Сборник прогулок материалы по организации и проведению прогулок в разных возрастных группах

Автор: Каримова Венера Альбертовна

Должность: Воспитатель I квалификационной категории

Учреждение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 5 » Акбузат»

Населенный пункт: Муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан с. Толбазы

Тема: Сборник прогулок материалы по организации и проведению прогулок в разных возрастных группах

Опубликовано: 04.11.2017 22:36

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
Детский сад №5 с.Толбазы «Акбузат»
муниципального района Аургазинский район
Республики Башкортостан

Сборник прогулок
материалы по организации и проведению
прогулок в разных возрастных группах

Воспитатель первой квалификационной категории Каримова Венера Альбертовна

_x000C_ Организация и методика проведения прогулки в разных возрастных группах
Прогулка — обязательный элемент режима дня. Основная задача педагогической работы воспитателя на прогулке состоит в обеспечении активной содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности.
Прогулка должна дать ребенку разрядку, снять напряжение после статических, сосредоточенных занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что обеспечивает соответствующий эмоциональный тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности. Проводится она два раза в день (в первую и вторую половину дня), а летом вся жизнь детей переносится на открытый воздух (за исключением сна и приема пищи). Время проведения прогулки определено в программах (по которым работают учреждения) и его объем зависит от возраста детей. Прогулка обязательно должна проводиться в любую погоду, за исключением: сильного ветра, дождя, снегопада, мороза превышающего нормативные показатели (младшая — средняя группы – ниже -15 градусов; старшая — подготовительная группы – ниже –20 градусов).
Содержание прогулки должно соответствовать физиолого- гигиеническим, педагогическим требованиям во всех возрастных группах. При организации прогулки большую роль играет наличие и состояние участков каждой группы, их планировка и благоустроенность.
Участки ясельных и дошкольных групп должны быть изолированы друг от друга зелеными насаждениями (кустарником). Участок ясельной группы должен быть расположен вблизи от выходов из помещений. Для обеспечения различных видов деятельности рекомендуется разделить групповые площадки по видам игрового и физкультурного оборудования. На каждой площадке должен быть предусмотрен навес для защиты детей от солнца и осадков. Участок должен быть хорошо освещен и содержаться в образцовом порядке. Уборка территории должна производиться ежедневно до прихода детей. Ежедневно санитарное состояние участков должно находиться под контролем руководителя ДОУ и медицинского персонала (рабочий день начинается с осмотра всех участков для обеспечения охраны жизни и здоровья детей).
На участке должно быть оборудование для развития движений: заборчики для лазанья (трехгранные, четырехгранные и шестигранные), бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Все это должно иметь привлекательный вид, быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовать возрасту и силам детей. Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы. Игровые площадки заканчиваются дорожками, по которым дети могут кататься на велосипедах, автомобилях. Помимо игровых площадок на участке необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и солнца. В зимнее время на участке следует устроить горку, ледяные дорожки и снежные сооружения, каток (если позволяют условия). Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.
На прогулке детям предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых, ярких впечатлениях, в свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками.
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.
Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родным городом, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги. При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значение: все делается для того, чтобы нашим людям жилось удобно, красиво и радостно. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу.
Малыши трудятся в цветнике — сажают цветы, поливают их, рыхлят землю. У них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика — все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания.
Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.
Разновидности прогулок.
Типовая — максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).
Комбинирование: целевая прогулка и свободная деятельность.
Прогулка – экскурсия — поход.
Спортивные эстафеты.
Прогулка начинается с раздевалки. Немаловажным фактором, влияющим на здоровье ребенка, является его одежда. Педагогический коллектив детского сада должен проводить беседы с родителями по вопросу одежды и обуви ребенка. Одежда и обувь ребенка должны быть легкими, подходить по размеру, стеснять движений, быть из натуральных материалов и соответствовать температурному режиму и погоде. В противном случае возможны перегрев или переохлаждение детского организма, различные потертости кожи, травмы.
Важным моментом в одевании детей на прогулку является одновременность и последовательность, т.е. дети должны одеваться по возможности одновременно, чтобы в ожидании медлительного ребенка более ловкий, не успел вспотеть. Педагоги широко используют соревновательный метод, поощрения, а также раздельное одевание с использованием загадок и поговорок. Например, загадывается загадка про какой-либо элемент одежды, и те дети, кто отгадал, должны быстро и молча его надеть. Даже те дети, которые не отгадали загадку, глядя на своих друзей, быстро надевают одежду, чтобы не оказаться последними. Таким образом, ребенок не только готовится к выходу на прогулку, но и развивает фантазию.
Обращая внимание на каждого ребенка, воспитатель постоянно должен держать в поле зрения всех детей: вовремя предотвратить возникающий конфликт, похвалить тех, кто по собственной инициативе навел порядок на веранде. Так создаются хорошие условия для всестороннего развития и воспитания детей на прогулке.
В силу своих возрастных особенностей, дети сами не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен правильно педагогически руководить их деятельностью.
Структурными компонентами прогулки являются:
наблюдения;
дидактические занятия;
трудовые действия детей;
подвижные игры и игровые упражнение;
самостоятельная игровая деятельность;
индивидуальная работа по развитию определенных качеств.
Все компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. К тому же они выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того основного, что запланировано взрослым в конкретной прогулке. Последовательность их проведения варьируется в зависимости от:
— предшествующей деятельности детей (например, после физкультурного занятия целесообразнее в начале прогулки провести наблюдение, после занятий по математике и развитию речи — подвижные игры);
— от времени года (в холодный период времени предусматривается проведение игр с большой подвижностью детей);
— от индивидуально-возрастных особенностей детей (в младшем возрасте целесообразнее начать прогулку с наблюдения, в старшем – с игры и т.д.);
— от познавательных интересов детей.
Дети на прогулке попадают в среду, частично знакомую, но меняющуюся в зависимости от разных обстоятельств. Это следует использовать наилучшим образом для всестороннего развития ребенка. Первое, с чем встречается ребенок на прогулке – это огромный мир природы, с которым необходимо его познакомить, помочь понять, принять, полюбить и бережно к нему относиться.
Таким образом, основной метод обучения – это наблюдения. Наблюдения должны быть нерастянутыми по времени (не более 7-10 минут), яркими, интересными, содержательными, несущими в себе новизну. Этому способствуют, во-первых, сами объекты наблюдения и всплеск положительных эмоций детей при их виде. Во-вторых, образная речь взрослого, его умение использовать стихотворные тексты, загадки, пословицы и поговорки, которые воспринимаются детьми с большим интересом, обогащают их словарный запас, развивают эстетические чувства. Поддержание интереса к ежедневным наблюдениям происходят за счет того, что детям каждый раз предлагается новый объект для непосредственного ознакомления.
Наблюдения:
— наблюдения за живыми объектами (за птицами, деревьями лиственными и хвойными, кустарниками и т.д.);
— наблюдения за неживыми объектами (за солнцем, облаками, погодой, ветром, снегом, глубиной снежного покрова, длительностью дня, метелью, позѐмкой, снегопадом и т.д.);
— наблюдения за явлениями окружающей действительности (за трудом взрослых, за прохожими, за лыжниками, за транспортом – снегоуборочной машиной и т.д.).
Наблюдения за живой и неживой природой перемежаются знакомством с общественной жизнью и трудом взрослых. Целевые прогулки за пределы участка также способствуют возникновению стойкого желания наблюдать. Младшей группе целевые прогулки проводятся раз в неделю на небольшое расстояние, по улице, где находится детский сад. Со старшими детьми такие прогулки проводятся два раза в неделю и на более далекие расстояния.
Детям младшей группы воспитатель показывает дома, транспорт, пешеходов, средней — здания общественного назначения (школа, Дом культуры, театр и т. п.). Со старшими детьми проводятся целевые прогулки на другие улицы, в ближайший парк или лес. Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах и правилами уличного движения. На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости.
Вторым структурным компонентом прогулки являются дидактические задания и упражнения. Они являются приемом стимуляции детской активности. Они непродолжительны, занимают по времени не более 3-4 минут. Проводятся несколько раз в течении одной прогулки. Дидактические занятия разнообразны и в них всегда должны присутствовать игровые элементы. Такие задания должны быть доступны по исполнению, понятны каждому ребенку. Необходимо объяснить это задание, почему нужно приложить усилие к его выполнению.
Дидактические задания могут решать одновременно несколько задач: закрепление цвета, формы, величины предметов, выполняться с использованием разных форм детской активности, например, с помощью активных движений, когда детям предлагается: «Покажи дерево. Найди такое же» или «Раз, два, три! К березе беги». И тут же ставится другая более сложная задача: «А как ты узнал, что это береза?»
Очень часто дидактические задания переплетаются с трудовыми поручениями. Например, собрали осенние листья, стало чисто, из листьев стали делать украшения, разобрали по форме, цвету, размеру.
Дидактические задания предоставляют детям возможность проявить собственное творческое начало, стимулирует их мыслительные операции, предлагают выполнять обследовательские действия. В ходе всей этой работы у детей происходит активное накопление чувственного опыта, развивается наблюдательность, внимание, память, разнообразные движения. Во время выполнения дидактических игр и заданий совершенствуются пространственные ориентировки каждого, идет интенсивное увеличение словарного запаса, обогащение его.
Третьим структурным компонентом является выполнение детьми посильных трудовых действий. В процессе их выполнения важно сформировать положительное отношение, уважение к труду взрослого, желание самому включиться в трудовой процесс, а затем и проявлять самостоятельность, инициативу.
Начиная работу по приобщению детей к посильным трудовым действиям, следует помнить, что это трудоемкая и кропотливая работа, требующая много терпения, внимания, творчества самого педагога. Несмотря на то, что выполнение трудового задания по времени занимает от 10 до 20 минут, детям интересно быть рядом со взрослым, чувствовать себя соучастником творческих дел.
Существенным признаком того, что детям нравится действовать вместе со взрослыми, а так же нравится процесс, где можно приложить и собственные знания, и собственные умения, является их положительный эмоциональный настрой на всем протяжении выполнения поручения, устойчивый интерес не только к тому, что делает и говорит педагог, но и 1 собственным практическим действиям, к действия сверстников, а так же к достигнутым результатам. Гордость за достигнутый результат повышает самооценку каждого малыша.
Структурным компонентом каждой прогулки являются организованные взрослым подвижные игры и игровые упражнения. У детей дошкольного возраста еще мал опыт самостоятельной двигательной активности, многие движения находятся в стадии формирования. Поэтому подвижные игры и игровые упражнения проводятся ежедневно с целью тренировки и закрепления двигательных навыков.
С их помощью на прогулке успешно решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Навыки и привычки выполнения разнообразных движений формируются у детей при условии многократных повторений. Поэтому эти упражнения естественным образом вплетаются в канву самостоятельной деятельности детей, в течении прогулки повторяются несколько раз в зависимости от обстоятельств, настроя детей.
Задача взрослого – предлагать игровые упражнения на выполнение основных движений: ходьба и бег; подскоки и прыжки; ползание и лазание; упражнения с мячами и обручами. Помимо игровых упражнений на прогулке ежедневно проводятся и подвижные игры, продолжительностью от 6 до 10 минут. При планировании подвижной игры учитывается предыдущая деятельность детей. Если утром проводилось физкультурное занятие, то на прогулке можно ограничиться лишь игровыми упражнениями. В летнее время планируется по одной игре в утренний и вечерний отрезок времени. Зимой, чтобы создать у детей бодрое настроение пребывание на свежем воздухе лучше начинать с подвижной игры.
В подвижных играх решается несколько задач: повышение эмоционального тонуса каждого из детей, удовлетворении потребности в разнообразных активных движениях, уточнение знаний о различных объектах (птички летают, зайчик прыгает), ориентировка в окружающем (побежали к песочнице, к веранде и т.д.), умение слушать взрослого и выполнять движения в соответствии с требованиями игры. В процессе подвижной игры дети учатся диалоговой речи, когда не просто повторяют за взрослым, а отвечают ему («Гуси-гуси»). В процессе подвижной игры малыш получает удовлетворение и от дружеского общения со сверстниками и от ярких атрибутов, которые взрослый вносит в игру.
В структуру прогулки включаются игры
-малоподвижные;
-игры средней активности;
-игры с высокой двигательной активностью.
Кроме этого организуются игры:
-забавы
-аттракционы
-игры-эстафеты
-сюжетные подвижные игры
-игры с элементами спорта
-сюжетные подвижные игры
-бессюжетные подвижные игры
-народные игры
-хороводные
-спортивные упражнения («Катание на санках», «Скольжение», «Ходьба на лыжах»).
Индивидуальная работа направлена не только на совершенствование физических качеств, но и на развитие психических процессов, закрепление материала по всем разделам программы, формирование нравственных качеств.
Самостоятельная деятельность детей.
Структурные компоненты прогулки (наблюдения, дидактические игры- задания) проходят на фоне самостоятельной деятельности всех детей, которая занимает основную часть времени пребывания детей на свежем воздухе и требует постоянного контроля со стороны взрослого. Воспитатель может предложить детям организовать сюжетно — ролевую или подвижную игру, занимательные задания, игрушки или инвентарь для труда и т.д..
Во время прогулки, воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх. Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Надевают тапочки, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.
В круглосуточных дошкольных учреждениях с детьми проводится и вечерняя прогулка. Участок при этом должен быть хорошо освещен. Основное место во время прогулки отводится самостоятельным играм детей.
Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если настоящий воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.
Общие принципы организации прогулки
Пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье и закаливает организм. Ребенок дошкольного возраста должен гулять (даже в холодное время года) 4-5 часов в день.
Первый этап «Подготовительный»:
— подготовка к прогулке воспитателя;
— одевание детей на прогулку.
Воспитатель к проведению и организации прогулки готовится так же, как и к занятию (продумывает и планирует организацию деятельности и ее целесообразность).
Важный момент в организации прогулки – одевание детей и выход на участок. Как только часть детей оденется, воспитатель, чтобы не задерживать этих ребят в помещении, выходит с ними на участок, остальные продолжают одеваться под присмотром помощника воспитателя, который выводит их гулять позже. Чтобы ускорить процесс одевания, можно с трех летнего возраста использовать так называемый фронтальный метод одевания детей, когда они одновременно: снимают сандалии, ставят в шкаф; снимают шорты, кладут в шкаф; берут носки; рейтузы одевают; берут сапоги; кофты; шапки; затем одевают пальто. Но и в этом случае также нужна помощь взрослых. Участие помощника воспитателя в подготовке детей к прогулке обязательно в любой возрастной группе. Недопустима, чтобы она в этот момент занималась другими делами, так как воспитателю сложно одному проследить за одеванием всех детей, помочь медлительным и своевременно вывести на участок всю группу.
Четкость и организованность сборов на прогулку достигается в результате согласованной работы воспитателя и помощника воспитателя, а также развитых навыков самообслуживания у детей. Практика показывает, что время одевания составляет 8 – 12 минут, если оно превышает 15-25 минут, значит навыки не сформированы и необходимо научить детей одеваться быстрей. Используя различные приемы: игровой, соревновательный, мотивационный, но не в коем случае не сравнения ребенка с ребенком, наказание, осуждение, оскорбление.
Прогулка проводится в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий (температура ниже 15 – 20 градусов с усиленным ветром). При небольшом дожде ее можно организовать на веранде или под навесом. В этом случае с детьми проводят беседу, читаю, организуют спокойные игры, для которых не требуется большое пространство. Иногда длительность прогулки можно сократить, но полностью отменять ее не следует, решение о сокращении проведения прогулки принимает медик. В дни, когда выйти с детьми на участок нельзя. В группе открывают с одной стороны окна или фрамуги и с тепло одетыми детьми проводят игры средней подвижность. Важно помнить, что день, проведенный без прогулки, потерян для здоровья (Г.Н. Сперанский).
Чтобы длительность ежедневного пребывания детей на воздухе соответствовала физиолого-гигиеническим рекомендациям, следует:
— утренний прием детей проводить на участке в течение всего года;
— проводить на участке часть физкультурных занятий;
— четко выполнять все режимные процессы в течение дня, что позволит своевременно выходить на прогулку и обеспечить достаточную ее длительность;
— проводить разъяснительную работу среди родителей, о необходимости вечерних прогулок и о прогулках в выходные дни.
Выполнение требований возможно лишь, когда важнейшие компоненты режима проводятся методически правильно, в отведенное для них время в режиме дня, а это говорит о хорошем общем уровне педагогической работы в дошкольном учреждении.
В течение дня в детском саду ребенок испытывает разнообразные нагрузки, связанные с необходимостью выполнения многих требований режима и программы обучения. На самостоятельную деятельность у дошкольника остается сравнительно мало времени. В этом отношении прогулка особенно важна и необходима, поскольку детям предоставляется возможность проявить свои творческие способности, поиграть в любимые игры, используя оборудование участка, игрушки и пособия, которых нет в группе, побегать.
Воспитатель планирует содержание каждой прогулки (ставит перед собой определенные педагогические и оздоровительные задачи), делая ее целенаправленной. Правильная организация прогулки предполагает использование подвижных и спортивных игр, физических упражнений, наблюдений, труда, самостоятельной деятельности и др., а эффективность реализации всех компонентов прогулки полностью зависит от воспитателя.
Индивидуальные особенности воспитанников больше всего проявляются в самостоятельной деятельности. Одни дети предпочитают спокойные игры и могут ими заниматься в течение всей прогулки, другие постоянно находятся в движении. Воспитателю следует помнить, что наиболее благоприятное состояние физиологических систем организма обеспечивается равномерной нагрузкой, сочетанием различных по интенсивности движений, в последние 8-10 минут прогулки детей лучше всего заняться спокойными играми, убрать игрушки, привести в порядок площадку.
Нельзя допускать, чтобы на прогулке дети находились длительное время в одной позе. Нужно переключать их на другую деятельность и менять место игры. Важно, чтобы на протяжении всей прогулки ребенок был в состоянии теплового комфорта. Для этого одежда и обувь должны быть удобна и соответствовать погоде. Необходима большая информационно – разъяснительная работа в родителями. Одежда должна быть комфортная из натуральных тканей, при температуре от +3 до – 3 трехслойная, при температуре от – 4 до -10 четырех слойная, при температуре воздух -11 – 15, рекомендуется зимнее пальто с четырьмя слоями одежды. Длительность прогулки сокращается при температуре ниже – 18-22 градуса. С детьми рекомендуется проводить пешеходные переходы по территории детского сада и за пределы его. С младшими детьми прогулка за пределы участка целесообразно проводить примерно 1-2 раза в неделю в первую половину дня на небольшие расстояния; со старшими детьми 2 -3 раза в неделю.
Организация и проведение наблюдений.
1. Необходимо продумать организацию обстановки (объектов наблюдения, отбор и расположение объекта). Размещение детей.
2. Приемы привлечения внимания детей к наблюдению и возбуждения интереса (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация), их действенность.
3. Характер заданий и вопросов, последовательность их постановки (логика занятия). Характер и содержание ответов детей.
4. Включение обследовательских действий в ход наблюдения, их характер, результативность.
5. Использование приемов активизации умственной деятельности (поисковые вопросы и действия, сравнение, использование детского опыта и др.).
6. Проявление интереса детей в ходе наблюдения (эмоции, вопросы, сосредоточенность внимания).
7. Индивидуальные проявления детей и индивидуальный подход к ним.
8. Использование результатов повседневных наблюдений, проводимых детьми.
Дидактическая игра.
1. Воспитательно-образовательное значение выбранной игры (какими знаниями оперировали дети в процессе игры, какие умственные операции использовали, их оценка). Что нового внесла игра в знания и умения детей?
2. Ошибки и затруднения детей, их причины (недостаток знаний, отсутствие знаний, внимания, необходимых умственных умений).
3. Приемы руководства, их действенность (способы привлечения детей, способы объяснения правил игры и игровых действий, руководство ее ходом).
Трудовая деятельность.
1. Организация условий труда (объекты труда, оборудование, инструменты, их размещение), их рациональность.
2. Организация детского коллектива, формы работы по организации труда (звенья, пары, конвейер, мальчики-девочки, поручения, подгруппа вся группа).
3. Приемы постановки и объяснения трудового задания.
4. Знания и умения, необходимые для выполнения задания; новые знания и умения, формируемые на занятии.
5. Результативность трудовых действий детей, качество навыков и умений.
6. Взаимодействие детей в процессе труда.
7. Отношение к труду (с интересом, безразличное).
8. Оценка деятельности (детьми, воспитателями), ее содержание, формы.
9. Экологическая направленность труда детей.
Подвижная игра.
Подготовка воспитателя к игре (площадка, атрибуты, знание правил, слов и т.д.)
Приёмы руководства.
Индивидуальный подход в процессе игры.
Индивидуальная работа по разделам программы.
Подготовка воспитателя.
Организация обстановки.
Приёмы руководства и мотивации.
Самостоятельные творческие игры.
Организация обстановки (атрибутика).
Содержательность и разнообразие игровых навыков.
Взаимодействие детей во время игры.
Приёмы руководства, их действенность (способы привлечения детей, отговаривание игровых действий).
Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке.
Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений. Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счёт времени самостоятельной деятельности детей.
Выбор времени проведения и упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями.
В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности.
В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и др.)
При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации.
Например, применение подгруппового способа организации является наиболее важным при сочетании процесса обучения и совершенствования двигательных навыков. При этом одна группа детей осваивает новый вид движений под руководством взрослого, в то время как другие дети самостоятельно упражняются в хорошо знакомых движениях.
В связи с особенностями выполнения некоторых движений (лазание по гимнастической лестнице, упражнения в равновесии, прыжки в длину и высоту с разбега) используются поточный и индивидуальные способы.
Сочетание разных способов организации значительно повышает эффективность проведения игр и упражнений во время прогулки. Например, упражнение в лазании выполняется детьми поочерёдно, а упражнение с мячами — фронтально, т. е. всеми детьми одновременно.
Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей (см стр. 16, «Двигательная активность ребёнка в детском саду», автор М. А. Рунова). Каждая подгруппа выполняет своё задание. Например, дети первой и второй подгруппы (с высоким и средним уровнем подвижности) выполняют упражнения, требующие концентрации внимания, координации и ловкости, при этом воспитатель осуществляет контроль. Дети третьей подгруппы (с низким уровнем подвижности) упражняются в разных видов прыжков через скакалку.
Длительность организованной двигательной деятельности составляет 30-35 минут.
Подвижную игру воспитатель может проводить со всей группой и повторять её 3-5 раз. При организации известных игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, правила.
При разучивании новой подвижной игры необходимо чёткое, лаконичное объяснение её содержания. Отдельные элементы можно показать и даже проиграть. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу игры уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети.
В подвижных играх ведущие роли выполняют сами дети. При организации игр соревновательного характера, игр-эстафет важная роль принадлежит воспитателю, который должен помочь детям разделиться на команды, подобрав их с учётом уровней подвижности и физической подготовленности (необходимо, чтобы в обеих командах приблизительно поровну было и тех, и других детей).
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведение в игровой деятельности.
К обсуждению результатов игры целесообразно привлекать самих детей, надо приучать их оценивать своё поведение и поступки товарищей. Это будет способствовать в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий.
На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты), при этом разучено 3-4 новые игры.
Общая длительность игры составляет 10-12 минут.
В плане воспитательно-образовательной работы записывается:
Название п/и, цель.
Основное движение, способы организации с учётом уровней подвижности.
Спортивное упражнение, например, элементы игры в волейбол: перебрасывание мяча друг другу двумя руками от груди на месте и в движении.

Приложение1
КОНСПЕКТ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГУЛКИ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ “ДАРЫ ОСЕНИ”
Задачи: Развивать у детей наблюдательность за объектами экологической тропы в осенний период.
Уточнить и расширить представление детей о сезонных явлениях в природе.
Воспитывать эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы.
Материалы: загадки об овощах и фруктах; носилки; корзина с овощами и фруктами; поднос с нанизанными на короткие шпажки кусочками овощей и фруктов; мяч; Д.и “Игры с прищепками”; мел; выносной материал.
Ход прогулки.
-Ребята, давайте поиграем!
Пальчиковая игра “Овощи”.
Собираем мы в лукошко
 И морковку, и картошку. 
 Огурцы, фасоль, горох — 
 Урожай у нас не плох.
 Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого пальца. Со слов: «Урожай у нас не плох», охватывать весь кулачок другой рукой. То же самое повторить с другой ладошкой.
Беседа.
-Напомните мне, как называется эта игра? (“Овощи”).
-А где растут овощи и фрукты? (В огороде и в саду).
— Когда собирают урожай? (Осенью). Осень не скупится на подарки- дарит нам

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector