Портфолио педагога как один из методов оценки профессиональной компетенции

Автор: Заяц Елена Анатольевна

Должность: Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе

Соавтор: Власенко Инна Юрьевна

Должность: Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе

Учреждение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1-комбинированного вида

Населенный пункт: пгт.Сафоново-1, Мурманская область

Тема: Портфолио педагога как один из методов оценки профессиональной компетенции

Опубликовано: 03.11.2017 12:43

Получить свидетельство      Скачать материал


Секция заместителей заведующего МБДОУ по УВР
ЗАТО г. Североморск

Доклад

«Портфолио педагога как один из методов оценки профессиональной компетенции»

Подготовили
зам. зав. по УВР
Заяц Е.А.
Власенко И.Ю.

ИМЦ
17.12.2015 г.
Понятие портфолио различно.
Чаще всего оно применяется как портфолио творческой личности.
В прошлом веке итальянским словом «портфолио» называли альбом с фотографиями.
Портфолио в переводе с итальянского означает “папка с документами”, “папка специалиста”.
Портфолио (от фр. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений.

В эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой «портфолио», когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было не только составить себе впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути претендентам.
Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в США.
В конце XX века идея применения портфолио в образовательных учреждениях становится популярной во всем мире, в том числе и в России.
Конечную цель портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса обучения по результатам образовательной деятельности.

Современное образование нуждается в новом типе педагога:
• творчески думающим,
• владеющим современными технологиями образования,
• владеющий приемами психолого-педагогической диагностики,
• способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности,
• умеющим прогнозировать свой конечный результат.
Не секрет, что современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в условиях дошкольного учреждения.
В этом ему сможет помочь подборка материалов, характеризующая уровень его квалификации и содержащая основные направления профессионального роста.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в п. 3.1. говориться о требованиях к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.
в п. 3.4.2. указано, что «педагогические работники, реализуемые Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимым для создания условий развития детей»

Профессиональный стандарт педагога, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н раскрывает общие требования, предъявляемые к педагогу (образование, опыт работы, особые условия) и трудовые действия, умения и знания необходимые для выполнения общепедагогической функции по обучению, воспитанию и развитию детей, а также требования, предъявляемые конкретно к воспитателю дошкольного учреждения.

В соответствии с ними, одним из трудовых действий педагога (воспитателя) является развитие профессионально значимых компетенций, необходимых ему для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития.

Проведя анализ профессиональных компетенций воспитателя, указанных в ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ПЕДАГОГА, а также в работах других специалистов дошкольного образования можно выделить следующие компетентности и компетенции, которыми должен обладать педагог современного дошкольного учреждения:

1. Компетенция в ведении образовательного процесса
• Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
• Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
• Уметь проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс.
• Знать образовательные и парциальные программы.
• Владеть современными образовательными технологиями.
• Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

2. Методологическая (методическая) компетентность.
• Владеть различными методами обучения, знанием дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знанием психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.
• Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
3. Компетентность в организации воспитательной работы.
• Уметь организовывать взаимодействие детей в процессе разных видов деятельности, признавая за детьми права выбора (деятельности, партнера).
• Уметь моделировать отношения сочувствия и позитивных способов общения с акцентом на разрешение проблем и конфликтов.
• Проявлять уважение к мыслям и суждениям каждого ребенка.

4. Компетентность в создании предметно-пространственной среды и организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса.
• Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

5. Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников.
• Владеть средствами диагностики индивидуальных особенностей ребенка и особенностей группы.
• Уметь организовывать собственную педагогическую деятельность, ориентированную на индивидуальные особенности ребенка.
• Определять индивидуальные цели на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

6. Компетентность в установлении контактов с родителями
• Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

7. Компетенция в организации информационной основы деятельности воспитанников.
• Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
• Уметь при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, а также организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

8. Компетентность профессионально-личностного совершенствования.
• Быть способным к постоянному профессиональному совершенствованию.
• Обеспечивать постоянный рост и творческий подход в педагогической деятельности.
• Осуществлять непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечит потребность к постоянному саморазвитию.

9. Креативная компетентность педагога (исследовательская).
• Иметь способность к инновационной деятельности, к поиску и внедрению в практику новых педагогических идей, новых способов решения педагогических задач.
• Проявление компетентности в обобщении и распространении педагогического опыта.
• Уметь планировать, организовывать, проводить и анализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций.

10. Коммуникативная компетентность.
• Быть способным осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие во время образовательного процесса.
• Практическое владение приемами общения, позволяющие осуществлять направленное результативное взаимодействие «ребенок – воспитатель – родитель».
• Уметь публично представлять результаты своей работы, отбирать оптимальные методы и формы самопрезентации.

11. Регулятивная компетентность.
• Уметь управлять своим поведением и деятельностью, контролировать свои эмоции.
• Уметь адекватно оценивать результаты собственного труда.

Профессиональное развитие педагога дошкольного учреждения – длительный процесс, целью которого является формирование «мастера своего дела». Современному воспитателю необходимо быть компетентным, творческим, активным, конкурентоспособным и обладать всеми педагогическими компетенциями.
Поможет в этом подборка материалов, характеризующая уровень его квалификации и содержащая основные направления профессионального роста, т.е. портфолио.

Приказом Министерства образования и науки Мурманской области от 01.10.2014 № 1873 «Об утверждении региональных нормативных правовых документов по аттестации педагогических работников организаций Мурманской области, осуществляющих образовательную деятельность» утверждено положение об аттестации и положение о портфолио педагогических работников организаций Мурманской области.
(отменён приказом Министерства образования и науки Мурманской области №1854 от 19.10.2015 г.)

• Портфолио педагогического работника – индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в собственной образовательной деятельности и развитии его воспитанников, вклад педагога в развитие системы образования в межаттестационный период.
• Портфолио педагога – способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений специалиста за определённый промежуток времени.
• Портфолио — это индивидуальный, персонально подобранный пакет материалов, которые в продуктном виде представляют профессиональные результаты и достижения воспитателя, а также характеризуют способы анализа и планирования своей профессиональной деятельности и карьеры, которыми он владеет.
• Портфолио педагога – это комплект документов, регламентирующих его деятельность, формирующий рефлексию его собственной деятельности.

Из всех определений понятия портфолио можно выделить, главное — этот способ фиксации, накопления индивидуальных достижений педагога за какой-то определенный период, а также один из методов оценки профессионализма педагогов.

Цели портфолио:
1. Сопровождение профессиональной успешности.
2. Оценивание работы педагога по методической теме.
3. Отслеживание творческого и профессионального роста.
4. Формирование навыков рефлексии (самооценки).

Портфолио помогает решать важные задачи.

Задачи:
• стимулировать у педагогов мотивацию к деятельности;
• создать условия для систематизации накопленного опыта педагогов;
• содействовать повышению уровня мастерства педагогов ориентированного на дальнейшее самосовершенствование и саморазвитие
• отследить индивидуальный прогресс, профессиональное развитие за определенный период времени;
• обеспечить мониторинг профессионального роста педагогического работника.
• развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности;

Выделяется ряд функций портфолио:

• Накопительная — подборка, коллекция работ, которые  демонстрируют профессиональные достижения

• Моделирующая
• портфолио отражает динамику развития педагога, результаты его самореализации;
• демонстрирует педагогический стиль, свойственный педагогу, показывает особенности его общей культуры, отдельных сторон интеллекта;
• помогает педагогу проводить рефлексию собственной профессиональной деятельности;
• служит формой суждения и самооценки результатов работы педагога

• Педагогическая
• портфолио поддерживает и стимулирует деятельностную мотивацию педагогов;
• поощряет активность и самостоятельность педагогов;
• расширяет возможности обучения и самообучения;
• развивает навыки рефлексивной и оценочной  деятельности педагогов; формирует умение ставить цели, планировать и организовывать собственную профессиональную деятельность;  
• содействует  индивидуализации   образования и стремлению к успеху.

ВЫВОД:
Таким образом, проведя конкурс «Портфолио» и «Аукцион педагогических идей» можно определить компетенции, которыми обладают педагоги дошкольного учреждения:

1. Компетенция в ведении образовательного процесса
• Знают специфику образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
• Умеют организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
2. Методологическая (методическая) компетентность.
• Владеют различными подходами к образованию и выбору методов и приёмов.
3. Компетентность в создании предметно-пространственной среды и организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса.

5. Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников.
• Уметь организовывать собственную педагогическую деятельность, ориентированную на индивидуальные особенности ребенка.
6. Компетентность в установлении контактов с родителями
• Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

7. Компетенция в организации информационной основы деятельности воспитанников.

8. Компетентность профессионально-личностного совершенствования.
• Способны к постоянному профессиональному совершенствованию.
• Обеспечивать постоянный рост и творческий подход в педагогической деятельности.
• Осуществлять непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечит потребность к постоянному саморазвитию.
9. Креативная компетентность педагога (исследовательская).
• Имеют способность к инновационной деятельности, к поиску и внедрению в практику новых педагогических идей, новых способов решения педагогических задач.
• Распространяют педагогический опыт.
10. Коммуникативная компетентность.
• Умеют публично представлять результаты своей работы, отбирать оптимальные методы и формы самопрезентации.
Портфолио предназначается  для:
• самооценки и  стимулирования  профессионального  роста  и  деятельности педагога  ДОУ;
• портфолио даёт возможность педагогу продемонстрировать те результаты практической деятельности, которые он считает наиболее значимыми для оценки своей профессиональной компетенции.
• позволяет систематизировать результаты де профессиональной деятельности педагога.
• портфолио педагогических работников, предназначен для оценки уровня профессиональной компетентности и эффективности профессиональной деятельности аттестуемого педагогического работника.

Регулярное и системное заполнение портфолио поможет систематизировать и проанализировать работу, будет хорошим ориентиром при составлении аргументированного аттестационного заявления и поможет эксперту зафиксировать динамику профессионального развития педагога в период между аттестациями и составить объективные суждения о профессиональной деятельности.
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая — выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность формировать педагога нового поколения: активного, творческого, грамотного, обладающего всеми педагогическими компетенциями.

Литература:
• Атемаскина, Ю. Портфолио педагога дошкольного образовательного учреждения / Ю. Атемаскина // Детский сад от А до Я. — 2010. — № 1. – С. 132 — 139.
• Богославец, Л. Г. Портфолио как новая форма оценки профессиональной деятельности педагога ДОУ / Л. Г. Богославец, А. А.  Майер // Дошкольная педагогика. – 2008. — № 6. — С. 54 — 56.
• Вахрушева, Л. Портфолио как технология становления педагога дошкольного образования / Л. Вахрушева, С. Савинова // Детский сад от А до Я. – 2009. — № 6. — С. 78 — 88.
• Дубникова, О. В. Портфолио педагога ДОУ / О. В.Дубникова // Справочник старшего воспитателя. – 2011. — № 2. – С. 18 — 24.
• Кучергина, О. В. Портфолио педагога дошкольного образовательного учреждения / О. В.Кучергина // Управление ДОУ. – 2006. — №.2. — С. 35 – 41.
• Кочкина, Н. А. Портфолио в ДОУ / Н. А.Кочкина, А. Н.Чернышёва. — М., 2009. — 70с.
• Портфолио педагога / сост. Попова Г.Н., Кудрявцева Е.А. – Волгоград: Учитель, 2016
• Портфолио учителя – логопеда ДОО / Ю.А. Афонькина. – Волгоград: Учитель
• Майер А.А., Богославец Л.Г. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ // Библиотека журнала «Управление ДОУ»
• Инновационная деятельность в ДОУ программно-методическое обеспечение: пособие для рук. и адм. работников / И.А.Урмина, Т.А. Данилина – М.: Линка-Пресс, 2009. – 320с.
• Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012. – 80с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector