Рабочая программа кружка прикладного творчества «БАБУШКИН СУНДУЧОК»

Автор: Радошкевич Анастасия Викторовна

Должность: Воспитатель

Учреждение: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 374 комбинированного вида»

Населенный пункт: г. Новосибирск, Новосибирская область

Тема: Рабочая программа кружка прикладного творчества «БАБУШКИН СУНДУЧОК»

Опубликовано: 19.10.2017 07:42

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №374 «Тополек»

УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: ПРИНЯТО:
Заведующий Старший воспитатель
__________/Е.Э. Иванова/ __________/Г.Ю. Петрова/
Приказ №________от___

«_____»_________ 20___ «_____»__________20____

Рабочая программа кружка
прикладного творчества
«БАБУШКИН СУНДУЧОК»

Возраст детей: 5-6 лет

2016-2017 учебный год.

Воспитатель:
Радошкевич Анастасия Викторовна

Новосибирск 2016

СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка 3
Цель программы 4
Задачи программы 4
Структура учебного занятия 5
Формы работы с детьми 6
Режим работы кружка 7
Интеграция образовательных областей 7
Здоровьесберегающие технологии 8
Оборудование 8
Форма отчетности 8
Работа с родителями 8
Учебно- тематическое планирование 9
Календарно-тематическое планирование 10
Список Литературы 16
Приложение 17

Пояснительная  записка

     Программа кружка «Бабушкин сундучок» разработана на основе опыта отечественных мастеров кукольников, методической литературы  и  собственного опыта.

     Программа кружка имеет художественно-эстетическую направленность и рассчитана год обучения  (31 час). Данная программа предлагается для детей с 5 до 6 лет. Группа детей занимается по полтора часа один раз в неделю.

Издавна ребёнок рос, развивался и воспитывался в условиях традиционной культуры, в патриархальной семье, где вместе жили как минимум три поколения. Молодые родители обычно были заняты тяжелой работой, которая заключалась в решении насущных вопросов пропитания и обеспечения семьи всем необходимым. Поэтому важнейшая функция воспитания детей ложилась в основном на старшее поколение. Роль бабушки в семье была особенной. Ведь именно у бабушки всегда находилось время для ребенка, ее сказки и потешки, загадки и поговорки составляли основу картины мира ребенка. А волшебный бабушкин сундучок, в котором бережно, как сокровища, хранились лоскутки ткани, старые пуговицы, пряжа, нитки и многое другое, был для ребенка началом сказки. Ведь именно оттуда появлялись его первые игрушки, строился его собственный маленький мир, героями в котором становились маленькие куклы и звери.

Со временем историческая закономерность развития общества, а также ряд изменений в социальной среде стали одной из причин разрушения связей между поколениями, утрачивания общечеловеческих ценностей.  
      
Современные же условия жизни приводят все к большей разобщенности детей и родителей. А старшее поколение, как правило, изолировано от основной семьи. Понятие нуклеарная семья вытеснило патриархальные традиционные устои. Сейчас основное время дети проводят среди сверстников. Уходят из жизни детей и «живой» фольклор, дети не слышат ни колыбельных песен, ни «сказок на ночь», утрачиваются и традиционные детские игры, столь необходимые для разностороннего, полноценного развития личности ребенка.

Тем не менее, в последние годы в нашей стране произошли общественно – политические, экономические, социальные преобразования, сменились ценностные ориентации. Идет активный поиск наиболее прогрессивных форм и методов обучения, переоценивается и роль народного творчества в эстетическом воспитании детей.
Воспитание детей на основе народных традиций, обычаев и нравов — одна из актуальных задач этического и эстетического становления общества. Эта задача должна решаться, прежде всего, на общепедагогическом уровне, в том числе и в дошкольных учреждениях.
Так как проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре стоит особенно остро, закладывая в ребенке знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры.
В связи со всем выше сказанным, мы считаем актуальными решение вопросов приобщения ребёнка к народной культуре. В данной программе эти задачи решаются путем знакомства с традиционной народной текстильной игрушкой, через освоение основных техник ее изготовления. Ведь именно народные куклы и игрушки являются частью традиционной детской культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. В этой традиционности главное отличие от современных игрушек. Таким образом, с точки зрения воспитания, целесообразно вводить традиционных народных кукол в жизнь современных детей.

Отличительной особенностью содержания программы является то, что программа предполагает не только овладение техниками художественного творчества, но и вводит детей в мир духовной культуры, знакомит с православными праздниками, обычаями, традициями. Так же способствует формированию целостной картины мира, так как знакомит с природными закономерностями (смена времен года, времени суток). Кроме этого, занятия помогают ребенку освоить основные игровые навыки, повысить уровень коммуникативной компетентности, освоить основы социальных норм и правил.

 Цель программы – формирование практических навыков художественно-творческой деятельности.

Задачи программы:
• Обучающая: Освоить приемы работы с различными видами ткани.
• Развивающая: Развивать изобразительные, художественно-конструкторские способности, нестандартное мышление.
• Воспитательная: Воспитание духовной культуры дошкольников через художественное творчество.

Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.
Обучение начинается с самых простых куколок, с учетом возрастных особенностей детей, т. к. некоторые куклы требуют умения и ловкости рук даже для взрослых. Данная программа подходит для обучения детей с 5 лет и старше. Срок реализации 1 год.
Форма занятия – групповая. Группа от 10 до 15 человек для каждого года обучения.

Структура учебного занятия:

• Вводная часть.
Педагог предлагает детям какую-нибудь художественную иллюстрацию к теме занятия, например песни, заклички, артикуляционная или пальчиковая гимнастика, чтение сказки или мультфильм

• Ознакомительная часть.
Педагог демонстрирует готовое изделие-куклу. Знакомит с её историей, приводит интересные факты, рассказывает о функциях данной куклы, о технологии изготовления, проверяет все необходимое для работы.

• Процесс изготовления.
Педагог поэтапно показывает, как создается изделие. Дети вместе с педагогом повторяют весь процесс шаг за шагом. Педагог после каждого этапа проверяет успешность выполнения, указывает на ошибки и помогает в случае необходимости.

На протяжении курса обучения, дети знакомятся: с историей народной текстильной игрушки, с ее разновидностями; с обычаями и традициями народа; а так же делают игрушку по собственным замыслам.
К концу учебного года дети должны знать: 
— историю народной игрушки;
— правила безопасности труда;
уметь: 
— правильно подбирать цветовую гамму используемых материалов;
— выбирать необходимый для изготовления кукол материал;
— владеть основными приемами работы с тканью и нитками (скрутка, намотка, знать основные виды узлов и т.д.)
— владеть навыками  изготовления различных видов народных текстильных игрушек

Формы работы с детьми:
•  игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно — ролевые, подвижные, хороводные;
•  просмотр и обсуждение мультфильмов, прослушивание песен;
•  чтение и обсуждение русских народных сказок, стихотворений, закличек, потешек, пальчиковых игр, использование артикуляционной гимнастики;
•  создание ситуаций педагогических, беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах связанных с бытом славянской семьи, традициях, о славянской культуре в целом;
•  наблюдения за трудом взрослых, за природой, сезонные наблюдения;
•  изготовление предметов для игр, игрушек, народных кукол, создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров;

•  оформление выставок детского творчества;
•  викторины, сочинение историй, героями которых являются куклы и игрушки, сделанные детьми;
•  рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек,  произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.);

•  продуктивная деятельность (художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям, творческие задания;

•  слушание и обсуждение народной музыки;

•  танцы под народные мелодии, хороводы;

•  физкультурные занятия  физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку;

Режим работы кружка:
День недели
Время в режиме дня
Вторник-среда
16.00 — 17.00
Максимальный объем образовательной нагрузки: 25 мин.

Интеграция образовательных областей:
Базовая образовательная область – художественно – эстетическое развитие.
«Чтение художественной литературы», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые раскрывают особенности быта и традиций нашего народа..
«Художественное творчество», где дети собственно и создают народные текстильные игрушки и кукол.
«Познание», где дети знакомятся с народными приметами, обычаями, культурой, бытом и традициями , что послужит началом для творчества.
«Музыка», где дети знакомятся с народным творчеством заклички, колыбельные, где дети знакомятся с их назначением характер музыки, разучивают песни и подпевки.
«Коммуникации» где дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Развивается четкая дикция.
«Физическая культура» использование подвижных-сюжетных игр, физкультминутки.
«Социализация» использование готовых поделок в создании сюжетно-ролевых игр.
«Труд» создание собственной поделки — это уже огромный труд. Дети приучаются к порядку: убирают помещение после занятий, расставляют все по местам после художественного творчества.
«Здоровье» используются здоровьесберегающие технологии.
«Безопасность» знакомство с правилами безопасного использования рабочих инструментов (ножниц игл); ознакомление с правилами безопасного передвижения в помещении; ознакомление с правилами обращения с мелкими предметами; формирование навыков безопасного поведения в подвижных играх.
Здоровьесберегающие технологии
• дыхательная гимнастика
• артикуляционная гимнастика.
• пальчиковые игры со словами,
• гимнастика для глаз,
• физкультминутка, динамические паузы.

Форма отчетности:
Выставка в конце года.

Оборудование:
• «Сундучек» красивая коробка, в которой хранятся:
• Тканевые лоскутки различных видов.
• Ножницы ,пряжа, нитки разной толщины, иголки, зубочистки, различные палочки и др.
• Готовые игрушки для показа
• Ноутбук, проектор.
Работа с родителями
Ноябрь:
Помощь родителей в сборе материалов для изготовления кукол. Проведение мастер-класса с родителями и детьми по изготовлению народной игрушки «Кукла Мамка».

Декабрь:
Консультация для родителей «Особенности развития игровой деятельности для детей 5-6 лет». Анкетирование.
Январь:
Помощь родителей в организации похода в музей на выставку текстильных кукол. Проведение мастер-класса с родителями и детьми по изготовлению народной игрушки «Сорока».
Март:
Помощь родителей в изготовлении групповой поделки, помощь в подготовке к отчетной выставке.
Помощь в организации похода в кукольный театр.

Учебно-тематический план на 2016- 2017 учебный год.


Тема
Всего часов
октябрь

Вводное занятие. Знакомство с текстильной игрушкой
1


Из чего и с помощью чего делалась кукла. Просмотр презентации «Бабушкина кукла»
1


Создание игровой куклы «Зайчик на пальчик»
1
ноябрь

«Божье Око» (работа с нитками) .
1


Текстильная кукла «Отдарок-на-подарок»
1


Совместный с родителями мастер класс кукла «Мамка»
2
декабрь

Кукла-младенец «Малышок — голышок»
2


Елочная игрушка из ниток
2
январь

Ангел
1


Кукла «Сорока»
1


Игровая кукла «День-ночь»
1
февраль

Текстильная кукла «Подорожница»
1


Кувадка
1


Кукла на палочке «Неразлучники»
2
март

Мартинички
1


Мотанка из ниток
1


Птица – вестница весны. Игрушка из ниток.
2
апрель

Солнечный конь
2


Кукла-колокольчик
1


Веснянка
1
май

Кукла из ниток «На-здоровье»
1


Хороводница
1


Кулачники. Игровая парная кукла.
2
Итого: 30 часов

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2016- 2017 учебный год
Группа: №6
Воспитатель: Радошкевич Анастасия Викторовна
Количество часов: 30
в неделю: 1 час.

Календарно-перспективное планирование на 2016-2017 учебный год

Неделя
Тема занятия
Содержание занятия
Задачи занятия
ОКТЯБРЬ
1
06.10
1)Знакомство с текстильной игрушкой

2) Чтение сказки «Василиса Прекрасная»
— Во что играли наши пра-прабабушки, когдла были маленькими?
— Виды игрушек.
Беседа, чтение сказки

Знакомство с понятием славянская текстильная игрушка, славянская кукла.
Какую роль выполняли куклы в жизни славянской патриархальной семьи.

Пополнение словарного запаса
2
12.10
Из чего и с помощью чего делалась кукла.
Знакомство с материалами и инструментами для создания игрушек.
Освоение основных приемов используемых в создании куклы.
Беседа, просмотр видео- ролика.

Воспитание эмоционально-положительного отношения к творчеству. Повторение правил безопасного обращения с ножницами.
Пополнение словарного запаса.
3
19.10
27.10
Создание игровой куклы «Зайчик-на пальчик»
Знакомство с игрушкой, беседа с детьми от е назначении, совместная работа по созданию игрушки.
Закрепление правил безопасного поведения, использование полученных навыков на практике.
НОЯБРЬ
1
02.11
«Божье Око» самая древняя славянская игрушка
Беседа с детьми об одной из первых славянской игрушке. Беседа с детьми о том, какие цвета сочетаются хорошо, а какие плохо.
Знакомство с приемами работы с нитками, развиваем чувство цвета.
2
09.11
Кукла «Подарок –на отдарок»
Знакомим детей с особенностями этой куклы, с ее назначением;
игра «Успокой куклу»;

Продолжаем учить детей при работе с тканью оформлять части тела куклы, совершенствуем навык намотки
3
23.11
Совместное с родителями занятие в форме мастер-класса, посвященное празднику «День матери»
Чтение детьми стихотворении о маме.
Изготовление куклы совместно с детьми.
Игра «Волшебная паутинка»

Включаем в процесс творчества родителей, делаем совместную поделку.
ДЕКАБРЬ
1
01.12
07.12

Кукла-младенец
«Малышок — голышок»

Чтение стихотворения Е.Благининой «Голышок-малышок»
Изготовление куклы.
Знакомим детей с историей куклы и ее значением.
Готовим для куколки одежду.
Развиваем умение концентрироваться на работе. Совершенствуем умение формировать из ткани части тела куклы, закрепляем умение делать правильную намотку.

2
15.12
21.12
Елочная игрушка из ниток
Беседа с детьми о том. Откуда пришла к нам традиция наряжать елочку на новый год.
Изготовление игрушки.
Просмотр мультфильма «Щелкунчик»
Расширяем знания детей о традициях празднования нового года.
Учимся делать намотку в определенном алгоритме.
ЯНВАРЬ
1
12.01

Кукла «Ангел»
Беседа с детьми о празднике «Рождество»
Кто такие Ангелы?
Изготовоение куклы
Продолжаем знакомить детей с традициями праздника Рождество.
2
18.01

Кукла «Сорока»
Пальчиковая гимнастика «Дом для сороки»
(см. приложение)
Изготовление куклы. Беседа о назначении куклы в славянском семейном быту
Продолжаем знакомить детей с приемом «скрутка». Знакомим с приемами завязывания простых узлов.
4
26.01
Кукла «День и ночь»
Беседа с детьми о смене времени суток.
Изготовление игрушки.
Раскрашивание картинки «День и ночь»
(см. приложение)
Закрепляем знания о смене времени суток.
Совершенствуем умение формировать из ткани части тела куклы, закрепляем умение делать правильную намотку. Развиваем мелкую моторику рук.
ФЕВРАЛЬ
1
02.02

Текстильная кукла «Подорожница»
Чтение стихотворения «Путешествие» Е. Долгих (см. приложение)
Изготовление куклы.
Совершенствуем умение формировать из ткани части тела куклы, закрепляем умение делать правильную намотку. Развиваем мелкую моторику рук.
2
08.02

Кукла «Кувадка»
Знакомим детей с историей возникновения куклы;
Учим детей изготавливать куклу-оберег “Кувадка”. 

Развиваем творческие способности и творческое мышление;
Помогаем детям овладеть практическими навыками изготовления куклы.
3
16.02
Кукла на палочке «Неразлучники»
Чтение стихотворения
«Про любовь» (см. приложение)
Знакомим детей с назначением куклы в славянской семье.
Изготовление куклы
Уточняем с детьми значение понятия «супружество».
Помогаем детям овладеть практическими навыками изготовления куклы.
4
23.02
Птичка из ткани
Пальчиковая гимнастика «Птичка» (см. приложение)
Изготовление игрушки
Совершенствуем умение формировать из ткани части тела птицы, закрепляем умение делать правильную намотку. Развиваем мелкую моторику рук.
МАРТ
1
02.03
Мартинички

Чтение стихотворения
Г. Зеленкиной «В марте небо посветлело»
Знакомим детей с ролью кукол-мартиничек в славянской семье.
Повторяем с детьми порядок смены времен года.
Помогаем детям овладеть практическими навыками изготовления куклы.
2
08.03

Мотанка из ниток
Кукла-мотанка один из древнейших символов славянской культуры.
Совершенствование навыков работы с пряжей (намотка, завязывание простых узлов)
3
15.03
22.03

Птица – вестница весны. Игрушка из ниток.
Учим вместе с детьми закличку «Жаворонки»

Знакомим детей с образом птицы как символом славянской весны.
Совершенствование навыков работы с пряжей (намотка, завязывание простых узлов)
Учим детей соблюдать пропорции тела птицы
АПРЕЛЬ
1
06.04
Солнечный конь
Учим потешку «Ходит конь по бережку».
Знакомим детей с значением данной игрушки в славянской культуре.
Совершенствование навыков работы с пряжей (намотка, завязывание простых узлов)
Учим детей соблюдать пропорции тела животного
2
12.04
Кукла-колокольчик

Делаем с детьми логоритмическое упражнение «Колокольчик»
Знакомим детей с значением данной игрушки в славянской культуре.

Помогаем детям овладеть практическими навыками изготовления куклы.
3
20.04
Веснянка
Прочитать вместе с детьми закличку «Весна Красная»

Познакомитиь детей с куклой «Веснянка», для чего ее делали и кому дарили
Повторяем с детьми порядок смены времен года.
Помогаем детям овладеть практическими навыками изготовления куклы.
Помочь детям ощутить себя «творцами» кукол

МАЙ
1
04.05
Хороводница
Хороводная игра «Карусели» (см. приложение)
Знакомство с куклой ее особенностями в славянской культуре
Помогаем детям овладеть практическими навыками изготовления куклы.
2
11.05
Кулачники
Послушивание с детьми песни «Богатырская наша сила»
Знакомство с куклой ее особенностями в славянской культуре

Помогаем детям овладеть практическими навыками изготовления куклы.
3
18.05

Групповая работа «Солнышко»

Потешка «Солнышко-колоколнышко».
Поговоить с детьми о том какую роль Солнце занимало в славянской культуре.
Учим детей работать вместе не мешая друг-другу.
Совершенствуем навыки работы с пряжей, осваиваем метод плетения кос.
4
25.05
Совместная работа. Создание сказочной истории.
Сочиняем вместе с детьми сказку, героями которой должны стать куклы и звери, которым мы сделали, готовим вместе с родителями панораму для мультфильма, снимаем сам мультфильм, озвучивают его дети. Готовимся к выставке.
Готовимся вместе с детьми к отчету о проделанной работе.

Список используемой литературы:

1. Войдинова Н.М. Куклы в доме. – М; Профиздат,1998
2.Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством.-СПб: « Детство-Пресс»,2003
3.Тихонова М.В., Смирнова Н.С .Красна изба …Знакомим детей с русским народным искусством, ремёслами, бытом в музее детского сада.-СПб.: «Детство-Пресс»,2003
4. И.Зимина «Текстильные обрядовые куклы» Издательство «Ладога-100», 2007

Приложение.
Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»

В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:

- Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.

Затем мать поцеловала дочку и померла.

После смерти жены купец потужил, как следовало, а потом стал думать, как бы опять жениться. Он был человек хороший; за невестами дело не стало, но больше всех по нраву пришлась ему одна вдовушка. Она была уже в летах, имела своих двух дочерей, почти однолеток Василисе, — стало быть, и хозяйка, и мать опытная. Купец женился на вдовушке, но обманулся и не нашел в ней доброй матери для своей Василисы. Василиса была первая на все село красавица; мачеха и сестры завидовали ее красоте, мучили ее всевозможными работами, чтоб она от трудов похудела, а от ветру и солнца почернела; совсем житья не было!

Василиса все переносила безропотно и с каждым днем все хорошела и полнела, а между тем мачеха с дочками своими худела и дурнела от злости, несмотря на то, что они всегда сидели сложа руки, как барыни. Как же это так делалось? Василисе помогала ее куколка. Без этого, где бы девочке сладить со всею работою! Зато Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, как все улягутся, она запрется в чуланчике, где жила, и потчевает ее, приговаривая:

- На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?

Куколка покушает, да потом и дает ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справляет за Василису; та только отдыхает в холодочке да рвет цветочки, а у нее уж и гряды выполоты, и капуста полита, и вода наношена, и печь вытоплена. Куколка еще укажет Василисе и травку от загару. Хорошо было жить ей с куколкой.

Прошло несколько лет; Василиса выросла и стала невестой. Все женихи в городе присватываются к Василисе; на мачехиных дочерей никто и не посмотрит. Мачеха злится пуще прежнего и всем женихам отвечает:

- Не выдам меньшой прежде старших! А проводя женихов, побоями вымещает зло на Василисе. Вот однажды купцу понадобилось уехать из дому на долгое время по торговым делам. Мачеха и перешла на житье в другой дом, а возле этого дома был дремучий лес, а в лесу на поляне стояла избушка, а в избушке жила баба-яга; никого она к себе не подпускала и ела людей, как цыплят. Перебравшись на новоселье, купчиха то и дело посылала за чем-нибудь в лес ненавистную ей Василису, но эта завсегда возвращалась домой благополучно: куколка указывала ей дорогу и не подпускала к избушке бабы-яги.

Пришла осень. Мачеха раздала всем трем девушкам вечерние работы: одну заставила кружева плести, другую чулки вязать, а Василису прясть. Погасила огонь во всем доме, оставила только одну свечку там, где работали девушки, и сама легла спать. Девушки работали. Вот нагорело на свечке; одна из мачехиных дочерей взяла щипцы, чтоб поправить светильню, да вместо того, по приказу матери, как будто нечаянно и потушила свечку.

- Что теперь нам делать? — говорили девушки. — Огня нет в целом доме. Надо сбегать за огнем к бабе-яге!

- Мне от булавок светло! — сказала та, что плела кружево. — Я не пойду.

- И я не пойду, — сказала та, что вязала чулок. — Мне от спиц светло!

- Тебе за огнем идти, — закричали обе. — Ступай к бабе-яге! И вытолкали Василису из горницы.

Василиса пошла в свой чуланчик, поставила перед куклою приготовленный ужин и сказала:

- На, куколка, покушай да моего горя послушай: меня посылают за огнем к бабе-яге; баба-яга съест меня!

Куколка поела, и глаза ее заблестели, как две свечки.

- Не бойся, Василисушка! — сказала она. — Ступай, куда посылают, только меня держи всегда при себе. При мне ничего не станется с тобой у бабы-яги.

Василиса собралась, положила куколку свою в карман и, перекрестившись, пошла в дремучий лес.

Идет она и дрожит. Вдруг скачет мимо ее всадник: сам белый, одет в белом, конь под ним белый, и сбруя на коне белая, — на дворе стало рассветать.

Идет она дальше, как скачет другой всадник: сам красный, одет в красном и на красном коне, — стало всходить солнце.

Василиса прошла всю-ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на полянку, где стояла избушка яги-бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот — ноги человечьи, вместо запоров — руки, вместо замка — рот с острыми зубами. Василиса обомлела от ужаса и стала как вкопанная. Вдруг едет опять всадник: сам черный, одет во всем черном и на черном коне; подскакал к воротам бабы-яги и исчез, как сквозь землю провалился, — настала ночь. Но темнота продолжалась недолго: у всех черепов на заборе засветились глаза, и на всей поляне стало светло, как среди дня. Василиса дрожала со страху, но, не зная, куда бежать, оставалась на месте.

Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели; выехала из лесу баба-яга — в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает. Подъехала к воротам, остановилась и, обнюхав вокруг себя, закричала:

- Фу, фу! Русским духом пахнет! Кто здесь?

Василиса подошла к старухе со страхом и, низко поклонясь, сказала:

- Это я, бабушка! Мачехины дочери прислали меня за огнем к тебе.

- Хорошо, — сказала баба-яга, — знаю я их, поживи ты наперед да поработай у меня, тогда и дам тебе огня; а коли нет, так я тебя съем! Потом обратилась к воротам и вскрикнула:

- Эй, запоры мои крепкие, отомкнитесь; ворота мои широкие, отворитесь!

Ворота отворились, а баба-яга въехала, посвистывая, за нею вошла Василиса, а потом опять все заперлось.

Войдя в горницу, баба-яга растянулась и говорит Василисе:

- Подавай-ка сюда, что там есть в печи: я есть хочу. Василиса зажгла лучину от тех черепов, что на заборе, и начала таскать из печки да подавать яге кушанье, а кушанья настряпано было человек на десять; из погреба принесла она квасу, меду, пива и вина. Все съела, все выпила старуха; Василисе оставила только щец немножко, краюшку хлеба да кусочек поросятины. Стала яга-баба спать ложиться и говорит:

- Когда завтра я уеду, ты смотри — двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, белье приготовь да пойди в закром, возьми четверть пшеницы и очисть ее от чернушки. Да чтоб все было сделано, а не то — съем тебя!

После такого наказу баба-яга захрапела; а Василиса поставила старухины объедки перед куклою, залилась слезами и говорила:

- На, куколка, покушай, моего горя послушай! Тяжелую дала мне яга-баба работу и грозится съесть меня, коли всего не исполню; помоги мне!

Кукла ответила:

- Не бойся, Василиса Прекрасная! Поужинай, помолися да спать ложися; утро мудреней вечера!

Ранешенько проснулась Василиса, а баба-яга уже встала, выглянула в окно: у черепов глаза потухают; вот мелькнул белый всадник — и совсем рассвело. Баба-яга вышла на двор, свистнула — перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Промелькнул красный всадник — взошло солнце. Баба-яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает. Осталась Василиса одна, осмотрела дом бабы-яги, подивилась изобилью во всем и остановилась в раздумье: за какую работу ей прежде всего приняться. Глядит, а вся работа уже сделана; куколка выбирала из пшеницы последние зерна чернушки.

- Ах ты, избавительница моя! — сказала Василиса куколке. — Ты от беды меня спасла.

- Тебе осталось только обед состряпать, — отвечала куколка, влезая в карман Василисы. — Состряпай с богом, да и отдыхай на здоровье!

К вечеру Василиса собрала на стол и ждет бабу-ягу. Начало смеркаться, мелькнул за воротами черный всадник — и совсем стемнело; только светились глаза у черепов. Затрещали деревья, захрустели листья — едет баба-яга. Василиса встретила ее.

- Все ли сделано? — спрашивает яга.

- Изволь посмотреть сама, бабушка! — молвила Василиса.

Баба-яга все осмотрела, подосадовала, что не за что рассердиться, и сказала:

- Ну, хорошо! Потом крикнула

- Верные мои слуги, сердечные други, смолите мою пшеницу!

Явились три пары рук, схватили пшеницу и унесли вон из глаз. Баба-яга наелась, стала ложиться спать и опять дала приказ Василисе:

- Завтра сделай ты то же, что и нынче, да сверх того возьми из закрома мак да очисти его от земли по зернышку, вишь, кто-то по злобе земли в него намешал!

Сказала старуха, повернулась к стене и захрапела, а Василиса принялась кормить свою куколку. Куколка поела и сказала ей по-вчерашнему:

- Молись богу да ложись спать: утро вечера мудренее, все будет сделано, Василисушка!

Наутро баба-яга опять уехала в ступе со двора, а Василиса с куколкой всю работу тотчас исправили. Старуха воротилась, оглядела все и крикнула:

- Верные мои слуги, сердечные други, выжмите из маку масло! Явились три пары рук, схватили мак и унесли из глаз. Баба-яга села обедать; она ест, а Василиса стоит молча.

- Что ж ты ничего не говоришь со мною? — сказала баба-яга. — Стоишь как немая?

- Не смела, — отвечала Василиса, — а если позволишь, то мне хотелось бы спросить тебя кой о чем.

- Спрашивай; только не всякий вопрос к добру ведет: много будешь знать, скоро состаришься!

- Я хочу спросить тебя, бабушка, только о том, что видела: когда я шла к тебе, меня обогнал всадник на белом коне, сам белый и в белой одежде: кто он такой?

- Это день мой ясный, — отвечала баба-яга.

- Потом обогнал меня другой всадник на красном коне, сам красный и весь в красном одет; это кто такой?

- Это мое солнышко красное! — отвечала баба-яга.

- А что значит черный всадник, который обогнал меня у самых твоих ворот, бабушка?

- Это ночь моя темная — всё мои слуги верные! Василиса вспомнила о трех парах рук и молчала.

- Что ж ты еще не спрашиваешь? — молвила баба-яга.

- Будет с меня и этого; сама ж ты, бабушка, сказала, что много узнаешь — состаришься.

- Хорошо, — сказала баба-яга, — что ты спрашиваешь только о том, что видала за двором, а не во дворе! Я не люблю, чтоб у меня сор из избы выносили, и слишком любопытных ем! Теперь я тебя спрошу: как успеваешь ты исполнять работу, которую я задаю тебе?

- Мне помогает благословение моей матери, — отвечала Василиса.

- Так вот что! Убирайся же ты от меня, благословенная дочка! Не нужно мне благословенных.

Вытащила она Василису из горницы и вытолкала за ворота, сняла с забора один череп с горящими глазами и, наткнув на палку, отдала ей и сказала:

- Вот тебе огонь для мачехиных дочек, возьми его; они ведь за этим тебя сюда и прислали.

Бегом пустилась Василиса при свете черепа, который погас только с наступлением утра, и наконец к вечеру другого дня добралась до своего дома. Подходя к воротам, она хотела было бросить череп: “Верно, дома, — думает себе, — уж больше в огне не нуждаются”. Но вдруг послышался глухой голос из черепа:

- Не бросай меня, неси к мачехе!

Она взглянула на дом мачехи и, не видя ни в одном окне огонька, решилась идти туда с черепом. Впервые встретили ее ласково и рассказали, что с той поры, как она ушла, у них не было в доме огня: сами высечь никак не могли, а который огонь приносили от соседей — тот погасал, как только входили с ним в горницу.

- Авось твой огонь будет держаться! — сказала мачеха. Внесли череп в горницу; а глаза из черепа так и глядят на мачеху и ее дочерей, так и жгут! Те было прятаться, но куда ни бросятся — глаза всюду за ними так и следят; к утру совсем сожгло их в уголь; одной Василисы не тронуло.

Поутру Василиса зарыла череп в землю, заперла дом на замок, пошла в город и попросилась на житье к одной безродной старушке; живет себе и поджидает отца. Вот как-то говорит она старушке:

- Скучно мне сидеть без дела, бабушка! Сходи, купи мне льну самого лучшего; я хоть прясть буду.

Старушка купила льну хорошего; Василиса села за дело, работа так и горит у нее, и пряжа выходит ровная да тонкая, как волосок. Набралось пряжи много; пора бы и за тканье приниматься, да таких берд не найдут, чтобы годились на Василисину пряжу; никто не берется и сделать-то. Василиса стала просить свою куколку, та и говорит:

- Принеси-ка мне какое-нибудь старое бердо, да старый челнок, да лошадиной гривы; я все тебе смастерю.

Василиса добыла все, что надо, и легла спать, а кукла за ночь приготовила славный стан. К концу зимы и полотно выткано, да такое тонкое, что сквозь иглу вместо нитки продеть можно. Весною полотно выбелили, и Василиса говорит старухе:

- Продай, бабушка, это полотно, а деньги возьми себе. Старуха взглянула на товар и ахнула:

- Нет, дитятко! Такого полотна, кроме царя, носить некому; понесу во дворец.

Пошла старуха к царским палатам да все мимо окон похаживает. Царь увидал и спросил:

- Что тебе, старушка, надобно?

- Ваше царское величество, — отве

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector