Консультация – практикум для воспитателей «Технология построения имиджа педагога ДОУ»

Автор: Москаленко Ольга Сергеевна

Должность: Педагог-психолог

Учреждение: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» пгт Мурыгино Юрьянского района Кировской области

Населенный пункт: Кировская область, Юрьянский район, пгт Мурыгино

Тема: Консультация – практикум для воспитателей «Технология построения имиджа педагога ДОУ»

Опубликовано: 21.11.2017 13:04

Получить свидетельство      Скачать материал


Консультация – практикум
для воспитателей
«Технология построения имиджа
педагога ДОУ»

Кто на себя глядит, cвой видит лик.
Кто видит лик свой – цену себе знает.
Кто знает цену – строг к себе бывает.
Кто строг к себе, тот истинно велик.
Шекспир
1.«Имидж» — это слово, которое появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с английского оно значит «образ». Причем под образом нужно понимать не только визуальный, зрительный образ (вид, облик), но и образ мышления, действий, поступков.
Для педагогов, чья деятельность реализуется главным образом в общении с людьми, проблема имиджа имеет особо важное значение.
Необходимость создания имиджа проявляется в демонстрации наиболее привлекательных для окружающих качеств личности. Он выступает как мощное средство коммуникации, обладающее большим влиянием на людей
Психолог А. Махрабян, проводя исследования по восприятию человека человеком привел следующие экспериментальные данные:
• 55 % общего впечатления приходится на то, как он выглядит (внешний вид, цвет кожи, глаз, волос, одежда, поза, мимика, зрительный контакт, эмоциональный настрой);
• 38 % определяется манерой говорить (тон, тембр и высота голоса, темп речи, произношение и дикция, окраска речи)
• 7 % составляет восприятие самого сообщения.
Исходя из этого, можно понять, насколько велика роль имиджа для профессиональной деятельности .

Существуют различные виды имиджа:
— воспринимаемый, суть которого состоит в том, как педагога воспринимают окружающие: дети, коллеги, родители; воспринимаемый имидж не всегда совпадает с тем, который человек хотел бы показать;
— требуемый – предполагает презентацию личностных и деловых качеств, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности.

Имидж неустойчив и постоянно нуждается в целенаправленной поддержке и подкреплении.
Так же нужно иметь в виду при формировании соответствующего имиджа то, что он должен быть реалистичным, без явного приукрашивания или демонстрации несуществующих достоинств.

2. Основные характеристики профессионального имиджа педагога

Имидж педагога можно разделить на несколько составляющих:
• Это сам образ, т.е. некая целостная картинка, возникающая в сознании людей, когда они видят и воспринимают человека. А так же то, что в последствие остаётся в их памяти, когда человек уходит.
• Это внешние аспекты, к которым можно отнести манеру поведения, походку, жесты, мимику, одежду, причёску и т.д.
• Внутренний аспект, включающий в себя интересы, эрудицию. Творческие замыслы, хобби.
• Процессуальный аспект, предполагающий темперамент, темп, эмоции, пластичность. Волевые качества.
• Ценностный компонент, который определяется жизненной позицией человека, приоритетами, установками, а так же его легендой.
• Профессиональная репутация педагога, к которой можно отнести наработанный практический и теоретический опыт, авторские методики, отзывы детей, родителей, коллег о профессиональной компетентности, профессиональные награды и премии, авторские сайты, публикации и т.д.

Восприятие образа педагога ДОУ происходит на следующих уровнях:
• Детей.
• Родителей.
• Коллег.
• Вышестоящих проверяющих и других органов образования.

Можно выделить основные принципы формирования имиджа педагога:
— умение нравиться на всех уровнях взаимодействия в ДОУ;
— самовоспитание самосовершенствование, обеспечивающие высокий уровень профессиональной компетентности;
— гармонизация образа, учитывая вышеперечисленные составляющие;
— владение навыками самопрезентации;
— саморегуляция, обеспечивающая психофизическое равновесие.

3. Технология формирования имиджа педагога разделяется на несколько этапов.
А)Определение стартовых целей –включающей следующие компоненты:
• Анализ собственных достижений и ошибок и неудач.
• Знание «сильных» и «слабых» сторон характера и интеллекта.
• Наличие развитых способов саморегуляции (самоконтроля, сдерживания, активизации).
• Умение правильно анализировать свои достижения и ошибки, выделяя объективные условия ситуаций, действия других людей и собственные действия.
• Способность позитивно изменять самого себя, развиваться и совершенствоваться.
• Ставить профессиональные цели и достигать их.

Б)Создание внешности.
Нет смысла надеяться, что другие оценят вас за ваш характер и личность,
не обратив внимания на то, как вы выглядите.
Брайан Трейси
Для специалиста, работающего в ДОУ желательно использовать стойкую цветовую гамму, создающую позитивные эмоции и не вызывающую излишнего возбуждения детей. Одежда, прическа, жесты, походка, мимика должны соответствовать той социальной роли, которую выполняет педагог.
В)Овладение эффективной поведенческой техникой и основами самопрезентации.
На этом этапе происходит
• совершенствование в искусстве публичных выступлений;
• овладение культурой поведения и умение оставлять о себе приятное впечатление;
• повышение уровня компетентности в разрешении конфликтных ситуаций;
• овладение азами самопрезентации;
• умение пользоваться механизмами создания позитивного впечатления.
Г)Механизмы создания позитивного впечатления:
«Важно, что о вас говорят, ещё важнее, что для вас делают, но самое главное, что о вас думают. Думают о вас хорошо — и вам могут простить многое, ежели нет, — то вам не помогут и заслуги.»
Теткоракс
— Мнения других лиц (если среди окружающих существует положительное мнение о человеке, то даже незнакомые люди думают о нем так же).
• Гало-эффект (если человек изначально производит общее позитивное впечатление, то мелкие негативные детали остаются незамеченными).
• Эффект ореола (тенденция переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на другие).
• Эффект снисходительности – ожесточения (существуют разные типы людей, различающиеся по реакции на первое впечатление: одни относятся к недостаткам малознакомых людей – снисходительно, а другие наоборот, слишком предвзято; если человек сам снисходительно относится к окружающим, то и они скорее всего ответят ему тем же).
• Стереотипы восприятия (видя перед собой представителя ДОУ у родителей формируются определенные ожидания от дальнейшего общения).
• Психическое состояние (человек в хорошем настроении притягивает к себе других и вызывает у них симпатию).
• Доминирующая потребность (если созданный имидж предполагает, что вы можете наилучшим образом удовлетворить потребности нужных людей, то они сами захотят иметь с вами дело).
• Упрощение (при первом впечатлении схватываются лишь самые главные, важные для данного человека качества. Чем меньше деталей и больше общего будет во внешности человека при первом разговоре, тем ярче он будет выглядеть в глазах собеседника).
• Защитные механизмы (человек быстро чувствует настроение другого и воспринимает его как свое. Перед общением необходимо знать, что является эталоном моральных качеств собеседника, и стать таким эталоном в его глазах. Тогда человек, с которым вы общаетесь, будет чувствовать к вам симпатию, желание продолжить общение).
• Влияние самооценки (полнота и характер оценки одного человека другим, зависит от уровня самооценки (степени уверенности в себе). Если один из участников общения уверен в себе (имеет высокую самооценку) и думает, что его суждения о другом человеке точно соответствуют действительности, то воздействие первого впечатления будет решающим).
• Эффект релаксации (успех будет иметь тот, кто умеет пошутить, вставить остроумное замечание, юмор сближает, настраивает на благожелательный лад).
• Суггестия (попытка убедить других в принятии конкретных представлений без представления логических оснований, фактов. Наиболее эффективна при работе с детьми 4х лет. Работает только тогда, когда человек создает впечатление, что он действует в интересах другого).

Д)Совершенствование профессиональной компетентности.
Заключается в посещении курсов повышения квалификации, семинаров, конференций, самообразовании, профессиональном общении со специалистами других образовательных учреждений, обмене опытом с опытными педагогами, популяризации собственных педагогических достижений в публикациях и выступлениях.
Вывод: Как бы педагог не владел профессией, он просто обязан постоянно заниматься развитием своих личных качеств, создавая и совершенствуя собственный имидж, поддерживая, таким образом, свой авторитет в глазах воспитанников.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector