Автоматизация звука [ц]

Автор: Мизиряк Валентина Сергеевна

Должность: Учитель — логопед

Учреждение: МДОУ «Детский сад 18 «Росинка»

Населенный пункт: с. Филимоново, Челябинская область

Тема: Автоматизация звука [ц]

Опубликовано: 20.10.2017 08:23

Получить свидетельство      Скачать материал


Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука «ц» в словах и предложениях»
Цели:
• Коррекционно-образовательные: автоматизировать звук «Ц» в словах, чистоговорках и предложениях. Формировать умение выделять родственные слова из текста. Закреплять зрительный образ буквы «Ц». Учить анализировать слова. Упражнять в произношении слов сложной слоговой структуры, в образовании существительных суффиксальным способом. Расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в умении составлять предложения с опорными словами.
• Коррекционно-развивающие: развивать фонематические представления, зрительное восприятие, память, воображение, словесно-логическое мышление, навыки самоконтроля, общую и мелкую моторику рук.
• Воспитательная: воспитывать чувство сопереживания.
Оборудование: ПК, презентация Microsoft Office Power Point: «В некотором царстве, в некотором государстве…», карандаши, тетрадь, индивидуальное зеркало.
Ход занятия
1. Оргмомент. (Слайд 2)
Здравствуй. Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие в сказочную страну. Хочешь? Тогда послушай. В некотором царстве, в некотором государстве злая ведьма нагнала много туч на небо, и вот уже который день не видно солнца, льет дождь. Опечалился Царь. Помочь снять злое проклятье могут только отважные ребята. Давай поможем жителям этой страны вернуть солнце. Для этого нужно выполнить правильно все задания. Ты готова? Тогда начнем.
2. Артикуляционная гимнастика. Дыхательное упражнение. Изолированное произношение звука «Ц». (Слайд 3)

Есть в этой сказочной стране волшебное зеркало. Посмотри, что оно нам показывает. Это история о язычке.
Проснулся язычок рано утром, а его домик – ротик – закрыт. Стал он тогда стучаться в одну щечку, потом в другую (упр. «Шишки»).
Ротик открылся, язычок выглянул, но зубки не хотели его пускать и начали кусать (упр. «Тесто»).
Тогда язычок решил почистить зубки. Чистим зубки верхние и нижние (упр. «Чистим зубы»).
Зубкам это понравилось, и ротик заулыбался. Улыбаемся широко и показываем чистые зубки (упр. «Заборчик»).
Пошел язычок гулять, увидел качели и решил покачаться (упр. «Качели»). А потом он пошел кататься с горки (упр. «Горка»).
Посмотри, здесь нарисованы воздушные шары. Давай тоже сделаем с тобой «воздушный шарик» и надуем его.
Пальцы обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками (см. рисунок). В этом положении дуем на них (дыхательное упр. «Надуй шарик»). Постепенно пальцы принимают форму шара.

Представь, что шарик лопнул и сдувается: «Тсссссссссссс». Теперь шарик сдувается так: «Ц-ц-ц…» пальцы принимают исходное положение.
3. Автоматизация звука «Ц» в чистоговорках. (Слайд 4)
Ца-ца-ца – вот овца.
Це-це-це – иду к овце.
Цу-цу-цу – веду овцу.
Цы-цы-цы – нет овцы.
4. Автоматизация звука «Ц» в словах. (Слайд 5)
Посмотри внимательно и назови предметы, в названии которых есть звук «Ц». (Кузнец, цыпленок, мельница, огурец, пуговица, цирк, ножницы, цветок).
Кто здесь лишний? (Собака). Почему? (В слове «собака» нет звука «Ц»)
5. Автоматизация звука «Ц» в словах. Развитие фонематического слуха. Определение позиции звука «Ц» в словах. (Слайд 6)
В путешествие вместе с нами отправятся заяц, курица, цыпленок, овца и цапля. Надо рассадить их по вагонам. Скажи, где спрятался звук «Ц» в этих словах (в начале, середине или конце).
(В первом вагоне едут цыпленок и цапля, во втором – курица и овца, в третьем – заяц)
6. Закрепление зрительного образа буквы «Ц». Развитие зрительного восприятия. (Слайд 7)
Еще мы возьмем с собой букву «Ц». пропиши ее у себя в тетради. Посмотри, на что похожа моя буква «Ц».
7. Пальчиковое упражнение.
Самомассаж пальцев рук и ладошек. Движения сопровождаются строчками стихотворения.


- Восемь у дороги,   
Девять на лугу…
- Что ты, дождь, считаешь?
Может, помогу?
- Две – под старой елью,
Возле стога – шесть…
- Что ты, дождь, считаешь
Да не можешь счесть?
- Тороплюсь ромашки все пересчитать.
Десять на опушке, под осиной – пять…
Ну, как просчитаюсь. Долго ль до беды!
Вдруг на всех не хватит у меня воды.
8. Образование имен существительных суффиксальным способом. (Слайд 8)
В сказочной стране живет волшебно эхо. Давай поиграем с ним. Образуй слова по образцу.
суп – супница
сахар – сахарница
конфета – конфетница
хлеб – хлебница
10. Физминутка. (Слайд 9)
Нам встретился еще один обитатель сказочной страны – цапля. Сделаем с тобой упр. «Цапля» (попеременно стоим то на правой, то на левой ноге, руки в стороны).
На одной ноге в болоте
Цапля целый день стоит.
Цапля носатая
Стоит, как статуя.
9. Выделение родственных слов к слову «цветок» из текста. (Слайд 10)
Послушай текст и назови слова-родственники к слову «цветок».
Подснежник, ветреницу и медуницу называют первоцветами.
Мама рассказала дочке сказку «Аленький цветочек».
В парке большая цветочная клумба.
Саня – цветовод, он работает в цветнике.
За каждый правильный ответ я дарю тебе цветок. Вот какой красивый букет получился.
11. Составление предложений. (Слайд 11)
Подскажи мне последнее слово в предложении. В этом слове обязательно должен быть звук «Ц».
Собака укусила Соню за … (палец)
В скворечнике живет … (скворец)
На пороге вигвама стоит … (индеец)
Гонец прибыл с письмом во … (дворец)
В теплице вырос большой … (огурец)
12. Итог занятия (Слайд 12)
Молодец! Ты помогла жителям сказочного царства. Тучи рассеялись, стало светло, появилось солнце. Посмотри, что делает солнце? Оно смеется, радуется тому, что ты такой умница!
Скажи, что тебе понравилось больше всего? С каким звуком мы часто встречались сегодня?

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector