Отношение детей к экологии через дидактические игры

Автор: Лежнева Елена Николаевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 110 городского округа Уфа РБ

Населенный пункт: Башкортостан г.Уфа

Тема: Отношение детей к экологии через дидактические игры

Опубликовано: 08.11.2017 18:59

Получить свидетельство      Скачать материал


Отношение детей к экологии через дидактические игры
Экологическое воспитание – это один из основных аспектов нравственного воспитания. Ведь воспитание бережного и заботливого отношения ребенка к природе вырабатывает его поведения.
Бережное отношение к природе – это проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, делать правильную им оценку и адекватно на них реагировать.
Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут объяснить сами или понять объяснения взрослых, могут выполнить самостоятельно отдельные трудовые действия на основе понимания ситуации и знания потребностей живого существа или включиться в совместную со взрослыми деятельность, направленную на сохранение растений, и условий их жизни .
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Особое место в разновидности игр, занимает дидактическая игра. Она представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Дидактическая игра является доступным средством формирования интереса дошкольников к природе. Поэтому в непосредственно-образовательной деятельности по экологии часто используем дидактические игры, которые воспитывают любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней.
Для этого были отобраны и систематизированы разные виды дидактических игр: Игры на формирование экологических представлений о мире животных;
Игры на формирование экологических представлений о мире растений;
Игры на формирование экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы;
Игры на ознакомление с взаимосвязями человека с окружающей средой.
Также в непосредственно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей применяем игровые обучающие ситуации с привлечением игрушек — аналогов, с использование литературных персонажей хорошо известных детям сказок и рассказов (Клоуном, Айболитом, Карлсон, Вини — Пух и др.).
При использовании игровых обучающих ситуаций у дошкольников возникают положительные эмоции, как от самой игры, так и оттого, что с ними играет взрослый. Такая ситуация является хорошим психологическим условием для передачи новых знаний, усвоения их детьми, для выработки умственных и практических навыков. Дети легко включаются в игровые диалоги с персонажами сказок, вымышленными героями, что положительно влияет на их личностные проявления: развивает способность принимать позицию другого, вести диалог, сочувствовать и сопереживать.
Применяя принцип зонирования группового помещения была создана предметно-развивающая среда, которая способствует формированию познавательной активности ребенка и бережному отношению к природе.
 В уголке природы:
- дети имеют возможность не только наблюдать за жизнью растений, но и ухаживать за ними; 
- в библиотеке дети могут просмотреть книги энциклопедического содержания о животных и растениях, иллюстрации, картины пейзажной живописи; 
- также воспитанники могут ежедневно заполнять календарь наблюдений за сезонными явлениями природы; 
- в игровом центре, дети могут разыграть различные игровые ситуации с помощью игрушек – аналогов;
Благодаря созданному экологическому уголку в группе, у воспитанников формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность.
В целях экологического образования на территории детского сада создан огород, где с детьми организуем практическую и исследовательскую деятельность.
Для родителей воспитанников детского сада постоянно обновляется материал по экологическому воспитанию (консультации, папки-передвижки).
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие качества. Через игру дети теснее соприкасаются с природой. Они учатся ее любить, бережно к ней относиться.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector