Как развивать у детей дошкольного возраста интерес к математике через взаимодействие с объектами окружающего мира.

Автор: Мухаметзянова Гузалия Фидаиловна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ Детский сад №13

Населенный пункт: г.Уфа

Тема: Как развивать у детей дошкольного возраста интерес к математике через взаимодействие с объектами окружающего мира.

Опубликовано: 13.12.2017 18:34

Получить свидетельство      Скачать материал


Как развивать у детей дошкольного возраста интерес к математике через взаимодействие с объектами окружающего мира.
На сегодняшний день в соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», а также с принятием Федерального государственного образовательного стандарта, большое внимание уделяется формированию экологической культуры, элементарным правилам нравственного поведения в мире природы и людей, а также нормам здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
В связи с этим на занятиях ФЭМП большое внимание уделяется теме окружающий мир.
Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.
Математическое развитие детей — значимый компонент формирования «целостной картины мира» ребенка, где одной из главных задач является – развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте, и поэтому обучение дошкольников началам математики отводиться важное место в программах дошкольного образования. «Формирование элементарных математических представлений» является одним из компонентов образовательной области «Познания» Приобщение к этой области познания в игровой и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
Математика нужна детям для ежедневной ориентировки в окружающем мире. Поэтому математика должна быть представлена в разнообразных видах деятельности. Познание окружающего мира через взаимосвязь разных явлений, отношений является наиболее интересным и полезным для детей. Организуя процесс обучения дошкольников математике, необходимо учитывать, что дети каждый день неоднократно встречаются с математическими отношениями, и почти все математические представления, которые получают дети дошкольного возраста, имеют практическое применение. Поэтому математические представления необходимо формировать ежедневно, каждый раз обращая внимание детей на новые математические отношения и побуждая их использовать имеющиеся знания. В дошкольных учреждениях формирование математических представлений должно осуществляться так, чтобы дети видели, что математические понятия отражают связи и отношения, свойственные предметам окружающего мира.
Развитию у детей интереса к математике способствует – игра, одна из самых привлекательных для детей деятельность.
Назову несколько экологических игр, которые оказывают значительную помощь в развитии логико-математического мышления.
. Игра «Большой маленький». Детям предлагаются картины связанные с природой.(Муха и слон, дерево и кустарник, ) Дети должны сравнить эти предметы. И выяснить какой из этих предметов больше какой меньше.
Игра «1 и много?». Также детям предлагаются картинки . Дети сравнивают. Дети отвечают на вопросы, находят ответы и показывают картинку с правильным ответом
«На что похоже?» дети сравнивают геометрические фигуры с предметами которые им предложены
«Ромашки» Воспитатель предлагает детям собрать красивые цветы. На столах раскладывает серединки цветов, карточки-лепестки раздаются детям. По сигналу дети должны найти нужную серединку и собрать цветок. Побеждает та команда, которая правильно и быстро соберет свою ромашку.
И многое другое.
Для осуществления эффективного математического развития ребенка наряду с организованными формами обучения детей (специальные занятия), необходимо продумать и организацию самостоятельной и совместной деятельности детей.
Обязательным условием развития познавательного интереса к математике является предметно-развивающая среда в группе, где возможно одновременное включение в активную познава​тельно-творческую деятельность всех детей группы, и только в том случае, если обстановка группы рационально организованна в пространстве и времени, насыщенна разнообразными предметами и игровыми материалами, то есть развивала бы посредством своего наполнения.
Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок иг​рает, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собст​венному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.
Формирование ЭМП у воспитанников проводится не только путем целенаправленного обучения в ходе НОД, но и в игровой форме, в повседневной жизни детей: на прогулке, во время дежурств, в играх (дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых). При этом задача педагога состоит в том, чтобы воспитанники понимали, что математические знания, которые они приобрели в ходе НОД, нужны им в повседневной жизни, чтобы они научились ими пользоваться. Это способствует дальнейшему развитию интереса дошкольников к математике и расширению полученных знаний.
Во время прогулки дошкольникам будет интересно измерить расстояние между деревьями. Детям можно предложить разглядеть опавшие листья. Сравнить и уточнить узкий или широкий лист, предложить собрать букеты из листьев и сосчитать в каком букете больше листьев. Предложить дидактическую игру «Чем похожи  и чем отличаются?». Обратить внимание на толстые и тонкие стволы деревьев. Предложить , обхватив их руками, определить , какие из них толще. Предложить рассмотреть высокие и низкие деревья, толстые и тонкие сучья, низкие и высокие кустарники.
Знакомство с окружающим миром и развитие речи также много дают детям в плане математического развития. Например, дети более точно ведут календарь природы, пользуясь знаниями о месяцах, днях недели.
Как мы уже сказали Развитию у детей интереса к математике через взаимодействие с объектами окружающего мира способствует – игра, одна из самых привлекательных для детей деятельность.
Для этого в группе для детей создан уголок «Юные математики», оснащенный играми, пособиями и материалами (в уголке находиться разнообразный занимательный материал: настольно-печатные игры, игры для логического мышления, игровые комплекты, которые развивают мысль, побуждают детей к игровым умственным действиям. 
Кроме этого, в группе созданы специальные альбомы и картотеки занимательной математики — «Сложи квадрат», «Найди пару», «Собери бусы», «Широкое – узкое»,
Также родители изготовили своими руками дидактические игры по математике, которые очень нравятся детям. И дети с удовольствием играют.
Таким образом. Непрерывное экологическое образование способствует не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживание всему живому, а также способствует формированию элементарных математических представлений  у детей в интересной и разнообразной форме, с учётом их индивидуальных особенностей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector