проект «Если хочешь быть здоров…»

Автор: Шугурова Татьяна Петровна

Должность: Воспитатель

Учреждение: структурное подразделение «Детский сад №7 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Населенный пункт: г. Рузаевка, Республика Мордовия

Тема: проект «Если хочешь быть здоров…»

Опубликовано: 08.12.2017 09:48

Получить свидетельство      Скачать материал


Проект: «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ… ».
Тип проекта: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ
Подготовила: Шугурова Т.П.
Сроки реализации: сентябрь 2017 г. – май 2018 г.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители воспитанников.
Актуальность: Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования также стало сбережение и укрепление здоровья дошкольников, выбор образовательных технологий, соответствующих возраста, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье детей. Чтобы быть здоровым, нужно владеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении, где строится здоровье сберегающий педагогический процесс.
Здоровье детей — главное достояние нации, критерий духовного, политического и социально- экономического развития общества.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, обеспечивающим единство его физического, психического, духовно-нравственного и эстетического развития.
На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. На здоровье ребенка влияют многие факторы, одним из которых является среда, в которой он растет и развивается. Поэтому воспитание должно быть не изнеживающим, а закаливающим, тренирующим, повышающим активность растущего организма. Дошкольное образовательное учреждение имеет потенциальные возможности для формирования у детей здоровье сберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Усилия работников ДОУ направлены на оздоровление каждого ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Только физически развитые и практически здоровые дети достигают успехов и вершин познания мира.
Для реализации данного направления в педагогической деятельности разработан проект здоровье сберегающие технологии в работе с детьми младшей группы «Если хочешь быть здоров». Ведь только физически развитые и практически здоровые дети достигают успехов и вершин познания мира.
Вид проекта: информационно-творческий, коллективный.
Сроки реализации: 2016-2017 г.
Участники проектной деятельности: педагоги, дети старшей группы.
Ожидаемые результаты: 
• Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;
• Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года; изменение группы здоровья в благоприятную сторону) ;
• Совершенствование навыков самостоятельности;
• Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни
Цель проекта: становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Внедрение инновационных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в практику работы.
Задачи:
• изучение философской, научной, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме (изучить уровень разработанности проблемы внедрения здоровье сберегающих образовательных технологий в ДОУ);
• использование в работе с дошкольниками современных здоровье сберегающих технологий;
• повышение компетентности родителей в вопросах укрепления и сохранения физического и психического здоровья дошкольников.

Здоровье сберегающие образовательные технологии в группе -это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья малышей. Цель этих технологий — становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая  порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни,   но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.
Технологии сохранения  и стимулирования здоровья:
Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия. (Приложение №1)
Утренняя гимнастика. Комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм человека положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом. (Приложение№2)
Бодрящая  гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание. (Приложение №3)
Подвижные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате-малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. (Приложение №4)
Коррекционные технологии:
Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она  влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности), покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. При использовании музыки нужно помнить об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Используется в работе в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Широко применяется музыка для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изодеятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром и т.д.) Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Также музыка используется перед сном, чтобы помочь с трудно  засыпающим детям успокоиться и расслабиться. Когда дети ложатся в постель, включается спокойная, тихая, мелодичная, мягкая музыка.                                                        
Сказкотерапия  используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может читать или рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читаются, но и обсуждаются с детьми, т.к. в них есть много поучительного Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их с взрослыми.
Арттерапия-  это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления  душевного баланса малыша. В основе этого психологического метода  лежит как медицинская практика, так и разностороннее художественное творчество: рисование,  визуализация,  лепка, монотипия,  музыка,  аудиальное развитие,  литература и пр.
Изотерапия — лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. Рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к  здоровому образу жизни.                                                                                     
Этапы проекта
Первый этап: подготовительный
Разработка и проведение диагностики на выявление знаний о здоровье и здоровом образе жизни. Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.
Воспитатель:
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.
Сотрудничество с родителями:
Оформление буклетов для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы. Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно–образовательному процессу в ДОУ.
Консультации:
«Игры с ребенком 5-6 лет в домашних условиях»
«Формирование самостоятельности у детей»
« Роль родительских установок в развитии ребёнка» «Рекомендации в период адаптации». Буклеты: «Советы доктора Витаминкина», «Волшебный справочник добрых слов и выражений»
Второй этап: основной
План тематических занятий.
Тема «Витамины»
Беседа. «Таблетки растут на ветке».
Познакомить детей с понятием витамины. Закрепить знания об овощах и фруктах, об их значении в питании. Воспитывать у детей культуру еды, чувство меры. Развивать логическое мышление, внимание.
Д/и «Узнай и назови овощи». Закрепить знание названий овощей, учить узнавать их по описанию воспитателя; продолжать формировать представление о пользе овощей для здоровья
. Д/и «Угадай на вкус». Закреплять знания об овощах и фруктах, умение определять их по вкусу; закрепить представление о пользе фруктов для здоровья.
Д/и «Разложи на тарелках полезные продукты». Закрепить обобщающие понятия «овощи», фрукты, упражнять в умении их дифференцировать.
Подвижная игра «Мыши и кот».
Составление рассказов об овощах и фрукта. Учить описывать предмет; упражнять в классификации понятий «фрукты — овощи»; закреплять знания об овощах и фруктах и их пользе для здоровья.
Игра «Съедобное-несъедобное». Цель: развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса.
Арттерапия: подарок маме своими руками.
Пальчиковая гимнастика «Стираем платочки»
Тема «Здоровая пища».
Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания, еда должна быть не только вкусной, но и полезной. Уточнить знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья и хорошего настроения.
Беседа «Здоровые зубы». Учить детей осознанно относиться к своему здоровью, понимать необходимость заботы о зубах, помочь понять и запомнить важнейшие правила, соблюдение которых помогает сохранить здоровье зубов (не есть много сладкого; есть много овощей и фруктов; чистить зубы два раза в день).
Д/и «Разложи на тарелках полезные продукты». Закрепить обобщающие понятия «овощи», фрукты, упражнять в умении их дифференцировать.
П/и «Огуречик, огуречик».
Игры – этюды на произведения:Г.Лазгдынь «Куклу кормили?»,О.Дриз «Ну и каша!»,
Э.Мошковская «Маша и каша»,С.Капутикян «Кто скорее допьет?»,Г.Лагздынь «Просто объеденье!», И.Токмакова «Ай да суп!»
СРИ «В гостях у матрешки», «Магазин».
Изотерапия «Расписные чашки».
Пальчиковая гимнастика «Прятки»
Тема «Основы безопасной жизнедеятельности»
Беседа «Как избежать неприятностей»
Учить детей беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасных ситуаций дома и на природе. Обучать правилам поведения в экстремальных ситуациях.
Ежедневные прогулки. Прогулки с пользой для здоровья.
Зарядка.
Спортивные и подвижные игры.
Воздушные и солнечные ванны.
Беседа : «Закаливание детей летом»
Спортивные развлечения
Беседа : «Питание ребенка летом»
Закаливающие процедуры.
Беседа: «Профилактика энтеровирусной инфекции»
Организация игровой трудовой деятельности
Закаливающие процедуры
Воздушные и солнечные ванны
Тема «Как можно играть в игрушки»
Беседа «Безопасность в группе». Рассмотреть с детьми различные ситуации, обсудить, какие места в группе и предметы могут стать опасными при условии нарушения дисциплины. Формировать у детей основы культуры безопасности.
Д/и «У нас порядок». Формировать знания о том, что для удобства и безопасности все предметы нужно убирать на место; закреплять представление о правилах безопасного поведения быту; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок в доме.
Пальчиковая гимнастика «Кто живет в моей квартире.
Изотерапия: «Моя ладошка»
Сказкотерапия: русские народные сказки
Подвижная игра «Пузырь»
Тема «Личные вещи».
Беседа: «Твой носовой платок». Учить детей основным приемам ухода за больным человеком; формировать чуткое и внимательное отношение к заболевшему; научить правильно, пользоваться носовым платком, знать его назначение.
Сюжетно-ролевые игра: больница
Д/и «Уложим куклу спать».
Цели: закрепить названия постельного белья и принадлежностей; уточнить последовательность раздевания и развешивания одежды; закрепить представление о том, что сон полезен для здоровья.
Д/и «Покажем мишке, как надо одеваться, чтобы не простудиться».
Цели: закрепить названия зимней одежды и порядок одевания; формировать представление о необходимости заботиться своем здоровье
Сказкотерапия. Потешки «Уж я косу заплету», «Где мой пальчик?», «Мне уже четыре года» (фольклор) «Завяжу потуже шарф», мордовские народные сказки.
Арттерапия: лепка «Калач»
Подвижная игра«Зайка беленький сидит»
Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Тема «Гигиена тела».
Беседа «Умывание каждый день».
Закреплять навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и их назначении. Развивать наблюдательность, любознательность, познавать свойства воды. Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным, уважительно относиться к своему телу
Д/и «Чистота и здоровье». Закреплять представления о необходимости соблюдать правила гигиены.
Д/и «Правила гигиены». Закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причесывание, купание), учить показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу
Подвижная игра «Поезд»
Сказкотерапия К. Чуковский «Федорино горе», А.Барто «Девочка чумазая», потешки «Водичка, водичка, умой мое личико»,Вадим Коростылев «Королева Зубная щетка»;
Арттерапия: рисуем с помощью поролона «Листопад».
Пальчиковая гимнастика «Грибы».
Тема «Наше тело»
Беседа «Как устроено тело».
Ознакомить детей с тем, как устроено тело человека. Учить детей понимать значение отдельных частей своего тела: руки, ноги, голова, туловище. Объяснить детям, что с детства нужно заботиться о своем здоровье, знать свое тело, научить заботиться о нем.
Д/и «Кто что умеет делать», «Что делает девочка», «Зеркало». Закрепить знания о частях тела и их роли для человека; формировать внимание, умение быстро и правильно отвечать на вопросы.
Д/и «Собери Машеньку», «Что есть у куклы?». Учить называть часть тела; формировать представление о том, для чего служит каждая часть тела.
СРИ «Салон красоты». Способствовать совершенствованию умения детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые роли. Закреплять навыки ухода за волосами.
Подвижная игра «Снег идет» Пальчиковая гимнастика «Зима»
Изотерапия «Снежинки»;
Сказкотерапия:стихи, потешки, загадки по теме «Что я знаю о себе»,русская народная сказка «Про непослушные ручки и ножки», А. Барто «Я расту».
Тема «Мое здоровье»
Беседа «Если ты заболел».Учить детей проявлять заботливое отношение к своим близким. Дать детям представление о диагностике, умении определить больные места, сознательно прислушиваться к своему организму, оказывать элементарную первую медицинскую помощь. Проявлять инициативу каждому ребенку.
СРИ «Как мы лечим куклу Таню», «Больница».
Д/и «Оденем куклу на прогулку».
Цели: закрепить названия зимней одежды; уточнить порядок одевания.
Д/и «Если кто-то заболел».
Цели: закреплять знания о профессиях врача и медсестры; закрепить знание о том, что при серьезной травме необходимо вызвать врача скорой помощи, позвонив по номеру «03»; упражнять в вызове врача и умении
Сказкотерапия:К. Чуковский «Доктор Айболит»
Подвижная игра «Снежинки и ветер».
Цель: Развивать координацию движений.
Изотерапия: «Снеговик»
Тема «Кто нас лечит»
Беседа. «Знакомство детей с профессиями врача и медицинской сестры». Воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада. Развивать у детей наблюдательность. Учить детей полно отвечать на вопросы, находить как можно больше слов.
Игровая ситуация «Айболит в гостях у детей».
Д/и «Расскажем мишке и кукле, как нам измеряли рост». Закрепить знания о частях тела человека; формировать адекватное отношение к посещению медицинского кабинета; закреплять навыки рассказывания.
Д/и «Кому что нужно». Закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.
Чтение книги «Азбука здоровья», В. Суслов «Про Юру и физкультуру», Формировать представления о составляющих здорового образа жизни, о значении физических упражнений, важности для здоровья сна.
СРИ «Аптека», «Больница».
Арттерапия: подарок папе своими руками
Подвижная игра «Самолеты»
Пальчиковая гимнастика «Пять братцев»

Беседа: «внешность человека может быть обманчива».
Цель: Объяснить ребенку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его доброе намерение.
Рассматривание иллюстраций по ОБЖ Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»Сказкотерапия «Страна Кувыркандия, «Волк и козлята», «Три поросенка».
Подвижная игра «Гуси»
Пальчиковая гимнастика «Сорока»
Игра «Кто у нас хороший?» Цель:Помочь детям преодолеть застенчивость.
Арттерапия «Веночек для куклы»
Изотерапия «Весенние цветы»

Заключение
Таким образом,  здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с детьми,  позволяют своевременно скорректировать имеющиеся нарушения  речи у ребенка и в дальнейшем  оказывают существенное влияние на качество школьного обучения.
Процесс формирования речи осуществляется на основе междисциплинарного подхода, который позволяет в комплексе решать логопедические и психологические вопросы развития речи детей.  Данные методы и приемы здоровьесберегающих технологий помогают детям преодолеть имеющиеся нарушения речи,  чтобы они  хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар!    
И важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем. Это важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.
Список использованной литературы
«Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду» В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой и др.– С-Пб, 2002 г Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4 -7 лет.- Волгоград:  Учитель,2008. 
Арсеневская О.Н.  Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2009
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. – 2000г
Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод.пособие.- М.:     Т.Ц. Сфера, 2005                                
Галанов А.С. «Оздоровительные игры для дошкольников» С-пб. Речь 2007.
Горбатенко О.Ф.,  Кадраильская Т.А.,  Попова Г.П.   Физкультурно-оздоровительная работа. —  Волгоград: Учитель, 2007 
Глазырина Л.Д. «Физическая культура дошкольникам».–Москва «Владос», 2004
Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников.- Волгоград: Учитель,  2009 Крылова Н.И.  Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2008.КовалькоВ.И. Здоровьесберегающие технологии. Издательство «ВАКО», 2004.
Маханева М.Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5
Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2010 .                                                            
Павлова М.А., Лысогорская  М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ. — Волгоград: Учитель, 2009

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector