Детско-родительский игровой сеанс как одна из форм развития детской одаренности

Автор: Соколова Мария Ефимовна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Детский сад №12 «Кэрэчээн»

Населенный пункт: с. Булгунняхтах, Республика Саха (Якутия)

Тема: Детско-родительский игровой сеанс как одна из форм развития детской одаренности

Опубликовано: 16.10.2017 05:59

Получить свидетельство      Скачать материал


МБДОУ «Детский сад№12 «Кэрэчээн» с. Булгунняхтах Хангаласский улус РС(Я)
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ИГРОВОЙ СЕАНС, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ
Вот уже второй год наш детский сад является участником проекта «Одаренный ребенок». Детский сад малокомплектный, рассчитанный на 35 детей — 2 разновозрастные группы («Солнышко»3-5 лет, «Почемучки» 5-7 лет).
За эти годы работы в проекте добились определенных результатов. В 2015 – 2016г.г. охват воспитанников, принявших участие и занявших места в конкурсах и олимпиадах разного уровня (улус, республика, Россия) составил 44%. В 2016 — 2017 учебном году процент участников и победителей – 57%.
Но это не самоцель.
Одним из основных условий развития детской одаренности в дошкольном детстве, наряду с организацией предметно-развивающей среды в ДОУ, мы считаем предоставление каждому ребенку возможности сделать выбор для развития задатков и способностей в любых проявлениях.
Для этого в нашем детском саду организованы кружки:

Модель развивающего образования в МБДОУ «Детский сад №13 «Одуванчик»
Конек-Горбунок (плетение из конского волоса)
Конек-Горбунок (плетение из конского волоса)
Мир роботов
Мир роботов
Королевство шахмат
Королевство шахмат

Развитие детской одаренности
Развитие детской одаренности
Будущие чемпионы
Будущие чемпионы
Волшебные ручки
Волшебные ручки

Разноцветные пальчики
Разноцветные пальчики
Театральная студия
Театральная студия

Все кружки организованы на бесплатной основе. У каждого руководителя кружка есть своя рабочая программа, в соответствии с которой и ведется работа.
• Мир роботов – руководитель: воспитатель Сокорутова Любовь Алексеевна
• Королевство шахмат – руководитель: воспитатель Кононова Галина Гаврильевна
• Волшебные ручки – руководитель: педагог дополнительного образования Гаврильева Людмила Сергеевна
• Будущие чемпионы – руководитель: инструктор по физическому воспитанию Шилова Анастасия Петровна
• Театральная студия – руководитель: музыкальный руководитель Козлова Татьяна Викторовна
• Ансамбль «Веселые ложкари» – музыкальный руководитель Козлова Татьяна Викторовна
• Разноцветные пальчики – руководитель: воспитатель Константинова Анна Засимовна
• Конек-Горбунок (плетение из конского волоса) – руководитель: воспитатель Львова Елизавета Семеновна
Охват детей составляет 100%. Каждый ребенок задействован как минимум в двух кружках. Критерием для выбора ребенком кружка является только интерес и желание самого ребенка. В начале года проводится опрос родителей по их предпочтениям в развитии детей. Результаты этого опроса учитываются при распределении детей по кружкам. Не всегда желание родителей совпадает с желанием ребенка. В таких случаях педагоги сами определяют направление развития и, обосновывая этот выбор, убеждают в этом родителей. С детьми, проявившими выдающиеся способности по какому либо из направлений, ведется индивидуальная работа в рамках кружка.
Единственной проблемой на сегодняшний день является нехватка площади для организации ЦЕНТРОВ АКТИВНОСТИ.. Но и из этого положения мы выходим за счет мобильности предметно-развивающей среды.
Мы не можем и не должны выявлять одаренность, т.к. потенциал одаренности находится в постоянной динамике, т.е. может быть всплеск, а может быть и на каком-то этапе угасание. Поэтому мы предоставляем ребенку педагогическое сопровождение, т.е. путем наблюдений не даем угаснуть задаткам и направляем их в нужное русло.
После анализа результатов по диагностическим картам, мы пришли к выводу, что у отдельных детей задатки проявляются сразу по нескольким видам одаренности. Талантливые дети, как правило, талантливы если не во всем, то во многом. Поэтому и победителями различных конкурсов становятся одни и те же дети. Например, в 2016 году воспитанники детского сада приняли участие почти во всех конкурсах в рамках проекта «Одаренный ребенок». По итогам отборных конкурсов и олимпиад внутри детского сада участниками и победителями республиканских этапов по шахматам, рисованию, робототехнике стали 3 ребенка (одни и те же по всем направлениям).
У других же задатки и способности нельзя четко определить. Причины самые разные (социальный статус родителей, наследственность, перенесенные заболевания и т.д.), но, как нам кажется, одна из основных причин – недостаточный уровень педагогических компетенций родителей
Поэтому мы пошли по пути развития детской одаренности тех детей, которые в силу разных причин испытывают какие-либо затруднения в образовательном процессе, и работа наших педагогов ориентирована в большей мере на таких детей. Мы стараемся создать атмосферу и ситуацию успешности на этом этапе их взросления хотя бы в условиях детского сада. Здесь на помощь приходят мероприятия внутри детского сада, где всем без исключения детям мы даем возможность так или иначе проявить себя, дети принимают участие в заочных творческих конкурсах, куда мы отправляем работы большинства детей, по результатам которых затем награждаем и всячески поощряем их.
Активное вовлечение родителей в проект – главная гарантия эффективного выявления задатков и развития ранней одаренности, в связи с чем, одной из задач проекта «Одаренный ребенок» является повышение качества работы с родителями через включение родителей в образовательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров.
Решение этой задачи наш коллектив реализовывает через детско-родительские игровые сеансы.
Такие сеансы давно используются педагогами и отдельными специалистами как одна из основных форм работы с детьми с ОВЗ.
Детско-родительский игровой сеанс это игровое взаимодействие специалиста (или нескольких специалистов) с ребёнком с участием родителей.
Данная форма работы очень интересна по своему содержанию и приемлема в работе воспитателей, потому что в ней присутствуют:
• Равноправное партнерство специалистов и родителей как главное условие эффективной работы.
• Развивающий игровой сеанс носит интегрированный характер и позволяет педагогам объединять предметно-практическую, игровую, познавательную, художественно-эстетическую и другие виды детской деятельности в разных сочетаниях, что полностью соответствует требованиям ФГОС
Практическая значимость данной работы очевидна. Родители вместе с детьми проживают в детском саду частичку детства, учатся выстраивать партнерские отношения, учатся на практике тому, о чем зачастую не имеют представления. Учатся ценить достижения своих детей, не сравнивая с результатами других детей. Что такие сеансы могут дать всем трем сторонам участников образовательного процесса?
Дети:
• Облегчает адаптацию ребенка в коллективе сверстников;
• Дает возможность проявления индивидуальности, задатков и способностей;
• Снижает напряженность, страх, неуверенность;
• Повышает самооценку ребенка, его настрой на успешность;
• Стимулирует интерес ребенка, снижает утомляемость посредством переключения с одного вида деятельности на другой;
• Проводит коррекцию отклонений в развитии через игру.
Родители:
• Повышает компетентность в вопросах развития ребенка;
• Развивает и гармонизирует детско-родительские эмоциональные отношения (именно они во многом предопределяют степень социализации и адаптации ребенка в жизни. Родительская неадекватность в принятии ребенка с проблемами в развитии, недостаточность эмоционально-теплых отношений провоцируют развитие у детей негармоничных форм взаимодействия с социальным окружением и формируют дезадаптивные характерологические черты личности).
• Формирует уверенный и спокойный стиль родительского воспитания.
Педагоги:
• Способствует установлению доверительных отношений с семьями воспитанников;
• Развивает навыки работы в «команде»;
• Позволяет адекватно оценивать свои знания в рамках определенной темы («думать по-новому»).
Структура игрового сеанса следующая:
Этап
игрового сеанса
Содержание деятельности
Ведущий специалист
Приветствие
Хороводные игры.
Педагог-психолог
Физическое развитие
Командные подвижные игры
Инструктор по физкультуре
Познавательное развитие
Шахматы, робототехника
Руководители кружков
Музыкальное
развитие
Музыкальные игры, игры с шумовыми инструментами
Музыкальный руководитель
Арт-терапия
ИЗО, музыка
Музыкальный руководитель,
педагог-психолог
Ритуал прощания
«Круг»
Педагог-психолог

В зависимости от целей меняется ведущий специалист, количество этапов, их назначение. Всегда сохраняется приветствие и прощание. Используя данную структуру, ведущий специалист сам определяет, кого из других специалистов необходимо пригласить на данный конкретный сеанс, а также кого из детей и их родителей.
При совместной работе данные специалисты имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребёнку, так и группе детей, а также обучить родителей продуктивному взаимодействию с ребенком.
При организации игровых сеансов важно учитывать особенности развития и здоровья детей, а так же адекватность применения конкретных методов, приемов и технологий для достижения поставленных задач.
Содержание сеанса зависит от возраста, актуального психического развития, состояния здоровья детей данной группы, их интересов и мотивации.
Ожидаемый результат:
— повышение самооценки детей, их уверенности в себе, самостоятельности;
— качественное изменение задатков в разных направлениях развития ребенка;
— рост показателя родительской компетентности в вопросах организации развивающего обучения детей в условиях семьи;
— улучшение эмоциональных отношений в детско-родительских парах;
— выстраивание партнерских отношений с ребенком;
— формирование у родителей уверенного и спокойного стиля воспитания.

Как наиболее рационально выстроить систему работы в данном направлении.
Поскольку работающие родители не могут часто посещать такие мероприятия, мы решили проводить детско-родительские игровые сеансы один раз в квартал. Темы продумали, в зависимости от количества детей с проблемами в определенном направлении развития, от запросов родителей, от актуальности проблемы на конкретный момент (тема недели, запланированное мероприятие и. д.).
ПЛАН ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ИГРОВЫХ СЕАНСОВ:
Месяц
Тема
Задачи:
Ведущий специалист
Группа, дети
Ожидаемый результат
Сентябрь
Далее по необходи-мости для вновь прибыв-ших детей
Игры для облегчения периода адаптации в группе
Знакомство участников друг с другом, создание доброжелательной атмосферы.
Развитие коммуникативных склонностей, произвольного внимания и памяти в слуховой и зрительной модальностях.
педагог-психолог – Соколова М.Е., родители вновь принятых детей
Группа «Солнышко»
Поступившие дети
Повышение компетентности в вопросах адаптации посредством применения адаптационных игр, снимающих напряжение при взаимодействии с незнакомыми сверстниками.
Период адаптации детей условно легкий
Октябрь
Январь
Апрель
Рисуем музыку
(темы в соответствие с рабочей программой)

Помочь детям передавать свои ощущения от музыкального произведения в рисунке. Развитие творческих способностей, фантазии
Музыкальный руководитель Козлова Т.В.
Стеснительные замкнутые дети с длительным периодом адаптации
Проявление интереса детей к данному виду деятельности, желания «рисовать» музыку в свободной игровой деятельности.
Ноябрь
Январь
Апрель
Этапы обучения игры в шахматы
(темы в соответствие с рабочей программой)
Повысить интерес детей к игре в шахматы,
Создать ситуацию успешности для детей посредством выполнения ими роли учителя в обучении родителей основам игры в шахматы.
Познакомить родителей с программой И.Г. Сухина «Шахматы – детям»
Воспитатель, руководитель кружка «Королевство шахмат» Кононова Г.Г.
родители
Дети гр. «Почемучки» стр.,подг. гр. (на выбор воспитателя)

Развитие интеллектуальных способностей детей
Повышение компетентности в обучении детей игре в шахматы.

Ноябрь
Январь
Апрель
Мир роботов
(темы в соответствие с рабочей программой)
Создать ситуацию успешности для детей посредством выполнения ими роли учителя в обучении родителей основам робототехники.
Научить собирать простейшие модели роботов в команде с детьми.
Показать на практике, чем занимаются дети в кружке «Мир роботов».
Воспитатель, руководитель кружка «Мир роботов» Сокорутова Л.А.,
родители
Дети гр. «Почемучки» стр.,подг. гр. (на выбор воспитателя)
Повышение компетентности в вопросах робототехники посредством
практических занятий по робототехнике в семье, развитие логических способностей
Октябрь
Декабрь
Февраль
Март
Рисование пальчиками
(темы в соответствие с рабочей программой)
Развивать творческие способности посредством рисования пальчиками, ладошкой
Воспитатель, руководитель кружка «Разноцветные пальчики» Константинова А.З., родители
Дети 2 мл.гр. «Солнышко» (на выбор воспитателя)
Повышение компетентности в вопросах нетрадиционного рисования посредством
практических занятия нетрадиционным рисованием дома для закрепления навыков и творческого потенциала детей и родителей
Октябрь
Январь
Март
Творческая мастерская
(темы в соответствие с рабочей программой)
Повысить интерес детей к выполнению изобразительных работ в смешанных техниках, развивать творческий потенциал
Педагог дополнительного образования по ИЗО – Гаврильева Л.С., родители
Дети гр. «Почемучки» стр.,подг. гр. (на выбор воспитателя)
Применение навыков ИЗО деятельности в самостоятельной деятельности детей, повышение компетентности родителей
Октябрь
Декабрь
Февраль
Апрель
Путешествие в «Страну Спортландию»
(темы в соответствие с рабочей программой)
Создать атмосферу успешности в командных играх
Инструктор по ФВ – Шилова А.П., родители
Дети гр. «Солнышко» (на выбор воспитателя)
Повышение интереса к занятиям спортом и физической активности детей
Октябрь
Декабрь
Февраль
Апрель
Обучение рассказыванию стихотворений, пересказу литературных произведений с применением мнемотехники
(программные произведения)
Показать родителям, насколько легче дети запоминают содержание стихотворений, коротких сказок и рассказов, используя мнемотаблицы, которые могут сами нарисовать
Педагог-психолог – Соколова М.Е., родители
Дети гр. «Солнышко», гр. «Почемучки» которые испытывают трудности при пересказе и заучивании стихотворений

Повышение компетентности в вопросах речевого развития детей, посредством
использования дома мнемотаблиц при заучивании стихотворений
Примечания: воспитатель подбирает детей для таких сеансов по результатам наблюдений и мониторинга. Ведущие специалисты могут объединяться в одном развивающем игровом сеансе, в зависимости от поставленных задач.
Данную работу мы ведем первый год, но уже сейчас
— застенчивые дети стали заметно увереннее в себе, открытее, эмоциональнее;
— повысились личные результаты детей в тех видах деятельности, в которых ребенок испытывал затруднения, одновременно стали заметны успехи и в других областях.
— заметны результаты в развитии речи (увеличился активный словарь, эмоциональная выразительность речи)
— значительно вырос показатель родительской компетентности в вопросах организации развивающего обучения детей в условиях семьи;
— Улучшились эмоциональные отношения в детско-родительских парах;
— У родителей сформировался уверенный и спокойный стиль воспитания;
— Родители стали проявлять инициативу в изготовлении специальных пособий для отдельных конкретных игровых сеансов.
Воспитатель: Соколова Мария Ефимовна

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector