Организация проектной деятельности в работе с дошкольниками

Автор: Шаршакова Людмила Петровна

Должность: Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе

Учреждение: МБДОУ «Детский сад № 63 «Золотой петушок»

Населенный пункт: г. Смоленск, Смоленская область

Тема: Организация проектной деятельности в работе с дошкольниками

Опубликовано: 20.10.2017 10:16

Получить свидетельство      Скачать материал


МБДОУ «Детский сад № 63 «Золотой петушок» города Смоленска

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ для педагогов на тему:
«Организация проектной деятельности в работе с дошкольниками»

Заместитель заведующего по вмр Шаршакова Л.П.

г. Смоленск, 2016-2017 у.г.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Введение

Глава I Исторические и теоретические предпосылки развития проектной деятельности.
§1. Из истории происхождения проектной деятельности.
§2. Понятие о проектной деятельности.

Глава II Этапы освоения детьми проектных действий
§1. Освоение дошкольниками проектной деятельности.
§2.Особенности организации проектных действий.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Презентация проектов.

Заключение.
Список литературы.
Введение
Процессы глобализации, становление постиндустриального, информационного общества поставили перед дошкольным образованием новые задачи. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.» ориентирует педагогов на формирование у дошкольников ключевых компетенций, опирающихся на фундаментальные знания, универсальные умения, опыт творческой деятельности и личной ответственности. «Главная задача российской образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Важнейшие задачи воспитания — формирование у дошкольников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».
Роль детского сада в решении этих задач определена в современных образовательных стандартах. Сегодня педагог призван не только сформировать у детей системные знания, но и научить применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, создать условия для всестороннего развития личности.
Проект государственного стандарта дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится инновационной деятельности, включающей в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
Для успешного решения задач модернизации образования необходимо совершенствование технологий и методик обучения. Поэтому на современном этапе развития дошкольного образования вновь актуализируется проблема обновления методов обучения, воспитания и развития ребенка. Министерство образования и науки Российской Федерации отмечает «…господство в содержании образования познавательного дидакта – преобладание в целях и задачах программ ориентации на усвоение ребенком знаний и представлений. Практически не уделяется внимания социально-эмоциональному развитию ребенка, становлению его мотивационной, потребностной сферы, реализация усвоенных ребенком знаний и представлений о его поведении. Это обстоятельство находит отражение также в методах и технологиях работы с детьми, ориентированных преимущественно на усвоением ребенком определенного уровня знаний, умений и навыков, в стремлении педагога задавать ребенку готовые образцы действий… При этом игнорируется его индивидуальные особенности и соответственно творческая активность». (5,124)
Планирование и работа в дошкольном образовательном учреждении по административно-командной системе, реализация педагогами уже разработанных и нормативно утвержденных проектов, требующих только распределения во времени подачи содержания обучения, уходят в прошлое. Современное образование пришло к выводу о необходимости индивидуализированного педагогического процесса, содержание и организация которого адаптированы к особенностям развития конкретного ребенка и той реальной предметной среды, посредством которой осуществляется воспитательно-образовательный процесс. Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте формировать у детей навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сборе информации, экспериментировании и применении полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности. Такой подход позволяет осуществить обнаруженный в арсенале мировой и отечественной практики метод проектов (проектный метод).
В современной дошкольной педагогике уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагог ориентируется не только на подготовку ребенка к школе, но и сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для реализации – обязательные условия для развития. Педагог должен не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, представлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры и поведения.
Метод проектов активно используется в системе школьного образования и во внеурочной деятельности. За последние десять лет метод проектов как общепедагогическая технология стал предметом многих исследований. Информация по данному методу имеется в педагогической и методической литературе.
Применительно к детскому саду проектная деятельность активно используется в экологическом и патриотическом воспитании, на занятиях по познавательному развитию. Анализ состояния дошкольной практики формирования проектной деятельности детей позволяет сделать вывод о том, что современный детский сад не в полной мере реализует педагогический потенциал проектной деятельности, как личностно ориентированной технологии обучения.
Актуальность выбранного направления исследования подтверждается противоречиями, выявленными в сфере дошкольного образования. Это противоречия между необходимостью формирования у дошкольников умений, которые развиваются в процессе осуществления проектной деятельности, и недостаточным уровнем освещенности этого материала в методической и педагогической литературе по дошкольному воспитанию.
Проблема заключается в необходимости выявления педагогических условий формирования умений, необходимых для осуществления проектной деятельности дошкольников в детском саду.
Исходя из проблемы, можно определить цель семинара: изучить теоретические источники и практический опыт по организации с дошкольниками проектной деятельности.
Задачи:
выяснить степень изученности вопроса в методической и педагогической литературе;
охарактеризовать метод проектов, как одну из форм инновационной деятельности;
описать методику организации проектной деятельности.
Глава I Исторические и теоретические предпосылки развития проектной деятельности
§1. Из истории происхождения проектной деятельности
В настоящее время в образовательную деятельность детских садов вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. Это происходит потому, что ребенок, выступающий как объект в традиционной системе обучения, не может проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения.
Проектный метод имеет давнюю историю. Еще в Римской академии искусств создавались работы, которые назывались ргоgetti, то есть проекты. Их фундаментальными признаками были: ориентация на учащихся (так как их работа была самостоятельной); ориентация на действительность (так как предметом работы служили практические проблемы); ориентация на конечный продукт (так как разрабатывались план, эскиз, модель). Разработки студентов обычно не внедрялись, поэтому можно считать, что это было первое понимание проекта в педагогическом контексте. Метод проектов, рожденный в результате практических потребностей в системе высшего образования в технических дисциплинах, был перенесен в школу.
Впервые термин «проект» употребил в 1908 году Д.Снедзен — заведующий отделом воспитания сельхозшкол в США. В начале XIX века образ жизни фермеров не позволял их детям регулярно посещать школу, так как они привлекались к сельскохозяйственным работам весной и осенью. Американские педагоги считали, что практическое обучение является основой обучения будущих фермеров. Учащиеся получали в школе ряд заданий для выполнения на дому, носивших обобщенное название «домашний проект». Так возник метод проектов. В 1911 году Бюро воспитания США узаконило термин «проект».
Автором метода проектов является американский педагог Е. Паркхарст. Метод проектов начал разрабатываться с 1919 года в городе Дальтон, он известен также под названием «Дальтон-план». Его основная особенность заключается в составлении личного учебного плана и индивидуальной организации учебного материала для каждого ученика. Ребенок мог двигаться в удобном темпе, в нужные моменты кооперируясь с другими учениками и обращаясь к учителю за консультацией. Как правило, первую половину дня ученики работали самостоятельно, без расписания, на основе рабочих руководств по отдельным учебным предметам. Во второй половине дня — занятия в группе по интересам, причем группы создавались по желанию самих учащихся. В целом, каждый ученик работал по индивидуальному плану (проекту), составленному им совместно с педагогами. Через определенные промежутки времени он отчитывался, «защищал» свой проект. В рамках Дальтон-плана целью образования оставалось приобретение суммы знаний без учета их насущной необходимости ребенку.
Большинство же авторов, например, Е.С. Полат, считают, что теория и практика проектного обучения начала активно развиваться в конце XIX — начале XX веков. По их мнению метод проектов зародился во второй половине Х1Х века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859-1952гг), который рассматривал детство как самостоятельный и самоценный период человеческого бытия.
Обучение в школе основывалось на идее о том, что знание является побочным продуктом деятельности. То, что изучалось, должно быть полезным, значимость каждого элемента была встроена в саму систему. Школа представала как активная жизнедеятельность в настоящем, а не подготовка к будущему. В дальнейшем сторонники метода проектов, основывались на взглядах Джона Дьюи.
В педагогической энциклопедии и у Б.Валясэк считается, что в широкий педагогический контекст проектная деятельность была введена последователем Джона Дьюи В.Х. Килпатриком (1871-1965), который обозначил его как от всего сердца проведенную целесообразную деятельность, производящуюся в известных общественных условиях, взятая, как типичная черта школьного обихода. В.Х.Килпатрик определил программу школы, работающей по методу проектов как ряд опытов, связанных между собой таким образом, что сведения, приобретённые от одного опыта, служат к развитию и обогащению целого потока других опытов. Таким свойством может обладать только деятельность, которая связана с окружающей реальностью и основывается на актуальных интересах. А это возможно только в том случае, когда программа обучения не общая для всех школ, а индивидуальная, разработанная в совместной работе учителя и ученика. В.Х Килпатрик выделял три основных компонента новой педагогической системы: учебный материал, вытекающий из природы и интересов учащихся; целесообразная деятельность; обучение как непрерывная перестройка жизни и подъем ее на наивысшие ступени. Фактически метод проектов на этом этапе представлял собой обучение через организацию «целевых актов», позволявших учащимся ориентироваться в конкретных ситуациях. Целью обучения было вооружение учащихся методами решения проблем, поиска, исследования. По мнению Кильпатрика, педагог должен ставить перед собой цель поддержать и использовать присущую детям любовь к разрабатыванию планов. Связь приобретенных знаний с новой целью — один из плодотворнейших источников новых интересов, особенно интересов интеллектуального свойства. В этом аспекте и был употреблен термин «проект». Проектом (по В. Кильпатрику) является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. В. Кильпатрик выделил четыре типа проектов: 1. Воплощение мысли во внешнюю форму. II. Получение эстетического наслаждения. III. Решение задачи, разрешение умственного затруднения, проблемы. IV. Получение новых данных, усиление степени познания, таланта.
По мнению В. Кильпатрика, проектом может быть постановка пьесы в школьном театре (I тип проекта), рассматривание и обсуждение картины (II тип проекта), освоение какой-либо деятельности, например письма на уровне старшеклассников (IV тип проекта). Таким образом, все интересы учащихся находят отражение в разнообразных проектах. Однако выполнение таких проектов не всегда связано с приобретением учащимися новых знаний и умений, т.е. с их учением. С другой стороны, интересы учащихся могут быть очень разнообразными и не всегда соответствовать требованиям жизни. Следовательно, идея В. Кильпатрика о построении учебного процесса с учетом только из интересов ребенка не целесообразна.
И.Ф. Колесникова И М.П. Горчакова-Сибирская говорят, что идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством С.Т. Шацкого в 1905 г. организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать различные виды проектирования в практике работы с детьми. На рубеже XIX и XX вв. в отечественной методике начальной математики и естествознания формируется новый подход, согласно которому ученик в своей работе должен исходить из факта его восприятия. Наблюдения и эксперимент при этом составляют основную и обязательную черту преподавания. В поисках наиболее подходящего названия педагоги использовали такие определения, как практический (В.А. Герд), опытно-исследовательский (А.П. Пинкевич), исследовательский (Б.Е. Райков), опытно-показательный метод, метод лабораторных уроков (К.П. Ягодовский). По своей сути они во многом перекликались с методом проектов. После перевода в России в 1925 г. перевода книги В.Х. Килпатрика учебное проектирование получило широкое распространение как специфическая форма педагогической деятельности.
«Метод проектов» и его вариант «дальтон-план» приобрели известность в различных странах, в том числе и в России, где использовались в школьном и вузовском обучении в 20-х годах ХХ века. Они хорошо были известны С.Т. Шацкому, В.Н. Сороке-Росинскому, А.С. Макаренко и многим другим. Наиболее полно идеи Дж. Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко. П.П.Блонский, В.В.Игнатьев, Е.Г.Каганов, П.Ф.Каптерев, М.В.Крупенина, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин и другие считали, что нельзя создать рациональную организацию школьной жизни ученика без проектной деятельности.
В литературе нет единой точки зрения на то, кто является автором проектной деятельности в российской школе. В.А. Кальней, Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко, С.Е. Шишов считают, что основоположником метода проектов является С.Т. Шацкий. Он в систему проектной деятельности включал «приспособление» ученика к материалу (выбор подходящего материала для той или иной цели) и к инструменту (умения пользоваться инструментами). Другие исследователи называют одним из основоположников проектного метода обучения П.П. Блонского. Ученый придавал социальный смысл обучению с реализацией данного метода. Именно в проектном обучении учитель становится не главным источником знаний, а консультантом, помощником, «спутником» учащихся в их творческой преобразовательной деятельности. Также внедрение проектного метода связывают с П.Ф.Каптеревым, В.Н.Шульгиным, М.В.Крупениной, Б.В.Игнатьевым
Е.Г. Кагаров считал,что:
*исходным пунктом обучения должны служить интересы сегодняшнего дня;
* проект должен осуществляться поэтапно;
*школьные проекты могут быть как бы копиями различных сторон хозяйственной жизни страны;
*ведущим становится принцип самодеятельности:учащиеся сами себе намечают программу занятий и активно выполняют одно задание за другим;
*проект –есть слияние теории и практики, это не только постановка умственной задачи, но и практическое выполнени ее.
М. Крупенина полагала, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.
По М.Крупениной проектный метод состоит из 5-ти этапов:
постановка задачи;
разработка самого проекта принятого задания;
организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии;
непосредственно трудовая деятельность;
учет проделанной работы.
После революции метод проектов в России применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. В 1930 году Наркомпрос утвердил программы для начальной школы, в которых рекомендовалось применять метод проектов, заменять школьные классы звеньями и бригадами. Метод проектов тогда называли еще и методом проблем. Авторы предлагали строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом. Изначально предполагалось, что очень важно вызвать личную заинтересованность учеников в приобретении конкретных знаний, которые могут пригодиться им в жизни. Проблема, для решения которой необходимо было приложить знания или приобрести новые, была взята из реальной жизни, была значимой для ученика. Самостоятельная работа над разрешением проблемы, получение конкретного результата и его публичное предъявление носили характер проектной деятельности. Учащимся давали лишь те знания, которые могли найти практическое применение в их жизни.
В СССР в первые годы советской власти метод проектов частично применялся в практике опытных и некоторых частных школ, однако был осужден в постановлении ЦП ВКП(б) от 5 сентября 1931 г. «О начальной и средней школе» так как не давал возможности ученикам овладеть системой знаний в области конкретных учебных курсов. И только в 80-е годы в педагогическую практику нашей страны метод проектов снова пришел из-за рубежа вместе с технологией компьютерной телекоммуникации.
Проектная методика в России начала 21 века переживает своеобразный ренессанс.
На современном этапе разработкой проектов занимаются Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.В. Зуйкова, которые представили теоретические и практические материалы по использованию проектного метода в детском саду. Актуальность метода обосновывается авторами высокой познавательной активностью детей, которой не достает самостоятельности. Методы объяснительно – иллюстративные и методы проблемного обучения зачастую в работе педагога носят фрагментарный эпизодический характер. Использование комплексных тематических занятий не дает такой результативности в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков как их интеграция. Интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема – вот выход из ситуации. В сборнике представлены такие проекты: экологической «Цветы, птицы, растения», патриотической «Мой дом», по правам человека направленности.
Шабалина З.С., Воскобойник И.Н., Петренчук Т.И., Михайлова О.А., Князева Л.А. в пособии «Вода и жизнь: экологические проекты» представили практический материал, включающий перспективные планы, цели, задачи, конспекты занятий, развлечения, художественное слово, материал для работы с родителями. Авторы определяют особую педагогическую значимость проекта – в практической целенаправленности действий, в возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка, основанного на интересах ребенка. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения проблемы и применить их на практике.
В книге Рыжовой Н.А. «Напиши письмо сове: книга для детского сада и начальной школы: экологический проект» приводятся рекомендации по организации работы в области экологического образования дошкольников и младших школьников на примере проекта «Напиши письмо сове» («Письма животным»).
В современных авторских исследованиях метод проектов рассматривается как средство приобщения дошкольников к миру информационных технологий (Смыковская Т.К.), как технология формирования информационной компетентности (Ховякова А.Л), как мотивация к познанию (Е. Евдокимова),  как важная сфера познавательной деятельности (Веракса Н.Е. Морозова Л.Д.

§2. Понятие о проектной деятельности
Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проективной деятельности. Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.
Существует две точки зрения на связь проектной деятельности и метода проектов, так Г.В. Терехова говорит, что метод проектов и проектная деятельность – это два понятия, которые нельзя смешивать, они существуют независимо друг от друга. Большинство же авторов придерживаются мнения, что метод проектов и проектная деятельность существуют в тесной связи друг с другом.

2.1. Понятие о проекте.
Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».
Метод проектов в последние годы получил широкое распространение в системе отечественного образования, однако в работе с дошкольниками он применяется не часто. В настоящее время не существует однозначного толкования сущностных характеристик проекта. Проект понимается как:
конечный продукт, решение проблемы материального, социального, нравственного, исторического, научно-исследовательского и другого характера ;
форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению конкретной продукции за заданный промежуток времени;
дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования определенных личностных качеств.
С учетом психовозрастных особенностей дошкольников Т.Смыковская принимает позицию А.В. Хуторского, понимая под проектом такую форму организации занятий, при которой все участники включаются в деятельность по получению конкретной продукции за небольшой промежуток времени. Эта позиция близка и Евдокимовой Е.С., которая утверждает, что в поле дошкольного образования, это комплексная деятельность детей, которые без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны взрослых осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственной, личной, социально-политической. Другими словами, это интегрированная деятельность детей, в результате которой предполагается получение определенного продукта и его дальнейшее использование.

2.2. Деятельность. Проектная деятельность.
Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Проектная деятельность содержит:
-анализ проблемы;
— постановка цели;
— выбор средств ее достижения;
— поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;
— оценка полученных результатов и выводов.
Предметная деятельность состоит из трех блоков: предметный, деятельностный и коммуникативный. Проектная деятельность детей является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
 Целью проектной деятельности является понимание и применение детьми знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Задачи проектной деятельности:
— Обучение планированию (ребенок должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
⁃ Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
⁃ Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
— Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Принципы организации проектной деятельности:
— Проект должен быть посильным для выполнения;
-Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);
-Вести подготовку детей к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);
-Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.
-В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.
-Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
К важным факторам проектной деятельности относятся:
-повышение мотивации учащихся при решении задач;
-развитие творческих способностей;
-смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
-формирование чувства ответственности;
-создание условий для отношений сотрудничества между педагогом и воспитанником.
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака — самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.
Проектная деятельность требует большой самостоятельности от детей, что еще не под силу дошкольникам в силу возраста, поэтому мы будем рассматривать в неразрывной связи проектную деятельность дошкольников и метод проектов, как форму организации проектной деятельности дошкольников.

2.3.Классификация проектов, используемых в работе дошкольных учреждений.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поствленной цели.
Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:
1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
2. Разработка проекта — план деятельности по достижению цели:
— к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
— в каких источниках можно найти информацию;
— какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
— с какими предметами научиться работать для достижения цели.
1. Выполнение проекта — практическая часть.
2. Подведение итогов — определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты классифицируются:
а) по составу участников;
б) по целевой установке;
в) по тематике;
г) по срокам реализации.
В практике современных ДОУ используются следующие типы проектов:
➢ исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
➢ ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
➢ информационно-практико-ориентированные: дети собиают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
➢ творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие — монопроектами.
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. Воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, — между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная, с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
⁃ комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
⁃ межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
⁃ творческие: «Мои друзья», «У нас в Нескучном саду», «Любимые сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
⁃ групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Веселая астрономия»;
⁃ индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
⁃ исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий — 1-2 недели), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество А.С.Пушкина» — на учебный год).
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.
Задачи развития:
1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. развитие познавательных способностей;
3. развитие творческого мышления;
4. развитие творческого воображения;
5. развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем дошкольном возрасте — это:
⁃ вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
⁃ активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
⁃ формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте — это:
⁃ формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
⁃ развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
⁃ формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
⁃ развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместой исследовательской деятельности. Работа над проектом распределяется следующим образом по этапам проекта:

Этапы проекта
Деятельность педагога
Деятельность детей
1 этап
1.Формулирует проблему(цель).(При постановке цели определяется и продукт проекта.)
2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3.Формулирует задачу (нежестко).
1.Вхождениев проблему.
2.Вивание в игровую ситуацию.
3.Принятие задачи.
4.Дополнение задач проекта.
2 этап
4.Помогает в решении задачи.
5.Помогает спланировать деятельность.
6.Организует деятельность.
5.Объед

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector