Инновационные формы работы с детьми старшего дошкольного возраста в экспериментально — исследовательской деятельности

Автор: Кобякова Ирина Вячеславовна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МАДОУ Детский сад №45 «Улыбка»

Населенный пункт: г. Норильск, Красноярский край

Тема: Инновационные формы работы с детьми старшего дошкольного возраста в экспериментально — исследовательской деятельности

Опубликовано: 27.10.2017 09:08

Получить свидетельство      Скачать материал


ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО — ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка. Всякий ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет познать его, именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально развивалось в процессе саморазвития.
В дошкольных учреждениях, наряду с объяснительно-иллюстративным методом воспитатели используют методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно – исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.
Для закрепления полученных знаний, умений и навыков широко используются комплексные тематические занятия. Однако взаимосвязь между разделами программы не дает такой результативности в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как взаимопроникновение этих разделов друг в друга, или иначе говоря, их интеграция.
Использование экспериментально-исследовательской деятельности в работе способствует поддержанию познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. Данная работа актуальна по целому ряду причин: во-первых, федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования говорят о том, что программа дошкольного образовательного учреждения должна строиться с учетом принципа интеграции образовательной области в соответствии с возрастными возможностями и спецификой образовательных областей. Во-вторых, ребенок должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. В-третьих, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных, действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
Какими могут быть темы детских исследований? Все темы для исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы.
1. Фантастические – это темы, ориентированные на разработку несуществующих фантастических объектов и явлений. Например, мы с ребятами делаем проект космического корабля. Это может быть рисунок или макет, склеенный из бумаги, картонных коробок, упаковок из-под продуктов питания и косметики. А может быть даже «сконструировано» несуществующее животное с какими-то новыми, необычными возможностями.
2. Эмпирические – это темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. В качестве объектов для детского экспериментирования и наблюдений могут быть растения, животные, явления неживой природы (вода, камни, небесные светила).
3. Теоретические — это темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов содержащихся в разных источниках. Сейчас издается много очень хороших энциклопедий и справочников для детей разного возраста, что создает прекрасные условия для проведения теоретических исследований. Например: вместе с детьми собираем из разных источников информацию об определенной группе пород собак, устройстве парусных кораблей или истории музыкальных инструментов.
Многим интересно фантазировать, придумывать что-то необычное. Дети с большой охотой проводят эмпирические исследования. Я считаю это наиболее интересное и перспективное направление исследовательской деятельности детей.
Эксперимент – важнейший из методов исследования, используется он практически во всех науках и от исследовательского поведения неотделим. Экспериментирование используется в различных видах организационной и самостоятельной деятельности дошкольников. Детям нравятся занятия, на которых они вместе со взрослым, совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома.
Наша задача помочь в проведении этих экспериментов, сделать их полезными. Помощь эту необходимо оказывать первое время на всех этапах: и при выборе объекта исследования, и при поиске методов его изучения, и при сборе и обобщении материала, и при доведении полученного продукта до логического завершения, т.е. до представления результатов, полученных в исследовании. Подбирая сведения об окружающей мире, также необходимо учитывать возрастные особенности детей, их интересы.
Выбирая проблему (тему эксперимента) стоит учитывать, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы. Отсутствие литературы, необходимой «исследовательской базы», невозможность собрать нужные данные обычно приводят к поверхностному решению. А это не только не содействует, а напротив, существенно мешает развитию творческого мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя, следовательно, необходимо использовать практические методы. Другими словами — при выборе темы придерживаюсь следующих правил:
Тема должна быть интересная ребенку, должна увлекать его.
Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки). Вот почему педагог должен разрабатывать свою деятельность с детьми, точно формулирую вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности и необычности, чтобы поддерживать интерес на протяжении всего хода экспериментирования.
Необходимо предложить опыты от имени игровых персонажей (Капельки, Незнайки, Утенка-Удивлёнка и т.д.).
Моделировать проблемные ситуации, ставить цели, выдвигать гипотезы, продумывать способы их проверки, делать выводы.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, исследовательские опыты не требовали длительного времени.
Таким образом, в нашей группе был реализован проект, под названием «ЛюбоЗнайка». Для достижения поставленных целей и задач, необходимых для реализации данного проекта, нами были определены следующие действия:
Планирование работы
Создание центра экспериментально-поисковой деятельности «Лаборатория будущего», куда вошли все необходимые компоненты работы с детьми по экспериментированию
Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе
Обучение воспитанников навыкам опытно-исследовательской деятельности
Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментально-исследовательской деятельности
Для реализации проекта используются следующие формы работы:
Совместная занимательная деятельность воспитателя с ребенком
Самостоятельная деятельность детей
КВН, развлечения
Наблюдения в природе
Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий
Беседы по теме эксперимента имногое другое
Центр экспериментально-поисковой деятельности оснащен различным оборудованием и материалами для опытно-исследовательской деятельности. Наполняемость и пополнение центра осуществлялась с помощью семей воспитанников, что позволило нам привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей. Работа в данном направлении проводилась совместно с семьями воспитанников через такие формы взаимодействия как — выставки работ, оформление тематических альбомов, фотовыставок, фотоотчётов, консультаций, показ мастер-классов, дни «Открытий». Хочется отметить, что в ходе экспериментально-исследовательской деятельности развиваются и укрепляются детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывает новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь родителя и ребенка наполняется более богатым содержанием.
Содержание опытно-исследовательской деятельности планируется при наличии необходимого оборудования, соответствующего материала и оборудования, тематики проектов, а так же общей структуры планирования, избранной педагогом. Календарное планирование предполагает определение содержания работы на год по каждому объекту, учитывая постепенность и последовательность изучения объекта, усложнение в зависимости от возраста.
Опыт работы показывает — элементарные экспериментирование доступно уже детям раннего и младшего дошкольного возраста. Они с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолетики; пробуют делать пену, превращать снег в воду, а воду в разные цветные льдинки.
В старшей группе мы использовали уже более сложные опыты:
«Где, чей колосок?»
Сравнения ржаного и пшеничного хлеба
«Сколько лет дереву?»
Обнаружение воздуха в различных объектах
В подготовительной группе рассматриваем:
Сжимаемость воздуха
Расширение воздуха при нагревании
Загрязненность воздуха пылью, дымом, говорим о необходимости охраны воздуха от загрязнения
Ветер – движение воздуха
В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с новыми незнакомыми ему предметами и явлениями природы. Почему дует ветер? Кто раскрасил радугу? Почему камень тонет, а дерево нет? Откуда берутся снег и лед? У него возникает естественное желание узнать это новое, разобраться в непонятном. Поэтому необходимо отдавать предпочтение знакомству детей с элементарными физическими явлениями (о неживой природе), помочь установить простейшие закономерности и взаимосвязи различных явлений.
Далеко не все явления доступны пониманию детей. Однако то, что может быть понято ими, не должно представлять собой сумму отрывочных сведений, а знакомство ребенка с физическими явлениями служит не только средством накопления впечатлений об окружающем мире, но и выступает как инструмент развития его умственной деятельности. Все это возможно в том случае, когда явления будут обобщены, и представлять собой некоторую систему знаний о реальной действительности. Отсюда и возникает необходимость систематического, а не эпизодического ознакомления детей с физическими явлениями.
Опыт работы показывает, что в рамках этой системы старших дошкольников можно знакомить:
с движением тела и его основными компонентами
с шарообразностью земли
суточными и сезонными изменениями
со сравнениями масс тел при помощи весов и с понятием равновесия
с простейшими проявлениями земного притяжения
со свойствами воздуха
с агрегатными изменениями вещества и т.д.
При выборе метода ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы, необходимо опираться на такое не сложное правило — изучаемые явления должны не только наблюдаться, но и подвергаться воздействиям со стороны ребенка, который, видоизменяя эти явления, выявляет в них новые свойства и отношения. Таким образом, знания, о том или ином явлении природы, он получает не как готовый факт, а как результат, приобретенный в процессе поисков и размышлений.
Еще хочется отметить, что в экспериментально-исследовательской деятельности дети обучаются умению применять условные мерки, что позволяет им быстрее научиться выделять, а затем и сравнивать качественные особенности наблюдаемых явлений, веществ:
уличный термометр для измерения температуры воздуха
флюгер для изучения направления ветра
компас
мерка-палка для измерения глубин снежного покрова в различных местах участка, сосуда, для измерения объема воды, снега, льда.
На этом этапе детям показываются фокусы, мы читаем смешные истории, познавательные сказки и поучительные рассказы, делаем забавные игрушки – самоделки, объяснения которым могут дать физические понятия. Хорошим практическим пособием является издание Сикорук Л.Л. «Физика для малышей». В журнале «Дошкольное воспитание» печатаются рассказы из его книги: «Солнечные часы», «Греет ли шуба?», «Почему дует ветер?», «Почему идет снег?», «Капризная тучка» и др.
Таким образом, экспериментально-исследовательская деятельность развивает у детей любознательность, побуждает желание узнать больше, учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно – следственную связь, соблюдать правила безопасности.

1) исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде альбомов, буклетов, коллажей;
2) информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, выставки т.д.);
3) творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.п.).
Они классифицируются:
а) по составу участников;
б) по целевой установке;
в) по тематике;
г) по срокам реализации.
Ну а теперь немного из практики…
На первом этапе освоения исследовательская деятельность происходила в форме игры. Для стимулирования ребят, мы проводили коллективные игры с интересными сюжетами, когда в исследовании над одной проблемой трудится вся группа детей. Такие игры позволяют освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований. При этом педагоги не выполняли все действия за детей, а старались подтолкнуть его к тому, чтобы он сам научился выделять нужные свойства предметов, например, подбирать и соединять части пирамидки или матрешки в нужном порядке. При этом подсказки воспитателя не носили директивный характер: «Возьми это колечко» или «Надо взять другое колечко», также воспитатель не требовал от детей точного воспроизведения действий, а наоборот предлагал детям свободу действий, возможность выбора. При игре в группах дети учатся правильно говорить, общаться, сопереживать, помогать товарищу, развивается чувство ответственности перед другими, умение отстаивать своё мнение, соглашаться с мнениями других.
К старшему дошкольному возрасту дети уже накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый – развивающий уровень. Прежде всего, это опыт общения со сверстниками, опыт совместных переживаний. Это также опыт разнообразной совместной деятельности, требующий от детей умения согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок уже способен сдерживать свои импульсные побуждения, терпеливо выслушивать взрослого и сверстников. В этом возрасте активно развивается проектная деятельность дошкольников. Они принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. На данном этапе активность воспитателя снижается, т.е. помощь взрослого незначительна, она дифференцирована. Очень важно, чтобы взрослый был способен увлечься тем, чем в данный момент занят ребенок, увлечься искренне, с полной отдачей; принять его интересы, желания, цели и углубить их.
выделение проблемы, цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата
планирование деятельности
выполнение детьми задания
обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.
Третий – творческий этап проектной деятельности характеризуется высоким уровнем интереса детей к творческому проектированию. К концу шестого года жизни активно формируются все стороны личности ребенка: нравственная, эмоционально–волевая, интеллектуальная. Роль взрослого на этом этапе – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать её:
постановка детей в определенные условия, выделение проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон.
самостоятельное определение цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.
планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера)
выполнение детьми проекта, решение творческих споров, взаимообучение, помощь друг другу.
обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.
определение перспективы проекта.
У детей старшего дошкольного возраста исследовательская деятельность развивается более успешно. Поэтому все основные этапы «проходят» старшие дошкольники.
Расскажу о нашей деятельности. Первый этап включал в себя тренировочное занятие (и не одно), которое проводилось с подгруппой детей. Как только все удобно устроились, воспитатель раскладывает все приготовленные материалы и объясняет, что сегодня мы будем учиться проводить самостоятельное исследование – так же, как это делают взрослые ученые. После таких слов дети предложили создать клуб юных исследователей, придумали свою эмблему, форму. При этом мы использовали простой подручный материал. Мы сделали шапочки исследователей и карточки. Эти несложные приспособления позволили руководить исследовательской работой, которая состоит из пяти этапов исследования.
Выбор темы осуществляется путем выбора детьми карточки с картинкой. Карточки можно расположить на столе перед детьми. После краткого обсуждения, направляемого педагогом, дети обычно останавливают свой выбор на какой либо теме – выбирают ту или иную карточку. При выборе темы надо склонять детей к тому, чтобы они выбрали то, что им действительно интересно исследовать.
Естественно, что для детей составить план очень сложно и поэтому воспитатель раздает детям карточки и задает наводящие вопросы:
Что мы должны сделать в начале?
Как вы думаете, с чего начинают исследования ученые?
После каждого ответы ребенка воспитатель выкладывает на стол карточку с этим действием.
Когда все карточки выложены, дети их выстраивают по порядку, в той последовательности, в которой они будут искать информацию на выбранную тему. Это и будет наш план.
3. Следующий шаг – это сбор материала. Но перед тем, как мы начали действовать по плану, договорились с детьми о способах фиксации полученных сведений. На тренировочном этапе дети делали заметки – рисунки, значки, символы на маленьких листочках.
4. На этом этапе дети должны проанализировать весь собранный ими материал, расположить в определенной последовательности для дальнейшего доклада.
5. И пятый этап – это доклад, где дети рассказывают по карточкам о проделанной работе.
После того, как дети овладели технологией проведения проекта, можно приступать к реализации самостоятельной проектной деятельности. Самостоятельная проектная деятельность детей также проходит все основные этапы. Для того, чтобы подготовить ребенка для участия в такой деятельности, все — таки большая роль принадлежит воспитателю. Так воспитатель, предлагая тему ориентируется на интересы и возможности детей. Составление плана работы проходит также под руководством воспитателя. На следующем этапе – сбор материала, идет активная работа детей. Часто для сбора информации привлекаются родители. Так, например, родители помогают найти нужную информацию из книг, совместно рассматривают иллюстрации энциклопедий, просматривают с детьми научно – познавательные передачи.
После того, как будут собраны все сведения, проведены наблюдения, эксперименты, можно переходить к обобщению материала. Сначала надо изложить на бумаге самое главное.
Умение выделить главную мысль, найти подтверждающие ее факты – очень важное качество. Мы решили обучать детей этому с помощью простейших графических схем. Воспитатель рисует на доске схему – «дом с колоннами». Где главная идея обозначена большим треугольником; колонны – это факты, ее подтверждающие. Заключительная часть обозначена прямоугольником, лежащим в основании. Такая схема служит простейшим помощником, для того, чтобы выделить логическую структуру текста. Она необходима для того, чтобы дети смогли ею воспользоваться при защите своего проекта. Для доклада лучше всего выбирать ребенка с хорошо развитой речью. Наша задача, как педагогов – поддерживать стремление ребенка получать новые сведения об объекте, показать ему простейшие приемы экспериментирования, помочь перестроить свою деятельность “методом проб и ошибок” в соответствии с полученными результатами. Важно, чтобы ребенок умел использовать результаты своих ошибочных действий, извлекая из этого нужную информацию.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector