«Формирование нравственных чувств и привычек нравственного поведения у дошкольников» (из опыта)

Автор: Васильцова Наталья Евгеньевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ — детский сад № 463

Населенный пункт: г. Екатеринбург, Свердловская область

Тема: «Формирование нравственных чувств и привычек нравственного поведения у дошкольников» (из опыта)

Опубликовано: 16.10.2017 12:12

Получить свидетельство      Скачать материал


«Формирование нравственных чувств и привычек нравственного поведения у дошкольников» (из опыта)

Воспитатель МБДОУ – детский сад № 463
Васильцова Н.Е., 1КК

Дошкольный возраст ребёнка – это чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности. Ведь именно в дошкольном возрасте формируются нравственные чувства и привычки нравственного поведения. Ребёнок учится помогать родителям, воспитателю, младшим детям, выполняет посильные трудовые поручения, привыкает считаться с окружающими, делится гостинцами, игрушками и т.п. Именно в привычных поступках, отвечающих принятым в нашем обществе нормам, формируется характер будущего гражданина. Таким образом, то, в каком направлении пойдёт развитие ребёнка, зависит от взрослых, вернее, от их отношения к его действиям. В растущем человеке в первую очередь надо видеть личность с собственными формирующимися взглядами и с собственным пониманием действительности. Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. От того, в каких условиях воспитывается ребёнок, какой пример получает от окружающих, зависит его жизнь и судьба, а в конечном счёте – состояние будущего общества.
По этому направлению я начала работать с 2014 года, с младшего дошкольного возраста. Потому что считаю, что именно с этого возраста активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Те моральные чувства, навыки, которые сформируются в этом возрасте, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.
Особое значение в работе с малышами приобретает индивидуальный подход к каждому ребёнку. Важной задачей в работе с детьми младшего дошкольного возраста является воспитание культурно – гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды как неотъемлемой части культуры поведения. В работе с детьми младшего возраста использую игры с куклой, с водой и т.п. Такие игры позволяют детям добиваться более рациональных действий во время режимных процессов. Для укрепления навыка использую поощрение малыша за удачно выполненные задания. В начале оценки звучат так: «Молодец, Маша, — сама моет руки». На втором этапе: «Молодец, Маша, чисто вымыла руки» и т.д. Как легко заметить, такие оценки предъявляют качественно новое требование к действиям малышей и, как результат, побуждают уже не просто к действиям, а к их качественному выполнению. Мне важно видеть, как происходит нравственное развитие каждого ребёнка, как меняются проявления его отношения к сверстникам, к правилам общественного поведения. Использую различные жизненные ситуации, поощряю положительно-эмоциональное и доброжелательное отношение детей к сверстникам. Кроме того, стараюсь создавать различные ситуации как для выявления уровня нравственного развития, так и для формирования опыта доброжелательных проявлений, которые обхватывали бы самые различные стороны жизни детей – игровую, трудовую, учебную.
Игры-занятия провожу и в первой и во второй половине дня, в зависимости от содержания. Например, «Мы умываемся», «Кукла Таня у нас в гостях», «Мы убираем игрушки», «Мы едим», «Оденемся на прогулку» и т.д.
В игры-занятия и игры – упражнения включаю разнообразные игрушки, предметы(расчёски, носовые платки, посуду, столовые приборы, щётки, зеркало, картинки). Это способствует активизации одновременно зрительного и двигательного анализаторов ребёнка.
Имитирующие действия с реальными предметами в воображаемой ситуации помогают малышам в освоении практических действий в жизненно важных режимных процессах.
Показанные и освоенные на занятиях действия в результате постоянных упражнений в повседневной деятельности перерастают в устойчивые навыки культурного поведения.
В старшем дошкольном возрасте воспитываю в детях благожелательность, доверие. Знакомлю с историями, сказками, притчами, сказаниями, содержание которых соответствует духовно-нравственному воспитанию. Предлагаю вопросы для размышления, обсуждения, помогающие более глубоко вникнуть в смысл темы занятия. Нравственные рассуждения, своеобразие взглядов, самопознание-главное в этом возрасте. Стараюсь дать детям почувствовать, что к их мыслям, мнению относятся с уважением, вырабатывать желание и умение быть лучше.
Побуждаю детей к положительным поступкам через специальные игры, разыгрывание этюдов нравственного содержания, повторения круга пожеланий и благодорения, предложение выполнить дома практическое задание по применению нравственных правил. Так, например, использую игру «Острова». Дети встают в круг. Я объясняю правила игры: «Мы живём в мире, где есть добро и зло, прощение и гнев, радость и невзгоды, лишения, трудности. Люди часто сравнивают жизнь с житейским морем, которое бывает очень бурным и хмурым, с волнами, сметающими всё на своём пути. Но в любом море есть острова, которые помогают спастись человеку от бури. Такие острова есть и нас в жизни: от зла нас спасает добро, от гнева – прощение, невзгод – терпение и трудолюбие и т. д.
Пока звучит музыка, вы плаваете в житейском море. Как только она прекращается, вы должны найти островок (листы бумаги на полу), занять его и придумать ему название. А названием острова станет то качество, которое, как вы считаете, может помочь вам в жизни».
После игры дети опять становятся в круг и, передавая цветок из рук в руки, передают друг другу пожелания тепла, света, любви, терпения, щедрости. Детям предоставляется возможность осмыслить, осознать те нравственные ценности, к которым они приобщались на занятиях.
Особое внимание нужно уделять трудовому воспитанию как важнейшему компоненту и вместе с тем средству нравственного развития ребёнка. Овладевая трудовыми навыками, ребёнок учится ставить цель, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности, приобретает привычку к трудовому усилию. С возрастом меняются мотивы, которые побуждают ребёнка к тем или иным поступкам. Это связано с тем, что он всё больше осознаёт своё поведение.
Между двумя и тремя годами у детей появляется отчетливое стремление к самостоятельности, выражаемое настойчивым «Я сам!» Оно побуждает ребёнка к овладению умениями и навыками, связанными главным образом с самообслуживанием, выполнением культурно-гигиенических правил. Одобрение взрослым успехов малыша укрепляет это ощущение и побуждает к новым усилиям.
В дошкольном возрасте основным мотивом приобретения навыков и привычек становится осознание значения результатов своей деятельности для себя и для других людей. Теперь ребёнок в состоянии осмыслить правила поведения, которым его учат в детском саду и дома, например: входя в помещение, следует переобуться, потому что взрослые моют пол и их труд надо уважать. Взрослый объясняет смысл требований, почему он должен поступать так, а не иначе. Это помогает не только усвоить правило, но и применять его в разных ситуациях.
Ценность привычного поступка определяется тем, какими мотивами движем ребёнок. Например, все дети старшей группы твёрдо усвоили и выполняют правило: когда в группу входит гость, ему надо подать стул и предложить сесть. «Почему надо поступать так», — спрашиваю детей. Большинство детей ответили правильно: «Чтобы гостю было приятно, что его хорошо встретили»; «Чтобы отдохнул, может быть, устал» и т.д. Лишь ответ Булата огорчил: «Чтобы он сказал: «Какие вежливые дети!» Совершая одно и то же привычное действие, дети руководствовались разными мотивами. Поэтому так важно не только расширять круг навыков и привычек и укреплять их, но и формировать ценные с точки зрения морали мотивы, побуждающие ребенка к их усвоению.
В дошкольном возрасте сохраняются прежние приемы воспитания навыков и привычек: показ, побуждение к подражанию, упражнение. Наряду с ними все большее значение, как было сказано, приобретает объяснение, как надо действовать и почему именно так. Не теряет своего значения и одобрение правильного поведения. Однако не следует чрезмерно захваливать за то, что он поступил так, как должен был поступить. Желание заслужить похвалу становится в таком случае главным мотивом его поступков и тем самым придает им эгоистическую направленность. Случается, ребенок с желанием берется за работу, но вскоре охладевает к ней, бросает, не закончив. Надо добиваться от ребенка, чтобы он доводил начатое дело до конца. Если ребенку трудно выполнять задание, взрослый должен вместе с ребенком закончить работу, но не оставлять её не завершенной. Так какие же трудовые навыки и привычки должен приобрести ребенок?
В три – четыре года закрепляются и усложняются навыки самообслуживания, приобретённые ранее: ребенок учится, есть аккуратнее, пользоваться вилкой, салфеткой, полностью одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы, завязывать шнурки, умываться, правильно пользуется полотенцем. При обучении умениям навыкам наряду с показом большое значение приобретает объяснение; умение заинтересовать ребенка, вызвать желание быть самостоятельным и одобрение даже небольших его успехов помогут в воспитании этих навыков. Дети могут оказывать помощь: помогать накрывать на стол, уносить посуду после еды, с помощью поливать комнатные цветы, а в летнюю пору – растения на грядках, сеять крупные семена, сажать лук, собирать овощи. Систематически привлекая ребенка к этим делам, взрослые воспитывают у него привычку оказывать помощь окружающим.
У ребенка четырех – пяти лет продолжают укреплять навыки самообслуживания. Если есть возможность предложить помогать, малышам одеться, раздеться и не только оказывать помощь, но и научить младшего делать это самостоятельно. Так формируется заботливость. Это обязывает и его самого хорошо владеть навыками самостоятельности.
Ребенок пяти – шести лет должен научиться полностью убирать свою постель – и это становиться его привычкой, чистить обувь, пришить пуговицу. Важно не только научить этим навыкам, но и самому по собственной инициативе устранять его. Хочется остановиться еще на одной распространённой привычке родителей — приносить ребенку гостинцы. «Что принесла мне, мама?»- так образно определяет её содержание воспитатель. – Что бы вы желали? Чтобы ваш ребенок любил вас или доставляемые ему приношения? Радовался бы встрече с вами или тому, что вы ему дарите? Все родители любят свое дитя беззаветно, бескорыстно и жаждет взаимности. Зачем же, когда он мал, приучают его к корысти?
Некоторые привычки культурного поведения, видимо, достаточно назвать, так как никаких специальных приёмов их воспитания, кроме указания и собственного примера взрослых, не требуется. Мы имеем в виду, привычку приветствовать, взрослых и детей при встрече, укладываясь вечером спать, желать «спокойной ночи».
С четырех лет дети должны приветливо здороваться, а уходя прощаться. Если двухлетний малыш говорит взрослому «ты», в его устах это звучит даже мило. Но с четырех лет ребенок должен привыкнуть, обращаясь к взрослому, говорить ему «вы» и называть по имени и отчеству. Нередко отодвигают воспитание этих привычек на более поздние сроки, тогда как в детском саду дети начинают овладевать ими уже во второй младшей группе.
Из отдельных конкретных привычек культурного поведения формируются более общие. Так из привычек здороваться, благодарить, уступать место в транспорте пожилым людям, предлагать гостю стул образуется привычка быть вежливым. Ребенок, который не перебивает разговор взрослых, не берет без разрешения то, что не принадлежит ему, доводит начатое дело до конца и т. п., приобретает привычку владеть собой. Так у него формируются ценные качества личности.
Нравственное воспитание рассматривается как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек нравственного поведения с первых лет жизни ребенка. Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребёнка как показатель уровня его нравственного развития. Нравственное воспитание – процесс двусторонний. С одной стороны, он предполагает активное воздействие на детей взрослых, с другой – активность воспитуемых, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector