Самостоятельная деятельность в ДОО

Автор: Разинкова Юлия Васильевна

Должность: Воспитатель

Соавтор: Швырёва Лилия Михайловна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №105»

Населенный пункт: город Воронеж

Тема: Самостоятельная деятельность в ДОО

Опубликовано: 19.11.2017 08:19

Получить свидетельство      Скачать материал


Статья «Самостоятельная деятельность детей в режимных моментах ДОО».
Выполнили воспитатели МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида
№105» Г. Воронеж Разинкова Юлия Васильевна и Швырёва Лилия
Михайловна.
Дошкольный возраст- уникальный период развития самостоятельности.
Самостоятельная деятельность детей — одна из основных моделей органи-
зации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.
Самостоятельная деятельность — явление полностью свободное для ребёнка,
но не свободное для взрослого, который создаёт условия для безопасной
свободы ребёнка, т.е. предметно- развивающую образовательную среду,
обеспечивающую выбор каждым ребёнком деятельности по интересам
и позволяющую ему взаимодействовать со сверстниками или действовать
индивидуально. А также это организованная воспитателем деятельность
воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами
других людей. В самостоятельной деятельности детей лежит личная
заинтересованность (внутренняя мотивация). Мотивом может быть и
интерес, и желание помочь кому-либо, и стремление получить похвалу, и
необходимость удовлетворить какие-то иные свои потребности.
Внутренняя мотивация вызывает подъём физических сил, всплеск эмоций,
активацию мышления. Именно поэтому, в ситуации, когда ребёнок
свободно реализует свои интересы, потребности, проявляет волю, его дея-
тельность имеет мощную мотивацию, эмоционально насыщена и психоло-
гически комфортна. Чем полнее ребёнок реализовал потребность в самосто-
ятельных действиях, тем сильнее в своё время у него возникает потребность
взаимодействия с другими людьми. Следует отметить, что в период
собственной активности дошкольники крайне отрицательно относятся
к любому вмешательству со стороны взрослого.
По санитарно- эпидемиологическим требованиям к содержанию и органи-
зации работы в дошкольных организациях на самостоятельную деятельность
детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная
гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов, а именно:
во время утреннего приёма, в промежутках между завтраком и НОД, на
дневной и вечерней прогулке, во второй половине дня.
Но это не значит, что ребёнок должен быть предоставлен самому себе.
Для организации самостоятельной деятельности детей необходимо
создать развивающую предметно- пространственную среду, присмотр и
уход за каждым ребёнком. Свободная деятельность детей в развивающих
центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться
в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.
Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально
или со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях возникно-
вения конфликтных ситуаций , требующих вмешательства взрослого, или
при необходимости помочь тому или иному ребёнку войти в группу сверст-
ников.
Самостоятельная деятельность может быть как индивидуальной, так и груп-
повой. Материалом для самостоятельной деятельности детей служат те
знания, которые воспитанники уже получили в совместной деятельности и
не требуют сложной организации и подготовки. Детям предоставляется
возможность самим выбрать для свободной деятельности любимый вид
занятия.
Учитывая, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра,
воспитатель должен создать разнообразную игровую среду, которая будет
соответствовать его интересам, иметь развивающий характер, способство-
вать развитию творческих способностей, будить фантазию, активность
действий, учить общению, яркому выражению своих чувств.
На всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная
самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им
игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом,
где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.
Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продук-
тивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная, музыкальная
и т.д.). Также, как в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.
Педагог может заранее спланировать самостоятельную деятельность детей
с учётом актуальной на данный день или неделю темы, поставленных целей
и задач образовательной работы в режиме дня, т. е. должен быть реализован
принцип комплексно- тематического построения образовательного процесса
в ДОУ. Педагог «отталкивается» от этой темы при организации самостоя-
тельной деятельности детей.
Таким образом, самостоятельная деятельность детей в ДОУ — это такая
деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспи-
тателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время,
при этом ребёнок сознательно стремится достигнуть поставленной цели,
употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат
умственных или физических действий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector