«Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста»

Автор: Голишникова Александра Валерьевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Детский сад № 75» «Золотая рыбка»

Населенный пункт: Вологодская область г. Череповец

Тема: «Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста»

Опубликовано: 23.11.2017 16:45

Получить свидетельство      Скачать материал


Психика детей очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь дети только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дошкольники часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и одиночестве. Взрослые хотят им помочь, но часто не знают как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам ребенок не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия.
Арт-терапия (от англ. art — искусство; therapy — терапия, лечение) — это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. Этот метод, который дословно можно перевести как «лечение искусством» признан психологами и психотерапевтами одним из наиболее эффективных и мягких способов воздействия на сознание человека. Это не только прекрасный способ снять стресс и расслабиться, но и возможность раскрыть внутренний мир. Отсутствие ограничений и противопоказаний, позволяет использовать арт-терапию в различных направлениях психотерапии, педагогике и социальной работе.
Арт-терапия возникла в 30-е годы ХХ века. Впервые арт-терапевтические методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К.Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, скульптура, инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы.
Арт-терапия основана на механизме сублимации. Сублимация – это подсознательный психический процесс, который открыл еще З. Фрейд в 1900г. Он заключается в перенаправлении психической энергии от травмирующего переживания к социально приемлемому выходу, чаще всего – творчеству. Проще говоря, если у человека накопились переживания, он может выразить их через творчество и почувствовать облегчение. Например, первый шаг: нарисовать то, что волнует. Шаг второй: прямо на рисунке изменить ситуацию. Меняя рисунок, человек одновременно меняет и свое внутреннее представление, находит варианты выхода из сложной ситуации.
Различные виды арт-терапии используются для преодоления стресса,
межличностных конфликтов, страхов, низкой самооценки. Однако, помимо решения перечисленных проблем, арт-терапия может использоваться для развития личности, помогает достичь гармонии и раскрыть внутренние силы личности.
Творчество позволяет человеку выразить внутренний мир, и через художественные образы, установить связь между сознательным и бессознательным. Арт-терапия эффективна при работе со всеми возрастными группами. Детям, подросткам и взрослым метод позволяет избавиться от негативных эмоций, учит расслабляться, принимать важные решения, способствует повышению самооценки, развивает мышление и память.
Арт-терапия с детьми проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей проходит на заднем фоне основной творческой или игровой деятельности. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается в центре внимания взрослого и преодолевает психологические трудности.
Метод применим как в индивидуальной, так и в групповой работе. Групповые занятия помогают развить социальные навыки, а также помочь другим образовательным и воспитательным методам.
Арт-терапия — простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре.

Показания для проведения арт-терапии:

• трудности эмоционального развития
• стресс
• сниженное настроение
• эмоциональная неустойчивость
• импульсивность эмоциональных реакций
• чувство одиночества
• межличностные конфликты
• ревность
• повышенная тревожность
• страхи
• негативная «Я-концепция»
• низкая самооценка.

Занятия арт-терапией ставят перед собой следующие задачи:
• Учить расслаблению
• Учить использовать приемлемый выход для избавления от негативных эмоций и тем самым, преодолевать стресс
• Способствовать гармонизации личности ребенка и развитию его эмоциональной сферы (создавать возможность выражать свои переживания, осознавать их, развивать стремление к лучшему пониманию себя, своих желаний и потребностей)
• Способствовать раскрытию внутренних ресурсов и творческого потенциала ребенка
• Развивать способность к пониманию чувств и потребностей других людей

Виды арт-терапии, которые я использовала в работе с детьми:

• Сказкотерапия
• Музыкотерапия
• Танцевальная терапия
• Изотерапия



• Сказкотерапия

Древняя мудрость гласит: «Сказка – ложь, да в ней намек». Получается, по большому счету, сюжет сказки – вымысел, но при этом в ней в метафорической форме заложены извечные истины и человеческие ценности, на которые сказка ненавязчиво намекает ребенку. Не говоря в лоб: «Сделай так!», а показывая на примерах, чем оборачиваются для героев те или иные действия. Прослушав, ребенок сам сделает правильные выводы. Особенно, если обсуждать с ним сказки, задавать вопросы по ним, побуждать к размышлению.
Чему учат сказки наших детей? Если попробовать систематизировать все те функции, с которыми успешно справляется сказка, может получиться примерно такой список:

Воспитание хороших человеческих качеств.
На примере героев сказки ребенок учится быть добрым, смелым, искренним, порядочным, достигать своих целей и любить ближних.

Проживание эмоций.
Слушая сказку, ребенок сопереживает героям, может плакать и смеяться вместе с ними. Он учится различать эмоции и чувства, озвучивать их, называть своими именами. Все это в значительной мере пригодится ему во взрослой жизни.

Привитие извечных ценностей.
Сказка в доступной ребенку форме учит понимать и различать, что хорошо, а что плохо, где добро, а где зло. Она объясняет, почему важно быть честным, добрым и справедливым, и что добро все равно побеждает.

Понимание мира вокруг и отношений между людьми.
Ребенку нужно видеть, что вокруг него – огромный мир, он полон всего интересного и пока неизведанного. И у каждого в этом мире есть свое место. И, конечно же, на примерах героев ребенок знакомится с моделями взаимоотношений между людьми, а, значит, в будущем будет готов строить их сам.

Мягкая коррекция поведения ребенка.
В сказкотерапии существует специальный вид сказок – коррекционные сказки. Они призваны помочь ребенку справиться с трудностями в поведении, заменяя их более эффективными формами поведения. Такие сказки пишутся специалистами- психологами, сказкотерапевтами.

Лечение души.
Иногда человеку, пусть даже маленькому, не хватает жизненных ресурсов, понимания и сил для решения той или иной проблемы. И тогда ему на помощь приходят психотерапевтические сказки – глубокие истории, которые в буквальном смысле лечат душу. Они помогают взглянуть на ситуацию с другой стороны, осознать глубинный смысл происходящего.

Расслабление, набор положительного опыта.
С этой задачей хорошо справляются медитативные сказки – произведения без конфликтов и плохих героев. Они показывают ребенку модели идеальных взаимоотношений, мира, в котором все хорошо и спокойно. Настраивают на позитивный лад, помогают расслабиться и уснуть. Такие сказки полезно читать перед сном.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Используется в решении проблем агрессивного, неуверенного поведения, принятия своих чувств.
Сказки — это примеры живой образности речи, способствующие разрешению внутренних конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения.
Музыкотерапия

Музыка – феноменальное явление, её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояние, настроение, одним словом, музыка властвует над нашими эмоциями.
Музыка как, пожалуй, никакое другое искусство, может влиять на настроение, создавать его. Все музыкальные произведения можно условно разделить на активизирующие, тонизирующие и расслабляющие, успокаивающие. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушения общения, возникающее по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи и напряжённость.
В работе с детьми 6-7 лет рекомендую проводить рецептивную музыкотерапию и музыкотерапию с ориентацией на коммуникативные задачи.
Рецептивная музыкотерапия отличается тем, что воспитанники в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимают в нём активного участия, занимая позицию простых слушателей. Им предлагается прослушать различные музыкальные композиции, либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие их психологическому состоянию.
Музыкотерапия с ориентацией на коммуникативные задачи заключается в том, что воспитанники прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, фантазии, возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушивается, как правило, три произведения. Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и темы — с учетом их различной эмоциональной нагрузки.
Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроения детей, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся скорее расслабляющим, релаксирующим действием. Второе произведение динамичное, драматическое, напряженное, оно несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера. После его прослушивания в группе уделяется значительно больше времени для обсуждения переживаний, воспоминаний, мыслей, ассоциаций, возникающих у воспитанников. Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть также спокойным, релаксирующим либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.

Танцевальная терапия

Танцевальная терапия заключается в выражении собственного настроения, эмоций и чувств при помощи танца. Занятия танцевальной терапией считаются очень действенными и целительными.
Психотерапевты полагают, что данный метод арт-тарапии способствует трансформации взглядов на мир. Родоначальник телесно-ориентированной терапии В.Райх утверждал, что если любым эмоциям долго не давать выхода, они будут накапливаться в клетках человеческого тела, образуя при этом так называемый мышечный панцирь. При помощи танцевальной терапии можно предотвратить такой процесс. В случаях, если это уже случилось — разбить. Танцевать нужно до момента ощущения полной свободы. Так же следует учитывать, что движения должны выражаться спонтанно, а не заранее определяться.

Изотерапия

Изотерапия – это психологическая коррекция посредством изобразительной деятельности. Изотерапия помогает детям свободно выразить свои чувства, мысли, надежды и мечты, а так же освободиться от переживаний и конфликтов.
У детей 6 — 7 лет изотерапия разгружает нервную систему, стимулирует развитие моторики, успокаивает психику, позволяет через рисунок выразить свои эмоции.
Изотерапия очень эффективна как метод снятия эмоционального напряжения! Суть этого метода состоит в том, что создание рисунка (художественного произведения) вытесняет содержание комплексов из сознания и устраняет переживание отрицательных эмоций. Эта особенность приобретает большую значимость для тех детей, которым сложно выговориться, а вот через творчество выразить свои переживания гораздо легче. Фантазии, изображенные на бумаге, зачастую облегчают и ускоряют вербализацию переживаний. Рисование снимает барьер «эго — цензуры», который затрудняет выражение словесных, конфликтных, бессознательных элементов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector