Развитие речи в коррекционном дошкольном учреждении

Автор: Черепанова Оксана Николаевна

Должность: Учитель — дефектолог

Учреждение: МДОУ «Д/с № 105 компенсирующего вида»

Населенный пункт: г. Магнитогорск, Челябинская область

Тема: Развитие речи в коррекционном дошкольном учреждении

Опубликовано: 29.10.2017 19:05

Получить свидетельство      Скачать материал


Тема: Логопедическая работа в коррекционном дошкольном учреждении.
Актуальность и значимость проблемы нарушения речи и коррекции у детей с нарушением интеллекта определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка.
В советской и зарубежной специальной литературе широко представлены данные, свидетельствующие о том, что дети с нарушением интеллекта, не имея ни повреждений слуха, ни резких аномалий строения речевых органов, овладевают речью значительно позднее своих нормально развивающихся сверстников.
По данным Касселя, Шлезингера и М. Зеемана, более 40% детей с ограниченными возможностями начинают говорить после трех лет. У детей с нарушением интеллекта задерживается не только развитие активной речи. Они значительно хуже своих нормальных сверстников понимают обращенную к ним речь. У ребенка с нарушением интеллекта ко времени поступления в школу, т.е. к 7 годам, практика речевого общения занимает меньший отрезок времени – всего три-четыре года. Причем темп развития его речи все эти годы резко замедлен, а речевая активность недостаточна. Разговорно-бытовая речь ребенка оказывается слаборазвитой. Это затрудняет его общение со взрослыми. Ребенок редко участвует в беседах, на вопросы отвечает односложно и далеко не всегда правильно. Значительно осложненным оказывается также выполнение поручений и заданий.
При объяснении причин, обуславливающих замедленное формирование речи у детей с нарушением интеллекта, следует исходить, прежде всего, из характерного для них общего недоразвития всей психики в целом, которое приводит к значительным изменениям и задержкам в умственном развитии, о которых говорилось выше.
Нарушения речи у детей с нарушением интеллекта носят системный характер, т.е. отмечается недоразвитие речи как целостной функциональной системы.
Умственное и речевое развитие ребенка тесно связаны между собой, но вместе с тем развитие речи и познавательной деятельности характеризуются определенными особенностями. Формирование речи основывается на развитии познавательной деятельности, но эти два процесса являются относительно автономными. Прежде всего, появление речи, как правило, значительно запаздывает. Степень недоразвития речи чаще всего соответствует степени общего психического недоразвития. Однако встречаются случаи их расхождения в ту или другую сторону. У некоторых детей с кажущейся богатой речью можно наблюдать поток бессмысленных штампованных фраз с сохранением услышанных ранее интонаций. Такая речь встречается у детей с глубокими поражениями преимущественно лобных отделов коры (так называемый лобный синдром олигофрении), а также у детей, страдающих гидроцефалией. В этом случае говорят о пустой эхолаличной речи. У других глубоко умственно отсталых детей, речь не возникает и почти не развивается в течение ряда лет. Это так называемые “безречевые” дети. Такие аномалии свидетельствуют о более грубых локальных поражениях речевых зон коры. Типичное для детей с нарушением интеллекта недоразвитие речи соответствует их интеллектуальному недоразвитию.
В младшем возрасте дети плохо, примитивно понимают чужую речь, они улавливают тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, связанные большей частью с их непосредственными потребностями. В дальнейшем понимание обращённой речи, их пассивный словарь расширяется и обогащается, однако понимание остаётся ограниченным и связанным только с личным опытом ребёнка. Дети с нарушением интеллекта научаются связывать слово только с определённым предметом и явлением и даже с группой предметов по конкретной ситуационной связи, но, как правило, без специального обучения слово не служит им для более сложного обобщения.
Самостоятельная речь детей с нарушением интеллекта проявляется преимущественно в виде отдельных слов, коротких фраз. Она характеризуется недостаточностью модуляции, грубым косноязычием, нарушением структуры слов, аграмматизмом (ошибки в грамматическом оформлении активной речи и в понимании значения грамматических конструкций). В их высказываниях часто отсутствуют склонения, спряжения, служебные части речи Отсутствие речи компенсируется жестами, нечленораздельными звуками, своеобразными словами, в которые они вкладывают обычно вполне определённый смысл.
При исследовании словаря детей отмечается, что после 5 лет знают названия различных предметов обихода, животных, овощей и т.д., однако дать им соответствующих названий часто не могут. Вместо этого они перечисляют отдельные объекты или пользуются ситуационными обозначениями (например, составив группу овощей, определяют её словом “огород”, группу животных называют “лес”).
Нарушено произношение практически всех групп звуков, фонематическое восприятие не развито.
В разговоре дети ограничиваются выражением самых простых своих нужд и ощущений, употребляя короткие слова и фразы.
При характеристике устной речи детей следует отметить, что само по себе накопление новых слов не ведёт к улучшению их активной лексики, т.к. они не пользуются речью даже тогда, когда знают нужное слово.
Пассивность, крайне сниженная потребность в высказываниях, слабый интерес к окружающему — всё это тормозит процесс активизации словаря , что наиболее ярко проявляется в общении детей. Однако при специально организованной практической деятельности они способны овладеть в определённой степени коммуникативной функцией речи. У них вырабатываются умения попросить у товарища или педагога необходимый для работы инструмент, спросить о том, где можно взять нужный им материал, или задать ещё ряд элементарных вопросов. Потребность в общении возрастает по мере обучения.
Темп развития речи у ребенка с нарушением интеллекта резко замедлен, а речевая активность недостаточна. Определенную роль в замедлении развития речи играет общее моторное недоразвитие. Оно нарушает процесс действенного знакомства ребенка с окружающим миром и тем самым, тормозит накопление представлений и сведений о нем. Нарушения моторики оказывают прямое влияние на произносительную сторону речи. Произвольное произнесение звуков, а тем более слов, требует высокой степени координации движений органов речи. Координирование движений речевых органов представляет для умственно – отсталых детей серьезную трудность.
У ребенка с нарушением интеллекта развитие речи обусловлено обогащением его жизненного опыта и общением с окружающими. Но в силу общего недоразвития психики процесс расширения опыта протекает у него медленно и ущербно. Аномально развивающаяся практическая и познавательная деятельность не может служить достаточной основой для быстрого накопления большого количества разнообразных представлений и не способствует в должной мере появлению у ребенка новых потребностей и интересов. Он менее сильно, чем нормальные сверстники, чувствует необходимость в речевом общении с окружающими и меньше общается с ними. Общение со взрослыми формируется у него с запозданием и со значительными отклонениями от нормы.
Речь детей с интеллектуальными нарушениями часто монотонная, маловыразительная, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях замедленная, в других – ускоренная. У детей с синдромом Дауна темп речи замедленный, иногда отмечается скандированная речь. Часто у этих детей наблюдаются нарушения ритма речи органического генеза, голосовые расстройства.
— нарушения лексико-грамматической стороны речи
У детей с нарушениями интеллекта наблюдается бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря, преобладание пассивного словаря над активным, нарушение процесса организации семантических полей. Они не знают названий многих предметов, частей предметов, в их словаре доминируют существительные с конкретным значением, отсутствуют слова обобщающего характера, мало прилагательных, наречий, преобладают замены слов по семантическому сходству. Пассивный словарь шире активного, но он с трудом актуализируется; часто для его воспроизведения требуется наводящий вопрос; многие слова так и не становятся понятиями.
Несформированность грамматической стороны речи проявляется в аграмматизме, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений, выявляются искажения в употреблении падежей, смешения предлогов, неправильные согласования существительного и числительного, существительного и прилагательного.
Функция словообразования менее сформирована, чем словоизменение. Для высказываний детей характерны простые, нераспространенные предложения, часто структурно не оформленные, с пропусками главных членов. Увеличение длины предложения происходит за счет перечисления событий, объединения предложений с помощью интонации и союза «и».
— формирование связной речи у данной категории детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями. Дети долго задерживаются на вопросно-ответной и ситуативной речи.
В процессе порождения связных высказываний они нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи в виде вопросов или подсказок. Особенно трудной для детей является контекстная форма речи. Недостаточно сформирована диалогическая речь из-за слабой ориентированности на собеседника.
Связные высказывания малоразвернуты, фрагментарны. В рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными частями.
Более легко дается детям пересказ, однако не без издержек: пропускаются важные части текста, упрощенно передается содержание, дети не понимают причинно-следственные, временные и пространственные связи. А аутичные дети не овладевают пересказом, испытывают трудности при пересказе даже по опорным картинкам. Чтение механическое, целыми словами.
В дефектологической литературе имеются сведения о том, дети с нарушением интеллекта сложные предложения начинают употреблять в письменной речи раньше, чем в устной.
Игра «Хлоп-топ»
Цель: развитие фонематического слуха, внимания, быстроты реакции.
Игра имеет несколько вариантов.
1. Педагог называет слова, предлагая ребенку хлопнуть в ладоши, если он
услышит слово, начинающееся (заканчивающееся) на определенный звук.
2. Педагог называет слова, предлагая ребенку хлопнуть в ладоши, если он
услышит слово со звуком [к], и топнуть, если он услышит слово со звуком [г].
3. Педагог произносит слоги, предлагая ребенку хлопнуть себя по коленкам,
если он услышит слог па, и подпрыгнуть и мягко приземлиться, если он
услышит слог (ба).
Игра «У кого хороший слух?»
Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове,
Педагог показывает картинку и называет ее. Дети поднимают
сигнальную карточку, если услышат в названии заданный звук. На более
поздних этапах педагог молча показывает картинку, а дети
проговаривают название картинки про себя и реагируют также.
Игра «Какой звук чаще всего слышим?»
Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи
часто повторяющийся звук. Педагог произносит стихотворение, а дети
называют звук, который они чаще всего слышали.
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Гусь Гога и гусь Гага
Друг без друга ни шага.
Игра с передачей мяча «Мяч передавай — слово называй»
Цели: развитие фонематических представлений, активизация словаря.
Педагог называет первое слово и передает мяч ребенку.
Свяжем мы из слов цепочку,
Мяч не даст поставить точку.
Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего
слова — начальный звук последующего (весна — автобус — слон — нос —
сова).
Таким образом, логопедическая работа в коррекционном дошкольном учреждении в имеет свою специфику, которая обусловлена особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями детей с нарушением интеллекта, а также характером симптоматики, механизмов, структуры речевого дефекта у этих детей. Логопед, дефектолог и воспитатель, каждый со своим видением ситуации, должны прийти к взаимопониманию для нахождения общих путей решения учебных и речевых проблем.
Для ребенка с отклонениями в развитии необходима длительная, постоянная, требующая особой подготовки помощь, как педагогов, так и близких. Их любовь, терпение и выдержка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector