«Влияние дидактической игры на развитие младшего дошкольника»

Автор: Даутова Аминат Даутовна

Должность: Воспитатель

Учреждение: Васильева Елена Николаевна

Населенный пункт: г.Новый Уренгой, ЯНАО

Тема: «Влияние дидактической игры на развитие младшего дошкольника»

Опубликовано: 16.11.2017 12:29

Получить свидетельство      Скачать материал


«Влияние дидактической игры на развитие младшего дошкольника»

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети — творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры. Именно через игру дети познают и воспринимают все богатство окружающего мира, через игру развивается ум. Со временем ребенок научится управлять собой, а это ему необходимо для дальнейшей жизни. Еще в 1782г. Выдающийся русский просветитель Н. И. Новиков утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития». Дидактическая игра дает возможность больше контактировать с окружающим миром, через нее дети приобретают чувственный опыт. Исследования И.И. Павлова внесли еще большую ясность в этот вопрос. Он передавал тактильным ощущениям большое значение, «ибо они несут в речевой центр в его двигательную часть дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее мозг, а значит и мышление». В практике используются такие игры, где были бы задействованы все органы чувств. Ведь для ребенка важно самому все попробовать, понюхать, потрогать. По мнению отечественного педагога В.С. Мухиной, ранний возраст является уникальным для познания окружающего. И наша задача: привлечь внимание детей к разнообразию и богатству ощущений, которые им может дать окружающий мир. Если ребенка не обучать специально, восприятие долго останется поверхностным, не будет необходимой основы для общего умственного развития, в процессе разных видов деятельности. Наблюдения показали, что годовалый ребенок не способен последовательно, систематически осмотреть предмет и выяснить его разные свойства. Как правило, он выхватывает какой-то один бросающийся в глаза признак и реагирует только на него, по нему определяет предметы. Дети второго года жизни не воспринимают рисунки, фотографии, как изображения предметов и людей. Для них изображенные предметы – это вполне самостоятельные предметы, им не составляет важности видеть рисунки вверх ногами. Зрительные действия, прежде всего, направлены на форму и величину. А чтобы восприятие предметов стало более полным и всесторонним у ребенка должны сложиться новые действия восприятия – это овладение действия с предметами: перебирая кольца пирамидки и прикладывая одно к другому, позволяет ребенку добиться правильного результата. Но это происходит не сразу, и не без помощи взрослого. Лишь к 3-м годам ребенок может по просьбе взрослого подобрать точно такой же предмет. Причем дети начинают выполнять выбор по одному из признаков сначала по форме, потом по величине и только потом по цвету. Восприятие тесно связано с выполняемыми предметными действиями. Например: Предлагая, ребенку по образцу положить синий кубик на красный, говорим: «Сделай так же». Малыш совершенно спокойно кладет красный кубик на синий. Свойства предметов двухлетний ребенок не отличает от предмета. Если спросить какое яблоко на вкус, ребенок отвечает, что оно круглое, большое, то есть он видит не все свойства, а только яркое. И лишь в процессе действия с предметами он обнаруживает разнообразие свойств, что яблоко может быть и круглое и красное и сладкое и так далее. Интересно наблюдать за ребенком в процессе изодеятельности. Он вовсе не учитывает цвет изображаемых предметов, а пользуется карандашами, цвет которых ему больше нравиться. Знакомясь со свойствами разнообразных предметов: различными формами, цветами, величиной, пространственными отношениями- ребенок накапливает запас представлений об их свойствах, и только в процессе многократного выполнения действий с предметами. Здесь важно не ограничивать ребенка в выборе материала, и не ставить цели запомнить, хотя зачастую взрослые принуждают его запомнить что-либо. Но ведь ребенок запоминает спонтанно и лишь то, что произвело на него глубокое впечатление. Поэтому мы поощряем его за это и представляем возможность высказаться. Манипуляция с предметами позволяет увидеть нам, как ребенок фантазирует, придумывает. Очень важно соединить действия ребенка с речью, для этого используются различные потешки, песенки, стишки, образные слова. Например: «Водичка, водичка умой мое личико…», «Пальчик – мальчик, где ты был….» и так далее. Различные виды деятельности (изо, лепка) так же сопровождаются рассказами. Поэтому дети учатся не только действовать карандашами, предметами, но и сами включаются в рисунок – рассказ. Они случайно получившимся линиям, формам дают конкретное название (дом, собачка, машина….). Важно помнить что, детский рисунок не должен соответствовать тому, что хотел увидеть взрослый, и мы должны смотреть на это с позиции ребенка. Дать возможность ребенку высказаться по этому поводу. Содержание рисунка мы поймем из высказываний ребенка, и восхититься этим содержанием. Так, например, рисуя на листе бумаги карандашом прямые линии в разных направлениях. Ребенок стал рассказывать, что он нарисовал солнышко. Другой ребенок, увидев рисунок, сказал, что это не солнышко, а паук. Поэтому, глядя на один и тот же рисунок, дети видят по-разному, то, что в их душе оставило глубокое впечатления. Чем меньше ребенок, тем предпочтительнее для него беспредметные изображения, где он может фантазировать, придумывать. Восприятие строится на эмоциях, на пережитой реальности. В этом возрасти необходимо помнить: Мир для ребенка – это увлекательный хаос света, цвета, звука, запаха и движения. Практика показывает, что дети лучше запоминают в игре. Так развлекаясь, ребенок учиться соотносить и различать формы, размеры, цвет. Игра используется для развития воображения. Только в игре мы можем увидеть ребенка скачущего на палочке, как на лошадке, или когда он берет кубик и называет его мороженным. Поэтому, помимо игрушек для детей используются различные бытовые предметы (пустые баночки, коробочки и т. д.). Отдельно хочется остановиться на играх, которые готовят детей к миру восприятия цвета. Трехгодовалые дети, как подтверждает практика, могут запомнить, узнать и назвать несколько названий цветов. Для начала даем задание выбрать заданный цвет из множества различных, задав вопрос: «Найди такой же». Затем, усложняя задание, предлагаем закрасить предметное изображение определенным цветом, и лишь потом соединяем представление о цвете с представлениями о реальных предметах. Во время игр ведем наблюдение за детьми. Игра «Найди такой же листик». Показываем детям желтый листочек и просим найти такой же желтый из множества разноцветных листиков лежащих на столе. Далее задание усложняем: раскладываем разные по форме и цвету и предлагаем найти такой же листик, учитывая цвет и форму. Очень важно, чтобы ознакомление с цветом происходило не просто путем их показа и названия, а включало действие детей и речь. Игра «Найди цветочек для бабочки» Здесь дети рассматривают цветы и бабочки, выполняя задание путем наложения и приложения. Обогащаем речь словосочетаниями «одинакового цвета», «такого же цвета». В конце дети с помощью воспитателя называют цвет бабочки и цветка. «Желтая бабочка села на желтый цветочек». Или «желтая бабочка села на такой же желтый цветочек». Игра «Что бывает такого же цвета?» Здесь ставим целью расширить представление о цвете реальных предметов. Дети рассматривают картинки овощей: капуста, морковь, огурец, редис, помидор; закрывают их картинками разного цвета: капусту – зеленым, помидор – красным и так далее. Но если предметы просто находятся перед глазами ребенка, но ему не надо специально выяснять их форму, цвет и другие свойства, это не сформирует у него четкие представления. Таким образом можно сделать вывод: дидактическая игра и многократные выполнения действий с предметами у ребенка накапливается запас знаний и интерес к различным видам деятельности (рисованию, конструированию, лепке), что в будущем позволит ему в поисково-исследовательской деятельности быть активным.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector