Педагогические матричные подразделения в методической работе

Автор: Власенко Инна Юрьевна

Должность: Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе

Соавтор: Заяц Елена Анатольевна

Должность: Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе

Учреждение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10

Населенный пункт: пгт. Сафоново-1, Мурманская область

Тема: Педагогические матричные подразделения в методической работе

Опубликовано: 03.11.2017 12:05

Получить свидетельство      Скачать материал


Секция заместителей заведующего МБДОУ по УВР
ЗАТО г. Североморск

Семинар:
«Педагогические матричные
подразделения
в методической работе»

Подготовили
зам. зав. по УВР МБДОУ д/с №10 Заяц Елена Анатольевна
зам. зав. по УВР МБДОУ д/с №10 Власенко Инна Юрьевна

МБДОУ д/с № 10
27.02.2014 г.
Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса.
В литературе встречается немало определений понятия «методическая работа».

По мнению Марины Александровны Васильевой, методическая работа в ДОУ – комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приёмам работы с детьми.

Ксения Юрьевна Белая предлагает понимать: методическая работа – это целостная система деятельности, направленная на обеспечение наиболее эффективного качества реализации стратегических задач ДОУ.

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе очевидна для всех.

Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства призвана специально организованная методическая работа.

Организатором методической работы в ДОУ является зам. зав. по УВР, однако в повседневном общении нас называют методистами. Как в имени человека изначально заложено некое значение, так и в названии профессии. Именно в слове «методист», в каждой букве — направление, содержание, суть нашей работы.

Миссионер – должен убедить другого поверить в то, во что верит сам, уметь увлечь, повести за собой.

Единомышленник – сделать так, что бы весь педагогический коллектив мыслил в одном порыве, был нацелен на эффективную творческую работу.

Творец – постоянно находится в творческом поиске.

Организатор – создание рациональной и целостной структуры ДОУ, которая направлена на повышение качества образовательного процесса.

Дипломат – нельзя эффективно руководить людьми, если ты не умеешь находить подход к человеку, если не способен на компромисс. Как дипломаты мы не имеем права на грубость и раздражение, на невнимание и нерешительность. Мы должны быть мудрыми, гибкими и высокопрофессиональными.

Изобретатель – новатор, источник идей, информации.

Стратег – владеет искусством планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах.

Тактик – в нашей работе необходима разработка приемов и эффективных способов достижения целей.

Актуальность вопроса управления ДОУ на современном этапе:

• Современное образование находится на новом этапе развития — идет его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены, происходящие в обществе.
• Изменяется содержание, усложняются функций современного дошкольного образовательного учреждения, условия деятельности. Появляются такие новые для нас понятия как инклюзивное образование, появляются новые формы дошкольного образования.
• Усложняется труд руководителя, находящегося под прессом ежедневных проблем с системами жизнеобеспечения в учреждении, и как следствие — всё это влечёт за собой изменение организационного управления

Качество дошкольного образования, во многом зависит от стиля управления, от степени привлечения к вопросам управления (как на этапе планирования деятельности, так и входе ее реализации и оценки результатов) наиболее опытных и инициативных членов коллектива. Именно это делает вопрос о подходах к управлению столь актуальным.

Существуют различные структуры управления: линейно — функциональная, программно-целевая структура и др.
В последние десятилетия получила развитие, так называемая матричная организационная структура управления.
Начало применению матричной организации было положено в США в космической отрасли в 50-е и 60-е годы прошлого столетия. Потом её переняли для электронной промышленности и областей высоких технологий. Теперь эта структура часто используется и во многих сферах деятельности.
Матричная структура возникла вследствие необходимости проведения быстрых технологических изменений при максимально эффективном использовании квалифицированных кадров.

Ма́трица — математический объект, записываемый в виде прямоугольной таблицы элементов кольца или поля (например, целых, действительных или комплексных чисел), которая представляет собой совокупность строк и столбцов, на пересечении которых находятся её элементы.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Матрица — это прямоугольная таблица чисел с заданным числом строк и столбцов. (Учебник «Линейная алгебра»)

Схема матричной структуры управления имеет вид матрицы (решетки), состоящей из клеток, отсюда и название матричная структура.

Матричная структура представляет собой комбинацию двух видов разделения: по функциям и по продукту.
В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности организации.
В соответствии с программно-целевой структурой (по горизонтали) организуется управление программами (проектами, темами).

Схема имеет вид матрицы (решетки), состоящей из клеток.

Матричная структура управления.

Руководитель
Руководитель

Функциональное подразделение 1
Функциональное подразделение 1
Функциональное подразделение 2
Функциональное подразделение 2
Функциональное подразделение 3
Функциональное подразделение 3

Руководитель
проекта
Руководитель
проекта
Исполнители проекта 3
Исполнители проекта 3
Исполнители проекта 2
Исполнители проекта 2
Исполнители проекта1
Исполнители проекта1
Исполнители проекта 3
Исполнители проекта 3
Исполнители проекта 2
Исполнители проекта 2
Исполнители проекта1
Исполнители проекта1
Исполнители проекта 3
Исполнители проекта 3
Исполнители проекта 2
Исполнители проекта 2
Исполнители проекта1
Исполнители проекта1
Руководитель
проекта 1
Руководитель
проекта 1
Руководитель
проекта 2
Руководитель
проекта 2
Руководитель
Летний оздоровительный период
(зам. зав. по УВР)
МОП
Зам. зав. по АХЧ
Масленица
(зам. зав. по УВР, воспитатель)
Зимняя Спартакиада
(Инструктор по ФИЗО)
Мед. блок
Старшая мед. сестра
Педагоги
Дворники
Рабочий по КОЗ
Младшие воспитатели

Кастелянша
Рабочий по КОЗ
Младшие воспитатели

Кастелянша
Рабочий по КОЗ
Младшие воспитатели
Медсестра
Медсестра
Повара
Медсестра
Физ инструктор
Воспитатели
Муз. Руководители
Воспитатели
Муз. Руководители
Специалисты
Воспитатели
Муз. руководители
Педагог — психолог
Руководитель
Летний оздоровительный период
(зам. зав. по УВР)
МОП
Зам. зав. по АХЧ
Масленица
(зам. зав. по УВР, воспитатель)
Зимняя Спартакиада
(Инструктор по ФИЗО)
Мед. блок
Старшая мед. сестра
Педагоги
Дворники
Рабочий по КОЗ
Младшие воспитатели

Кастелянша
Рабочий по КОЗ
Младшие воспитатели

Кастелянша
Рабочий по КОЗ
Младшие воспитатели
Медсестра
Медсестра
Повара
Медсестра
Физ инструктор
Воспитатели
Муз. Руководители
Воспитатели
Муз. Руководители
Специалисты
Воспитатели
Муз. руководители
Педагог — психолог

Особенности матричной структуры управления

• Матричная структура управления построена на основе принципа двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функционального подразделения, которое предоставляет персонал и другие ресурсы руководителю проекта, с другой, — руководителю временной группы, который наделен необходимыми полномочиями и несет ответственность за сроки, качество и ресурсы.
• В матричной организации все члены группы подчиняются как руководителю проекта, так и руководителям тех функциональных групп, в которых они работают постоянно. Руководитель проекта обладает так называемыми проектными полномочиями.
• При матричной структуре управления руководитель проекта работает с непосредственно не подчинёнными ему специалистами, которые подчинены линейным руководителям. Он в основном определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе, устанавливают состав и очередность работ. Линейные же руководители решают, кто и как будет выполнять ту или иную работу, несут ответственность за их надлежащее и своевременное исполнение.
• Переход к матричным структурам охватывает не всю организацию, а лишь ее часть, причем успех здесь в значительной мере зависит от того, в какой степени руководители проектов обладают профессиональными качествами менеджеров и способны выступить в проектной группе в роли лидеров.

Масштабы применения матричных структур в организациях довольно значительны, что говорит об их эффективности, хотя система двойного (а в ряде случаев даже множественного) подчинения вызывает немало проблем с управлением персоналом и его эффективным использованием.

Значение
Использование матричного подхода к управлению дошкольным образованием вообще, и дошкольным образовательным учреждением в частности, позволяет:
• максимально использовать профессиональные возможности сотрудников для решения актуальных проблем, связанных с качеством дошкольного образования,
• делегировать ответственность за качество образования в дошкольном учреждении его сотрудникам;
• сократить нагрузки на руководителя путем передачи полномочий принятия решений на средний уровень при сохранении единства координации и контроля за решениями поставленных задач;
• сотрудникам почувствовать свою причастность к ситуации в дошкольном образовательном учреждении, реализовать свой потенциал, участвуя в управленческой деятельности
• интегрировать различные виды деятельности в рамках реализуемых проектов;
• получить высококачественные результаты по большому количеству проектов, программ, продуктов;
• вовлечь педагогов, специалистов и других сотрудников ДОУ в сферу активной творческой деятельности по реализации какой-либо задачи;
• усилить личную ответственность конкретного руководителя как за проект в целом, так и за его элементы.

Современное понимание качества дошкольного образования строится на идее создания в образовательном учреждении условий, как для полноценного развития ребенка, так и для развития профессионально значимых качеств педагога.
Только воспитатель, чувствующий себя в дошкольном учреждении свободной уважаемой личностью, может обеспечить условия для развития чувства собственного достоинства и уважения к другим людям у детей.
Каждый сотрудник ДОУ должен принять на себя ответственность за качество образовательного процесса в дошкольном учреждении. Это возможно при использовании матричного подхода к управлению дошкольным образовательным учреждением.
Творческие группы – временные творческие коллективы, созданные из числа педагогических, административных и других работников.

Творческие группы создаются в целях:
• реализации и развития творческой инициативы педагогов;
• совершенствования воспитательно-образовательного процесса;
• реализации конкретных проектов и задач в рамках реализации городских и региональных программ развития дошкольного образования.

В состав таких групп должны входить заинтересованные, творческие педагоги и сотрудники. В работе такой группы человека нельзя заставить работать по приказу, люди объединяются по желанию, с целью создать и реализовать что-то новое.

Для повышения эффективности использования инновационных технологий в педагогическом процессе, а так же максимального использования профессиональных возможностей сотрудников для решения актуальных проблем, связанных с качеством дошкольного образования в МБДОУ д/с №10 созданы педагогические матричные подразделения (ПМП) в форме творческих групп (ТГ).
Цель создания ТГ является взаимодействие педагогов ДОУ, объединяющихся для творческого поиска в решении проблемы и реализации ведущих годовых задач, разработке перспективной стратегической линии деятельности педагогического коллектива (образовательной программы, программы развития ДОУ).
Основные задачи ТГ:
• обеспечение качества образования,
• отработка и внедрение лучших традиционных и новых образцов педагогической деятельности,
• профессиональное общение, обмен опытом,
• выработка единых критериев, норм и требований к оценке результатов образовательной деятельности,
• преобразовать образовательную среду нашего учреждения.

Организация деятельности творческих групп проходит в несколько этапов:
Подготовительный этап:
• определение проблемы;
• решение о создании творческой группы (приказ заведующего о создание творческой группы);
• разработка положения о творческой группе;

Основной этап (деятельностный):

• определение содержания работы (план работы на текущий год в соответствии с годовыми задачами ДОУ);
• мониторинг опыта ДОУ, методической литературы, опыта других ДОУ;
• заседания ТГ по работе над проблемой;
• применение разработанной концепции в деятельности ДОУ.

Заключительный этап:

• анализ деятельности ТГ;
• отчёт творческой группы о проделанной работе.

Педагогические матричные подразделения МБДОУ д/с №10
В МБДОУ д/с №10 осуществляют свою деятельность три постоянных педагогических матричных подразделения:
• ТГ по организации работы на УОУ.
• ТГ «Мастерилка» по оформлению ДОУ.
• Клуб «Заботливые родители».
Каждая творческая группа является самостоятельным звеном методической работы и субъектом управления внутри ДОУ. Заведующий ДОУ может курировать отдельные направления работы творческой группы.
ТГ создаются под руководством опытных педагогов и занимаются разработкой наиболее актуальных для нашего учреждения вопросов.В состав таких групп входят заинтересованные, творческие педагоги. В работе ТГ человека нельзя заставить работать по приказу, люди объединяются по желанию, с целью создать и реализовать что-то новое, при этом воспитатели могут входить в несколько ТГ. В работе ТГ принимают активное участие и молодые специалисты. А также другие сотрудники детского сада.
Состав ТГ может изменяться по усмотрению администрации ДОУ. Для решения некоторых разовых вопросов могут создаваться временные творческие группы, результатом деятельности которых является какой-либо продукт (планирование по различным направлениям, конспекты НОД, организация мероприятия, составление картотек и т.д.)
В процессе образовательной деятельности учреждения постоянно ставятся какие либо задачи или возникают проблемы, которые мы решаем в форме проектов. Такие проекты могут реализовываться самостоятельно, но как правило, мы реализуем сразу несколько проектов параллельно.
Так в рамках работы дежурного детского сада мы параллельно работали над несколькими проектами: «Под парусом лето плывёт по земле» по экологическому воспитанию детей, «Здоровый ребёнок» по сохранению и укреплению здоровья детей через организацию двигательной активности, а также «Это может ваш ребёнок» по развитию творческих способностей детей. Руководителем этих проектов были заместители заведующего по УВР, но это не обязательное условие. Руководителем проекта может быть квалифицированный педагог.
Задача заместителя заведующего по УВР состояла в том, чтобы организовать деятельность всех ТГ по проекту, координировать их работу, чётко продумать степень взаимодействие творческих групп, для всестороннего исследования проблемы и получения устойчивого и эффективного результата.
Для работы над несколькими проектами руководителям ТГ пришлось распределить своих членов для работы над конкретным проектом. При необходимости эти группы объединялись, привлекали педагогов ДОУ к своей деятельности, а также налаживать сетевое взаимодействие с другими организациями.
Анализ деятельности ТГ представлялся на педсоветах и других методических мероприятиях.
Таким образом, матричная организация методической деятельности позволила нам максимально использовать профессиональные возможности сотрудников для реализации проектов, интегрировать различные направления деятельности в рамках реализуемых проектов и получить высококачественный результат по большому количеству проектов.
ЗАВЕДУЮЩИЙ МБДОУ Д/С №10
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
КЛУБ «ЗАБОТЛИВЫЕ РОДИТЕЛИ»
руководитель группы
ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА «МАСТЕРИЛКА»
руководитель группы
ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА УОУ
руководитель группы
руководитель проекта

«ЭТО МОЖЕТ ВАШ РЕБЁНОК»
руководитель проекта

«ЗДОРОВЫЙ РЕБЁНОК»
руководитель проекта
«ПОД ПАРУСОМ ЛЕТО ПЛЫВЁТ ПО ЗЕМЛЕ»
• Информационно-рекламная деятельность
• Консультативная деятельность
• Тематические заседания Клуба
• Информационно-рекламная деятельность
• Совместная деятельность д/с и семьи
• Организация выставок
• Помощь в создании развивающей среды
• Организация экологической среды ДОУ
• Организация работы на УОУ
• Консультативная деятельность
• Тематические заседания Клуба
• Организация мастер классов
• Паспорт экологической безопасности
• Организация работы на УОУ (по здоровьесбережению)
• Организация выставок
• Помощь в создании развивающей среды
• Семинары-практикумы
• Оформление гербариев
• Организация выставки работ из природного материала
• Организация выставок
• Помощь в создании развивающей среды
• Семинары-практикумы
• Конкурсы
ЗАВЕДУЮЩИЙ МБДОУ Д/С №10
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
КЛУБ «ЗАБОТЛИВЫЕ РОДИТЕЛИ»
руководитель группы
ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА «МАСТЕРИЛКА»
руководитель группы
ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА УОУ
руководитель группы
руководитель проекта

«ЭТО МОЖЕТ ВАШ РЕБЁНОК»
руководитель проекта

«ЗДОРОВЫЙ РЕБЁНОК»
руководитель проекта
«ПОД ПАРУСОМ ЛЕТО ПЛЫВЁТ ПО ЗЕМЛЕ»
• Информационно-рекламная деятельность
• Консультативная деятельность
• Тематические заседания Клуба
• Информационно-рекламная деятельность
• Совместная деятельность д/с и семьи
• Организация выставок
• Помощь в создании развивающей среды
• Организация экологической среды ДОУ
• Организация работы на УОУ
• Консультативная деятельность
• Тематические заседания Клуба
• Организация мастер классов
• Паспорт экологической безопасности
• Организация работы на УОУ (по здоровьесбережению)
• Организация выставок
• Помощь в создании развивающей среды
• Семинары-практикумы
• Оформление гербариев
• Организация выставки работ из природного материала
• Организация выставок
• Помощь в создании развивающей среды
• Семинары-практикумы
• Конкурсы

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector