Воспитание детей в семье

Автор: Инчикова Елена Викторовна

Должность: Воспитатель

Соавтор: Макарова Дарья Александровна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Детский сад 151»

Населенный пункт: г. Рязань

Тема: Воспитание детей в семье

Опубликовано: 18.11.2017 10:20

Получить свидетельство      Скачать материал


Воспитание детей в семье.
Хотите ли Вы не хотите ли Вы,
Но дело товарищи в том,
Что прежде всего — мы родители!
А всё остальное потом!
Р.Рождественский- О.Фельцман
Что такое семья и семейное воспитание.
Ссемья – это первая школа общения ребенка. В семье ребенок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь друг другу. В общении с близкими ребенку людьми, в совместном бытовом труде у него формируется чувство долга, взаимопомощи. Дети особенно чувствительны к взаимоотношениям со взрослыми, не терпят нравоучений, резкостей, приказов, тяжело переживают грубость старших, недоверие и обман, мелочный контроль и подозрительность, нечестность и неискренность родителей.
В законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

Семья располагает благоприятными условиями для эстетического воспитания детей. Чувство прекрасного начинается у ребенка со знакомства с яркой и красивой игрушкой, красочно оформленной книгой, с уютной квартирой. С ростом ребенка восприятие прекрасного обогащается при посещении театров и музеев. Хорошим средством эстетического воспитания является природа с ее красивыми и неповторимыми красками и пейзажами. При общении с природой ребенок удивляется, радуется, гордится тем, что он видел, слышал пение птиц, в это время и происходит воспитание чувств. Чувство прекрасного, интерес к красоте помогают воспитанию потребности беречь прекрасное и создавать его. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта. Дети не только пользуются домашним уютом, но вместе с родителями учатся его создавать. В воспитании чувства прекрасного немалая роль принадлежит манере правильно и красиво одеваться.
Успех воспитания в семье может быть обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка.

Современные педагоги и психологи утверждают, что даже несколько месяцев «лишения любви» наносят умственному, нравственному и эмоциональному развитию ребенка до трехлетнего возраста непоправимый урон. То есть именно в самом раннем детстве закладывается фундамент всей последующей духовной жизни человека
Семейное воспитание – воздействия детей и родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. Семья — это колыбель формирования личности в самом прямом смысле, она закладывает основы отношений между людьми, формирует ориентации на всю оставшуюся трудовую и социальную жизнь человека. Влияние семьи на ребенка – это мощное воздействие, оно сильнее всех других воспитательных воздействий.
Методы воспитания в семье – это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Всеми родителями используются общие методы семейного воспитания: убеждение, личный пример, поощрение, наказание.
Принципы воспитания:
1. Собственный стиль поведения родителей должен отвечать их стремлению хорошо воспитывать детей.
2. Родители должны обеспечивать соответствующие условия, при которых различные виды полезной деятельности постепенно сформируют личность ребенка.
3. В семье должно быть единство требований всех членов семьи. Отсутствие единых требований приводит к «раздвоению личности», к выработке приспособленческих навыков.
4. Наличие авторитета родителей. Что же такое авторитет? Это духовное воздействие родителей на формирование сознания и поведения детей, основанное на уважительном и доверительном отношении ребенка к мнению отца и матери.
Какие родители авторитетны? Те, кто может оказать ребенку реальную помощь в учебе или помощь в принятии правильного решения. Авторитетны и те родители, которые любят своего ребенка и оказывают ему постоянное и систематическое внимание.
Но нельзя путать авторитет с авторитаризмом. Авторитаризм — стиль руководства, основанный на беспрекословном подчинении.
5. Разумность родительской любви. Чрезмерная родительская любовь характеризуется, прежде всего, повышенным вниманием взрослых к ребенку, проявлением слишком большого интереса к его делам, бездумным выполнением всех его желаний и прихотей.
Нельзя любить ребенка в ущерб себе и другим членам семьи, окружающим людям. У него может возникнуть тенденция к господству над окружающими, навязыванию им своих взглядов. Это мешает формировать самостоятельность, тормозит процесс взросления, ведет к неправильному развитию личности.
6. Традиции в семье. Семья – это небольшой коллектив, и его, конечно же, скрепляют традиции – устойчивые формы. Они могут проявляться в виде праздников, совместных прогулок. Традиции всегда поддерживаются определенными членами семьи. Традиции очень важны, поскольку благодаря ним молодое поколение учится ценить и уважать семейную атмосферу и понимать важность семьи.
7. Учет особенностей пола ребенка. Замечательный педагог В.А.Сухомлинский призывал родителей к тому, чтобы они не забывали, что в семье живут девочка и мальчик. Образец для девочки — мама. Образец для мальчика — отец.

Основные условия.
• Наличие нормальной семейной атмосферы.
• Авторитет родителей.
• Правильный режим дня.
• Своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.
Нормальная семейная атмосфера – это осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном проявлении такта; организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду; в разумной организации отдыха в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино; взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.

Созданию высоконравственной атмосферы в семье способствуют семейные традиции, крепкие устои и принципы. Это общественные и семейные праздники. Подготовка детьми и взрослыми подарков, вручение их при особом эмоциональном подъеме создают ту атмосферу торжественности, радости и счастья, которая формирует духовную культуру, укрепляет семью как коллектив.
Семейного и общественное воспитание, как единое целое.
Чрезвычайно важно найти «золотую» середину в сочетании семейного и общественного воспитания, потому что такое сочетании желательно и совершенно необходимо. Так как в ранние годы жизни ребенка семья нужна для формирования определенных областей человеческого сознания, человеческой психологии, а отсутствие ее влечет за собой печальные последствия, такие, например, как правонарушения. Того времени, которое дети проведут дома, после яслей, детского сада, школы вполне хватит, чтобы семья сыграла предназначенную ей роль.

Семейное и общественное воспитание должно быть по совокупности единым целым. Но общественное воспитание будет выступать в роли «сопутствующего», но не как не идти в противовес семейному. Общественные формы воспитания должны совершенствоваться, как средство, которое, органически сочетаясь с домашним воспитанием, дополняет его, обогащает, необычайно расширяет его «диапазон». И нисколько не освобождает родителей от их родительского долга, нисколько не зачеркивает того, что выращивание детей является основной социальной функцией семьи. Но зато обязывает родителей внимательно координировать свои усилия с внесемейными воздействиями на ребенка, обязывает активно участвовать в работе тех учреждений, где он учится и воспитывается, обязывает помогать педагогам в воспитании детей.
Итак, каким бы замечательным ни было воспитание общественное, где конечным пунктом является формирование идеалов, формирование личности ребенка закладывается в семье. Ведь все то, что он видит и слышит в семье, он повторяет, подражает взрослым.

Список литературы
• Азаров Ю.П. Семейная педагогика. — М. Просвещение,1994
• Байков Ф.Я. Ответственность родителей: заметки о воспитании. — М. Педагогика,1985
• Бехтерев В.М. Вопросы общественного воспитания. — М, 1910 (электронная версия)
• Каган Е.В. Семейное воспитание и тоталитарное сознание: от психологии насилия к личностному росту. — Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. — М., 1992.(электронная версия)
• Кузьмишина Т.Л. Семейное воспитание: родительские запреты и требования- М.: МОСУ, 2006
• Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание – М., Просвещение 1990
• Лебедев П.А. Семейное воспитание. – М.: Академия, 2001
• Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М.: Педагогика, 1991
• Островская Л.Ф. Педагогические знания родителям. — М.: Педагогика,1989
• Путилина В.А. Школа молодых родителей. Как вырастить здорового и счастливого ребенка. – М.: Эксмо, 2004
• Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям — М.: Гардарики, 2002
• Харчев А.Г. Социология воспитания. — М.: Просвещение, 1990
• Педагогика. Под редакцией Ю. К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983
• Популярная психология для родителей. Под редакцией А. А. Бодалева. – М.: Педагогика, 1988
• Материалы сайта http://www.moideti.com
1Харчев А.Г. Брак и семья в СССР.-М.-1989
2Бехтерев В.М. Вопросы общественного воспитания. -М, 1910
3Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М.: Педагогика, 1991.
4Кон И.С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989.
5Полонский И.С. Педагогические проблемы внешкольного общения подростков. — В кн.: Комплексный подход к воспитанию школьников. — М.: Просвещение, 1982.
6Каган Е.В. Семейное воспитание и тоталитарное сознание: от психологии насилия к личностному росту. — Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. — М., 1992.
7Харчев А.Г. Социология воспитания. — М., 1990
8Островская Л.Ф. Педагогические знания-родителям.-М.,1989
9Азаров Ю.П. Семейная педагогика.-М.,1994
10Байков Ф.Я. Ответственность родителей: заметки о воспитании.-М.,1985
11Филонов Л.Б. Психологические способы установления контактов между людьми. — М., 1983

Умные цитаты о воспитании детей.
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми».
О.Уайльд
«Все мы рождаемся милыми, чистыми и непосредственными: поэтому мы должны быть воспитаны, чтобы стать полноценными членами общества».
Д. Мартин
«Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает».
Э. Бомбек
Не вправе наказывать ребенка тот, кого ребенок не любит.
Д. Локк
Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
В. А. Сухомлинский
Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство.
Ф. Энгельс
Дети, которых не любят, становятся взрослыми, которые не могут любить.
П. Бак
Ребенок становится счастливым, как только ощущает к себе искреннюю и бескорыстную любовь.
Ш.А. Амонашвили
Лучший подарок, который мы можем сделать ребенку, – это не столько любить его, сколько научить его любить самого себя.
Ж. Саломе
Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его.
К. Д. Ушинский
Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным,— это приучить его не встречать ни в чем отказа.
Руссо Ж.-Ж.
Воспитание — это наука, научающая наших детей обходиться без нас.
Э. Легуве.
Хорошее воспитание надежно защищает человека от тех, кто плохо воспитан.
Ф. Честерфильд.
Чем больше у ребёнка свободы, тем меньше необходимость в наказаниях. Чем больше поощрений, тем меньше наказаний.
Я. Корчак.
Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно.
Алексей Николаевич Острогорский
Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещанное к нему, иначе приучишь его ко лжи.
Л. Н. Толстой
Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете.
А. С. Макаренко
Любить детей — это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни.
М. Горький

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector