Экологическое воспитание дошкольников

Автор: Новрузова Василя Фархадовна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «ДСОВ №106»

Населенный пункт: г. Братск, Иркутская область

Тема: Экологическое воспитание дошкольников

Опубликовано: 15.10.2017 05:17

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеобразовательного вида №106»
муниципального образования города Братска

Статья на тему:
«Экологическое воспитание»

Составила: Новрузова Василя Фархадовна
воспитатель.

г. Братск, 2017
Экологическое воспитание.
Давайте, друзья, в любую погоду
Будем беречь родную ПРИРОДУ!
И от любви заботливой нашей.
Станет земля и богаче, и краше!
Экологическое воспитание, важная часть в развитии полноценной личности.
Первым делом, хотелось бы сказать, что без понимания важности природы в жизни человека – нет самого и человека!
Маленький ребенок очень отзывчив и добр, и пока есть время
донести до него всю красоту и очарование нашей природы.
Дошкольное детство — первый этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
В нашем современном мире, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания детей. Как же воспитать в детях бережное отношение к природе?
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на воспитании у детей бережного отношения к живому — ознакомление с природой приняло природоохранную окраску.
Все начинается с детства и чтобы не закончилось, нам педагогам необходимо, опираясь на такое замечательные детские свойства чистой души, как умение восхищаться, сопереживать — привлечь детей и дать всевозможные знания о природе. Наша задача отдать все силы для формирования нового поколения бережных и чутких, охранителей и творцов жизни. Жизнь человека невозможна без сохранения природы, и для этого мы должны приступить к воспитанию основ экологического сознания, основ истинной культуры в детях.
Во все времена года в природе есть явления, которые доступны наблюдению детей дошкольного возраста. Одна из задач воспитания состоит в том, чтобы дать детям возможность почувствовать многообразие форм, красок, звуков в природе.
Программа дошкольного образования удачно насыщена наблюдениями, беседами, занятиями. Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Территория нашего детского сада, замечательно благоустроена, обилие прекрасных, душистых цветов привлекает внимание не только людей, но и насекомых. В такие моменты, можно рассказать и наглядно показать о жизни насекомых, об их пользе. При правильном руководстве наблюдением окружающего, при сопровождении художественным словом рассказ о том или ином природном явлении, ребенок начинает пусть постепенно, понимать – для чего же создана природа. Систематическое наблюдение в природе учит детей быть внимательными. Во время режимных моментов необходимо стараться также выделить время для беседы – о бережном отношении к природе, вспомнить о том, как нравиться всем слушать пение птиц, любоваться цветами, а также получать подарки в виде фруктов и овощей, ягод и грибов от щедрой матушки-природы.
Привлекая внимание к пенью птиц, к следам животных, к изменениям, которые происходят на участке, улице в разную погоду, в разное время года, надо стремиться формировать умение не только любоваться красивыми пейзажами, но и наблюдать природу, понимать некоторые происходящие в ней явления. И, конечно же, поставить и решить столь сложную задачу может только знающий природу и любящий ее воспитатель.
Хотелось бы обратить внимание на слова сказанные Белинским: «Чтобы дети полюбили и поняли природу, мало одних наблюдений, надо одушевить для них весь мир и всю природу, заставить говорить языком любви и жизни и немой камень, и полевую былинку, и журчащий ручей, и тихо веющий ветер, и порхающую по цветам бабочку….»
Для педагога важно научить детей видеть, ценить тихую прелесть крохотного полевого цветка, трудолюбивого муравья или паучка на лесной тропинке, слышать чарующие звуки природы – пение птиц, шелест листьев и трав, журчание воды….
Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в уголке природы группы, выращивание растений и комнатных цветов, могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия, как взрослых, так и детей.
В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, и становиться возможным их дежурство в уголке природы, при этом воспитатель помогает им. Труд детей становится осмысленным, экологически целесообразным.
В нашем детском саду организована экологическая тропа, под названием
«Сказочная поляна», здесь дети могут рассмотреть, как гармонично сочетается и речка и цветочные клумбы, пчелиные улья вокруг которых хоровод из деревьев. Во время экскурсий по территории сада дети наблюдают птиц прилетающих к кормушкам.
В уголке природы на земельном участке мы организовали трудовую деятельность в соответствии времени года: осенью собирали листья, а чтобы интерес не пропал, вначале рассматриваем красоту листьев и деревьев. Придумываем — на что похожи листочки: на рыб, перышки, на нахохлившуюся синичку и так далее. А для березы — дети любят водить хороводы, вместе вспоминаем стихи, песни о березе, выделяем те слова, которыми поэт выразил свое восхищение (белоствольная, ветвистая, кудрявая). Вспоминали загадки о деревьях. Сравнивали березу с другими деревьями в золотом осеннем наряде. При сборе листьев так же даём различные интересные задания. Дети собирают листья по цвету, собирают только тополиные, только березовые, только кленовые, засушивают цветы. А потом вместе делаем композиции, коллажи, аппликации, гербарии, поделки: «Растения нашего участка». Предлагаем собирать детям семена с деревьев и кустарников, ими можно покормить пернатых друзей зимой; семена цветов – чтобы весной вырастить в группе самим рассаду. С помощи фотографий, на которых отображены различные уголки нашего края, сравниваем, как красива наша природа, когда деревья не сломаны, цветут цветы, не вытоптаны зеленые газоны, берег моря — прекрасен — чистый без мусора. Совместно с родителями поспособствовали зарождению традиции «Экологические сказки от мам и пап», итак, в вечернее время после ужина один или два раза в неделю приходят родители одного из ребенка и рассказывают сказку собственного сочинения, либо такую в которой задействовано природное явление.

Опыт экологического воспитания показывает, что систематические наблюдения за живыми существами, за природными явлениями — оказывает глубокое воздействие на детей – развивает: эстетические, нравственные чувства, речь; закрепляет практические навыки бережного взаимодействия с природой.
Таким образом, в период дошкольного детства происходит формирование и развитие экологической культуры детей, и при условии качественного формирования этой субкультуры в настоящий момент, ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь, передавая свои знания и умения следующим поколениям.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector