внешние проявления: слезы, улыбка, неуравновешенное состояние, т. е. спокойствие сменяется слезами и наоборот);
• умение войти в контакт со взрослыми и сверстниками;
• характер деятельности (отсутствие действий, наблюдения за происходящим в группе, детьми; подражательные действия, самостоятельные или игровые действия);
• отношение к окружающим взрослым и сверстникам (негативное, положительное или вообще отсутствует);
• проявление активных действий в ходе развивающих занятий;
• длительность сосредоточения внимания, наличие или отсутствие двигательной расторможенности;
• реакция на поощрение и порицание;
• высказывания или воспоминания ребенка о неприятных событиях, расставаниях или болезнях;
• высказывания о желаемом.
Далее проводится психологическое обследование ребенка с использованием диагностических методик по направлениям:
• диагностика развития общения с взрослым, включающая выявление развития речи как средства общения;
• диагностика уровня развития ведущей предметной деятельности (двигательные способности и уровень познавательной активности рассматриваются как аспекты предметной деятельности).
Результаты обследования заносятся в заведенную на ребенка карту. С целью получения дополнительной информации о ребенке педагог-психолог беседует с воспитателем и другими педагогами, работающими с ним.
Также проводится индивидуальная беседа с родителем. В ходе нее специалист непосредственно знакомится с мамой и старается устанавить с ней доверительные отношения. Узнает о составе семьи, рассказывает о целях и задачах диагностики и договаривается о графике проведения тестирования. Педагог-психолог определяет особенности воспитывающих взрослых и взаимоотношений между ними, выбирает тех, с кем может наладить первоначальное сотрудничество на этапе диагностики. Составляется план диагностического обследования. Педагог-психолог обязательно объясняет, что при диагностике не ставятся цели глубинного определения личных особенностей воспитывающих взрослых и других членов семьи, и убеждает присутствующего родителя в корректности использования полученных результатов. Обязательно обговаривается обратная связь и предоставление воспитывающим взрослым и другим членам семьи всех необходимых сведений о результатах диагностики ребенка.
В работе с родителями проводится блок диагностических методик:
• методика диагностики родительских отношений (ОРО) А.Я. Варга и В.В. Столина (тест-опросник);
• рисунок «Я и мой ребенок» для воспитывающих взрослых и других членов семьи (с целью выявить отношение каждого воспитывающего взрослого к ребенку, позицию взрослых во взаимодействии с ребенком) (приложение 1);
• тест АСВ (анкета семейного воспитания) (с целью выявить особенности воспитания каждого воспитывающего взрослого).
На основании итоговой диагностики составляется заключение, в котором дается оценка успешности проведенной работы по каждой позиции диагностики и разрабатывается коррекционно-развивающая программа.

Выбор коррекционно-развивающей программы.
Наиболее эффективным, а иногда единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и групповой форме. В нашем случае необходима работа с семейными диадами, т. е. совместные игровые занятия мамы с ребенком (возможно с другими членами семьи), а также использование таких приемов, как совместное выполнение заданий (рисование, лепка), занятия в темной сенсорной комнате и комнате песочной терапии при участии педагога-психолога. Разработка денной коррекционной программы будет ориентирована на эффективное игровое взаимодействие мамы с ребенком. Основанием подобного выбора являются результаты психодиагностики, которые свидетельствуют о некоторых особенностях стиля взаимодействия родителей с ребенком в рассматриваемой семье, а именно снисходительный. Родители нетребовательны, неорганизованны, плохо налаживают семейный быт. Они не поощряют ребенка, не обращают внимания на воспитание у него самостоятельности. В семье имеет место психологическая деформация, связанная с нарушением системы межличностных отношений супругов.
Задачами коррекционной работы с ребенком являются:
• создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;
• понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;
• предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.
Цели коррекционно-развивающих занятий
* формирование у мамы положительного самоощущения;
* овладение самоконтролем;
* развитие способности к осознанию себя как родителя и своих возможностей в воспитании ребенка;
* формирование адекватных способов общения мамы с ребенком в моменты непослушания, капризов, упрямства и т. п., способствующих поддержанию у ребенка позитивного образа «Я».
Для проведения коррекционной работы необходимы условия: безопасная отдельная игровая комната с наличием «уголка уединения», темная сенсорная комната, комната песочной терапии, набор определенных игрушек, дидактических пособий, принадлежности для рисования (бумага, краски, кисти, карандаши, фломастеры).
Для данного случая была выбрана программа, состоящая из 6 занятий, направленных на коррекцию поведения ребенка и стиля общения с ним мамы, с включением мамы в группу участников социально-психологического тренинга.
Совместные занятия мамы с ребенком могут проходить 1 раз в неделю по 40 мин в вечернее время в отдельной игровой комнате, физкультурном зале или комнате песочной терапии с использованием песка и игровых материалов, сенсорной комнате (если таковые имеются). Результаты и ход каждого занятия, а также собственные ощущения, впечатления педагога-психолога будут фиксироваться в отдельной тетради для отслеживания динамики изменений, происходящих в стиле общения мамы с ребенком.
При проведении занятий педагогу-психологу необходимо учитывать специфику работы с маленькими детьми. Ребенок не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, поэтому часто они проявляются косвенно, через отставание в развитии, капризность, агрессивность и пр. Это обусловливает необходимость активности со стороны самого педагога-психолога по выявлению психологических проблем у детей, в т. ч. и в период кризиса.
Специалисту важно отделять в жалобах родителей их собственные проблемы от трудностей, возникших у ребенка. Ребенок не может осознанно ставить перед собой цели и избавляться от своих психологических проблем и нарушений самостоятельно. Эффективное взаимодействие ребенка со специалистом возможно лишь в том случае, если у него возник к этому интерес. Поэтому педагогу-психологу следует использовать в диагностической и коррекционной работе игровые моменты, которые станут особенно привлекательными для детей.
Отсутствие у детей раннего возраста рефлексии, с одной стороны, облегчает, а с другой — усложняет диагностическую работу и постановку общей проблемы ребенка. Коррекционная работа, связанная с переживаниями ребенка, должна осуществляться по принципу «здесь и теперь» с акцентом на немедленном закреплении тех позитивных процессов, которые появляются в ходе коррекционного процесса.
По окончании работы проводится заключительная беседа с мамой. Задача педагога-психолога не только проинформировать родителей об особенностях протекания кризиса 3-х лет, но дать рекомендации, как общаться с ребенком в этот период. В рекомендациях важно отразить следующие позиции:
* потенциальные возможности ребенка, проявившиеся в процессе работы;
* актуальные и потенциальные возможности взрослых в дальнейшем процессе воспитания ребенка;
* целесообразность и распределение участия взрослых в процессе воспитания;
* необходимость в дополнительных психокоррекционных мероприятиях с ребенком по результатам проведенной работы (или отсутствие таковой).

Советы родителям, у которых ребенок переживает
кризисный период
Родители должны понимать:
• «Кризис 3-х лет» — это важный этап в психическом развитии ребенка, знаменующий
переход на новую ступеньку детства.
В период кризиса 3-х лет, как правило, в центре событий оказывается мать, и главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на нее.
В этот период малыш не только создает родителям проблемы, но и страдает сам. Поэтому, если явно видно, что ребенок очень резко изменился, и не в лучшую сторону, надо постараться выработать правильную линию своего поведения, стать более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширить права и обязанности малыша и в пределах разумного дать вкусить ему самостоятельность, чтобы он смог насладиться ею.
Ребенок не просто не соглашается с взрослыми (мамой), он испытывает их характер и находит слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по нескольку раз в день может перепроверять, действительно ли запрещено то, что ему запрещают. И если есть хоть малейшая вероятность «можно», ребенок добивается своего — не у мамы, так у папы, у бабушек, дедушек. Не стоит на него за это сердиться.
Следует правильно сбалансировать поощрения и наказания, ласку и строгость,
Если взрослые меняют систему требований, то ребенку трудно понять — почему, и он в отместку твердит «нет». Не следует за это на него обижаться, ведь это обычное слово родителей, когда они воспитывают своего ребенка, а он, считая уже себя самостоятельным, начинает подражать взрослым. Поэтому, когда желания малыша намного превосходят реальные возможности, необходимо найти выход с помощью ролевой игры, которая с 3-х лет становится ведущей деятельностью ребенка.
Для нормального развития малыша в кризисный период важно, чтобы он ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ их и друг.
Чтобы кризис прошел благополучно, самое главное — любить ребенка такого, каков он есть.

Недопустимые действия родителей в отношении ребенка:
• Нельзя постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для родителей проявления его самостоятельности.
• Не следует говорить «да», когда необходимо твердое «нет». Не пытаться любыми путями сгладить кризис, помня, что в дальнейшем у ребенка может повыситься чувство ответственности.
• Не следует приучать малыша к легким победам, давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него может стать трагедией, И в то же время не подчеркивать свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всем — это может привести к безразличию или к разным видам завуалированного мщения исподтишка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector