Развитие мелкой моторики в раннем возрасте

Автор: Пашкова Александра Викторовна

Должность: Воспитатель

Учреждение: ЧДОУ Детский сад №9 ОАО «РЖД»

Населенный пункт: г. Тосно, Ленинградская область

Тема: Развитие мелкой моторики в раннем возрасте

Опубликовано: 22.10.2017 13:19

Получить свидетельство      Скачать материал


«Картотека игр
для развития мелкой моторики рук
с использование нестандартного оборудования»
«Игры с массажными мячиками»
Разминка № 1
Ручки, ручки, просыпайтесь

Пальчики, пальчики, просыпайтесь.

Головка, головка, просыпайся.

Животик, животик, просыпайся.

Ножки, ножки, просыпайтесь
Дети катают мячик в руках, делая движение вперед-назад, вправо-влево между ладонями.
Катают мячик по каждому пальцу правой и левой руки.
Катают мяч круговыми движениями по голове.
Катают мяч круговыми движениями по животу
Катают мяч по правой, а затем по левой ноге.
«Наши ручки»
Это ручка – правая.

Это ручка – левая.
Я на мячик нажимаю и зарядку делаю.

Будет сильной правая.
Будет сильной левая.
Будут ручки у меня ловкие, умелые.
Дети крепко сжимают мячик в правой руке.
Крепко сжимают мячик в левой руке.
Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячик, затем меняют руки.
Крепко сжимают мячик в правой руке.
Крепко сжимают мячик в левой руке.
Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.
Ходит ёжик по дорожке
Ходит ежик по дорожке
По лесу, по лесу

И с иголками своими
Колется, колется.

А я ежиху-еже
Ту дорожку покажу,

Где катают мышки
Маленькие шишки.
Дети катают мячик в руках, делая движение вперед-назад, вправо-влево между ладонями.
Дети кладут мяч в правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки.
Мячик держат в левой руке и скатывают его с правого плеча в ладонь правой руки, затем меняют руки.
Катают мяч в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.
«Колючий ёжик»
Гладь мои ручки,
Ёжик, ёжик.
Ты колючий, ну и что же.
Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.
Дети катают мячик в руках, делая движение вперед-назад, вправо-влево между ладонями.
Катают мяч по правой и левой ладоням круговыми движениями.
Берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки.
«Птичка»
Ищет птичка и в траве,

И на ветках,

И в листве,

И среди больших лугов

Мух, червей, слепней, жуков!
Дети касаются мячиками каждого пальца правой и левой рук.
Держат мячик в левой руке и скатывают его с правого плеча в ладонь правой руки.
Катают мяч по правой и левой ладоням круговыми движениями.
Катают мячик по животу круговыми движениями.
Касаются мячиком каждого пальца правой и левой рук.

«Игры с платочками»
«Снежок»
Раз, два, три, четыре –
Мы с тобой снежок слепили!
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий!

Раз – подбросим!
Два — поймаем!
Три – уроним!
И сломаем!
Дети берут платочек за два уголка и пальцами обеих рук собирают платочек в обе ладони.
Грозят указательным пальцем левой руки.
Подбрасывают платочек.
Ловят платочек обеими руками.
Роняют платочек на пол.
Грозят указательным пальцем любой руки.
«Улитка»
Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.
Улитка- недотрожка
Высунула рожки.

Медленно ползёт,
Домик везёт,

Листики жуёт!
Ставят кулак правой или левой руки на платочек. Показывают указательный и средний пальцы – «рожки улитки», шевелят ими.
Пальцы «рожки» медленно «передвигаются» по поверхности платочка.
Пальцы обеих рук собирают платочек в обе ладони.
«Проглот»
У меня живет
ПРОГЛОТ!

Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у Проглота
Брюхо, как у бегемота!
1 вариант игры.
Дети берут платочек за два уголка, пальцами обеих рук собирают платочек в обе ладони.
2 вариант игры.
Берут платочек за уголок и собирают целиком платочек в ладонь, используя пальцы только одной руки (правой или левой). Другая рука не помогает.
«Кошки — мышки»
Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.
Кошка мышку
Цап-царап.
Подержала,
Подержала,
Опустила.
Мышка побежала, побежала

Хвостиком завиляла, завиляла.
Пальцы обеих рук собирают платочек в обе ладони.
Держат платочек в ладонях.

Дети кладут платочек на колени и расправляют его.
Все пальцы правой и левой руки «бегут» по платочку.
Дети кладут кулак правой и левой руки на платочек и «машут» мизинцем вправо-влево, вверх-вниз, имитируя движение хвостика.
«Помощница»
Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.
В таз воды я наливаю,
Свои вещи достаю.
Их сама я постираю
И в порядок приведу.
Складывают ладони «чашечкой».
Берут платочек в руки.
Имитируют стирку белья.
Выжимают платочек, встряхивают и аккуратно слкадывают.

«Игры с ковриками»
«Звериные следы»
Дети кладут коврик на колени или на любую ровную поверхность.
Шла корова по дорожке
ТОП-ТОП,
ТОП-ТОП!
А за ней бежала кошка –
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Сжимают в обе руки кулаки, «шагают по дорожке» (как корова), тяжело ступая по неровной поверхности коврика.
Ставят указательные и средние пальцы обеих рук на коврик и «идут» легко и грациозно (как кошка) по коврику.
«Полянка»
Дети кладут коврик на колени или на любую ровную поверхность.
На полянке, на лужайке
Целый день скакали зайки

И катались по траве
От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,
Но напрыгались, устали!
Мимо змеи проползали.
«С добрым утром!» — им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха- мать!
Указательные и средние пальцы обеих рук «прыгают» по неровной поверхности коврика в любом направлении.
Дети прокатывают ладони от основания к кончикам пальцев по поверхности коврика.
Кладут ладони на поверхность коврика – «зайцы спят».
Делают извилистые движения кистями рук по поверхности коврика.
Поочередно гладят ладонями поверхность коврика.
«Столик»
Дети кладут коврик на колени или на любую ровную поверхность.
Я стучу, стучу, стучу –
Новый столик сколочу!
Мягкой кисточкой покрашу
Столик, стул и кошку Машу.
Стучат кулаками о коврик.

Поочередно гладят ладонями неровную поверхность коврика.
«Лыжи»
Дети кладут коврик на колени или на любую ровную поверхность.
Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы, мы любим забавы холодной зимы
Ставят обе руки ребром на коврик и передвигаются вперед-назад.
«Козлята»
Дети кладут коврик на колени или на любую ровную поверхность.
Посмотрите-ка, ребята,
У меня живут козлята.

Щиплют свеженькую травку,

Прыгают через канавку.

И конечно, любят, братцы,
Козлики мои бодаться.
Дети сжимают в кулаки обе руки, ставят их на коврик. Мизинцы и указательные пальцы выпрямляют («рожки»).
«Пощипывают» щепотками обеих рук по неровной поверхности коврика.
Кулаки с выпрямленными мизинцами и указательными пальцами поочередно «прыгают» по коврику.
Указательным пальцем и мизинцем одной руки одной руки («рожками») слегка ударяют о мизинец и указательный палец другой руки ( «козлики бодаются»).

«Игры с резиночками для волос»
Пальчиковая гимнастика №1
Дети надевают резиночку на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.
Я пальчик первый, я большой!
Указательный – второй!
Третий пальчик — средний!
Четвертый – безымянный!
А пятый мизинчик –
Он самый маленький, румяный.
Надевают резинку на большой палец,
на указательный,
на средний,
на безымянный,
на мизинец.
Щепоткой показывают, что мизинец маленький, и дотрагивается указательными пальцами до щек – «румяные щечки».
Пальчиковая гимнастика № 2
Мальчик с пальчик, где ты был?
Дотрагиваясь указательными пальчиками обеих рук, «здороваются»
Берут в руки резиночку для волос, надевают её на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.
С этим братцем
В лес ходил!
С этим братцем
Щи варил!
С этим братцем
Кашу ел!
С этим братцем
Песни пел!
А маленького братика
Я спать укладывал.
Надевают резиночку на большой палец,

на указательный,

на средний,

на безымянный,

на мизинец.
Кладут ладони на голову.
Пальчиковая гимнастика № 3
Тук-тук молотком!
Строим, строим новый дом!
Дети стучат кулаком о кулак.
Надевают резиночку для волос на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.
Это дом для Маши!
Этот дом для Саши!
Этом дом для Даши!
Этот дом для Наташи!
А этот дом для Андрюши!

Все соседи, все друзья!
Жить без дружбы нам нельзя!
Надевают резиночку на большой палец,
на указательный,
на средний,
на безымянный,

на мизинец.
Убирают резиночку в сторону.
Хлопают в ладоши.
Пальчиковая гимнастика № 4
С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю.

Ягод полное лукошко!

Я попробую немножко,
Я поем ещё чуть-чуть –
Легче будет к дому путь!

Я поем ещё малинки!

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять –
Снова буду собирать!
Дети надевают резиночку на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.
Показывают ладони.
Убирают резиночку в сторону.
Касаются поочередно пальцами обеих рук рта.
Указательные и средние пальцы обеих рук «шагают» по любой поверхности.
Дети касаются поочередно пальцами обеих рук рта.
Показывают ладони, изображают удивление. Берут в руки резиночку.
Под счет надевают резиночку на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.

«Игры с шестигранными карандашами»
«Круги на ладошке»
По ладошке круги катаю,
Карандаш не выпускаю!
1 вариант
Дети вращают карандаш всеми пальцами сначала одной, потом другой руки.
2 вариант
Дети вращают карандаш на ладони большим и указательным пальцами сначала одной и, потом другой руки.
«Подъемный кран»
Карандашик поднимаю,
Крепко пальчики сжимаю!
Дети кладут карандаш на правую ладонь, поднимают его большим и указательным пальцами, затем большим и средним пальцами, затем большим и безымянным пальцами, затем большим и мизинцем левой руки.
Затем выполняют эти движения правой рукой.
«Веселый карандаш»
Карандаш в руках катаю,
Между пальцами верчу,

Непременно каждый пальчик
Быть послушным научи!
Дети крутят карандаш между ладонями.
Пропускают карандаш между одним, двумя-тремя пальцами удерживают его в определённом положении в правой и в левой руках.
Крутят карандаш между ладонями.
«Качели»
Карандашик в руки взяли,
Вправо-влево покачали.
Что такое? Неужели
Мы попали на качели?
Дети качают карандаш вправо-влево, затем держа в правой руке, потом -держа в левой руке.
«Карусели»
Карусели, карусели!
Сели, сели, полетели,
Завертелись, закрутились,
Зажжужали, покатились!
Задрожали, завизжали,
Вместе за руки держались.
Как захватывает дух,
Ух!

Дети вращают карандаш пальцами обеих рук вверх-вниз, вправо-влево, затем пальцами одной руки (сначала правой, затем левой).

«Игры со счетными палочками»
«Цапля»
Очень длинный клюв у цапли,

Вы длинней найдете вряд ли.

Клювом мериться пришли

Аисты и журавли.
Дети ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат указательным пальцем правой руки.
Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат средним пальцем правой руки.
Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат безымянным пальцем правой руки.
ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат мизинцем правой руки. Затем проделывают те же действия левой рукой.
«Перелетные птицы»
Птицы в небе тают, тают,
Птицы к югу улетают.
Все растаяли вдали –
Аист,

Цапли,

Журавли.
Дети машут руками, постепенно поднимая их вверх.
Подносят ладонь «козырьком» ко лбу.
Берут в руки счетную палочку, ставят её на большой палец правой руки и держат указательным пальцем правой руки.
Поворачивают голову вправо, влево.
Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат средним пальцем правой руки.
Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат безымянным пальцем правой руки.
«Журавль»
По болоту я хожу,
Во все стороны гляжу.

Часто нагибаюсь,
Клюквою питаюсь.

Я схожу на ручеёк,
Заварю себе чаёк.

Буду пить – попивать,
Красно лето вспоминать.

Дети ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат указательным пальцем правой руки. Поворачивают голову вправо, влево
Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат средним пальцем правой руки.
Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат безымянным пальцем правой руки.
Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат мизинцем правой руки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector