Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством реализации проектной деятельности «Маленькие граждане большой страны»

Автор: Уткина Наталья Ивановна

Должность: Старший воспитатель

Учреждение: МАДОУ ЦРР — д/с № 18 «Светлячок»

Населенный пункт: г. Кумертау, Республика Башкортостан

Тема: Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством реализации проектной деятельности «Маленькие граждане большой страны»

Опубликовано: 16.10.2017 09:07

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 18 «Светлячок» первой категории городского округа город Кумертау Республики Башкортостан

Сообщение для педагогов на семинар-практикум
«Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством реализации проектной деятельности «Маленькие граждане большой страны»»

Подготовила: старший воспитатель
Уткина Н.И.

февраль, 2017г
Формирование гражданско-патриотических основ личности дошкольника в многонациональном детском сообществе.
Актуальность нравственно-патриотического воспитания в ДОУ

Слайд 3 Нравственно — патриотическое воспитание детей – одно из важных условий успешного развития современного российского общества, главным ориентиром которого должны стать вечные абсолютные общечеловеческие ценности «Истина – Добро -Красота».В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, так как наследование нравственных, патриотических ценностей семьи, родного края в самом нежном возрасте – есть самый естественный, а поэтому и верный способ гражданско-патриотического воспитания, формирования чувства любви к своему краю, к Родине. Проблема гражданско-патриотического воспитания в современном мире актуальна. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», направленная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. Но если мы не научим ребенка любить свою страну: ее леса, моря, озера, горы, исторические памятники, словом рукотворные и природные чудеса, то кому она будет нужна? Кто будет радоваться ее достижениями, и болеть ее горестями. Судьба Родины в руках человека. Родина такова, какой мы ее делаем сами. Желание беречь и приумножать исторические и природные богатства — вот цель воспитания любви к Родине, воспитание патриотов своего Отечества.
Слайд 4 Обращение в образовании к нравственно-патриотическому воспитанию обосновывается существованием ряда проблем: снижение познавательного интереса и уважения у современной молодежи к прошлому и настоящему своей Родины, к обычаям и традициям своего народа, низкий уровень знаний об истории, культурном наследии своего Отечества, представления о русской культуре часто отрывочны и поверхностны. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День Российского флага, День единства), молодое поколение забывает народную культуру, народные игры. Наблюдается взаимное отчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети — будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог ее будущего развития.
Слайд 5 Первые годы жизни ребёнка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребёнком опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности. Организация работы дошкольного образовательного учреждения по патриотическому воспитанию дошкольников остается одним из актуальных направлений деятельности современного ДОУ.

А. С. МАКАРЕНКО: «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
В проекте Национальной доктрины образования РФ подчеркивается, что система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов; формирование культуры мира и межличностных отношений; разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности и т.д.
В нормативно-правовой основе педагогического процесса по нравственно- патриотическому воспитанию необходимо учитывать следующие документы: Государственная программа «патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2020 годы»; Закон РФ «Об образовании»; Закон «О днях воинской славы (победных днях) России»; Закон «Об увековечении Победы советского народа в ВОВ 1941-1945 гг.»; Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»; Национальная доктрина образования в РФ.
Слайд 6 Нравственное воспитание – это систематическое воспитательное воздействие на человеческую личность, направленное на формирование у человека нравственных качеств. К ним относятся ответственность, гуманность, высокая культура поведения, понимание и стремление к сохранению общечеловеческих ценностей, выработка нравственных убеждений и привычек, высокая культура межнациональных отношений, патриотизм, устойчивость научного мировоззрения и т. д
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – формирование патриотических чувств, выработка высокого идеала служения народу, готовности к трудовому и героическому подвигу во имя процветания Отечества
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – формирование у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни. …формирование человека-члена гражданского общества, осознающего личную ответственность за жизнь своей страны, активного участника ее политического самоопределения. ГРАЖДАНИН — член гражданского общества, осознающий личную ответственность за жизнь своей страны, активный участник ее политического самоопределения. Воспитывать гражданина – это значит готовить человека к участию в решении государственных задач, выполнению функций хозяина, труженика, защитника Родины, готового к активной деятельности на ее благо. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения своего народа.

Исторический опыт свидетельствует, что без патриотизма, без патриотического воспитания не могла добиться успеха ни одна страна. А когда в обществе ослабевает патриотизм, начинаются исторические болезни, смута, самозванство, по-дурацки проигранные войны, презрение к ратному труду, приход во власть людей сомнительной нравственности. Любая страна нуждается в наличии действенной, эффективной системы патриотического воспитания граждан.
Слайд 7 Мониторинг национального состава детского сообщества ДОУ в 2016-2017гг показал, что детей русской национальности- 33 (59.1%), башкирской- 54 924%),татарской- 28 912,4%), чувашской- 5(1,8%), армянской – 3 91,3%), казахской и белоруской национальностей по 1 ребенку (0,7%).
В образовательной программе ДОУ на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим. Нравственное воспитание направлено на поддержку традиционных ценностей воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Слайд 8 Нравственно -патриотическое воспитание детей по ФОС ДО является одной из основных задач социально-коммуникативного и познавательного развития дошкольников.
Слайд 9, 10 Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Слайд 11 Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных и сложных задач дошкольного учреждения. Сложность решения данной задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, а всего лишь зарождается. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта работа должна вестись во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к семье, к родным местам и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять приумножать богатство своей Родины. Представления у дошкольников расширяются постепенно. Система обобщённых знаний формируется лишь к концу старшего дошкольного возраста. Этому способствует овладение детьми нравственными суждениями, оценками, понятиями, а также познавательный интерес к окружающему миру. Характерной чертой воспитания у детей является слитность нравственных чувств и знаний. Когда знания окрашены чувствами и переживаниями, только тогда знания окажут влияние на нравственное развитие дошкольника. Возрастные особенности нравственного развития дошкольников:
детство — «золотое время» в эмоциональной жизни ребенка (спонтанность выражения чувств, эмоциональная бесконфликтность, подверженность быстрым сменам одномоментных впечатлений, свобода выражения чувств);
пик развития моральных качеств, которые уменьшаются с возрастом: душевная целостность, моральная чистота, непосредственность, простодушие, искренность, сострадание;
отношение к окружающему миру: представления о нем носят одушевленный характер-весь мир для ребенка полон жизни;
дошкольное детство-период наибольшей обучаемости и податливости педагогическим влияниям;
повышенная восприимчивость к социальным воздействиям, подражаемости;
потребность в общении- важная социальная потребность;
врожденная привязанность к близким, эмоциональная
зависимость от взрослых.
Слайд 12 Поэтому работа по нравственно-патриотическому воспитанию включает целый комплекс задач:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Слайд 13 Первые представления о родной стране, которые получает ребенок в детском саду, должны включать в себя сведения о природе той местности, того края, где он живет, о разнообразной природе России, а также элементарные сведения об экономической и социальной структуре страны. Однако не всякие сведения такого характера в одинаковой мере способствуют воспитанию высших нравственных чувств. Поэтому при отборе познавательного материала педагог должен руководствоваться следующими принципами:
1. «Позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний)
2. Непрерывность и преемственность педагогического процесса
3. Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
4. Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
5. Принцип маятника (изучая историю своей улицы, дети связывают её с историей своего района, города, и наоборот, знакомясь с другими городами, они возвращаются к истории своего района и улицы)
6. Систематическое изложение материала идёт от близкого и понятного к более сложному.
7. Принцип спирали (когда дети, возвращаясь к тем или иным вопросам, событиям, фактам из года в год, углубляют свои познания)
Слайд 14 8. дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
9. рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
10. деятельностный подход;
11. развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Слайд 15 Патриотическое воспитание дошкольников и прежде всего пробуждение у них любви к родному краю, наиболее успешно осуществляется при комплексном подходе к решению этой проблемы. Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания.
КОМПОНЕНТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ:
Содержательный — о культуре народа, его традициях, народном творчестве , о природе родного края и страны и деятельности человека в природе , об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках, о символике родного города и страны (герб, гимн, флаг);
— эмоционально-побудительный- любовь и чувство привязанности к родной семье и дому, интерес к жизни родного города и страны, гордость за достижения своей страны, уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому, восхищение народным творчеством, любовь к родной природе, к родному языку, уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде;
деятельностный- труд, игра, продуктивная деятельность, музыкальная деятельность, познавательная деятельность.
Слайд 16 С чего начинается Родина? Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Для детей дошкольного возраста, Родина является абстрактным понятием, которое невозможно потрогать, увидеть.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Поэтому система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом: семья, детский сад, родная улица, родной город, родная республика, страна. Безусловно, данная схема не отражает всей полноты работы по нравственно-патриотическому воспитанию. Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края) ; труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.
Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Патриотические чувства нельзя воспитать за один день или год. Ежедневная кропотливая, порой незаменимая на первый взгляд работа воспитателей по привитию любви к Родине, в итоге даёт хороший результат. Кто как не воспитатель, проводит большую часть времени с детьми и именно наша любовь к Отчизне постепенно передаётся детям.
Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам хорошо знать материал. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Слайд 17 При ознакомлении с понятием «семья» решаются следующие задачи: углублять представления о семье и ее истории. Формировать знания о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Привлекать детей к посильному участию в подготовке различных семейных праздников, к выполнению постоянных обязанностей по дому. Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)
При ознакомлении с понятием «Детский сад» следует обратить внимание на задачи: расширять представления ребенка о себе как о члене коллектива, формировать активную позицию через проектную деятельность, взаимодействие с детьми других возрастных групп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения. Приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями (спектакли, спортивные праздники и развлечения, подготовка выставок детских работ). Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость. Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания. Продолжать обогащать словарь детей «вежливыми» словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т.д.). Побуждать использовать в речи фольклор (пословицы, поговорки, потешки и др.). Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
Слайд 18 При ознакомлении с родным городом надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
В процессе работы происходит ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города.
Реализация целей обеспечивается через группу взаимосвязанных задач, а именно:
1. Формировать любовь к родному городу, Родине, интерес к его прошлому и настоящему.
2. Воспитывать чувство гордости за жителей города и страны ответственность за все, что происходит в городе и стране, сопричастность к этому, уважение к своим землякам.
3. Развивать эмоционально-ценностное отношение к городу и Родине.
4. Формировать интерес к произведениям писателей, композиторов, художников, в работах которых отражены история, культура, природа и быт людей.
Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, поселка, работниками образовательной школы и детской школы искусств, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательностями.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица малой Родины – Республики Башкортостан. Слайд 19 поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех; везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу; есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д. Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.
Слайд 20 Раздел «Родная страна» Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках. Продолжать формировать интерес к «малой Родине». Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край. Формировать представление о том, что Российская Федерация (Россия) огромная многонациональная страна. Рассказать детям о том, что Москва главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна. Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.
Слайд 21 Комплексный подход к воспитанию у детей любви к своей Родине – это взаимосвязь различных аспектов, средств и методов воспитания.
Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой. Предлагаются различные формы работы, которые условно можно разделить следующим образом:
• Образовательная деятельность, имеющая цель дать детям конкретные представления о родном крае на основе непосредственного восприятия (наблюдения, экскурсии, целевые прогулки) или опосредованно (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений).
• Образовательная деятельность, способствующая углублению и систематизации знаний детей (беседы, дидактические игры).
• Образовательная деятельность, во время которой дети используют полученные знания и выражают свое отношение к явлениям общественной жизни (изобразительная деятельность, творческое рассказывание).
Основной формой патриотического воспитания, являются тематическая организованная деятельность, экскурсии, игры, наблюдения, нерегламентированная деятельность, по некоторым темам – праздники, досуги, развлечения. Учет возрастных особенностей требует применения игровых приемов, неоднократное обращение к одной и той же теме, подкрепление различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование), посещение музеев, а также организация музеев в детском саду.
Эффективные формы работы по патриотическому воспитанию: 
деятельность комнаты краеведения, музейной педагогики и Боевой Славы; разработка и реализация социально-значимых проектов; встречи с ветеранами Великой Отечественной войны; проведение социальных акций “Посылка солдату”, “Письмо на заставу”, “Ветеран живёт рядом”, “Обелиск”; встречи с воинами-интернационалистами; проведение военно-спортивных игр “Зарница”, “Армейский марафон”; историко-краеведческая работа; проведение мероприятий на патриотическую тему, конкурсы чтецов, литературные гостиные, интеллектуально-познавательные программы, праздничные утренники, спортивные мероприятия. ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:
• Тематические занятия
• Игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра, развивающие игры, дидактические игры, настольно-печатные игры, режиссерская игра, подвижные игры)
• Проведение праздников (развлечений)
• Смотр — конкурсы, выставки детского творчества
• Организация экскурсий
• Трудовая деятельность
• Кружковая работа
Один из наиболее эффективных методов нравственно-патриотического воспитания –проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Мы уже не раз говорили, что реализация проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулирует развитие самостоятельности и ответственности.
Основная цель нашего проекта «Маленькие граждане большой страны»- создание системы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности.
Задачи работы:
• Изучение уровня компетентности и информированности педагогов ДОУ по вопросу “Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности”.
• Создание условий для повышения уровня компетентности педагогов по теме “Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности”.
• Разработка методических материалов по теме “Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности”.
• Создание полноценной предметно-развивающей среды;
• Реализация проектов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Одна из самых интересных сторон проектной деятельности заключается в то, что проект не «привязан» к программе и не имеет четких границ. Дети свободны в своем творчестве. Результат проекта дает возможность выбора, свободного варьирования.
Слайд 22. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ
• Целевые прогулки и экскурсии.
• Наблюдения.
• Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
• Беседы о родном городе и Родине.
• Разучивание песен и стихов о Родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
• Использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений.
• Ознакомление с произведениями народного творчества.
• Обогащение и стимулирование детского творчества.
• Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
• Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.
Патриотическому воспитанию детей в нашей стране уделяется большое внимание. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, страна, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям. В патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Воспитание нравственно-патриотических чувств через художественную литературу и изобразительное искусство позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край, научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружба, взаимопомощь, трудолюбие. «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, писал К.Д. Ушинский, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «… воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Слайд 23. Механизм нравственного становления личности: знания и представления + мотивы + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение = нравственное качество.
Слайд 24 Методы и приемы работы формирования нравственного поведения, нравственного сознания, методы стимулирования.
Слайд 25 Методы, позволяющие педагогу эффективно проводить работу по ознакомлению детей с социальным миром: методы, повышающие познавательную активность, методы, вызывающие эмоциональную активность, методы, способствующие взаимосвязи всех видов деятельности, методы, коррекции и уточнения детских представлений.
Слайд 26 Средства патриотического воспитания в ДОУ: 1.Создание условий в группе. 2.Правильный отбор объектов. 3. Пример взрослых. 4. Развивающие виды деятельности. 5.Досуговая деятельность. 6. Использование всех видов фольклора. 7. Знакомство с народной декоративной росписью. 8. Дополнительное образование. 9.Взаимодействие с семьями воспитанников.
Слайд 27 Решить поставленные задачи нравственно-патриотического воспитания невозможно без системной работы и конечно, без создания в группах детского сада предметно — развивающей среды, способствующей нравственно – патриотическому воспитанию:
• Уголки родного края
• Изготовление макетов
• Развивающие игры
• Атрибуты к сюжетно-ролевым играм
• Фотоальбомы
• Художественная литература
• Мини-музеи
создание предметно-развивающей среды (уголок русской и башкирской культуры, стенд с символикой государства, РБ и города, художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации,макеты и др.)
опора на личный опыт, ближайшее окружение (от любви к дому -до любви к Родине и т.д.);
эмоциональная окрашенность, воздействие на чувства ребенка;
взаимодействие трех компонентов: интеллектуального, чувственно- эмоционального и действенно-практического (узнавать-созерцать-созидать);
организация творческой деятельности как средства выражения чувств и эмоций ( изо, драматизация, концерты и выступления перед публикой и др.);
сотрудничество с семьей
Слайд 28 Направления работы ДОУ через музейную педагогику (комнату башкирской культуры и быта, библиотека, уголок боевой славы, русская горница, картинная галерея, мини-музеи).
Слайд 29 Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями, т.к. формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. В настоящее время эта работа актуальна и особенна трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумения. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.
Слайд 30 Приступая к работе с семьей по вопросам ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни и воспитания основ патриотических чувств, воспитатели должны ознакомить родителей с работой детского сада по данному вопросу; раскрыть им значение семьи в развитии высших нравственных чувств дошкольников; установить преемственную связь между семьей и детским садом, предложить рекомендации интернет –ресурсов.
Именно родители на ярких примерах своей жизни, своего труда, отношения государства к детям показывают ребенку, что на него возлагают надежды не только родные, но и все общество, вся страна. Родина начинается с родного дома, улицы, поселка или города. Изучать с детьми места, где живешь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, — задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители.
Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как участие совместно с детьми в праздничной демонстрации трудящихся; прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами, мемориалами Славы, памятниками погибшим воинам; посещение краеведческого музея, выставки работ изобразительных искусств- выставки знаменитых художников и т. д. Большое значение имеет семейные экскурсии по микрорайону, городу, посещение с родителями отдельных помещений и предприятий, организация фотовыставок и рисунков детей, Семейные клубы, а также совместные проекты «Дети-родители». Ведь семейное изучение своей родословной помогает детям понять, что семья – ячейка общества.
Постепенно ребенок понимает, что он – частица большого коллектива детского сада, школы, а затем и всей страны.
Слайд 31 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИУМОМ включает в себя тесный контакт с культурно-образовательными учреждениями социума,

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector