Патриотическое воспитание через знакомство с Малой Родиной

Автор: Хамматова Эльвира Минехатовна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МАДОУ Детский сад № 97

Населенный пункт: г. Уфа, Республика Башкортостан

Тема: Патриотическое воспитание через знакомство с Малой Родиной

Опубликовано: 10.10.2017 11:19

Получить свидетельство      Скачать материал


Патриотическое воспитание через знакомство с малой родиной.

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
2. Цель и задачи
Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.
Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
Воспитание здорового образа жизни.
Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа), средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа).
Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.
1 раздел «Вместе дружная семья» (семья, детский сад).
2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
3 раздел «Город, в котором я живу».
4 раздел «Наша кладовая».
1 раздел «Вместе дружная семья».
Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.
Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.
Задачи:
Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.
Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.
Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
Познакомить детей с историей детского сада.
«Вот эта улица, вот этот дом».
Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание.
Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения города, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.

Задачи:
Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.
Расширять представления о природных богатствах башкирской земли, в особенности города: растительном и животном мире; полезных ископаемых.
Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповедниках.
«Город, в котором я живу».
Цель: Дать элементарные представления об истории, достопримечательностях города.
Задачи:
Формировать представление об исторических корнях города.
Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической
значимости города.

«Наша кладовая».
Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в городе и культуре, которую они представляют.
Задачи:
Формировать представление об основных профессиях жителей города.
Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Дети должны знать:
4-5 года.
Знать имя, отчество родителей.
Знать где работают их родители.
Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.
Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.
Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.
Знать название своего города; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.
5-6 лет.
С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.
Уметь рассказывать о своем родном городе.
Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.).
Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.
6-7 лет.
Знать свой домашний адрес, название города, округа.
Иметь представление о символике города, округа.
Знать название близлежащих улиц.
Иметь представление о жизни и быте народа населивших город и остров Сахалин.
Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.
Знать профессии своих родителей.
Знать правила поведения в природе.
Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Различать некоторые рода войск.

Тематическое планирование средняя группа (4-5 года)
Месяц
I неделя
II неделя
III неделя
IV неделя
Сентябрь
Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями)
Сюжетно-ролевая игра «В детском саду»
Природоохраняемая акция «Сохраним цветок»
Целевая прогулка (растения участка, природа родного края)
Октябрь
Беседа «Моя семья»
Проект (занятие) «Мама, папа, я – семья»
Проект (рисование) «Портрет семьи»
Проект (занятие) «Как животные родного края к зиме готовятся»
Ноябрь
Проект «Варвара-краса, длинная коса» (знакомство с трудом мамы).
Беседа «Хорошо у нас в саду»
Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала»
Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
Декабрь
Природоохраняемая акция «Покормите птиц зимой»
Целевая прогулка к ближайшей улице, находящейся возле детского сада.
Наблюдение за трудом младшего воспитателя.
Музей «Друзей и дружбы» – что мы там видели.
Январь
Проект «Мой родной город».
Проект (конструирование) «Мы построим новый дом».
Беседа «Домашние животные у нас дома».
Лепка «Угостим новых знакомых оладушками».
Февраль
«Белая береза под моим окном» – деревья в родном городе.
Проект (рисование) «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей».
«Как мы с Фунтиком возили песок». Дать представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье.
Беседа «Как стать сильным?»
Март
«Я и моя мама».
Проект (рисование) «Для мамы расческу я нарисую. Порадую милую, дорогую».
«Что мы делаем в детском саду». Труд взрослых.
Проект «помоги растению».
Апрель
«Рассказы о своей семье».
«Наши добрые дела». Труд взрослых
Беседа «Дом в котором мы живем».
Аппликация «Строим, строим дом. Вырос дом огромный».
Май
Целевая прогулка к украшенной к празднику улице.
Проект (рисование) «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют»
Чтение стихотворений «Что такое лес?», «Что такое луг?», «Что такое река?», «Что такое море?» из сборника В.Степанова «Наша природа».
Беседа «Наш город».
Июнь
Природоохраня-емая акция «Посади цветок»
Экскурсия в парк Волна
Акция «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой»
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по морю»
Июль
Познавательное развитие «Труд воспитателя».
Физкультурный досуг «В здоровом теле, здоровый дух».
«Друзья наши меньшие» – знакомство с бурым медведем
Беседа «Уфа – моя родина».

Август
Лепка «Божьих коровок скорее слепите! Деревья от тли спасите».
Развлечение «Путешествие в страну чистоты и здоровья».
Рассматривание фотоальбома «Город Уфа» здания и памятники города.
«Наша дружная семья».

Старшая группа (5-6 лет)

Месяц
I неделя
II неделя
III неделя
IV неделя
Сентябрь
«Детский сад» Знакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду.
Проект (занятие) «У медведя во бору грибы, ягоды беру…»
Акция «Сохраним цветок»
«В нашем детском саду» Труд взрослых.
Октябрь
Беседа «Семья» – дать понятие семья, о родственных отношениях.
Прохождение экологической тропы – природа
г. Уфа
«Семейная фотография» – расширение знаний о своей семье.
Проект «Мой родной город».
Ноябрь
Экскурсия «С чего начинается Родина?» (улицы города).
Труд: «Помоги дворнику собрать опавшие листья»
С.Черный «Когда никого нет дома» – чтение стихотворения.
Целевая прогулка «В нашем городе строят новый дом».
Декабрь
Проект (рисование) «Построим большой дом».
Беседа «Мое здоровье».
Труд взрослых: понятие «профессия», профессии сотрудников детского сада.
«Моя семья» – любимые занятия родителей и других членов семьи.
Январь
Природоохраняемая акция «Покорми птиц зимой».
Проект «Дружат дети на планете».
Целевая прогулка по близлежащей улице, прилегающей к детскому саду.
Досуг «Рота, подъем!»
Февраль
«Мы следопыты» – о жизни диких животных
Проект «Письмо в сказочную страну», знакомство с профессией почтальона.
«На земле, в небесах и на море» – об армии, о родах войск.
«Папы, дедушки – солдаты» – о государственном празднике «Защитники Отечества».
Март
«Наша мама
«Город.
«Люблю
Развлечение «Быть

лучше всех».
Транспорт. пешеход».
березку русскую». (деревья и растения, природа родного края)
здоровыми хотим».
Апрель
«Мой город», рассматривание альбома о городе Уфе.
«В гости к деду Природоведу» – экологическая тропа весной.
Беседа «Помощники» – об обязанностях, которые дети выполняют дома, об обязанностях членов семьи.
Знакомство детей с флагом России и Башкортостана
Май
Экскурсия по праздничным улицам города.
Рассказ воспитателя «О Дне Победы».
Сюжетно-ролевая игра «Мы рыбаки», знакомство с профессией рыбака.
Труд взрослых: понятие «профессия», профессии сотрудников детского сада.
Июнь
Акция «Озелени участок»
Проект (рисования) «Салют в честь праздника России».
Досуг «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».
Рассказ воспитателя о лекарственных растениях.
Июль
Беседа «Семья» – дать понятие семья, о родственных отношениях.
Проект (рисования) «Мой детский сад».
Досуг «Преодоление препятствий».
Рассматривание фотоальбома «Достопримечательности города Уфы».
Август
Акция «Природа просит защиты» – бережное отношение к природе родного края.
Чтение художественной литературы для детей на семейную тему.
Рассматривание фотоальбома «Наша дружная семья».
«Мой край задумчивый и нежный».

Подготовилельная группа (6-7 лет)

Месяц
I неделя
II неделя
III неделя
IV неделя
Сентябрь
Рассматривание фотоальбома «Город Уфа» здания и памятники города
Беседа с детьми о летнем отдыхе – страна большая, наш край, город ее часть.
«Край, в котором мы живем» (географическое расположение, климатические особенности).
Экскурсия по экологической тропе (растительный мир родного края, г.Уфа).
Октябрь
Мир природы «Хвойные и лиственные деревья».
Сюжетно-ролевая игра «МЧС».
Рассказ воспитателя «О символике родного края».
Рассматривание карты России, карты Башкортостана
Ноябрь
Беседа «Чем славится
г. Уфа» (на основе наглядного материала).
Экскурсия к строительству нового дома.
«Поиграем в экономику» (что из чего сделано?)
Выставка рисунков «Мама лучшая на свете» посвященная Дню матери.
Декабрь
«Панорама добрых дел».
Экскурсия в краеведческий музей.
Природоохраняемая акция «Не рубите елочку».
Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны» (профессии округа).
Январь
Чтение рассказа «Кто хозяин?» (В.Осеева)
Изготовление с детьми и родителями герба г.Уфы.
История возникновения
г. Уфы
Проект (д/и) «Вкусная и полезная пища».
Февраль
Защитники земли Русской (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).
Природный мир «Природа и человек».
Акция «Подарки для Защитников Отечества».
Праздник День Защитника Отечества.
Март
Праздник, посвященный международному женскому дню 8 Марта
Целевая прогулка по улице Летчико в г.Уфа Природоохраняемая акция
Изготовление альбома фотографий «Достопримечательности
Рассматривание карты России, карты Башкортостана

«Берегите птиц».
г.Уфы.

Апрель
Беседа с детьми «Люди каких национальностей населяют наш город».
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по по родному городу.».
«Кем работают наши родители».
Чтение художественной литературы для детей на семейную тему.
Май
Тематический праздник «День Победы». Встреча с героями ВОВ г. Уфы.
«Вкусная и полезная пища».
Беседа «Национальная одежда коренных народов».(башкиры , татары и тд).
Викторина «Знаешь ли ты свой город?»
Июнь
«Украсим детский сад» (озеленение территории детского сада).
«Дом, в котором я живу» выставка рисунков.
Досуг «Зарница».
«Лесные приключения» путешествие по экологической тропе.
Июль
Беседа «Рыбы наших водоемов». Сбор гербария.
Экскурсия в краеведческий музей.
Развлечение «Приключения капельки».
Развлечение «Путешествие в страну чистоты и здоровья».
Август
Игровая обучающая ситуация «школа для игрушечных зайчиков».
Составление с детьми Красной книги г. Уфы.
«Символика города».
«Наша дружная семья» – о коренных народах населяющих город.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector