Логопедические сказки как эффективный метод коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Автор: Кондратец Оксана Викторовна

Должность: Учитель-логопед

Учреждение: МАДОУ Детский сад №279

Населенный пункт: г. Уфа, Республика Башкортостан

Тема: Логопедические сказки как эффективный метод коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Опубликовано: 23.10.2017 19:25

Получить свидетельство      Скачать материал


Логопедические сказки как эффективный метод коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Анализируя речевые нарушения, имеющиеся у воспитанников детского сада, могу отметить увеличение количества детей со сложными речевыми нарушениями. Очень трудно бывает в процессе работы с детьми удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранялся надолго в памяти и использовался в новых условиях. Поэтому нужно организовать такую среду, в которой ребенок будет хотеть и стремиться сделать свою речь правильной, грамотной и красивой. Решить все это поможет инновационный метод – логосказки. Разнообразие в преподнесении учебного материала будет способствовать спонтанному развитию связной речи, поддержанию эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, улучшению результативности в усвоении знаний.
Сказка — это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Сказка, как известно, соответствует детской системе мироощущения. Их любят все, но в жизни ребенка она значит гораздо больше, чем в жизни взрослого. Сказка для ребенка — это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Волшебный мир раздвигает рамки обычной жизни. Именно в сказочной форме ребенок сталкивается с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство
Использование сказочных сюжетов помогает речевой активности детей, способствует как целенаправленному, так и спонтанному развитию словаря и связной речи, развитию причинно-следственных отношений, событий и отражению их в речи, включает в работу все анализаторы.
«Логосказки» решают множество задач:
• развитие всех сторон речи (фонематический слух, грамматика, лексика, связная речь);
• активизация психических процессов (внимание, память, мышление, воображение);
• воспитание нравственных качеств;
• положительная мотивация к коррекционным занятиям.
Логосказки  могут применять в своей работе, как логопеды, так и воспитатели логопедических и общеобразовательных групп. Эти сказки могут представлять собой целое занятие или дидактическую игру.
Для сказок можно использовать общеизвестные сюжеты, можно придумывать самим. Можно в совместном творчестве с ребенком частично изменять и дополнять сюжет по ходу занятия, можно разыгрывать сказки — спектакли, где дети одновременно и участники, и зрители происходящего.
Вся работа построена с опорой на общие дидактические принципы:
- систематичности и последовательности;
- учета возрастных и индивидуальных особенностей;
- учета структуры дефекта. 
А также учитываются:
- заинтересованность;
- положительно — эмоциональный настрой;
- уровень воображения, импровизации, внимания и памяти ребенка.
Виды логосказок:

1.Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).
2.Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).
3.Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков).
4.Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знания грамматических категорий).
5.Сказки,способствующие формированию связной речи.
6.Сказки для обучения грамоте (в звуках и буквах).
Для постановки сказок подходят различные виды театров, такие как:
• с куклами на палочках;
• рукавичковый;
• картонажный;
• бибабо и др.

В «сказочных» занятиях уделяется внимание не только речи, но и активизации процессов мышления, улучшения моторики пальцев рук, также большое внимание уделяется общему движению тела и совершенствованию эмоционально-волевых процессов. Игры и упражнения, направленные на двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей.
«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам и состоянием. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций, дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, дают простор творчеству.
«Логосказки» оказывают психокоррекционное воздействие как на внутренний, так и на внешний мир ребенка, что обеспечивает необходимую эффективность работы. Этот метод способствует формированию у детей интереса к сказке, сказочным героям и речевой деятельности, поддерживает положительные отношения к занятиям, а значит, помогает достигнуть лучшей результативности в коррекционной работе, обучении и воспитании.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector