Статья «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД»

Автор: Белякова Наталья Александрова

Должность: Воспитатель

Учреждение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 58 Дзержинского района Волгограда»

Населенный пункт: г. Волгоград, Волгоградская область

Тема: Статья «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД»

Опубликовано: 06.12.2017 13:57

Получить свидетельство      Скачать материал


Все мы живём в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста- это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недопустимой для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребёнка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах,тем меньше будет происшествий на проезжей части.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принять участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.
Целью моей работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи:
1.Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
2.Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
3.Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
4.Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случаепопадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
5.Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
6.Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
7.Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировке в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств становится причиной дорожных происшествий. Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять в системе. Знания, сообщаемые детям, я постепенно усложняю, уточняю и дополняю. Дети лучше знают и запоминают правила движения и охотно их выполняют.
Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов ещё не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой является игра-занятие.Занятия,прогулки,экскурсии, наблюдения важно проводить с учётом возраста детей и окружающих условий.
Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приёмов.
Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения.
Работа по формированию у детейдошкольного возраста навыков безопасного поведения направлена на ознакомление с правилами поведения на улицах и дорогах посёлка, города. Правила дорожного движения — это строгий закон улиц и дорог, его нельзя нарушать. Если не соблюдать его, можно поплатиться своим здоровьем или жизнью.
Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения.
Во второй младшей группе знакомлю детей с различными видами транспорта: грузовыми и легковыми автомобилями. Ребята рассматривают иллюстрации с изображением машин, наблюдают за транспортом во время прогулок.
В этом возрасте знакомлю детей с сигналами светофора. При этом показываю значение сигналов светофора. Затем дети закрепляют полученные знания в играх «Красный, жёлтый, зелёный», «Собери машину», «Светофор». Дети с удовольствием играют в сюжетно – ролевую игру «Мы пешеходы». В свободное время можно предложить детям чтение художественной литературы: С. Михалкова «Светофор», «Зайка велосипедист», «Улица шумит».
В средней группе закрепляю у детей понятия «тротуар» и «проезжая часть» в игровых тренингах «Внимание, дорога», «Будь внимателен!» (отрабатываются навыки хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны). Из бесед дети узнают о пешеходном переходе, его назначении. Ребята находят его на иллюстрациях, в книгах, на макетах.
Дети 4–5 лет знакомятся с основными дорожными знаками (предупреждающими, запрещающими). Они знают об их назначении, умеют ориентироваться на них при движении на примере макета «Улица».
На фланелеграфе ребята самостоятельно создают различные ситуации, тем самым закрепляют свои знания (используют дорожные знаки, различные виды транспорта). Детей этого возраста знакомлю с новым художественными произведениями: Н. Носова «Автомобиль», П.Л.Дорохова «Заборчик вдоль тротуара» и т.п.
В старшем дошкольном возрасте в беседах дети знакомятся с предписывающими и информационно – указательными знаками, закрепляют свои знания в играх с макетом дороги «Страна дорожных знаков». Для закрепления полученных знаний, можно пригласить в группу сотрудника ГИБДД, который расскажет детям специфику своей работы и правила поведения в транспорте и на дороге (умение обратиться за помощью, назвать своё имя, фамилию, возраст, адрес). В этом возрасте провожу с детьми викторину «Умный пешеход». КВН «Знатоки правил дорожного движения». В этом возрасте дети очень любят играть в дидактические игры: «Умные знаки», «Какие бывают машины» и т.п. Для закрепления знаний о правилах пешеходов проводим конкурс детского рисунка:«Внимательный пешеход».
Непосредственная образовательная деятельность по данному разделу детей 5-6 лет: переходить улицу можно только на зелёный свет; по тротуару нужно идти с правой стороны; на щоссе ходи только по краю, предназначенному для пешеходов навстречу движению машин; телефон милиции; переходя дорогу, нужно посмотреть сначала налево, а дойдя до середины дороги, — направо.
Полученные знания дети закрепляют в сюжетно-ролевых играх: «ГИБДД», «Пешеходы», а так же в игровых тренингах на различные темы, например, «Если ты потерялся на улице», «Ты с мамой вошёл в автобус. Свободное место только одно. Как ты поступишь?» и т.д.
В работе с родителями использую анкеты с целью определения уровня знаний, умений по правилам дорожного движения, передаваемых родителями детям. По правилам дорожного движения мной проводятся индивидуальные беседы с родителями на темы: «Правила дорожного движения нужны и важны», «Дорога в детский сад. Опасна ли она?». Затем родителям можно предложить нарисовать вместе с детьми карту – план «Мой безопасный путь в детский сад».
Регулярно помещаю в родительский уголок информацию на темы: «Ребёнок и улица», «Как приобщить ребёнка к безопасному поведению на дороге», «Памятка для родителей по правилам дорожного движения». Провела родительское собрание на тему: «Дисциплина на улице – залог безопасности пешехода», с целью подготовки ребёнка к школе.
Заключение
Каждый из нас в любой момент может оказаться в любой опасной ситуации. Осторожность и бдительность нужны всегда и везде, даже в обыденной жизни, когда кажется, что тебе ничто не угрожает. Самая обычная обстановка может стать опасной, если не знать правил поведения на улице, дома, на природе и т.д.
Прочные, разносторонние знания по теме «Безопасность» обеспечиваются систематической работой в ДОУ по теме.
Проводимая работа направлена на развитие у детей самостоятельности, ответственности, способствует формированию умений наблюдать, регулировать свои поведенческие реакции, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки явлений окружающего мира.
Результатом этой работы является сформированность у детей представлений об основах личной безопасности. У ребят закрепляются прочные культурно – гигиенические навыки, они учатся заботиться о своём здоровье, бережно относиться к окружающей среде, соблюдать правила поведения на дорогах, природе, дома, получают элементарные знания по личной безопасности и способах их применения.
Данная работа — мой опыт — поможет педагогам дошкольных учреждений организовать эффективную работу по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector