«Играем в театр — развиваем речь»

Автор: Мигунова Елена Александровна

Должность: Учитель-логопед

Учреждение: МБДОУ № 44 «Гнездышко»

Населенный пункт: Краснодарский край, Тихорецкий район, станица Фастовецкая

Тема: «Играем в театр — развиваем речь»

Опубликовано: 30.11.2017 12:42

Получить свидетельство      Скачать материал


«Играем в театр — развиваем речь»
Мигунова Елена Александровна,
Учитель-логопед, МБДОУ №44 «Гнездышко»,
станицы Фастовецкой Краснодарского края
В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок».
Художественное восприятие является активным для детей дошкольного возраста процессом, пробуждающим их нравственные качества, и, прежде всего, человечность. Восприятие искусства всегда связано с сопереживанием. У детей старшего дошкольного возраста сопереживание носит непосредственный характер: они представляют себя с полюбившимися героями произведений, проникают во внутренний мир, копируют их характер. Так вживаются в образ, что с помощью воображения становятся участниками событий (судьбу зайчика, изгнанного из его избушки лисой, дети примеряют к собственной и, сопереживая, мыслят примерно так: «Чтобы я делал, если бы меня кто-то выгнал из дома?»).
Сказка занимает особое место в жизни дошкольника. Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей. Сказка учит детей мечтать, подчёркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки, усиливает мыслительную деятельность. Сказочный вымысел всегда педагогичен. Он используется как средство воспитания лучших человеческих качеств. Сказка обогащает внутренний мир детей, они тянутся к ней.[1] Детям необходимо дарить радость, праздничное настроение, учить их сопереживать, проживать судьбу героев, в этом поможет оказать помощь, обыгрывание, театральные постановки, разучивание литературных произведений разных жанров.
Театр – это радость, праздничное и радостное представление. Дети дошкольного возраста очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. Театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее познавать мир и воспринимать содержание этих произведений.
Театр не только развлечение! Очень важно его воспитательное и познавательное значение. В этот замечательный период детства начинают формироваться личное отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте закладываются нравственные законы жизни. Очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия.
Увиденное и пережитое в настоящем театре, особенно их самодеятельные театрализованные представления расширяют кругозор детей. Дети активизируют свою речь, учатся вступать в беседу, рассказывать о спектакле друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологе.
У театра множество функций: эстетическая, развлекательная, коммуникативная, социализирующая, игровая… Но важнейшей, особенно для детей, является познавательная функция. Ролевое познание мира, освоение навыков сосуществования со сверстниками и взрослыми, навыков партнерства, умение действовать в предлагаемых жизнью обстоятельствах, обучение социальному опыту — все это происходит через образы, краски, звуки, действие. Ребенок в театре либо зритель, либо актер.
Но самое главное — это праздник, эмоциональный всплеск, восторг от участия в спектакле.[2]
 Уголок театра всегда должен быть доступен детям и быть в активном, ежедневном пользовании!
 Это замечательная игра и самореализация ребёнка! Это познание себя и самовыражение!
Огромный интерес у детей вызывает теневой театр — распространенный вид инсценировок сказок и сюжетных стихотворений. Показ теней сопровождается чтением рассказа, сказки, басни. Поскольку теневой театр имеет свои особенности: неподвижность силуэтов, отсутствие перспективы, глубины, невозможность располагать один силуэт за другим, — это во многом определяет и выбор репертуара. [3]
Хочется еще раз отметить что существует неразрывная связь между художественным словом и развитие речи. В старшем дошкольном возрасте дети свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности: могут читать стихи грустно, весело, торжественно.
Кроме того, дети в этом возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями. Речь детей насыщается словами, обозначающими все части речи. В этом возрасте они активно занимаются словотворчеством, словоизменением и словообразованием, создавая множество неологизмов.
Развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов.
Дети также могут дать описание игрушки, составить сюжетный рассказ об одной или нескольких игрушках, показать рассказ — инсценировку по набору игрушек.
Имея хорошую память, малыш способен запоминать и воспроизводить небольшие по объему стихотворения, потешки, а неоднократно прослушав одну и ту же сказку, может почти дословно передать ее содержание.
Е.А. Флериной справедливо подчеркивается роль художественного слова как источника обогащения детской речи новым словарем, новыми формами грамматического строя речи. Ею отмечается, что конкретность, эмоциональность и образность языка художественного произведения облегчают восприятие и понимание изменения слова в зависимости от его смыслового применения и сочетания с другими словами.
Средствами художественного слова при правильно организованной работе, еще до школы, до усвоения грамматических правил, ребенок практически овладевает грамматикой родного языка в единстве с лексикой.[4]

Используемая литература:.21 —х25.03. 25.03
.01Ис6 — «»
1. 25.03.2016-2017 г.г. Савенко Людмила Анатольевна «Роль сказки в жизни дошкольнаки»
2. Григорьева Н. Н. Роль театра в жизни дошкольника // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 472-473..
3. 17.03.2017 гг. Горюнова Татьяна Ивановна «Театр в жизни детей дошкольного возраста
4.  Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника [Текст] / Е.А. Флерина — М., 1961

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector