Роль педагога в организации психолого-педагогических условий, обеспечивающих создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды.

Автор: Котовская Ольга Николаевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МАДОУ «Синеглазка»

Населенный пункт: ЯНАО город Ноябрьск

Тема: Роль педагога в организации психолого-педагогических условий, обеспечивающих создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды.

Опубликовано: 12.12.2017 17:24

Получить свидетельство      Скачать материал


Роль педагога в организации психолого-педагогических условий, обеспечивающих создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды.
Подготовила воспитатель
МАДОУ «Синеглазка»
Котовская О.Н.
    Эмоционально комфортная для ребенка образовательная среда – совокупность педагогических условий, обеспечивающих эмоциональную поддержку и стабилизацию эмоционально комфортной атмосферы в группе, создающих соответствующий эмоциональный настрой, разнообразно активизирующих развитие эмоциональной сферы детей и способствующих овладению навыками эмоциональной регуляции. Она включает в себя следующие компоненты:
    Первый  компонентом является взаимодействие педагога с   детьми, основанное на личностно-ориентированном  и деятельностном подходах,  не менее значимым фактором является эмоционально-личностные особенности педагога.  Своим примером воспитатель должен транслировать детям образцы доброго внимательного отношения к окружающим, поддерживать и поощрять положительные поступки детей. Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям  призвано создавать  положительный настрой на дальнейшее взаимодействие.
    Следующим основным компонентом эмоционально-комфортной среды является оформление интерьера группового помещения (благоприятное цветовое оформление, удобная мебель, комфортный температурный режим, пространственное решение группы и  т. д. ) Хочется подробно остановиться на формировании пространственной структуры групп, цель которой обеспечить эмоциональный комфорт детей, это наличие специально-организованных зон, среди которых: зона двигательной активности, «Я — пространство»  (Уголок уединения); Сухой бассейн, песочница;  «Уголок настроения» и т. д.
    Одно из направлений развития  эмоциональной  сферы ребенка — организации работы в так называемых «уголках настроения». При их оформлении я ориентируюсь, в первую очередь, на возраст ребенка, его жизненный опыт. В группах раннего возраста при выборе эмоциональных образов, лучше находить близкие и знакомые им сказочные персонажи с ярко выраженным проявлением какой-либо эмоции. При оформлении  «уголков настроения» необходимо уделить особое внимание и подбору цветовой гаммы, поскольку цвет и настроение взаимосвязаны. Так, в изображении эмоций радости, удовольствия, счастья можно использовать гамму желтого, оранжевого, розового цвета, спокойствия — синий и зеленые тона,  а страх и тревогу изобразить   фиолетовым  или черным  цветом.  Жизненный опыт ребенка  не всегда позволяет ему понять выражение той или иной эмоции у представленных сказочных героев, цвет же поможет почувствовать  ее.
 Стабильность окружающей среды, способствующая  устойчивому чувству безопасности и эмоциональному  комфорту, является третьим компонентом в структуре эмоционально-развивающей среды. Это в первую очередь режим, определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и правильное питание, выполнение правил личной гигиены, обеспечение полноценной физической нагрузки.
Эмоционально — активизирующая совместная деятельность воспитателя с детьми — заключительная составляющая эмоционально-развивающей среды, она  включает в себя в первую очередь разные виды игр и упражнений, направленных на эмоциональное развитие дошкольника:
— Игры, способствующие благоприятной адаптации ребенка к условиям ДОУ;
— Игры, направленные на сближение детей друг с другом и с воспитателем;
— Игры с песком и водой;
— Игры-ситуации, активизирующие общение;
— Игры, направленные на развитие психической устойчивости;
— Эмоциональные паузы;
— Физические упражнения, направленные на стабилизацию эмоционального состояния;
— Игры, активизирующие познавательные и творческие способности детей.
   Для регуляции эмоционального состояния  я также  использую ритм, ритмические упражнения, стишки, потешки, детские песенки. Ритм  выступает  как фон, организующий и собирающий ребенка.
   Развитию эмоционального комфортной образовательной среды для детей способствуют занятия по психогимнастике. Психогимнастика, по мнению Е.А. Алябьевой, М.И. Чистяковой, представляет собой специальные занятия (этюды, игры, упражнения), направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы).
   Работа с педагогическим коллективом выстроена нами так, что каждый из компонентов эмоционально-комфортной образовательной среды освещается с помощью целого ряда мероприятий. Так например, с целью оптимизации взаимодействия педагога с детьми реализованы:
 — Семинары-практикумы «Эффективные техники общения с ребенком» и «Эмоциональное благополучие педагога как условие положительного эмоционального состояния детей»;
— Консультации « Эмоциональное развитие детей» и «Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе»
— Разработала текстовые рекомендации в виде памяток по сериям: «Создание условий психологического комфорта в группе» и «Способы эффективного общения с детьми».
Для обогащения арсенала педагогов средствами, обеспечивающими эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды, созданы и распространены картотеки игр и упражнений  на каждый возрастной период.
Подводя итоги, отметим следующее. С учётом времени, проводимого ребенком в детском дошкольном учреждении, становится очевидным тот факт, что переживания радости, побуждение позитивных эмоций для детей должно стать одним из доминантных направлений в организации жизнедеятельности ДОУ. Кроме того, создавая эмоционально-развивающую среду в группе, я заметила, что эмоциональный мир ребёнка становится богаче и разнообразнее.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector