Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Автор: Таляева Елена Александровна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ Детский сад №51

Населенный пункт: г. Муром, Владимирская область

Тема: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Опубликовано: 30.10.2017 17:52

Получить свидетельство      Скачать материал


Содержание работы
• Актуальность и перспективность опыта
• Ведущая идея опыта
• Теоретическая база опыта
• 4. Новизна опыта
• Технология опыта
• Анализ результативности
• Адресные рекомендации по использованию опыта
• Список литературы
• Приложения

Актуальность опыта
« Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и постепенном переходе ее в работу…» А.С.МАКАРЕНКО

С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Но и этого недостаточно для возникновения у него речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.
Изучая методическую литературу, изучая опыты известных педагогов по данной проблеме и наблюдая за речью и играми детей, пришла к выводу, что через игру у детей дошкольного возраста развитие речи происходит быстрее. Почему? Да потому, что в дошкольном возрасте, игра является основным видом деятельности. Уже с самого раннего возраста детям доступны различные виды игр. Именно с помощью игр детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем мире, развивается речь.
Детский сад совместно с семьей является первым звеном системы по развитию речи дошкольников, поэтому не случайно перед воспитателями встает задача формирования речевой деятельности детей. Уровень развития речи детей в дошкольном учреждении зависит от проводимых мероприятий по развитию речи детей. Если в группе будет создана система работы по развитию речи детей совместно с их родителями, то уровень развития речи детей дошкольного возраста возрастет, обогатится и расширится словарь, усовершенствуется звуковая культура речи детей и развитие монологической и диалогической речи. Для меня, как для воспитателя, очень важно определить каким набором методического педагогического инструментария следует воспользоваться, чтобы ежедневно помогать детям познавать мир, развиваться, взрослеть. Одной из моих педагогических заповедей стала древнейшая мудрость, которая гласит, что педагог должен подготовить воспитанника, у которого смог бы учиться сам.
В результате своей практической деятельности выяснила, что не каждого ребенка легко побудить к активной деятельности на занятии или в игре. У некоторых детей пропадает интерес и, естественно, появляется отставание от сверстников. Преодолеть такое положение стало возможным в результате поиска более интересных форм воспитания и обучения, создания атмосферы сотрудничества в группе, дающей каждому веру в возможность движения вперед. С этой целью я в течение двух лет работаю над темой «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность».
Актуальность данного опыта состоит в том, что многие выдающиеся педагоги и мыслители прошлого придавали большое значение игровой деятельности, как средству развития речи детей дошкольного возраста. Педагоги и психологи пришли к выводу о необходимости выбора методов, форм обучения, наиболее приближенных к естественной детской деятельности, игре.
Игра – это одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку теории игры внесла Н.К. Крупская. Она придавала большое значение игре, игра – это средство воспитания и формирования личности ребенка: « Игра для них – учеба, игра для них — труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных». В игре ребенок развивается, у него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Н.К. Крупская отмечает, что приобретать знания можно не только сидя за книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя. Игры учат детей применять имеющие знания в разных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым , уступать в случае необходимости, помогать в беде. Поэтому игра — это прекрасное средство воспитания коллективизма. Игры способствуют и художественному воспитанию – совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии.
Ведущая педагогическая идея опыта

Анализ теоретических положений, анализ научно – методической литературы показал, что дошкольное детство является началом формирования речевой деятельности детей, а сейчас с каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи, а ведь речь, как мы знаем, является одним из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом и поэтому дети с хорошо развитой речью легко вступают в общение с взрослыми и сверстниками, и наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и накладывает очень тяжелый отпечаток на его характер, на его полноценное развитие.
Так как игра – основной вид деятельности дошкольников и она занимает важное место в развитии ребенка, выбранная мной тема актуальна и на современном этапе. С помощью игровой деятельности детям передаются и закрепляются определенные знания, полученные ими при обучении, формируются представления об окружающем мире, развивается речь. Использование игр на занятиях способствует правильному произношению слов, звуков, фраз, темпу речи, речевому слуху. В играх развиваются мышление, память, внимание, наблюдательность- необходимые компоненты для полноценного развития речи детей дошкольного возраста. Из этого следует, что создание на базе ДОУ системы по развитию речи детей с использованием в педагогическом процессе разнообразных видов игр будет способствовать развитию понимания речи, расширению и обогащению представлений детей об окружающем, формированию обобщенных представлений о предметах и действиях, развитию активной речи, обогащению и расширению словаря, совершенствованию звуковой культуры речи, развитию потребности детей в общении посредством речи, обучению простым формам монологической и диалогической речи.
Цель моей работы – теоретическое обоснование и разработка педагогических условий для эффективного процесса развития речи детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность.
Для достижения данной цели в работе были определены следующие
задачи:
-разработать и проверить педагогические условия, обеспечивающие развитие речи детей через игровую деятельность ;
-проанализировать современные научные подходы к проблеме исследования условий организации игровой деятельности как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста;
— разработать систему работы с родителями, способствующую раскрытию значимости игровой деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность.
Предмет исследования: создание условий по организации игровой деятельности
Гипотеза исследования: составляет предположение о том, что процесс развития речи детей через игровую деятельность может быть успешным при реализации следующих условий:
— определены критерии, показатели и уровень сформированности речи детей;
— взрослыми поддерживается и стимулируется стремление к игровой деятельности. С учетом интересов детей и создается необходимая для игровой деятельности предметно-пространственная среда;
— взаимодействие педагогов и родителей строится по принципу взаимной дополняемости.
Предполагаемый результат:
— созданные условия по организации игровой деятельности будут способствовать развитию речи детей младшего дошкольного возраста;
— активное вовлечение родителей в совместную игровую деятельность по развитию речи детей.
Методы исследования: изучение теоретических источников, методической литературы, наблюдение, эксперимент, беседа, игровая деятельность

Теоретическая база опыта.

Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни.
Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.
В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.
В данной работе раскрывается значение игр для детей дошкольного возраста, их роль в речевом развитии детей.
В русской педагогике сложились давние традиции воспитания и обучения на родном языке. Мысли о необходимости обучения родному языку в первые годы жизни содержатся в трудах многих известных педагогов, писателей, философов.
В педагогике фундамент теории игры как важнейшего средства всестороннего воспитания детей заложили исследования таких ученых, как Е.А. Флериной, Е.И. Тихеевой, Е.А. Аркина. Позднее игре были посвящены работы Р.Я. Лехтман-Абрамович, Ф.И. Фрадкиной, Н.М. Аксариной, А.П. Усовой, Д.В. Менджерицкой, Р.И. Жуковской, В.П. Залогиной, Т.А. Марковой и др.
Одно из основных положений педагогической теории детской игры заключается в том, что игра имеет историческую, а не биологическую природу. Такое понимание природы игры и закономерностей ее развития нашло отражение в исследованиях психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца и их последователей. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей.
Широкую известность получили труды Ефима Ароновича Аркина. Он считал речевое общение детей со взрослыми источником познания маленьким ребенком окружающего мира. В монографии «Ребенок от года до четырех лет» (1931), а также в ряде статей Аркин прослеживает изменение словаря и грамматических форм детской речи; опираясь на труды И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, объясняет психофизиологические механизмы речи, природу первых голосовых реакций, показывает взаимосвязь развития речи и интеллекта, ритмические колебания в развитии речи.
Большое влияние на содержание и методы работы по развитию речи оказала деятельность Елизаветы Ивановны Тихеевой, известного общественного деятеля в области дошкольного воспитания.
Она определила основные задачи (разделы) работы по развитию речи детей в детском саду:
• развитие речевого аппарата у детей, его гибкости, четкости, развитие речевого слуха;
• накопление содержания речи;
• работа над формой речи, ее структурой.
Е.И. Тихеева показала пути решения этих задач. В ее трудах представлена стройная система работы над словом.
Однако известно, что умение играть (особенно это относится к ранним этапам дошкольного детства) возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.
Таким образом, тема актуальна тем, что игровая деятельность дает воспитателю возможность проводить занятие по обучению речи более плодотворно.
Новизна опыта
-создана развивающая предметно-пространственная среда;
— изучено состояния устной речи детей;
-участие родителей в речевом воспитании детей.
Технология опыта
В настоящее время, с каждым годом растет число детей, у которых выявляются отклонения в развитии речи, а ведь речь – это один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Дети с хорошо развитой речью легко вступают в общение с окружающими: они могут понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми, с взрослыми и со сверстниками и
очень часто накладывает тяжелый отпечаток на его характер и на его развитие.
В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна, однако постепенно расширяется круг
его связей с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники и взрослые. Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.
Началом формирования речевой деятельности ребенка является дошкольное детство (это и детский сад, и семья), именно в этот период закладываются основы развития речи, обогащается словарь детей, формируется звуковая культура речи детей. А так как игра — это ведущий вид
деятельности детей дошкольного возраста, то я поставила перед собой цель:
развивать речь детей через разнообразные виды дидактических игр.
Прежде чем начать работу поданной теме я изучила ряд методической
литературы: пособие под редакцией С. Л. Новоселовой «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста», пособие «Развитие речи в детском саду» В.В Гербова, пособие « Игры и игровые упражнения для развития речи детей» Г. С. Швайко, пособие А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», пособие Е.И.Удальцова «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников», просмотрела программы по развитию речи детей дошкольного возраста: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» О.С. Ушаковой, программа « Детство»: Развитие речи А. К. Бондаренко, программа « Развитие речи дошкольников» Е. И. Тихеева.
Узнала больше о дидактической игре (ее структуре, видах, принципах, функциях, методике проведения).
Структура дидактической игры:
Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, то есть основные элементы, которые характеризуют игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из элементов игры — дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия, познавательное содержание черпается из «Программы воспитания и обучения в детском саду».
Следующий элемент — это игровые правила, их основная цель — организовать действия, поведение детей, правила могут запрещать, разрешать, предписывать детям что-то в игре, делать игру занимательной, напряженной.
Еще один элемент игры — это игровые действия, они контролируют выполнение игровых правил.
Так любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.
Виды дидактических игр:
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Эти признаки
присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других – иные.
В разных сборниках указано множество (около 500) дидактических игр, но четкой классификации, группировки по видам еще нет. Чаще всего игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений и другие. Иногда игры соотнесены с материалом: игры с народными дидактическими игрушками, настольно — печатные игры. Существуют еще и другие виды игр: игры — путешествия, игры — поручения, игры — предположения, игры — загадки, игры — беседы.
Функции дидактической игры :
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры — занятия и дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит педагогу, который для повышения у детей интереса к занятию использует разные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. Использование разных компонентов игровой
деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С
помощью игр-занятий педагог не только передает знания, формирует представления, но и учит детей играть. Игры — занятия относятся к прямому обучению детей с использованием разных игровых приемов.
Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии
сенсорной культуры. Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Педагог одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игра осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, к ее правилам и действиям, если правила ими усвоены, а педагог заботится об усложнении игр, расширении их вариативности, а если у ребят угасает интерес к игре, необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.
Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка, то есть происходит интеграция образовательных областей, умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания. С помощью дидактических игр педагог приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в разных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющие знания, находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей, ознакомление детей с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и окружающей жизни. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в непрерывной связи, активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов, в игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.
Принципы дидактической игры:
При проведении дидактических игр педагог основывается на общих дидактических принципах, одним из них является принцип системности. Системность предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр по их содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Система игр предусмотрена «Программой
воспитания в детском саду» применительно к каждой группе и от группы к группе.
Обучение детей и усвоение ими программных требований требует повторности, это требование относится и к обучению на занятиях и к играм, детям дошкольного возраста все ново, и только в результате повторений маленькие дети учатся выделять в предметах признаки и качества. Необходимость повторности игр определяется и тем, что не все дети одинаково успешно усваивают то, что составляет обучающее содержание игры, игровые действия и правила.
Дидактическая игра представляет сочетание наглядности, слова педагога и действий самих детей с игрушками, пособиями, предметами, картинками.
Наглядность в игре прежде всего представлена в предметах, которыми играют дети, которые составляют материальный центр игры: в картинках, изображающих предметы, действия с ними, назначение предметов, их основные признаки, свойства материалов. При объяснении игры, правил и действий педагог наглядно, на примере показывает детям, особенно младшего возраста, как нужно выполнять то или иное игровое действие.
Огромное значение в руководстве играми имеет слово педагога. Обращение к детям, объяснения, короткие рассказы, пояснения, вопросы к детям — все это раскрывает содержание игры и участие детей в ней, содействует пониманию включенных в игру задач, обеспечивает контакт детей между собой и взрослыми. При помощи пояснений, указаний, педагог направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их опыт, расширяет опыт. Одновременно он способствует развитию речи детей, обогащению их словаря. Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их непринужденность, переживание радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач. Развитию игры чаще всего способствуют косвенные приемы: интригующий игру вопрос, удивление, шутка, доброжелательный юмор, сюрпризы и другое.
В руководстве игрой и в развитии ее важное значение имеет темп, он определяется темпом умственной активности, речи, усвоением игровых правил. Темп игры обусловлен и эмоциональными переживаниями и увлеченностью детей.
Руководя дидактической игрой, педагог имеет широкие возможности использовать разнообразные формы организации детей. Контакт педагога с детьми, детей между собой достигается легче и быстрее, если дети сидят кружком или полукругом, а педагог в центре круга. Иногда дети делятся на группы, а иногда « едут путешествовать» и покидают пределы группы.
Конечно, не исключается форма организации детей за столами. Особенностью дидактической игры и ее завершающим концом является результат.
Для педагога результат игры является показателем уровня достижений или в усвоении знаний, или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игровой задачи и игровых действий, без правил, дидактическая игра невозможна, она утрачивает свои особенности, не достигает обучения и воспитания.
Методика организации дидактических игр:
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в 3 основных направлениях: подготовка к проведению игры, ее проведение и анализ.
В подготовку к проведению игры входят:
— отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов.
— установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы.
— определение наиболее удобного времени проведения игры.
— выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим, такое место отводят в групповой комнате или на участке.
— определение количества играющих (вся группа, подгруппы, индивидуально).
— подготовка необходимого дидактического материала для игры (игрушки, предметы, картинки).
— подготовка к игре самого воспитателя, он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в ней, методы руководства.
— подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни.
Проведение дидактических игр включает:
— ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре.
— объяснение хода и правил игры, педагог обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил.
— показ игровых действий, педагог учит детей правильно выполнять действие.
— определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, участвуя в игре, педагог направляет действия играющих.
— подведение итогов игры, в конце игры педагог подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему, это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс игры, избежать впоследствии ошибок. Изученная мной теория и методика по данному вопросу, помогла мне в планировании работы и легла в основу моего опыта.
Для планирования работы по развитию речи через дидактические игры
на начальном этапе я выявила уровень развития речи детей 3 лет, а также параллельно в форме анкетирования мною была проведена диагностика родителей (приложение 1).
Мною была проведена диагностика, которая позволила определить уровень развития речи детей, в эксперименте участвовало 23 ребенка в возрасте 3 лет, из них 13 мальчиков и 13 девочек.
Для работы использовала следующие диагностики:
Задание 1 « Тесты для детей 3 лет. Развитие речи» из серии « Умные книжки». Задания направлены на определение уровня развития речи детей (приложение 2) .
Задание 2 Диагностика развития речи детей 3 лет . (приложение 3)
Итак, анализ графических данных показал, что уровень развития речи у 65% детей 3 лет ниже среднего уровня, а родителям в основном некогда заниматься развитием речи своих детей, а если и удается, то время от времени. Поэтому привлечение семьи к развитию речевой деятельности их детей требует от педагога особого такта, внимания не только к каждому ребенку, но и к родителям.
Таким образом, принимая во внимание анализ диагностик по развитию речи детей 3 лет, анкетирование родителей, сделанных во время начального эксперимента с группой из 26 детей, были выявлены дети с разным уровнем развития речи. Соответственно из этих детей сформировалась экспериментальная группа для проведения дополнительной работы по повышению развития речи детей. Прежде чем начать работу по данной теме я составила план по самообразованию на 2 года по теме: « Развитие речи детей через дидактическую игру», где поставила себе цель: более подробно изучить проблему развития речи через игровую деятельность, в том числе и через дидактические игры, через изучение научно — методической литературы, подготовку практического материала.
Для успешного решения задач по развитию речи детей я использую следующие формы и методы работы:
— работа с родителями,
— ознакомление с художественной литературой,
— дидактические игры,
— занятия,
— наблюдения,
— беседы,
— художественное творчество.
Таким образом, проводимая мною работа по развитию речи тесно связана со всеми видами детской деятельности. В своей работе с детьми я использую различные виды дидактических игр, но особое внимание уделяю словесным дидактическим играм. В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер, а также дидактическая игра помогает закрепить полученные знания при обучении.
Так как игра занимает важное место в развитии ребенка, выбранная мной тема актуальна и на современном этапе. Выбрав тему и поставив перед собой цель, развивать речь детей через дидактическую игру, мною были определены этапы работы по теме. Для каждого этапа я подобрала и систематизировала дидактические игры, подбор которых проводился по разделам: формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, развитие связной речи. Подбор игр я осуществляла по возрастам в зависимости от их дидактической нагрузки, т.е. с учетом усложнений их по
дидактическому содержанию. На каждом этапе больше внимания уделяла какому-то одному разделу, но от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. Работа с детьми проводилась по разработанному перспективному плану, в совместной деятельности, на прогулке, в свободное вечернее время, а также игры включены в занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром.
Использование дидактических игр на занятиях способствует правильному и отчетливому произнесению звуков, слов, фраз, темпу речи, ее
громкости, а также речевому слуху.
Я считаю, что немаловажное значение для развития речи детей – это окружающая обстановка в группе и конечно, дома. Также много значит правильное размещение дидактических пособий и игр, мест, где можно уединиться, поиграть за столом, посидеть, поговорить, посмотреть картинки.
В нашей группе мною оформлен уголок « Дидактическая игра»,где я создала картотеку дидактических игр по развитию речи детей, изготовила дидактические пособия, развивающие лото. Все знания, которые дети получали на занятиях, в ходе бесед, на прогулках, вне занятий, в свободной деятельности, закреплялись в дидактических играх.
Подобрала разные виды игр: игры — путешествия (« Кто живет в лесу?»), игры — поручения (« Найди предметы красного цвета»), игры — предположения ( «Зачем нужны игрушки?»), игры – загадки (« Овощи в загадках» ), игры — беседы (« Я начну, а вы продолжите», «Расскажи про весну», «Подбери слово» ), использовала разные дидактические пособия.
Свою работу строю на следующих дидактических принципах:
Проблемности — ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает сам в процессе своей собственной деятельности.
Мотивированности- знания приобретают для ребенка личностный смысл.
Интегрированности- взаимосвязь всех разделов программы.
Индивидуализации- способствует развитию личностных качеств.
Психологической комфортности- создание спокойной , доброжелательной атмосферы.
Для реализации дидактических принципов на практике выделила основные задачи:
1. Расширение и обогащение представлений детей об окружающем мире.
2. Активизация и обогащение словарного запаса детей.
3. Совершенствование звуковой культуры речи.
4. Обучение простым формам монологической и диалогической речи.
В своей работе я использую развивающие методы:
1. Словесный — беседы, диалоги, объяснения.
2. Игровой — игра естественное состояние детей, познающих окружающий мир.
3. Наглядный – показ способа действий.
В своей работе я использую пособие А.К.Бондаренко «Дидактические
игры в детском саду», Е.И.Удальцова « Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников». Более года я углубленно работаю по проблеме «Развитие речи детей через дидактическую игру». Опыт работы показывает, что именно дидактические игры в большей степени способствуют развитию
речевой деятельности детей, обогащению словарного запаса детей, воспитанию звуковой культуры речи.
Проведение образовательной деятельности с использованием
дидактических игр:
— Способствует расширению и обогащению представлений детей об окружающем мире.
— Расширяет, обогащает и активизирует словарный запас детей.
— Развивает способность устанавливать простые причинно-следственные связи между предметами.
— Совершенствует звуковую культуру речи детей.
— Обучает простым формам монологической и диалогической речи.
— Способствует правильному произношению слов, звуков, фраз, темпу речи и речевому слуху.
— Развивает мышление, память, внимание, наблюдательность.
— Во время игр дети получают удовольствие, они любят играть.
Для моей работы в области развития речи хорошим помощником стал журнал « Дошкольное воспитание», на его страницах педагоги делятся своим опытом и своими наработками по развитию речи детей через дидактические игры.
После двух лет у детей совершенствуется понимание речи и происходит скачок в развитии активной речи. Они начинают употреблять не только отдельные слова, но и простые, короткие фразы. В ходе занятий по развитию речи, кроме образца, я стараюсь, чтобы ребё

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector